Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа ЗАТО Фокино
от 04.09.2024 N 1774-па
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе ЗАТО Фокино на 2025 - 2027 годы"
1. Паспорт Программы
Наименование муниципальной программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе ЗАТО Фокино на 2025 - 2027 годы" (далее - Программа). |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел экономического развития администрации городского округа ЗАТО Фокино. |
Цели муниципальной программы |
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в решении социальных и экономических задач городского округа ЗАТО Фокино. |
Задачи муниципальной программы |
1. Обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства. 2. Содействовать развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 3. Улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности. 4. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным для городского округа направлениям. 5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. 6. Возможность проведения обновления оборудования. 7. Создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 8. Снижение уровня безработицы и неформальной занятости населения. 9. Развитие прикладного искусства в городском округе ЗАТО Фокино. |
Целевые Индикаторы и показатели муниципальной программы |
1. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения. 2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в отчетном году. 3. Количество зарегистрированных в качестве "самозанятых" нарастающим итогом. 4. Количество зарегистрированных в качестве "социального предпринимателя" нарастающим итогом. 5. Количество зарегистрированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нарастающим итогом. 6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения муниципального образования. 7. Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). 8. Доля переданных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых граждан, объектов муниципального имущества от общего числа объектов, включенных в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, за отчетный год. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в 2025 - 2027 годах. |
Объем средств бюджета городского округа на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, краевого бюджета (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты), государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников |
Программа финансируется из средств бюджета городского округа ЗАТО Фокино. Объем финансирования составляет 1500,0 тыс. руб., в том числе: 2025 год - 500,0 тыс. руб. 2026 год - 500,0 тыс. руб. 2027 год - 500,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) на микропредприятиях, малых и средних предприятий и у индивидуальных предпринимателей в общей численности населения, занятого в экономике, составит 24,7%. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку за время действия Программы, составит 8 единиц. Число "самозанятых" увеличится до 1580 человек. Увеличение числа "социальных предприятий" до 6 единиц. Создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения городского округа ЗАТО Фокино увеличится до 275 единиц. Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) за время действия Программы составит 8 единиц. Ежегодно передавать в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых граждан, не менее 70% объектов муниципального имущества от общего числа объектов, включенных в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 28.12.2018 N 668-па, малые и средние предприятия (включая индивидуальных предпринимателей) имеют большое значение для социально-экономического развития Приморского края.
Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), нацелен на увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовый внутренний продукт.
Малый и средний бизнес - это один из важнейших элементов социально-экономического развития городского округа, наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, имеет значение для социальной мобильности общества. Малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, неконкурентоспособных для крупного бизнеса.
2.2. Малое предпринимательство состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.
2.3. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике городского округа ЗАТО Фокино (далее городской округ) последовательно возрастает, обеспечивая решение ряда важных задач, среди которых насыщение потребительского рынка товарами и услугами, увеличение платежей в бюджет, сокращение уровня безработицы. При этом гражданская активность предпринимателей остается крайне низкой. Для предпринимателей округа характерны: разобщенность, нежелание объединяться в предпринимательские объединения и организации.
2.4. По состоянию на 01.01.2024 в городском округе 51,8% от общего количества организаций, поставленных на учет и действующих на территории городского округа, осуществляло деятельность малых предприятий, включая микропредприятия.
2.5. Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в городском округе, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2023 год |
2024 год (прогноз) |
2025 к 2023 % |
Всего субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: |
ед. |
1889 |
2048 |
108,4 |
субъекты малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей), |
ед. |
696 |
708 |
101,7 |
в том числе социальные |
ед. |
3 |
3 |
100 |
Самозанятых |
чел. |
1193 |
1340 |
112,3 |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
14,64 |
14,75 |
100,7 |
Численность занятых в малом предпринимательстве |
тыс. чел. |
1,8 |
1,9 |
105,6 |
Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике |
% |
12,29 |
12,97 |
105,5 |
2.6. Структура сферы малого предпринимательства на территории городского округа аналогична краевой. Учитывая, что малому бизнесу свойственно вложение средств в отрасли, где, безусловно, есть перспектива спроса и доходности, как в целом по Приморскому краю, так и на территории городского округа, лидируют по количеству предприятия розничной и оптовой торговли, операции с недвижимым имуществом, предоставлением в аренду и управление им.
2.6.1. Распределение малых предприятий по отраслям сложилось следующим образом:
1) Розничная и оптовая торговля - 51,2%.
2) Строительство - 6,8%.
3) Обрабатывающие производства - 4,2%.
4) Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 5%.
5) Операции с недвижимым имуществом - 3,2%.
6) Остальные отрасли - 25,7%.
2.7. Наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
2.7.1. Недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности.
2.7.2. Недостаток доступных производственных и офисных помещений.
2.7.3. Слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, отсутствие общественных объединений предпринимателей.
2.7.4. Недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.7.5. Низкая активность и инициативность предпринимателей в решении вопросов, связанных с социально-экономическим развитием городского округа.
Развитие малого и среднего предпринимательства требует комплексных и согласованных действий органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Решение проблемных вопросов предпринимательства, устранение негативных факторов требует использование программно-целевого метода. Программный метод позволит проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата на территории городского округа.
3. Цель и задачи муниципальной программы
3.1. Целью Программы является содействие развитию устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, повышению роли предпринимательства как основы социально-экономического развития городского округа.
3.2. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
3.2.1. Обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства.
