Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2024 г. N 33-КГ24-3-К3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2024 г. кассационную жалобу Забродиной Надежды Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 г.
по делу N 2-1568/2022 Кировского городского суда Ленинградской области по иску Забродиной Надежды Михайловны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Ленинградской области об обязании засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время обучения, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения представителя Забродиной Н.М. адвоката Оганесяна А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности Горшкова И.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Забродина Н.М. 13 мая 2022 г. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Ленинградской области (далее - ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области) и с учётом уточнения исковых требований просила засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с момента обращения.
В обоснование заявленных требований Забродина Н.М. указала, что с 1 ноября 1999 г. по 10 мая 2020 г. проходила службу в органах внутренних дел, последняя занимаемая ею должность - оперативный дежурный дежурной части 112 отделения полиции ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области.
Приказом начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 9 апреля 2020 г. с Забродиной Н.М. расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел с 10 мая 2020 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Стаж её службы в органах внутренних дел составил 22 года 5 месяцев 2 дня. Забродиной Н.М. в выслугу лет для назначения пенсии было включено время её обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы.
С 12 мая 2021 г. Забродина Н.М. была повторно принята на службу в органы внутренних дел и назначена на должность оперативного дежурного дежурной части 112 отделения полиции ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области временно на период отпуска по уходу за ребёнком другого сотрудника.
Приказом временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 10 февраля 2022 г. с Забродиной Н.М. расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел 13 февраля 2022 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При повторном назначении пенсии за выслугу лет в стаж службы Забродиной Н.М. в органах внутренних дел были учтены 21 год 3 месяца 10 дней. ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области не включило Забродиной Н.М. в выслугу лет для назначения пенсии время её обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. по причине того, что она поступила на службу в органы внутренних дел 12 мая 2021 г., а время обучения по заочной форме подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии только тем сотрудникам, которые поступили на службу в органы внутренних дел до 1 января 2012 г.
Забродина Н.М., ссылаясь на то, что первоначально на службу в органы внутренних дел она поступила 1 ноября 1999 г., то есть до 1 января 2012 г., и ранее время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. ей было включено в выслугу лет для назначения пенсии из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г. на ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии Забродиной Н.М. время обучения её в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июля 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, а также произвести Забродиной Н.М. с момента обращения перерасчёт пенсии за выслугу лет с учётом указанного периода. В удовлетворении исковых требований Забродиной Н.М. к ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. решение Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Забродиной Н.М. об обязании включить в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет время обучения, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Забродиной Н.М. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Забродиной Н.М. ставится вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 г., как незаконных, и оставления в силе решения Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 11 апреля 2024 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 13 июня 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились истец Забродина Н.М. и представитель ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Забродина Н.М. с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. обучалась по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище.
С 1 ноября 1999 г. по 10 мая 2020 г. Забродина Н.М. проходила службу в органах внутренних дел, последняя занимаемая ею должность - оперативный дежурный дежурной части 112 отделения полиции ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области, специальное звание.
9 апреля 2020 г. приказом начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области с Забродиной Н.М. расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел с 10 мая 2020 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Стаж её службы (выслуги лет) в органах внутренних дел составил 22 года 5 месяцев 2 дня. При этом Забродиной Н.М. в выслугу лет для назначения пенсии было включено время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы.
15 мая 2020 г. начальником центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области утверждено заключение, в соответствии с которым с 11 мая 2020 г. Забродиной Н.М. была назначена пенсия за выслугу лет исходя из стажа службы (выслуги лет) 22 года 5 месяцев 2 дня.
С 1 мая 2021 г. Забродиной Н.М. приостановлена выплата пенсии за выслугу лет в связи с её повторным поступлением на службу в органы внутренних дел.
Приказом начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 6 мая 2021 г. Забродина Н.М. с 12 мая 2021 г. вновь была принята на службу и назначена на должность оперативного дежурного дежурной части 112 отделения полиции ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области (временно, на весь период отсутствия сотрудника М в связи с рождением ребёнка).
