Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N 39-ИКАД24-1-А1
Судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Горчакова Е.В., рассмотрев в порядке статьи 327 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Саркисяна Павла Степановича на определение судьи Курского областного суда от 6 марта 2024 года, апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2024 года по административному материалу N 9а-10/2024 по административному исковому заявлению Саркисяна П.С. к Избирательной комиссии Курской области об оспаривании ответов от 26 января 2024 года N 01-27/136 и N 01-27/141, о признании действий (бездействия) незаконными, о возложении обязанности провести проверку и принять по её результатам решение,
установила:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 декабря 2023 года N 678-СФ на 17 марта 2024 года назначены выборы Президента Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 января 2024 года Путин В.В. зарегистрирован кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
В январе 2024 года Саркисян П.С. обратился в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с заявлениями незаконном сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата Путина В.В. в здании администрации Льговского района Курской области и на рабочих местах, с указанием ссылок в социальной сети "ВКонтакте", подтверждающих, по его мнению, названные факты. Данные заявления перенаправлены в Избирательную комиссию Курской области для рассмотрения.
Письмами от 26 января 2024 года Избирательная комиссия Курской области сообщила Саркисяну П.С, что по результатам проведённой проверки обстоятельства, приведённые в обращении, не подтвердились, на момент его рассмотрения публикация по указанной заявителем ссылке отсутствует.
Саркисян П.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приведённых выше ответов, о признании незаконными действий (бездействия), направленных на удаление публикаций, о возложении на административного ответчика обязанности провести проверку указанной в обращении публикации на предмет нарушения избирательного законодательства и принять по её результатам решение.
Определением судьи Курского областного суда от 6 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2024 года, в принятии административного искового заявления отказано на основании части 1 статьи 128 и части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
В кассационной жалобе Саркисян П.С. просит отменить названные судебные акты, как незаконные, и направить административный материал для рассмотрения в суд первой инстанции.
Основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита публичных интересов (часть 1 статьи 328 КАС РФ).
Проверив административный материал, изучив доводы кассационной жалобы, судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судьями такие нарушения допущены не были.
Судья областного суда, отказывая в принятии административного иска Саркисяна П.С., позиция которого признана правильной судьёй суда апелляционной инстанции, исходил из того, что фактически его требования сводятся к признанию незаконным решения о регистрации Путина В.В. кандидатом в Президенты Российской Федерации ввиду нарушения порядка сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Между тем Саркисян П.С. не относится к субъектам избирательного процесса, имеющим право на оспаривание такого решения избирательной комиссии.
Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются правильным.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 этого кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) в случае, если из заявления не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что по общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав. Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, то в принятии этого заявления должно быть отказано (пункт 30).
Если в административном иске, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права административного истца, в принятии административного искового заявления также может быть отказано (пункт 31 названного постановления).
Судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются иные основания для отказа в его принятии, предусмотренные положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (пункт 5 части 1 статьи 128 КАС РФ).
Законодатель, определяя в статье 239 КАС РФ круг лиц, имеющих право на обращение в суд за защитой избирательных прав, установил, что избиратели вправе оспаривать решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие избирательные права этих граждан (часть 1), указав в части 10 и 11 иных субъектов избирательной кампании, имеющих право оспаривать решение о регистрации кандидата или его регистрацию.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что административное процессуальное законодательство исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).
Поскольку оспариваемые Саркисяном П.С. ответ и допущенное, по его мнению, бездействие Избирательной комиссии Курской области не касаются реализации им активного избирательного права, непосредственно права избирателя не затрагивают, препятствий к осуществлению избирательных прав либо восстановлению не создают, ни процессуальный закон, ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" не предоставляют право избирателю оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, судьи правомерно указали на отсутствие правовых оснований для принятия требований Саркисяна П.С. к производству суда.
При таких данных обжалуемые определение судьи и апелляционное определение следует признать законными.
Кассационная жалоба Саркисяна П.С. не содержит доводов, которые в силу требований статьи 328 КАС РФ могут повлечь отмену судебных актов.
На основании изложенного судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Курского областного суда от 6 марта 2024 года, апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саркисяна П.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N 39-ИКАД24-1-А1
Опубликование:
-