3.2.2. Содействовать развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3.2.3. Улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности.
3.2.4. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным для городского округа направлениям.
3.2.5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
3.2.6. Возможность проведения обновления оборудования.
3.2.7. Создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3.2.8. Снижение уровня безработицы и неформальной занятости населения.
3.2.9. Развитие прикладного искусства в городском округе ЗАТО Фокино.
4. Целевые индикаторы и показатели Программы
В целях реализации муниципальной Программы используются следующие целевые индикаторы (показатели) (приложение N 1).
5. Перечень и характеристики основных мероприятий Программы
В соответствии с поставленной целью и задачами реализация Программы осуществляется через систему программных мероприятий, направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии с приложением N 2 к настоящей Программе.
6. Механизм реализации Программы
6.1. Механизм реализации Программы - это система программных мероприятий, скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
6.2. Исполнитель Программы - отдел экономического развития администрации городского округа ЗАТО Фокино:
6.2.1. Обеспечивает разработку Программы, согласование и утверждение в установленном порядке.
6.2.2. Организует реализацию Программы, обеспечивает внесение изменений и несет ответственность за достижение целевых показателей и индикаторов Программы, а также конечных результатов ее реализации.
6.2.3. Проводит оценку эффективности реализации Программы.
6.2.4. Формирует годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Программы.
6.2.5. Размещает годовые отчеты по Программе на официальном сайте городского округа ЗАТО Фокино в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
6.2.6. Несет ответственность за достоверность и своевременность предоставления информации для государственной регистрации Программы.
6.3. Программой предусмотрено оказание финансовой, информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая социальных предпринимателей и граждан, уплачивающих налог на профессиональный доход (далее - самозанятые).
При разработке нормативных правовых актов, регулирующих оказание данной поддержки, преимущественное право на получение поддержки будет предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные для городского округа виды деятельности.
Оказание поддержки осуществляется в соответствии с Порядками, утверждаемыми постановлениями администрации городского округа ЗАТО Фокино отдельно по каждому виду поддержки.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предусматривает заявительный порядок обращения заявителей за оказанием поддержки.
6.4. Проект Программы выносится на общественное обсуждение на портале "Оценка регулирующего воздействия Приморского края" https://regulation-new.primorsky.ru/, а также размещается на официальном сайте администрации городского округа ЗАТО Фокино http://adm.fokino-prim.ru.
7. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2025 - 2027 годах в один этап.
8. Ресурсное обеспечение Программы
8.1. Программа финансируется из средств местного бюджета (приложение N 3).
9. Оценка эффективности реализации Программы
9.1. Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии со статьей 6 Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации муниципальных программ городского округа ЗАТО Фокино, проведения оценки эффективности их реализации и критериев такой оценки, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Фокино от 01.08.2023 N 1601-па.
Отчет о расходовании бюджетных и внебюджетных средств на реализацию Программы (приложение N 4), оценка основных целевых индикаторов (показателей) Программы и динамика фактически достигнутых значений целевых индикаторов приводятся, начиная с первого года реализации Программы и по каждому последующему году, включая отчетный год (приложение N 5).
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе оценок по двум критериям:
9.1.1. Степени достижения целей и решения задач программы.
9.1.2. Степени соответствия запланированному уровню затрат Программы.
9.2. Оценка степени достижения целей и решения задач Программы:
Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы, определяется степень достижения плановых значений каждого целевого индикатора, характеризующего цели и задачи программы, по формуле:
9.2.1. Применяется для индикаторов, у которых положительным результатом считается превышение фактического показателя против планового:
, где:
I цi - показатель эффективности хода реализации i-ro целевого индикатора Программы;
I iфакт - фактическое значение i-ro целевого индикатора;
I iплан - плановое значение i-ro целевого индикатора.
9.2.2. Применяется для индикаторов, у которых положительным результатом считается снижение фактического показателя против планового:
, где:
I цi - показатель эффективности хода реализации i-го целевого индикатора Программы;
I iфакт - фактическое значение i-ro целевого индикатора;
I iплан - плановое значение i-ro целевого индикатора.
9.2.3. Оценка эффективности реализации Программы в целом по целевым индикаторам, определяется по формуле:
, где:
I эф цi - показатель эффективности реализации Программы по целевым индикаторам (процентов);
Iцi - показатель эффективности хода реализации i-го целевого индикатора программы;
n - количество показателей.
9.3. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат Программы.
Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается как отношение фактических и плановых объемов финансирования Программы в отчетном периоде по формуле:
, где:
Сфин - степень соответствия запланированному уровню расходов (процентов);
Рфакт - фактические расходы на реализацию Программы отдельного мероприятия в отчетном году (тыс. руб);
Рплан - плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году (тыс. руб.).
9.4. Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
, где:
I эф - эффективность реализации Программы.
I эф цi - степень эффективности реализации Программы по целевым индикаторам (процентов);
С фин - степень соответствия запланированному уровню расходов (процентов).
9.5. По результатам оценки эффективности реализации Программы принимается один из следующих выводов (приложение N 5):
9.5.1. При значении показателя Iэф от 90% до 100% - эффективность повысилась по сравнению с плановыми значениями целевых индикаторов. Итоговая оценка достижения цели муниципальной программы - эффективная.
9.5.2. При значении показателя Iэф от 80% до 90% итоговая оценка достижения цели муниципальной программы - умеренно эффективная.
9.5.3. При значении показателя Iэф менее 80% - итоговая оценка достижения цели муниципальной программы - недостаточно эффективная.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.