Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 октября 2003 г. N КА-А40/7929-03
Территориальное управление Минимущества России "Агентство федерального имущества по г. Москве обратилось в арбитражный суд г. Москвы к Московскому городскому комитету по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с иском о признании отказа в регистрации права собственности недействительным.
Решением от 17.04.2003 г. арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2003 г., иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами, Москомрегистрация в кассационной жалобе просит об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, а именно: п. 5 ст. 131 ГК РФ, п. 2 ст. 17 ЗК РФ, п. 2 ст. 2 ФЗ N 101-ФЗ от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю", п. 5 ст. 2, п. 6 ст. 12, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19, абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.ст. 64, 71 АПК РФ.
По мнению заявителя, Указ Президента N 1974 от 22.11.1993 г. "О некоторых вопросах размещения обслуживания иностранных представительств в г. Москве" не может быть применен, поскольку он не является законом. Кроме того, в Указе имелись несоответствия в части индивидуализации земельного участка с документами, описывающими объект, поэтому в силу ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" регистрация не могла быть произведена. Противоположный вывод суда неправомерен.
Представитель Москомрегистрации в кассационной инстанции поддержал доводы жалобы и просил судебные акты отменить, как незаконные.
Представитель ТУ Минимущества РФ "АИФ по г. Москве" в судебном заседании кассационной инстанции просил оставить судебные акты без изменения. В дело представлен письменный отзыв.
Представитель ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе России" в судебном заседании просил судебный акт оставить без изменения, как правомерный. В дело представлен письменный отзыв.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права в порядке ст. 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Арбитражный суд установил, что письмом от 22.11.2002 г. N 77-01/05593/2002-11188-98761 МРП отказало ТУ Минимущества РФ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Большая Ордынка, вл. 18/1, стр. 1, используемый ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе России", (л.д. 8).
Основанием для отказа в регистрации явилось то обстоятельство, что документы, представленные для государственной регистрации, не соответствуют ст.ст. 16-18 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку на представленном для регистрации плане земельного участка отсутствует учетный номер и дата его выдачи, что не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению планов. Отсутствие однозначности в установлении объекта недвижимости не позволяет идентифицировать его как объект права.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что недостатки в документах, представленных на регистрацию, которые впоследствии были исправлены, не являются достаточным основанием к отказу в государственной регистрации прав, а могли быть основанием для приостановления государственной регистрации.
Статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит требований о необходимости установления в законах местоположения и площади земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, Инструкция по межеванию земель была утверждена 08.04.1996 г., в соответствии с которой, установление и закрепление границ на местности выполняется по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Таким образом, в плане земельного участка указана площадь земельного участка, установленная после проведения землеустроительных работ.
Признавая отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок недействительным, суд правильно применил Указ Президента РФ от 22.11.1993 г. N 1974.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Указом Президента РФ от 22.11.1993 г. N 1974 "О некоторых вопросах размещения и обслуживания иностранных представительств в г. Москве", установлено, что земельные участки, расположенные под объектами, предназначенными для размещения и обслуживания иностранных представительств, согласно приложения к данному Указу, находятся исключительно к федеральной собственности. Согласно Указу Президента от 21.09.1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" в период принятия Указа Президента Российской Федерации от 22.11.1993 г. N 1974 функции законодательной власти осуществлялись на основании Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества, которая была приложена к заявлению.
Таким образом, правильно применив нормы материального права, в том числе Указ Президента РФ от 22.11.1993 г. N 1974, ст.ст. 19, 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Большая Ордынка, вл. 18/1, стр. 1.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 17 апреля 2003 года и постановление от 4 июля 2003 года арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-10467/03-92-109 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2003 г. N КА-А40/7929-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании