Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 августа 2003 г. N КА-А40/5169-03
Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее МПС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными решения и предписания Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее МАП России) от 26.09.02 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 107/418-02.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 21.04.03, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе МПС России просив решение и постановление отменить; указывая на неправильное применение судами п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон о конкуренции), неполное выяснение обстоятельств дела. По мнению МПС России, издание министерством указаний о распоряжении имуществом федерального железнодорожного транспорта входит в компетенцию МПС России, а потому не может являться нарушением антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу МАП России, возражая против доводов жалобы, просит оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представители МПС России поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представитель МАП России возражал против удовлетворения жалобы как необоснованной.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с нарушением судами при их принятии норм процессуального права.
Как установили суды, решением МАП России от 26.09.02 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1 07/418-02 в действиях МПС России установлено нарушение п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции, выразившееся в принятии Указания МПС России от 21.05.01 N 111-У и Указания Департамента здравоохранения МПС России от 04.06.01 N ЦУВС-7-13 о предоставлении ГУП "Желдорфармация МПС России" помещений для развития розничной аптечной сети, которыми созданы благоприятствующие условия деятельности ГУП "Желдорфармация МПС России" и ущемлены интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной реализации лекарственных средств (в частности, ООО "Медицинская компания "ДЛК").
На основании указанного решения предписанием МАП России от того же числа на МПС России возложена обязанность изменить Указание МПС России от 21.05.01 N 111У и Указание Департамента здравоохранения МПС России от 04.06.01 N ЦУВС-7-13 и исключить из них положения, создающие благоприятствующие условия деятельности ГУП "Желдорфармация МПС России" по сравнению с другими работающими на рынке аптечных услуг хозяйствующими субъектами.
Из примененной судом в деле ч. 1 ст. 7 Закона о конкуренции следует, что нарушением антимонопольного законодательства являются действия федерального органа исполнительной власти, имеющие результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, из судебных актов следует, что суды исследовали и оценивали на предмет соответствия антимонопольному законодательству действия Отделенческой больницы станции Брянск-2 по исполнению указаний МПС России. Соответствие указаний МПС России от 21.05.01 N 111У и от 04.06.01 N ЦУВС-7-13 пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции судом не проверялось, хотя выяснение только этого обстоятельства позволяет подтвердить или опровергнуть правильность выводов МАЛ России в решении и предписании.
Судом не учтено, что законность распоряжения органа не может зависеть от действий по исполнению этого распоряжения, поскольку последние могут и не соответствовать распоряжению.
При указанных обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение для проверки судом самих указаний МПС России от 21.05.01 N 111У и от 04.06.01 N ЦУВС-7-13 на соответствие пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть, что нарушением антимонопольного законодательства согласно п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции являются не любые действия (акты) федерального органа исполнительной власти, а только действия (акты) как результат осуществления органом власти административной (управленческой) деятельности.
В связи с этим суду необходимо выяснить, являются ли указания МПС России актами, принятыми в рамках осуществления МПС России административных полномочий, или распоряжением собственника своим имуществом, вопросы которого п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции не регулируются.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 17 февраля 2003 г. и постановление от 21 апреля 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-849/03-2-11 отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2003 г. N КА-А40/5169-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании