Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития
Закрепление экономической политики государства осуществляется рядом отраслей законодательства. При этом основная роль, на наш взгляд, отводится предпринимательскому (хозяйственному) законодательству.
В современной юридической литературе существует практически единодушное мнение о существовании как самостоятельной отрасли законодательства - законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности.
И.Н. Синякин выделяет "комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство"*(1).
В.Ф. Яковлев пишет: "Если объединить... отрасли законодательства, которые используются в сфере предпринимательской деятельности, то мы получим законодательный массив, который условно можно было бы назвать предпринимательским правом"*(2). Существование предпринимательского (хозяйственного) законодательства признается и другими авторами*(3).
Пожалуй, исключением является точка зрения авторов Комментария к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой, в котором утверждается, что "ГК устанавливает единство гражданского законодательства, его неделимость на гражданское и предпринимательское законодательство, предусматривая, что субъектами регулируемых ГК отношений являются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием"*(4).
Развитие современного предпринимательского законодательства (законодательства о предпринимательской деятельности) условно можно разделить на четыре периода.
Первый период - с середины 80-х годов ХХ в. до 1990 г.
Второй период - с 1990 по 1992 г.
Третий период - с 1992 по 1995 г.
Четвертый период - с 1995 г. по настоящее время.
Первый период характеризуется активной деятельностью различных законотворческих органов Союза ССР, положивших начало формированию современного законодательства о предпринимательской деятельности. Достаточно вспомнить Закон СССР от 19 ноября 1986 г. "Об индивидуальной трудовой деятельности"*(5), Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)"*(6), постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ"*(7), постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран"*(8).
В период с 1990 по 1992 г. был принят ряд основополагающих правовых актов, при этом часто акты одного и того же содержания принимались как на уровне Союза ССР, так и на уровне РСФСР. 4 июня 1990 г. был принят Закон СССР "О предприятиях в СССР"*(9), а 25 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР - Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(10). В указанный период шла так называемая война законов. 6 марта 1990 г. был принят Закон СССР "О собственности в СССР"*(11), а 24 декабря 1990 г. - Закон РСФСР "О собственности в РСФСР"*(12).
В этот же период были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.*(13), Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(14), Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601*(15), и другие основополагающие нормативные акты.
Третий период характеризовался принятием ряда нормативных актов предпринимательского (хозяйственного) законодательства до принятия первой, а затем и второй части Гражданского кодекса Российской Федерации. К ним можно отнести Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве)"*(16), Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации"*(17), Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"*(18) и др.
Последний период развития российского законодательства о предпринимательской деятельности связан с принятием новых нормативных актов, прежде всего законов, а также с внесением изменений и дополнений в принятые ранее правовые акты.
Одним из основных вопросов, возникающих при исследовании проблемы законодательства о предпринимательской деятельности, является вопрос об основаниях (основах) формирования законодательства*(19).
С.С. Алексеев утверждает, что строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей системы права*(20). То есть в основе законодательства лежит деление права на отрасли. Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Мицкевич, утверждая, что научная структура отраслей права представляет собой основу для практического выделения отраслей действующего законодательства*(21).
Однако другие авторы подчеркивают, что основой формирования законодательства являются определенные сферы деятельности государства и общества*(22). При этом, как правильно отмечает в своей работе В.Ф. Яковлев, "законодательные акты объединяют нормы не по признаку юридической однородности, определяемой однородностью регулируемых отношений, а по признаку объединения норм в законодательном акте, предназначенном для регулирования отношений определенной сферы"*(23).
Таким образом, можно утверждать, что система законодательства носит объективный характер, как носят объективный характер и соответствующие элементы этой системы. В том числе и законодательство о предпринимательской деятельности.
Элементы системы законодательства (вслед за В.П. Мозолиным*(24)) не следует называть отраслями законодательства. Это законодательные образования, имеющие объективную основу формирования - совокупность отношений в определенной сфере государственной или иной жизнедеятельности общества. Применительно к предпринимательскому законодательству - в сфере экономики.
