В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Смоленской области от 30.11.2021 N 761 "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области".
Губернатор Смоленской области |
В.Н. Анохин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Смоленской области
от 29.08.2024 N 675
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области (далее - региональный государственный лицензионный контроль).
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.2. Исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного лицензионного контроля, является Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - Главное управление).
1.3. Должностными лицами Главного управления (далее также - должностные лица), уполномоченными на осуществление регионального государственного лицензионного контроля, являются:
1) начальник Главного управления - главный государственный жилищный инспектор Смоленской области (далее - начальник Главного управления);
2) заместители начальника Главного управления - заместители главного государственного жилищного инспектора Смоленской области (далее - заместители начальника Главного управления);
3) начальники отделов Главного управления, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, младшие специалисты и инженер по техническому надзору 1-й категории отделов Главного управления, являющиеся государственными жилищными инспекторами Смоленской области.
Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением начальника Главного управления, заместителей начальника Главного управления.
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник Главного управления и заместители начальника Главного управления.
1.5. Объектами регионального государственного лицензионного контроля (далее - объекты контроля) являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее соответственно - лицензиаты, лицензия).
1.6. Предметом регионального государственного лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - лицензионные требования).
1.7 Учет объектов контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее также - ГИС ЖКХ) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
2.1. При осуществлении регионального государственного лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Главное управление для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - критерии риска) согласно приложению к настоящему Положению.
2.4. Отнесение объектов контроля к категориям риска, а также изменение категории риска осуществляются на основании решения начальника Главного управления, оформляемого приказом начальника Главного управления.
При отсутствии решения об отнесении объектов контроля к определенной категории риска объекты контроля считаются отнесенными к категории низкого риска.
2.5. В случае соответствия объектов контроля критериям риска для отнесения их к иной категории риска лицензиат или его представитель, полномочия которого оформлены в установленном федеральным законодательством порядке (далее - представитель лицензиата), вправе подать в Главное управление заявление об изменении категории риска объектов контроля (далее - заявление об изменении категории риска).
Заявление об изменении категории риска может быть направлено в Главное управление в электронном виде на адрес электронной почты Главного управления, посредством ГИС ЖКХ, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) либо на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Заявление об изменении категории риска регистрируется специалистом Главного управления в день его поступления в Главное управление.
Заявление об изменении категории риска рассматривается начальником Главного управления в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его регистрации в Главном управлении.
По результатам рассмотрения заявления об изменении категории риска принимается решение об изменении категории риска или об отказе в изменении категории риска, которое оформляется приказом начальника Главного управления.
Решение об отказе в изменении категории риска принимается в случае несоответствия объектов контроля критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Уведомление о принятом решении направляется лицензиату (представителю лицензиата) в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения способом, избранным для направления заявления об изменении категории риска. В случае принятия решения об отказе в изменении категории риска - с указанием причины отказа.
2.6. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля проводятся в зависимости от категории риска.
Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит - один раз в 3 года;
- документарная проверка - один раз в 3 года;
- выездная проверка - один раз в 3 года.
Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит - один раз в 4 года;
- документарная проверка - один раз в 4 года;
- выездная проверка - один раз в 4 года.
Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит - один раз в 5 лет;
- документарная проверка - один раз в 5 лет;
- выездная проверка - один раз в 5 лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
3. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышения информированности о способах их соблюдения Главное управление при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля в соответствии с ежегодно утверждаемой Главным управлением программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) осуществляет следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение 5 календарных дней со дня ее утверждения.
3.2. Информирование лицензиатов осуществляется Главным управлением в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Главное управление в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.3. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Главного управления обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Главным управлением готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Главного управления (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Главного управления до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике направляется Главным управлением в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет".
3.4. Объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее также - предостережение) осуществляется Главным управлением в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Лицензиат (представитель лицензиата) не позднее 15 рабочих дней после получения лицензиатом предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований вправе подать в Главное управление возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
- наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя лицензиата, сведения о документе, подтверждающем полномочия (в случае подачи возражений в отношении предостережения представителем лицензиата);
- идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата;
- дата и номер лицензии лицензиата;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
- обоснование возражений в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований может быть подано лицензиатом (представителем лицензиата) на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение в отношении предостережения регистрируется специалистом Главного управления в день его поступления в Главное управление.
Главное управление по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований направляет в адрес лицензиата ответ на возражение в письменном виде способом, избранным лицензиатом (представителем лицензиата) для направления возражения в отношении предостережения, в течение 20 рабочих дней со дня регистрации такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.5. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля;
- порядок проведения профилактических мероприятий;
- предмет регионального государственного лицензионного контроля.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному абзацем пятым настоящего пункта, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
Обращение, поступившее в письменной форме, рассматривается в порядке и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы лицензиатов и (или) их представителей, консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного начальником Главного управления или заместителем начальника Главного управления.