13 июля 2021 г. приказом начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области Забродина Н.М. с 12 мая 2021 г. зачислена в реестр сотрудников органов внутренних дел.
10 февраля 2022 г. приказом N 24 л/с временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области с Забродиной Н.М. расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел 13 февраля 2022 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Данный приказ содержал информацию о том, что выслуга лет Забродиной Н.М. на 13 февраля 2022 г. в календарном исчислении составляет 23 года 2 месяца 3 дня.
Приказом начальника ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 7 апреля 2022 г. N 66-л/с в приказ ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 10 февраля 2022 г. N 24 л/с внесены частичные изменения, указано полагать Забродину Н.М. уволенной с выслугой лет 21 год 3 месяца 10 дней.
Согласно расчёту ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 13 февраля 2022 г. (дату повторного увольнения Забродиной Н.М. из органов внутренних дел) выслуга лет Забродиной Н.М. в органах внутренних дел для назначения пенсии составила 21 год 3 месяца 10 дней. В выслугу лет для назначения пенсии ей не было включено время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г.
1 мая 2022 г. начальником центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Забродиной Н.М. на её заявление от 15 апреля 2022 г. о перерасчёте пенсии дан письменный ответ о том, что согласно положениям пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 1 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I 2 засчитывается время их обучения до поступления на службу не только по очной, но и заочной форме - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г. В связи с тем, что Забродина Н.М. поступила на службу в органы внутренних дел и заключила контракт 12 мая 2021 г., то есть после 1 января 2012 г., время её обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. не было включено в выслугу лет для назначения пенсии.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941).
2Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
------------------------------
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, абзаца пятого пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Забродиной Н.М. в части обязания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области засчитать в её стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июля 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, а также произвести с момента обращения истца перерасчёт пенсии за выслугу лет с учётом спорного периода.
Суд первой инстанции исходил из того, что первоначально Забродина Н.М. поступила на службу в органы внутренних дел 1 ноября 1999 г., то есть до 1 января 2012 г., время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище ей уже было ранее засчитано в выслугу лет для назначения пенсии, в связи с чем время обучения подлежит включению в расчёт её выслуги лет, обратное же приведёт к ухудшению положения истца по сравнению с ранее возникшим и к ущемлению её прав в области пенсионного обеспечения.
Поскольку назначение пенсии за выслугу лет входит в полномочия центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, суд первой инстанции отказал Забродиной Н.М. в удовлетворении иска к ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г. в части удовлетворения исковых требований Забродиной Н.М. и принял по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции указал, что при первом увольнении Забродиной Н.М. со службы в органах внутренних дел (с 10 мая 2020 г.) в выслугу лет для назначения пенсии на основании абзаца пятого пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 подлежало включению время её обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г., поскольку она поступила на службу до 1 января 2012 г.
При повторном увольнении Забродиной Н.М. из органов внутренних дел 13 февраля 2022 г., по мнению суда апелляционной инстанции, спорный период её обучения по заочной форме обоснованно не был включён ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в выслугу лет для назначения пенсии, так как Забродина Н.М. вновь поступила на службу в органы внутренних дел 12 мая 2021 г., то есть после 1 января 2012 г. (в соответствии с абзацем шестым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу с 1 января 2012 г., в выслугу лет для назначения пенсии включается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования только по очной форме).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения им норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьёй 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 этого закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет, в частности на службе в органах внутренних дел, 20 лет и более.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава в том числе органов внутренних дел может засчитываться время учёбы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчёта один год учёбы за шесть месяцев службы.
Частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, в том числе проходившим службу в органах внутренних дел, определён постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем пятым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчёта два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
В абзаце шестом пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 закреплено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по её результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г., в отношении лиц рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации - с 5 апреля 2016 г.