Еще раз следует подчеркнуть, что основа российского законодательства объективна, однако сам процесс формирования законодательства носит субъективный характер, поскольку формируется органами законодательной власти, поэтому в целом категория "законодательство" является объективно-субъективной категорией.
Большинство авторов рассматривают отраслевую систему права как объективную категорию. Тем не менее, как справедливо отмечает А.В. Мицкевич, "система права и у нас, и за рубежом есть не что иное, как доктринальная научная категория"*(25). Следовательно, эта категория также носит объективно-субъективный характер. И тогда возникает вопрос, почему система законодательства и законотворческая практика должны, с точки зрения названного автора, следовать системе права*(26). На наш взгляд, ответ должен быть отрицательным.
На сегодняшний день, в современных условиях развития общества и права лишь законодательные образования уголовно-правового направления сохраняют предметное единство норм, составляющих соответствующие законодательные акты. Большинство же законодательных образований составляют законодательные акты, включающие разнородные нормы, в целом, однако, составляющие неразрывное единство.
Таким образом, учитывая объективный характер системы российского законодательства, основанной на объективных отношениях, составляющих ту или иную сферу государственной, экономической, социальной жизни общества, можно говорить о системе законодательства как об основополагающей категории в праве, что уже отмечалось в литературе*(27).
Применительно к регулированию предпринимательской деятельности и в целом экономики в условиях рынка основную роль в регулировании возникающих в этих сферах отношений играет законодательство о предпринимательской деятельности. Оно включает в себя не только законы, но и иные правовые акты; при этом нет сомнений в том, что закон как акт высшей юридической силы имеет приоритет перед иными правовыми актами.
Элементы, составляющие законодательство о предпринимательской деятельности, по сравнению с гражданским законодательством значительно шире - в последнее не включаются, например, внутренние (локальные) нормативные акты.
В связи с утверждением рыночного уклада в российской экономике, появлением значительного числа коммерческих организаций корпоративного типа*(28) в теории права дискуссионным является вопрос об отнесении корпоративных отношений к предмету правового регулирования гражданского или предпринимательского права.
Важным положением является позиция об отнесении корпоративных форм предпринимательской деятельности к предмету правового регулирования предпринимательского права. С развитием в России корпоративных форм организации бизнеса выделилась особая группа отношений - корпоративные отношения, или отношения участия либо членства*(29), которые нельзя отнести к гражданским правоотношениям.
Сомнения в чисто имущественной природе корпоративных отношений возникают у многих авторов. Общепризнанным является деление членских отношений корпоративного права на имущественные и неимущественные. Однако попытки отнести неимущественные права участников, чтобы оставить их в сфере правового регулирования гражданского права, к числу личных неимущественных неотчуждаемых прав, регулируемых статьей 150 ГК РФ, вызывают критику даже у самих сторонников включения корпоративных отношений в предмет регулирования гражданского права*(30). Действительно, личные неимущественные права в понимании, содержащемся в ст. 150 ГК РФ, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом, чего нельзя сказать о корпоративных правах, передаваемых в полном комплексе имущественных и неимущественных прав одновременно с передачей акций (долей в уставном капитале).
Существует другой подход, когда неимущественные права участников корпоративных организаций, связанные с участием в управлении, выделяют в отдельную группу организационных прав и опять же относят к предмету гражданского права*(31). Как образно выразился Г.Л. Знаменский, "сущей же бедой являются представления, вытекающие из концепции "единого гражданского права", которое объявляет сферой гражданско-правового регулирования все разнообразие отношений в экономике"*(32).
На наш взгляд, корпоративные отношения являются предметом предпринимательского права, поскольку для них характерно сочетание частноправового и публично-правового методов регулирования.
Неимущественные отношения участников хозяйственных товариществ и обществ, связанные с участием в управлении, получением информации о деятельности корпораций, мы относим к числу организационно-управленческих, поскольку такое определение в наибольшей степени характеризует их правовую природу.