Обращение лицензиата (представителя лицензиата) по вопросу осуществления консультирования, направленное с использованием Единого портала, регистрируется в день его поступления в Главное управление и подлежит рассмотрению должностным лицом в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации.
3.6. Профилактический визит проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Главное управление обязано предложить лицензиату проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Главное управление не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. Уведомление об отказе от проведения обязательного профилактического визита лицензиат (представитель лицензиата) может направить в Главное управление в электронном виде на адрес электронной почты Главного управления, посредством ГИС ЖКХ, Единого портала либо на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.
Срок проведения обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности как объекту контроля, об отнесении его деятельности как объекта контроля к категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении указанной деятельности как объекта контроля, отнесенного к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные лицензиатом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Главного управления для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Лицензиат (представитель лицензиата) вправе обратиться в Главное управление с заявлением о проведении профилактического визита (далее также - заявление лицензиата).
Заявление лицензиата может быть подано в Главное управление в электронном виде на адрес электронной почты Главного управления, посредством ГИС ЖКХ, Единого портала либо на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Заявление лицензиата регистрируется специалистом Главного управления в день его поступления в Главное управление.
Главное управление рассматривает заявление лицензиата в течение 10 рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов Главного управления, категории риска объекта контроля.
Главное управление принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению лицензиата по одному из следующих оснований:
- от лицензиата (представителя лицензиата) в Главное управление поступило уведомление в письменном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на адрес электронной почты Главного управления, либо посредством ГИС ЖКХ, Единого портала об отзыве заявления о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения, которое зарегистрировано специалистом Главного управления;
- в течение двух месяцев до даты подачи заявления лицензиата Главным управлением было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного лицензиата;
- в течение шести месяцев до даты подачи заявления лицензиата проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием лицензиата по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
- заявление лицензиата содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц либо членов их семей.
Письменное уведомление о принятом решении направляется лицензиату (представителю лицензиата) почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на адрес электронной почты лицензиата, либо посредством ГИС ЖКХ или Единого портала в зависимости от способа, избранного лицензиатом (представителем лицензиата) для направления заявления лицензиата, в течение одного рабочего дня после принятия соответствующего решения.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению лицензиата Главное управление в течение двадцати рабочих дней начиная с даты направления уведомления, указанного в абзаце девятнадцатом настоящего пункта, согласовывает дату проведения профилактического визита с лицензиатом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков.
4. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
4.1. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Главным управлением принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается одним из уполномоченных должностных лиц, указанных в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля.
4.2. Информирование лицензиата о совершаемых должностными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до лицензиатов посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через Единый портал и (или) через региональную государственную информационную систему "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Смоленской области" (далее - региональный портал государственных и муниципальных услуг).
В случае невозможности информирования лицензиата в электронной форме либо по запросу лицензиата его информирование осуществляется также на бумажном носителе с использованием почтовой связи. Главное управление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса от лицензиата, направляет ему соответствующие документы и (или) сведения.
4.3. Лицензиат считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения представлены лицензиату в соответствии с пунктом 4.2 настоящего раздела, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены Главному управлению лицензиатом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Единый портал или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес лицензиата, завершившего прохождение процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", с подтверждением факта доставки таких сведений.
4.4. В рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля Главным управлением проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
2) без взаимодействия с лицензиатом:
- наблюдение за соблюдением лицензионных требований;
- выездное обследование.
4.5. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.6. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Главным управлением лицензиату требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Главное управление, а также период с момента направления лицензиату информации Главного управления о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных лицензиатом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Главного управления документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Главное управление.
4.7. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование;
- экспертиза.
4.8. При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Главное управление:
- проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- изучает размещенную в ГИС ЖКХ информацию о деятельности лицензиата.
4.9. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.
В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- осмотр;
- испытание.
Выездное обследование проводится без информирования лицензиата.
Срок проведения выездного обследования одного объекта контроля (нескольких объектов контроля, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.10. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.11. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Главное управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
- его временной нетрудоспособности;
- нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется индивидуальным предпринимателем, являющимся лицензиатом, непосредственно или его представителем не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения контрольного (надзорного) мероприятия в виде электронного документа на адрес электронной почты Главного управления, либо на бумажном носителе с использованием почтовой связи по адресу Главного управления, указанному в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, либо посредством ГИС ЖКХ.
По результатам рассмотрения информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, Главным управлением в течение одного рабочего дня со дня ее поступления в Главное управление принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, являющимся лицензиатом, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Уведомление о принятом решении в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется Главным управлением в адрес лицензиата в письменном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на адрес электронной почты, либо посредством ГИС ЖКХ в зависимости от способа направления информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, избранного индивидуальным предпринимателем, являющимся лицензиатом.
4.12. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, с указанием причин и информирует лицензиата о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В этом случае указанное должностное лицо вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом.
4.13. В случае, указанном в пункте 4.12 настоящего раздела, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо вправе принять решение о проведении в отношении лицензиата такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления лицензиата и без согласования с органами прокуратуры.
