Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства образования
от 19.06.2024 N пр.23а-757
Методические рекомендации
по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания организационно-методического содействия в осуществлении разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
общеобразовательная организация (далее - ОО) - государственная (муниципальная) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам;
программа развития ОО - документ, разработка и утверждение которого по согласованию с учредителем относится к компетенции ОО, ответственность за реализацию которого несет руководитель ОО;
школьная команда - коллектив педагогических работников и управленческих кадров, объединенных общими профессиональными ценностями, целями стратегического развития ОО в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики;
образовательный суверенитет - элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждому обучающемуся и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в своей стране, а также на достижение конкурентного преимущества России в образовании и науке;
единое образовательное пространство - обеспечение равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса, доходов родителей (законных представителей), состояния здоровья и иных особенностей.
3. Программа развития ОО в настоящих Методических рекомендациях рассматривается как вклад школьной команды в укрепление единого образовательного пространства на территории Приморского края и обеспечение образовательного суверенитета Российской Федерации.
4. Настоящие Методические рекомендации адресованы:
- ОО;
- органам местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющим управление в сфере образования и полномочия учредителя в отношении муниципальных ОО.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении подведомственных им ОО, и такими организациями, а также негосударственными ОО и их учредителями.
5. Применение настоящих Методических рекомендаций осуществляется, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики, и не является требованием, подлежащим проверке органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
II. Программа развития ОО
6. Программа развития ОО является документом, определяющим стратегию ее развития, в том числе основные цели, задачи, приоритеты ОО, основные механизмы и направления деятельности по их реализации.
7. Программа развития ОО направлена на совершенствование основной и организационно-хозяйственной деятельности, на укрепление и модернизацию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, на профессиональный рост педагогических работников и управленческих кадров в целях повышения качества образования и удовлетворенности участников образовательных отношений условиями, создаваемыми в ОО.
8. Программа развития ОО, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) или долгосрочный (более шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия.
К моменту истечения срока действия программы развития разрабатывается программа развития на следующий период. В программу развития на новый период целесообразно включать краткий анализ реализации программы развития за предыдущий период (предыдущие периоды).
Внесение изменений в программу развития осуществляется по мере необходимости: к примеру, для приведения в соответствие с изменениями в законодательстве, по результатам анализа хода реализации программы развития и т.д.
Работу по выявлению необходимости (отсутствия необходимости) внесения изменений в программу развития рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в год.
В случае реорганизации ОО программы развития ОО, продолжающих осуществление деятельности после реорганизации, разрабатываются (корректируются) с учетом программ развития всех ОО, участвующих в реорганизации.
9. Основные характеристики программы развития ОО:
- законность (безусловное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
- актуальность (нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед ОО, - одним из инструментов определения такого рода задач является самодиагностика в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России");
- прогностичность (ориентация на решение задач системы образования, прогнозируемых в рамках социально-экономического развития Российской Федерации, Приморского края, муниципального образования);
- проблемноориентированность (рассмотрение текущего состояния и развития ОО в качестве проблемной области, требующей описания проблем и разработки алгоритмов их решения);
- эффективность (максимально возможные результаты и рациональное использование ресурсов);
- целостность (наличие системного образа ОО и осуществляемой ею деятельности, его отображение в комплексе направлений развития);
- реализуемость (соответствие планируемых действий и результатов имеющимся и прогнозируемым ресурсам и возможностям);
- включенность (учет потребностей и интересов всех участников образовательных отношений);
- проектность (разработка и реализация программы развития как комплекса действий для реализации проекта (проектов), каждый из которых ограничен сроками, бюджетом и краткосрочными целями);
- контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей, регулярная проверка их выполнения, оперативная корректировка программы в случае выявления такой необходимости);
- комфортность (качество и лаконичность оформления, обеспечивающие визуальное и смысловое единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств).
10. Примерная структура программы развития ОО:
10.1. Титульный лист (полное наименование ОО в соответствии с ее уставом, период реализации программы развития, отметки о согласовании и утверждении программы развития).
10.2. Паспорт программы развития (документы, послужившие основанием для разработки программы, цель (цели) программы, комплексные задачи программы развития, планируемые результаты реализации программы, сведения о разработчиках программы, период реализации программы, этапы реализации программы, порядок финансирования программы, контроль реализации).
10.3. Информационная справка об ОО:
- основные сведения (полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения ОО, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта ОО в сети "Интернет", др.);
- сведения об обучающихся (количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др.);
- краткая характеристика организационно-педагогических условий (структура ОО, сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др.);
- сведения о режиме деятельности (количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др.);
- сведения о работниках (общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников ОО по каждой категории), иные особенности коллектива, др.);
- краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров (наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др.);
- краткое описание достижений ОО за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение.