Из изложенного правового регулирования следует, что лица, проходившие службу в органах внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет. В выслугу лет для назначения пенсии этим лицам засчитывается время их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования (но не более пяти лет) из расчёта два месяца обучения за один месяц службы. При этом сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу до 1 января 2012 г., засчитывается время их обучения до поступления на службу не только по очной, но и по очно-заочной и заочной формам, а сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу после 1 января 2012 г., - только по очной форме.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Забродиной Н.М. об обязании ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы, перерасчёте пенсии за выслугу лет с момента обращения и принимая в этой части новое решение об отказе Забродиной Н.М. в удовлетворении исковых требований, приведённые нормы права об исчислении выслуги лет для назначения пенсии применил неправильно, не учёл установленные по делу обстоятельства.
Так, судом установлено, что Забродина Н.М., впервые поступившая на службу в органы внутренних дел 1 ноября 1999 г., то есть до 1 января 2012 г., была уволена из органов внутренних дел 10 мая 2020 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. С 11 мая 2020 г. ей была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Время обучения Забродиной Н.М. в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. было включено пенсионным органом внутренних дел в её стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии из расчёта два месяца обучения за один месяц службы. Пенсия за выслугу лет выплачивалась Забродиной Н.М. до мая 2021 г., а затем выплата пенсии была приостановлена ввиду её повторного поступления на службу в органы внутренних дел в мае 2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действовавшей на день повторного увольнения Забродиной Н.М. со службы в органах внутренних дел - 13 февраля 2022 г.) в случае повторного определения на службу в органы внутренних дел лиц, получавших пенсию за выслугу лет на основании данного закона, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. То есть, по смыслу данной нормы, при повторном увольнении со службы в органах внутренних дел указанной категории лиц в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии учитывается выслуга лет, исчисленная в установленном порядке при первом увольнении, и дополнительно к этой выслуге лет добавляется время прохождения службы после повторного поступления на службу в органы внутренних дел.
Судом апелляционной инстанции положения части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 к спорным отношениям не применены и оставлено без внимания то обстоятельство, что Забродина Н.М. при повторном поступлении на службу в органы внутренних дел уже являлась пенсионером и получала пенсию за выслугу лет по линии МВД России, при назначении которой время её обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище было засчитано пенсионным органом в выслугу лет Забродиной Н.М. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы в соответствии с абзацем пятым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Признавая обоснованным невключение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области после повторного увольнения Забродиной Н.М. из органов внутренних дел в её выслугу лет для назначения пенсии времени обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г., то есть перерасчёт учтённой при первом увольнении со службы выслуги лет Забродиной Н.М. в сторону уменьшения, суд апелляционной инстанции не привёл норму закона, позволяющую произвести такой перерасчёт выслуги, исчисленной пенсионным органом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, исходя из которой гражданину была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.
В результате нарушения норм права, регулирующих спорные отношения, суд апелляционной инстанции пришёл к ошибочному выводу о том, что Забродиной Н.М. как принятой на службу после 1 января 2012 г., время обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Между тем это обстоятельство, на которое сослался суд апелляционной инстанции, а именно повторное поступление Забродиной Н.М. на службу в органы внутренних дел после 1 января 2012 г., не могло являться основанием для перерасчёта выслуги лет, уже подтверждённой при первоначальном назначении ей пенсии за выслугу лет, и умалять её право на пенсионное обеспечение на тех условиях, на которые она рассчитывала, вновь поступая на службу в органы внутренних дел в статусе пенсионера, получающего пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с пунктами 13, 15 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 (в редакции, действовавшей на дату повторного поступления Забродиной Н.М. на службу в органы внутренних дел - 12 мая 2021 г.), собеседование с кандидатом проводится руководителем структурного подразделения, в котором предполагается назначение на должность, и сотрудником кадрового подразделения, в ходе которого выясняются мотивы поступления на службу, разъясняется характер предстоящей службы. В ходе собеседования руководителем структурного подразделения, в котором предполагается назначение на должность, и сотрудником кадрового подразделения обращается внимание кандидата, его родителей, усыновителей, попечителей на характер будущей деятельности, социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам и членам их семей, права и обязанности по замещаемой должности, условия службы в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении, в котором предполагается назначение на должность.
Пунктом 6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утверждённой приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7 (здесь и далее положения этой инструкции приведены в редакции, действовавшей на дату повторного увольнения Забродиной Н.М. со службы в органах внутренних дел - 13 февраля 2022 г., далее - Инструкция), определено, что кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачёту на льготных условиях, после чего оформляется расчёт выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись.