4.14. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица Главного управления, уполномоченные на осуществление регионального государственного лицензионного контроля, для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом, осуществляющим проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
5. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Лицензиат (представитель лицензиата) знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Лицензиат (представитель лицензиата) подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания лицензиатом (представителем лицензиата) акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется лицензиату в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5.3. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.4. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований Главным управлением после оформления акта выдается предписание об устранении нарушений лицензионных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6. Показатели результативности и эффективности регионального государственного лицензионного контроля
6.1. Ключевыми показателями регионального государственного лицензионного контроля являются:
- количество людей, погибших в результате нарушения лицензиатами лицензионных требований, - 0 человек;
- доля людей, травмированных в результате нарушения лицензиатами лицензионных требований, - 0 человек.
6.2. Индикативными показателями регионального государственного лицензионного контроля являются:
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с лицензиатами, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с лицензиатами по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных лицензиатов на конец отчетного периода;
16) количество учтенных лицензиатов, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
17) общее количество жалоб, поданных лицензиатами в досудебном порядке, за отчетный период;
18) количество жалоб, в отношении которых Главным управлением был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
19) количество жалоб, поданных лицензиатами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Главного управления либо о признании действий (бездействия) должностных лиц недействительными, за отчетный период;
20) количество заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных лицензиатами в судебном порядке, за отчетный период;
21) количество заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных лицензиатами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
22) количество контрольных (надзорных) мероприятий, которые проведены с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного лицензионного контроля и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
7. Порядок обжалования решений Главного управления, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля
7.1. Правом на досудебное обжалование решений Главного управления, актов, действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают лицензиаты, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7.2. Жалоба подается лицензиатом (представителем лицензиата) в Главное управление в электронном виде с использованием Единого портала и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, если в жалобе содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Жалоба на решение Главного управления, действия (бездействие) должностных лиц, подаваемая в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием Единого портала) или являющегося индивидуальным предпринимателем.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается лицензиатом (представителем лицензиата) в Главное управление на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба регистрируется специалистом Главного управления в день ее поступления в Главное управление.
7.3. Лицензиаты, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении нарушений лицензионных требований;
3) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
7.4. При обжаловании решений, принятых должностными лицами, действий (бездействия) должностных лиц жалоба рассматривается начальником Главного управления.
7.5. Жалоба на решение Главного управления, действия (бездействие) должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание об устранении нарушений лицензионных требований, выданное Главным управлением (далее - предписание), может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания.
7.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок может быть восстановлен Главным управлением по ходатайству лицензиата (представителя лицензиата), подающего жалобу.
7.7. Лицензиат (представитель лицензиата), подавший жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Главного управления.
Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Главного управления;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Главного управления.
Информация о принятом решении направляется лицензиату (представителю лицензиата), подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия соответствующего решения посредством размещения решения в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - подсистема досудебного обжалования).
7.9. Жалоба подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня ее регистрации в Главном управлении. В исключительных случаях, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в следующих исключительных случаях:
- проведение Главным управлением служебной проверки по доводам, изложенным в жалобе;
- отсутствие должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (нахождение в отпуске, командировке, временной нетрудоспособности), если для рассмотрения жалобы необходимы пояснения либо присутствие данного должностного лица;
- необходимость истребования дополнительных сведений и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, и (или) выяснения дополнительных обстоятельств в связи с изложенными в жалобе доводами или установленными при рассмотрении жалобы обстоятельствами.
7.10. Главное управление вправе запросить у лицензиата (представителя лицензиата), подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Лицензиат (представитель лицензиата), подавший жалобу, вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления Главным управлением запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Главным управлением, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от лицензиата (представителя лицензиата) дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
7.11. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение Главного управления полностью или частично;
3) отменить решение Главного управления полностью и принять новое решение;
4) признать действия (бездействие) должностных лиц незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение, принятое по итогам рассмотрения жалобы, направляется в день его принятия лицензиату путем его размещения в подсистеме досудебного обжалования.
7.12. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента регистрации жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лицензиата (представителя лицензиата), ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Главное управление была подана другая жалоба от того же лицензиата по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного лицензиата с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Главного управления.
7.13. Аргументированное решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется в день его принятия лицензиату путем его размещения в подсистеме досудебного обжалования.
Приложение
к Положению о региональном
государственном лицензионном контроле
за осуществлением предпринимательской
деятельности по управлению
многоквартирными домами на
территории Смоленской области
Критерии
отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность лицензиатов разделяется на группы тяжести "А" или "Б".
К группе тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность лицензиатов относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность, подлежащая региональному государственному лицензионному контролю, разделяется на группы вероятности "1" или "2".
К группе вероятности "1" относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Отнесение деятельности лицензиатов к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности и представлено в таблице.
Таблица
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Смоленской области от 29 августа 2024 г. N 675 "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области"
Вступает в силу с 29 августа 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 сентября 2024 г. N 6700202409020005