Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2023 г. N 03-07-07/5018
Вопрос: Между Перевозчиком (далее - Перевозчик, Заказчик) и Исполнителем заключен договор на оказание услуг по информационно-технологическому взаимодействию между участниками расчетов при пополнении носителей проездными билетами, с возможностью получения оплаты за проездные билеты от физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Договор).
Согласно условиям Договора в перечень услуг Исполнителя входит оказание услуг по пополнению носителей проездными билетами с использованием информационной системы Заказчика, а именно совокупность действий по приему, получению перевода денежных средств, перечисленных Клиентом (физическим или юридическим лицом) в счет оплаты проездных билетов Заказчика, перечислению денежных средств Клиента в пользу Заказчика в счет оплаты проездного билета, а также осуществление информационно-технологического взаимодействия с информационной системой Заказчика с передачей информации об оплаченных Клиентом проездных билетах Заказчику.
Услуги оказываются Исполнителем с использованием устройств самообслуживания, web-ресурсов и мобильных приложений Исполнителя и (или) соисполнителей (далее - Инфраструктура оказания услуг).
Информационно-технологическое взаимодействие с информационной системой Заказчика осуществляется Исполнителем с использованием программно-аппаратного комплекса Исполнителя, обеспечивающего информационно-технологическое взаимодействие между участниками расчетов (Исполнитель, Заказчик, соисполнители, Клиенты, а также другие участвующие в расчетах лица).
Исполнитель не является кредитной организацией и не имеет статуса банковского платежного агента. Перевод денежных средств Клиента осуществляется с текущего и (или) расчетного счета Клиента или без открытия счета на основании распоряжения Клиента, данного оператору электронных денежных средств, в адрес Исполнителя в счет оплаты проездных билетов Заказчика с использованием Инфраструктуры оказания услуг. Исполнитель осуществляет перечисление Заказчику денежных средств, полученных от Клиентов, оплативших проездные билеты, за каждый расчетный период в полном объеме единой суммой на расчетный счет Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за соответствующим расчетным периодом.
В целях надлежащего учета хозяйственных операций для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Подлежат ли услуги по информационно-технологическому взаимодействию между участниками расчетов при пополнении носителей проездными билетами, оказываемые Исполнителем с использованием информационно-технологических систем Заказчика и Исполнителя, освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость по подпункту 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации?
2. Могут ли Исполнитель, не являющийся кредитной организацией и не имеющий статус банковского платежного агента, Заказчик по Договору и Клиенты, приобретающие проездные билеты с использованием Инфраструктуры оказания услуг Исполнителя, быть признаны участниками расчетов для целей применения подпункта 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: В связи с обращением о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг по информационно-технологическому взаимодействию между участниками расчетов при пополнении носителей проездными билетами с возможностью получения оплаты за проездные билеты от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, оказываемых индивидуальным предпринимателем на основании договора оказания услуг, заключенного с заказчиком, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение экспертизы указанного договора оказания услуг.
В то же время на основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с вышеуказанным подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса# от налога на добавленную стоимость освобождаются операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами. К таким операциям относятся прием электронных платежных документов, сформированных плательщиками, проверка целостности таких документов, их маршрутизация на оплату в соответствующий расчетный банк, прием ответов расчетных банков о проведении или отказе в проведении платежей, направление получателям платежей информации о результатах проведения платежей.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2023 г. N 03-07-07/5018
Опубликование:
-