В силу пункта 11 Инструкции с целью исключения ошибки в расчёте выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчёт выслуги лет.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения её размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления) 3.
------------------------------
3Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина СВ. Иванова".
------------------------------
Следовательно, граждане при поступлении на службу в органы внутренних дел и при увольнении с данной службы имеют право на получение от этих органов в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации о социальных гарантиях, пенсионных правах, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их прав. При увольнении сотрудника из органов внутренних дел с правом на пенсию за выслугу лет кадровое подразделение обязано проверить данные о прохождении им службы, уточнить и подтвердить периоды службы, подлежащие зачёту на льготных условиях, составить расчёт выслуги лет для назначения пенсии, в котором уточнить подтверждённые периоды службы сотрудника, подлежащие зачёту на льготных условиях, после этого данный расчёт выслуги лет согласовать с пенсионным органом и объявить сотруднику под роспись. Такое правовое регулирование имеет своей целью правовую и социальную защиту указанных лиц, отвечает принципам правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и направлено на стабильность официально признанного государством за гражданином статуса и неизменность вытекающего из него материального положения.
Названные выше нормативные положения об обязанности кадрового подразделения разъяснять гражданам их права как при приёме на службу в органы внутренних дел, так и при увольнении с неё суд апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Забродиной Н.М. не применил и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации не учёл.
Забродина Н.М., вновь поступая на службу в органы внутренних дел, не могла предполагать, что её выслуга лет для назначения пенсии, исчисленная при первоначальном увольнении со службы в органах внутренних дел, при следующем увольнении со службы в органах внутренних дел будет пересчитана в сторону уменьшения с исключением из неё времени обучения по заочной форме в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г.
Более того, на дату увольнения из органов внутренних дел (13 февраля 2022 г.) выслуга лет для назначения пенсии Забродиной Н.М. была согласована кадровым подразделением с пенсионным органом продолжительностью 23 года 2 месяца 3 дня (с учётом времени обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы), Забродина Н.М. была ознакомлена под роспись с приказом об увольнении от 10 февраля 2022 г., содержащим сведения о её выслуге лет - 23 года 2 месяца 3 дня. Изменения в приказ об увольнении об уменьшении выслуги лет для назначения пенсии Забродиной Н.М. до 21 года 3 месяцев 10 дней (за счёт исключения из выслуги лет времени обучения) были внесены начальником ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области приказом от 7 апреля 2022 г. в одностороннем порядке уже после её увольнения из органов внутренних дел.
Действия ответчиков по изменению (уменьшению) выслуги лет Забродиной Н.М. привели к тому, что Забродина Н.М., поступившая на службу в органы внутренних дел в статусе пенсионера, оказалась в такой ситуации, когда её пенсионные права, гарантированные ей государством при назначении пенсии за выслугу лет, были существенно нарушены, уменьшен размер её выслуги лет и, как следствие, размер пенсии, что повлекло ухудшение материального положения Забродиной Н.М., ввиду чего такие действия являются незаконными.
Исходя из приведённого является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Забродиной Н.М. об обязании ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить в её выслугу лет для назначения пенсии время обучения, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет и о принятии в этой части нового решения об отказе Забродиной Н.М. в удовлетворении исковых требований, у суда апелляционной инстанции не имелось для этого оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В отличие от суда апелляционной инстанции суд первой инстанции в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права об исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, удовлетворил исковые требования Забродиной Н.М. об обязании ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время обучения в Ленинградском областном заочном педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 16 июня 1995 г. из расчёта два месяца обучения за один месяц службы и о перерасчёте пенсии за выслугу лет с момента обращения.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Забродиной Н.М. законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Забродиной Н.М., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г., разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14-390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 г. по делу N 2-1568/2022 Кировского городского суда Ленинградской области отменить.
Оставить в силе решение Кировского городского суда Ленинградской области от 2 ноября 2022 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2024 г. N 33-КГ24-3-К3
Опубликование:
-