Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Введение
Работа по актуализации "Территориальной схемы обращения с отходами Тамбовской области" выполнена по заказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и является документом, отражающим комплексный подход в решении ключевых задач по размещению природоохранных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приоритетным направлением государственной политики в области обращения с ТКО является сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования. Сокращение образования отходов и снижение класса опасности на площадке для накопления ТКО может быть достигнуто только за счет раздельного накопления отходов. Раздельное накопления позволяет уже на стадии приема отходов от населения выделить вторичное сырье, а значит, сократить образование отходов. Также раздельное накопление является наиболее доступным способом уменьшения объема образующихся опасных отходов и снижения классов опасности отходов.
Цель государственной политики органов государственного управления всех уровней в области обращения с отходами - предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду; создание и обеспечение деятельности всей отрасли обращения с отходами, а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде; минимизация объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов; максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.
Основными приоритетами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;
- комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов, формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с ТКО;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами;
- уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;
- развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, обезвреживанию и экологически, санитарно-эпидемиологически безопасному обращению с отходами, в том числе ТКО;
- вовлечение неизбежно образующихся и накопленных отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;
- экологически безопасное обезвреживание и захоронение неиспользуемых отходов;
- ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
- рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления;
- приоритетность утилизации (путем переработки или вторичного использования) отходов над их захоронением;
- достоверность и доступность информации в области обращения с отходами.
Целями выполнения работы является создание эффективной схемы обращения с отходами на территории Тамбовской области, в том числе:
- оптимизация транспортных потоков, с учетом действующих и планируемых к выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- оценка потребности создания новых объектов обращения с отходами с учетом актуализированных сведений;
- определение оптимальных мест создания (строительства) объектов по обращению с отходами, межмуниципальных мусоросортировочных комплексов (МСК), мусороперегрузочных станций (МПС);
- определение этапности внедрения раздельного накопления в муниципальных образованиях Тамбовской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- сбор и анализ данных о текущем состоянии комплекса обращения с отходами;
- корректировка территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализация ее электронной модели на территории Тамбовской области.
Работы выполняются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
- Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Правила N 1130);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1815 "Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2314 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 N 1390 "О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора";
- Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 N 868 "О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 913 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
- Постановление Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 "Об утверждении "Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов";
- Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";
- Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России) от 01.04.2015 N 96 "Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения";
- Приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 N 486 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения";
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО);
- ГОСТ 34.602-2020. Межгосударственный стандарт. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы;
- Приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 05.05.2023 N 59 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Тамбовской области в новой редакции";
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 N 43 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области" (ред. от 27.02.2023);
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 16.06.2020 N 66 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Тамбовской области" (в ред. от 23.11.2022);
- Приказ Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 08.11.2021 N 393 "Об утверждении региональной программы Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (ред. от 06.09.2022);
- Постановление администрации Тамбовской области от 24.12.2012 N 1657 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" (ред. от 23.05.2024);
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 02.04.2018 N 29 "Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области" (ред. от 03.02.2021);
- Закон Тамбовской области от 27.02.2019 N 332-З (в редакции от 28.12.2023 N 463-З) "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Тамбовской области".
В основу территориальной схемы заложен механизм управления региональной системой обращения с ТКО, основанный на приоритетных направлениях государственной политики в области обращения с отходами, которыми являются:
- предотвращение образования отходов;
- предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- исключение несанкционированного размещения отходов;
- минимизация отходов захоронения;
- максимизация вовлеченности ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, энергии;
- комплексная обработка ТКО в целях уменьшения количества образующихся отходов, формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с отходами, утилизация отходов;
- экологически безопасное обезвреживание отходов;
- достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов не пригодных для утилизации;
- ликвидация бесхозных объектов размещения ТКО;
- рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на 01.01.2024;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.