Следует подчеркнуть, что в целом предпринимательские отношения едины, несмотря на регулирование их нормами различных отраслей права.
В связи с этим возникает вопрос о месте корпоративного законодательства (корпоративных правовых актов). Исходя из анализа ст. 3 ГК РФ, их нельзя отнести по чисто формальным соображениям к гражданскому законодательству. Если же рассматривать корпоративные отношения с содержательной точки зрения, то и с этой точки зрения их невозможно отнести к гражданско-правовым отношениям, а корпоративное законодательство - к гражданскому, поскольку корпоративное (акционерное) право содержит нормы не только и не столько имущественного характера, сколько управленческого, организационного.
Выделение частного и публичного права, анализ особенностей обособления в науке частного и публичного не должны сказываться на формировании законодательства. Законодательство в сфере предпринимательства, экономики в принципе не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества не предполагают возможности формирования частного или публичного законодательства. Поэтому представляется неверной точка зрения, в соответствии с которой основой формирования законодательства является разграничение норм частного и публичного права*(33). Ю.А. Тихомиров совершенно верно отмечает, что "важно добиться правильного современного представления о публичном и частном праве. Нужно признать существование и взаимопроникновение "публичного" и "частного" как самостоятельных правовых семей для многих отраслей права и законодательства и находить баланс методов регулирования и способов обеспечения различных интересов"*(34).
Законодательство о предпринимательской деятельности имеет свою особую структуру, куда, как уже отмечалось, включаются в качестве элемента внутренние (локальные) нормативные акты, в том числе корпоративные акты, а также акты саморегулируемых организаций.
В отличие от иных законодательных образований (отраслей законодательства) значительную роль будут играть акты рекомендательного характера. Так, например, Кодекс корпоративного поведения*(35) в случае его принятия будет играть значительную роль в саморегулировании предпринимательских отношений.
Законодательство о предпринимательской деятельности может быть структурировано не только по силе нормативных актов, но и в соответствии с отдельными подсферами, подотраслями предпринимательской деятельности. Это законодательство о банковской деятельности, о приватизации, о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, о государственном регулировании и др.
Значительный интерес, в том числе и с точки зрения государственного регулирования рыночной экономики, представляет такая подотрасль законодательства о предпринимательской деятельности, как законодательство о рынке ценных бумаг.
Ценные бумаги и другие объекты рынка ценных бумаг, представляя собой определенного свойства товар, требуют собственной организации движения, что предполагает прежде всего наличие хорошо развитой законодательной базы. В данном случае под законодательной базой следует понимать всю совокупность нормативных правовых актов, а не только ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), регулирующие имущественные и иные гражданско-правовые отношения на рынке.
Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой один из важнейших элементов инфраструктуры рынка, без которого, несмотря на то что оно несовершенно, эффективное функционирование этого сложного механизма невозможно.
Представляется необходимым основное внимание при рассмотрении вопросов законодательства о рынке ценных бумаг обратить на черты, отличающие его от других массивов нормативных актов, регулирующих, например, рынок труда или рынок товаров.
Особенности любой совокупности нормативных актов определяются спецификой регулируемых отношений и проистекают из них. Основная особенность отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, заключается в их комплексном характере. Это имущественные и обязательственные отношения, вертикальные отношения и отношения, связанные с основами конституционного устройства, отношения, носящие материально-правовой и процессуально-правовой характер. Чрезвычайно важную роль играют публично-правовые средства регулирования.
Комплексный характер отношений на рынке ценных бумаг и соответствующая их правовая регламентация, единство целей, задач, функций рынка ценных бумаг не позволяют говорить о том, что законодательство о рынке ценных бумаг состоит из отдельных самостоятельных частей, хотя и связанных, но не представляющих единого целого, где главную роль играют имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Бесспорно признавая важную роль гражданского права, не следует абсолютизировать эту отрасль права и соответствующую отрасль законодательства. Единый рынок ценных бумаг (в широком понимании этой категории) регулируется хотя и комплексным, но единым законодательством о рынке ценных бумаг, имеющим свои особенности, структуру, функции. При более широком взгляде на проблему законодательства следует прийти к выводу о том, что законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой подотрасль законодательства о предпринимательской деятельности и его составную часть.