10.4. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния ОО (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России"):
- результаты самодиагностики и их анализ, в том числе сравнительный;
- описание дефицитов ОО с указанием возможных причин их возникновения, внутренних и внешних факторов влияния на развитие ОО;
- анализ состояния и текущего развития ОО (текущее состояние и планируемый результат);
- результаты проблемно ориентированного анализа (оценка актуального состояния внутреннего потенциала (сильные и слабые стороны), оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов (возможности, риски).
10.5. Основные направления развития ОО (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России"):
- возможные управленческие действия, направленные на совершенствование деятельности;
- управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
10.6. Ожидаемые результаты реализации программы, в том числе конкретные и измеряемые изменения, которые прогнозируются в результате реализации программы развития.
10.7. Механизмы реализации программы, в том числе описание требуемых ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых и т.д.) и источников их пополнения.
10.8. Критерии и показатели оценки реализации программы (задачи, качественные и (или) количественные характеристики планируемых результатов, их решения).
10.9. "Дорожная карта" реализации программы (перечень основных мероприятий с указанием сроков реализации, планируемых результатов, необходимых ресурсов, основных ответственных за реализацию).
10.10. Механизмы управленческого, общественного и иного контроля за ходом реализации программы развития, в том числе тематический, целевой (например, периодическое обсуждение на заседании педагогического совета, управляющего совета, в том числе с участием представителей обучающихся, родительской общественности, сетевых партнеров, учредителя).
10.11. Архитектурные решения ОО (описание оформления образовательного пространства ОО в соответствии с концепцией школьных образовательных пространств согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756).
10.12. Приложения: дизайн проект обновленной образовательной среды в соответствии с концепцией школьных образовательных пространств согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756 (схема, визуальное представление, презентация).
11. Пример структурного оформления программы развития ОО приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Рекомендации ОО
12. При разработке проекта программы развития ОО необходимо:
- ориентироваться на цели и задачи государственной политики в сфере образования, как федеральной (указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения", от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года", постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), от 31 марта 2022 г. N 678-р (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года), от 24 июня 2022 г. N 1688-р (Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года) и т.д.), так и региональной (Постановление администрации Приморского края от 16.12.2019 г. N 848-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края", приказ министерства образования Приморского края от 23.06.2022 N 663-а "Об утверждении Концепции кластерной политики в системе образования Приморского края на 2022-2024 годы");
- основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной ОО;
- использовать инструменты проекта "Школа Минпросвещения России", но не ограничиваться ими;
- привлекать к разработке программы развития всю управленческую команду и педагогический состав, учитывать мнение обучающихся и родительской общественности, партнерских организаций (в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3, пунктом 17 части 1 статьи 34, пунктом 7 части 3 статьи 44, пунктами 9 и 10 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом);
- привлекать учредителя ОО к разработке проекта программы с первых этапов;
- в случае необходимости привлечения к разработке программы развития сторонних специалистов (организаций), в том числе на возмездной основе, избегать случаев устранения (самоустранения) школьной команды от разработки (результаты деятельности сторонних специалистов (организаций) могут рассматриваться как основа либо как часть работы по разработке программы развития, которые подлежат последующему анализу, конструктивной критике и доработке со стороны школьной команды при непосредственном участии руководителя ОО).
13. Рекомендуемый алгоритм разработки программы:
- формирование актива школьной команды, организация его работы;
- проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов;
- подготовка проекта программы развития;
- общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.);
- утверждение программы развития по согласованию с учредителем ОО согласно порядка согласования программ развития ОО на территории муниципальных образований Приморского края (далее - Порядок) (Приложение 2).
- доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте ОО и при необходимости в иных информационных ресурсах (к примеру, в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" предполагается размещение утвержденных программ развития в цифровом конструкторе программ развития ОО).
14. Состав актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий).
Руководитель ОО включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива.
Включение других работников ОО в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде, готовых к освоению новых компетенций (в том числе в процессе новой работы).
Важным является привлечение к участию в разработке программы развития представителей всех структурных подразделений и (или) всех видов (уровней, направленностей) реализуемых ОО образовательных программ.
Привлечение представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров рекомендуется осуществлять с первых этапов разработки проекта программы развития.
Факт определения состава актива, в том числе его формализации в виде комиссии, рабочей группы и т.п., не означает отстранение от разработки проекта программы развития других работников ОО - в том или ином объеме важно привлечение к данной работе каждого члена коллектива.
15. Разработку проекта программы развития целесообразно организовывать в проектной форме, четко распределяя среди актива школьной команды полномочия (роли), образовывая при необходимости рабочие (проектные) группы (в состав таких групп могут включаться как члены актива, так и другие представители школьной команды), устанавливая четкие сроки, ответственных и ожидаемые результаты, осуществляя постоянный контроль выполнения.
Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие как управляющие кадры, так и педагогические работники: для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки.
16. Рекомендуется проводить общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития всем коллективом школы, родительской общественностью, обучающимися, сетевыми партнерами в формате делового откровенного диалога в целях выявления возможных ошибок, неучета тех или иных факторов, не обнаруженных ранее зон развития и т.п., что позволит повысить качество программы развития, эффективность работы по ее разработке, результативность ее реализации.
17. После прохождения этапа общественно-профессионального обсуждения и согласования согласно Порядка (соответствующей доработки проекта программы развития при необходимости), программа развития утверждается ОО (орган управления ОО, полномочный утверждать программу развития, определяется в соответствии с ее уставом) по согласованию с учредителем.
18. Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития ОО, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.
Мониторинг хода реализации программы развития ОО может подразумевать регулярную работу администрации по анализу достижения (недостижения) планируемых результатов в установленный срок, наличия (отсутствия) ожидаемых эффектов от реализуемых мероприятий, необходимости (отсутствия необходимости) корректировки организационной деятельности, на основе получения обратной связи от участников образовательных отношений, сетевых партнеров, заинтересованной общественности и т.д.
IV. Рекомендации учредителям ОО
19. Основные рекомендации учредителям ОО (муниципальным) органам, осуществляющим полномочия учредителя в отношении (муниципальных) ОО:
- осуществлять консультирование представителей управленческих команд подведомственных ОО по вопросам разработки, согласования и утверждения программ их развития;
- направлять своего представителя для участия в работе школьной команды по разработке программы развития с первых этапов разработки;
- мотивировать руководителей ОО на непосредственное участие в разработке программ развития ОО, том числе руководство работой всей школьной команды по разработке программы;
- придерживаться единообразного подхода к вопросу организации согласования программ развития для всех подведомственных ОО согласно Порядка;
- при организации согласования программ развития подведомственных организаций использовать возможности проекта "Школа Минпросвещения России", в том числе поддерживать коммуникацию с региональным ответственным за реализацию проекта - государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования";
- вести систематизированный учет программ развития подведомственных ОО, в том числе в целях контроля истечения срока их действия.
20. Учредителем может организовываться процедура публичных (со свободным или ограниченным доступом участников, в том числе руководителей (иных представителей) всех или максимально возможного количества подведомственных ОО) защит проектов программ развития подведомственных ОО, отчетов (итоговых, промежуточных) о реализации программ развития ОО, в том числе при проведении аттестации руководителей ОО, кандидатов на должности руководителей ОО.
V. Министерству образования Приморского края
21. По запросу учредителя (руководителя ОО для краевых ОО) в целях единообразного подхода к вопросу организации согласования программ развития для всех ОО осуществлять согласование программ развития согласно Порядка.
VI. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования"
22. В целях организации работы с программами развития ОО рекомендуется:
- осуществлять организационно-методическое сопровождение ОО и их учредителей, в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России";
- обеспечивать обучение (инструктаж и т.п.) представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляющих полномочия учредителя в отношении муниципальных ОО, управленческих кадров ОО по вопросам разработки, согласования и утверждения программ развития ОО, в том числе в целях содействия единообразному подходу к разработке и утверждению ОО программ развития по согласованию с учредителями;
создавать условия регионального и межмуниципального взаимодействия, в том числе по вопросам выявления и распространения успешных практик организации разработки, согласования и утверждения программ развития ОО (трансляция опыта, обсуждение возникающих вопросов и затруднений, др.);
- осуществлять экспертизу программ развития согласно Порядка.
VII. Заключительные положения
23. Проект "Школа Минпросвещения России", в том числе критерии и показатели, определенные им, являются полезными целевыми ориентирами для любой ОО, вне зависимости от ее участия или неучастия в реализации проекта.
Проведение самодиагностики по магистральным направлениям ("Знание", "Здоровье", "Творчество", "Воспитание", "Творчество") и ключевым условиям ("Учитель. Школьная команда", "Образовательная среда", "Школьный климат") проекта, соответствующая кластеризация программы развития по направлениям и условиям способствуют обеспечению единообразия подходов к организации работы по разработке, согласованию и утверждению программ развития, призваны помочь в системном видении ОО своих затруднений и перспектив, в комплексном подходе к организации работы по развитию ее деятельности.
24. При разработке и реализации программ развития ОО необходимо избегать формализма, необъективности тех или иных данных, некомпетентности.
Программы развития ОО - стержневые стратегические документы, обеспечивающие направленность деятельности ОО на повышение качества образования и удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.