Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 апреля 2021 г. N 03-15-05/24262
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением об освобождении от уплаты страховых взносов и налогов индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж 40-45 лет, и сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В настоящее время главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).
Уплата такими плательщиками, как индивидуальные предприниматели, страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста и социального статуса, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование направляются на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования и бесплатной медицинской помощи.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов индивидуальных предпринимателей, достигших пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж 40-45 лет, может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
Что же касается предложения об отмене налогов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж 40-45 лет, то обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения (главы 26 1, 26 2 и 26 5 Налогового кодекса).
Указанные специальные налоговые режимы направлены, в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора налогоплательщиком наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, а субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по регулированию налоговой нагрузки в части специальных налоговых режимов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ, НПД соответственно) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима НПД.
Специальный налоговый режим НПД, являясь добровольным, предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами налогообложения и направлен, в первую очередь, на предоставление гражданам возможности вести свою деятельность в правовом поле.
Также согласно положениям Федерального закона N 422-ФЗ физические лица и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и применяющие специальный налоговый режим НПД, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения указанного специального налогового режима (часть 11 статьи 2 и часть 2 статьи 15 Федерального закона).
При этом налогоплательщики НПД вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в порядке, определенном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 апреля 2021 г. N 03-15-05/24262
Опубликование:
-