В качестве одной из особенностей рассматриваемой совокупности нормативных правовых актов можно назвать значительное влияние на его развитие и современное состояние зарубежного права, в частности права Соединенных Штатов Америки. Данное обстоятельство не следует рассматривать как негативное явление, поскольку оно обусловлено в целом огромным влиянием, оказываемым США на развитие экономики и финансового рынка всего мира, и России в том числе, а также глубокой разработанностью законодательства в области рынка ценных бумаг. Дальнейшее развитие российского законодательства пойдет с учетом опыта нашей страны, особенностей развития рынка ценных бумаг в России, а также имеющегося опыта законодательного регулирования рассматриваемых отношений в других странах, в частности в европейских государствах.
Необходимо отметить несовпадение понятий "законодательство о рынке ценных бумаг" и "законодательство о ценных бумагах". Второе понятие значительно уже и связанно, по существу, только с определением ценных бумаг как объектов гражданского права. Необходимо при этом учитывать, что на рынке ценных бумаг специфическим товаром выступают не только собственно ценные бумаги, определенные в соответствии с нормами ГК РФ, но и иные финансовые инструменты (фьючерсы, свопы и др.), к ценным бумагам в гражданско-правовом смысле, строго говоря, не относящиеся, но играющие на рынке далеко не последнюю роль*(36).
В качестве одной из особенностей рассматриваемой подотрасли законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности, следует отметить его тесную связь с акционерным (корпоративным) законодательством. Так, в Законе об АО содержится множество норм, напрямую связанных с регулированием рынка ценных бумаг, и прежде всего с порядком выпуска и размещения акций и облигаций (ст. 27, 33, 36, 44, 65 и др.).
Важное значение имеет систематизация любой отрасли или подотрасли законодательства, в том числе и законодательства о рынке ценных бумаг. Классификация и систематизация имеют своей целью выявление тех или иных закономерностей, что важно учитывать как в научной, так и в законотворческой и практической деятельности.
Наиболее часто встречается систематизация, имеющая в своей основе такой классифицирующий признак, как сила нормативных актов. На основе указанного классифицирующего признака хорошо видна роль и значение Конституции РФ в регулировании отношений на финансовом рынке, законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства России. Так, нельзя не отметить нормы п. 1 ст. 8, п. "ж" ст. 71, п. 1 ст. 74 и другие статьи Конституции РФ, служащие основой развития законодательства о рынке ценных бумаг.
При характеристике рассматриваемого массива нормативных актов необходимо отметить роль Закона о рынке ценных бумаг. Несмотря на то что указанный закон не охватывает своими нормами всех отношений на рынке ценных бумаг, поскольку касается лишь эмиссионных ценных бумаг и при этом предусматривает регулирование особенностей эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг отдельным законом или в порядке, установленном федеральными законами, а также не регулирует в полном объеме других эмиссионных инструментов финансового рынка, его роль и значение чрезвычайно велики. В Законе закрепляются основные принципе функционирования рынка ценных бумаг, в частности основные положения, определяющие место государства в регулировании соответствующих отношений. Таким образом, действующий закон следует рассматривать как стержневой основополагающий акт, регулирующий соответствующие отношения.
К отличительным чертам законодательства о рынке ценных бумаг относится и та значительная роль, которая принадлежит в нем нормативным актам, принимаемым федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, поскольку именно этот орган проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг. Особенности функционирования и управления на рынке ценных бумаг определяют также большое значение нормативных актов, принимаемых ЦБ РФ, Минфином России и другими органами исполнительной власти.
Являясь частью законодательства о предпринимательской деятельности, законодательство о рынке ценных бумаг характеризуется значительной ролью внутренних (локальных) нормативных актов, в частности внутренних актов акционерных обществ (уставов, положений и т.п.), профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Не меньшее значение по сравнению с традиционной классификацией имеет выделение в пределах законодательства о рынке ценных бумаг, например, нормативных актов, регулирующих эмиссию и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг, акций, вексельного законодательства, законодательства о производных инструментах рынка ценных бумаг и т.д.
Поскольку рынок ценных бумаг, по существу, в полной мере еще не сложился, не сформировалось в полной мере и законодательство, регулирующее соответствующие отношения. Перспектива его развития видится в принятии ряда новых законов и иных нормативных актов, в совершенствовании существующих. Так, например, широкое обсуждение проходит проект закона "О срочном рынке".
Важное значение имеют законы, прямо не направленные на регулирование рынка ценных бумаг, однако имеющие важное значение для его нормального функционирования. К числу таких законов следует отнести Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.
Особенностью законодательства (в широком смысле этого слова) о рынке ценных бумаг является наличие значительного количества нормативных актов, принимаемых саморегулируемыми организациями. В качестве примера можно было бы назвать Положение о порядке предоставления саморегулируемой организацией "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР) ходатайства о выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, о порядке рассмотрения документов при переоформлении участников рынка ценных бумаг (утв. советом директоров НАУФОР 1 февраля 2001 г. N 2001-60-shРДН-0102 и согласовано ФКЦБ России 27 февраля 2001 г. N АП-02/1303).
Важное значение имеют также материалы методического и рекомендательного характера, например Рекомендации Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) по вопросам учета частей акций (дробных акций).
Президент РФ В.В. Путин, выступая в октябре 2003 г. на Давосском экономическом форуме, заседавшем в Москве, сказал о том, что "очень часто когда наверху принимаются решения уходить в какой-то сфере от необоснованного государственного регламентирования, то десятки тысяч людей на нижнем уровне пытаются ввести новые правила, для того чтобы покомандовать; это у них в крови - всем командовать и распоряжаться"*(37).
Конечно, всем командовать и всем распоряжаться - бесполезное занятие, поскольку оно не приведет к достижению стоящих перед обществом целей по повышению эффективности экономики. Критерий, позволяющий определить, требуется или нет в конкретной ситуации регламентирование (правовое регулирование), - удовлетворение общественного блага лучшим способом, достижение целей и задач, определенных в экономической политике. Представляется, что в современных условиях экономического развития все большее значение должны играть рекомендательные нормы, с одной стороны, аккумулирующие положительный опыт, практику деятельности субъектов рынка, а с другой - обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности.
Особый интерес представляет такая подотрасль предпринимательского законодательства, как законодательство о государственном регулировании предпринимательской деятельности, которое также имеет свою структуру, направлено на регулирование относительно самостоятельной группы общественных отношений. Законодательство о государственном регулировании предпринимательской деятельности включает в себя нормативные акты, определяющие экономическую политику государства, деятельность госсектора в сфере экономики, в том числе правовой статус, и регулирующих хозяйственную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий; нормативные акты, регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью, по применению средств государственного регулирования и т.д.
Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, в создании стабильных правил игры. В связи с указанной функцией государства возникает задача создания правового обеспечения реализации функции государства в сфере экономики.
Законодательство о предпринимательской деятельности - это, по существу, часть законодательства о хозяйственной деятельности, поскольку последнее понятие шире.
За последние годы было много сделано для совершенствования действующего законодательства, в том числе в сфере предпринимательства, однако и сегодня оно явно страдает существенными недостатками.
При анализе хозяйственного законодательства СССР выделялись такие проблемы, как множественность нормативных актов, их противоречивость, регулирование хозяйственных отношений в основном ведомственными нормативными актами, "пробельность" законодательства и его фрагментарность и др. К сожалению, многие из указанных недостатков и сегодня свойственны правовому регулированию предпринимательской деятельности.
В практике правового регулирования предпринимательства все еще встречаются случаи, когда нормативные акты в сфере предпринимательства имеют обратную силу. Принимаемые акты не учитывают особенностей правового регулирования предпринимательства, когда в большинстве случаев они вступают в силу с момента опубликования*(38).
Несмотря на то, что в основном правовая база предпринимательства в Российской Федерации была создана, в настоящее время требуется принятие новых нормативных актов, в том числе законов. Однако законодатель должен быть экономным. Например, навряд ли нужен закон о доверительном управлении ценными бумагами. При таком подходе нужен и закон о депозитарной деятельности, о деятельности организаторов торговли и т.д., что не отвечало бы принципу экономии правовых средств.
Развитие законодательства о предпринимательской деятельности - необходимое условие повышения эффективности рыночной экономики России.
Е.П. Губин |
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т./Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: ИКД Зерцало, 1998. Т. 2. Теория права. С. 238.
*(2) Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 165.
*(3) См.: Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчество//Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М.: Городец, 2000. С. 43; Суханов Е.А. Источники гражданского права//Гражданское право: В 2 т.: Учебник/Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЭК, 2000. Т. 1. С. 65; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т./Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. Т. 1. С. 71; Предпринимательское право: Учебник/Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 69, и др.
*(4) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995. С. 18.
*(5) См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 47. Cт. 964.
*(6) См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 26. Cт. 385.
*(7) См.: СП СССР. 1987. Oтд. 1. N 8. Cт. 38; 1989. Oтд. 1. N 23. Cт. 75.
*(8) См.: СП СССР. 1987. Oтд. 1. N 9. Cт. 40; 1989. Oтд. 1. N 23. Cт. 7.
*(9) См.: Ведомости СНД и ВС СССР. N 25. Ст. 460.
*(10) См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
*(11) См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164.
*(12) См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.
*(13) См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.
*(14) См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
*(15) См.: СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.
*(16) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.
*(17) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 917.
*(18) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
*(19) См.: Мицкевич А.В. Указ. изд. С. 37.
*(20) См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 61.
*(21) См.: Мицкевич А.В. Указ. изд. С. 37.
*(22) См.: Общая теория государства и права. Т. 2. Теория права. С. 238.
*(23) Яковлев В.Ф. С. 164.
*(24) См.: Мозолин В.П. Тезисы доклада на научной конференции в МГЮА. М., 2001.
*(25) См.: Мицкевич А.В. Указ. изд. С. 34-35.
*(26) См.: Мицкевич А.В. Указ. изд. С. 35.
*(27) См.: Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992. С. 51-58.
*(28) В российской правовой доктрине к юридическим лицам корпоративного типа относят коммерческие организации, для достижения уставных целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный, (складочный) капитал которых поделен на определенные доли. Подробнее см. главу 6: Предпринимательское право: Учебник/Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно. С. 50-51.
*(29) Под членством в литературе понимают "комплекс связей участников организаций как между собой, так и с самой организацией, что проявляется в наличии у них субъективных прав и обязанностей, то есть членское правоотношение" (Ломакин Д.В. Акционерные правоотношения. М., 1997. С. 15).
*(30) См.: Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002. С. 144; Степанов П.В. Корпоративные отношения в гражданском праве//Законодательство. 2002. N 6. С. 35-36.
*(31) См.: Советское гражданское право/Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 12-16; Степанов П.В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 1999. С. 13.
*(32) Хозяйственное право/Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С. 17.
*(33) Литовкин В.Н., Рахмилович В.А., Садиков О.Н. Концепция развития гражданского законодательства//Концепция развития российского законодательства. 3-е изд., перераб. и доп./Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. М., 1998. С. 108-116.
*(34) Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. С. 117.
*(35) См.: Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.
*(36) См.: Губин Е.П. Правовое регулирование отношений на срочном рынке (рынке производных финансовых инструментов)//Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник/Отв. ред. Г.А. Тосунян. М., 2002. Т. 2. С. 294-319.
*(37) Нетреба П. Владимир Путин расшевелил бизнес-сообщество//Коммерсантъ. 2003. 4 октября.
*(38) См.: Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С. 111-120.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004