Принципы энергетического законодательства
Под правовыми принципами (от лат. principium - начало, основа) понимаются основные, исходные положения, начала, руководящие идеи*(1), которые в основном определяют характер правового регулирования соответствующих общественных отношений. Будучи закрепленными в законодательстве, принципы приобретают общеобязательный характер. Еще в 1960 г. Н.А. Чечина утверждала: "Правовой принцип как руководящая идея отличается от научных и философских принципов тем, что всегда и непременно находит свое конкретное выражение в норме или нормах права, т.е., говоря иными словами, идея находит в нормах закрепление, правовую защиту, обеспеченную силой государственной власти. Более того, о принципе права можно говорить лишь постольку, поскольку он, как руководящая идея, получил нормативное закрепление: идея, не зафиксированная нормой права, не может стать правовым принципом"*(2).
Категория принципов, имеющая важное теоретическое и методологическое значение для характеристики современного российского права, получила должное научное исследование как в общей теории права, так и в особенности в отраслевых юридических науках. Наиболее полно, с нашей точки зрения, правовые принципы были подвергнуты изучению в науке уголовного процессуального права, гражданского права и гражданского процессуального права. "Принципы есть основания системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупности процессуальных законов", - утверждает доктор юридических наук, профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ М.К. Треушников*(3).
Научная категория правовых принципов находится в ряду таких общих теоретических правовых категорий, как предмет, метод и особенно функции, которые характеризуют данную правовую материю в целом, ее сущность, главные отраслевые особенности правового регулирования, существо и содержание, социальную направленность и ценность соответствующей отрасли права и законодательства.
В принципах, как, впрочем, и в других названных правовых категориях, находит свое выражение сущность правового регулирования, а потому они обладают солидным потенциалом, значительным регулирующим началом. В некоторых случаях принципы могут непосредственно применяться при регулировании общественных отношений.
Достижения правовой науки в исследовании принципов права и практика судебных органов, особенно Конституционного Суда Российской Федерации, наглядно свидетельствуют о том, что принципы как научная категория могут многое дать о наиболее существенных сторонах правовой материи; изучая принципы, мы можем узнать сущее об особенностях той либо иной отрасли законодательства.
Я выбрал энергетическое законодательство, ибо энергия - это основа индустриального общества. Энергия - одна из основ мироздания, ключевой фактор в жизни Земли и человечества. "Энергия" - термин древнегреческой философии, означающий: 1) действие, осуществление; 2) действительность.
Отмечая роль и значение энергии в жизни общества, специалисты утверждают: "Цивилизация, по сути, результат энергетического преобразования природы, ибо энергия, по определению, всякое действие, осуществление, в противовес потенции как возможности, а энергетика, по большому счету, система, реализующая имеющийся потенциал, преобразующая его в энергию, в действие, направленное на достижение желаемого результата"*(4).
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Федерации (является по сути странообразующим), во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны.
Энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений. Энергия - это, попросту говоря, способность выполнять работу.
Выражаясь техническим языком, энергия определяется как произведение силы и расстояния, которое эта сила должна преодолеть.
Энергия извлекается из природных ресурсов, т.е. из вещества. Между энергией и веществом существует взаимосвязь. Эта взаимосвязь представляет собой способ извлечения пользы из потенциальной энергии вещества, метод получения из вещества работы, которую мы сможем использовать. Закон преобразования вещества в работу, энергию - знаменитое уравнение Эйнштейна e = mc2. В соответствии с законом сохранения и превращения энергии (не менее знаменитый закон М.В. Ломоносова) количество энергии и вещества во Вселенной постоянно и не может уменьшиться. Энергия и материя в совокупности во Вселенной постоянны. Энергия и вещество (масса) не возникают из ничего и не могут быть уничтожены.
Преобразование вещества в энергию происходит в процессе топливных циклов. Природные ресурсы добываются, перерабатываются, транспортируются, а затем используются. Такая модель применима к нефти, природному газу, углю, ядерному топливу и некоторым другим ресурсам.
Энергия, используемая для работы всевозможных механизмов (электрический свет, компьютеры, газовая плита, бензобак), вырабатывается из определенного количества минеральных природных ресурсов, знать которые, а также понимать порядок их использования необходимо при изучении энергетического права. Поэтому прежде чем говорить о сугубо правовых проблемах, мы должны рассмотреть энергию как предмет правового регулирования, ее формы и направления использования.
Энергия может быть потенциальной и кинетической. К примеру, вода, скопившаяся за плотиной, не осуществляет никакой работы, но обладает потенциальной энергией. Но та же "побежденная вода", "падая с вершины" по физическим законам гравитации, вращает лопасти турбин и вырабатывает кинетическую энергию, дающую электричество.
Энергия как способность выполнять работу пребывает (существует, реализуется) в определенных формах. Главными из них для нас являются: механическая, химическая, электрическая, ядерная, тепловая.
Каждая из форм энергии обладает своими отличительными свойствами. Они налагают определенные особенности в правовом регулировании ее использования (требования техники безопасности, содержание энергетического хозяйства потребителей, порядок и способ доставки энергии, определение ее качества как товара и др.).
Уникальным свойством энергии является возможность ее преобразования из одной формы в другую, что также требует соответствующих правовых особенностей в регулировании энергетических отношений.
Но энергия не является обычным товаром, подобно металлу или зерну. Хотя с физической точки зрения энергия может быть получена из любого вещества, получают энергию для использования только из определенных источников, причем круг этих источников ограничен. На разных этапах развития человечества роль и значение, удельный вес использования отдельных источников энергии (энергоносителей) менялся. Цепочка энергоносителей, используемых человечеством, в историческом плане выглядит следующим образом: древесина - уголь - нефть - электричество - газ - атомная энергия плюс нетрадиционные источники (виды) энергии: ветряная, солнечная, геотермальная, океанская термальная, энергия приливов и отливов, энергия биомассы, синтетическое топливо и некоторые другие.
Вследствие уникальных качеств энергии до сих пор среди ученых-правоведов, главным образом цивилистов, исследовавших эту проблему, нет единого мнения относительно того, можно ли признать энергию вещью, товаром, которые покупаются и продаются как объект права собственности, или это нечто другое. Наиболее обоснованной представляется позиция С.М. Корнеева, который предложил рассматривать электрическую энергию как ценность, экономическое благо*(5), не относя ее ни к имуществу (веществу), ни к правам, ни к обязанностям. "Энергия не может рассматриваться как обычный предмет материального мира, как телесная вещь; она представляет собой свойство материи, причем материи, которой придано определенное состояние (напряжение тока, температура воды и т.п.). Это свойство обнаруживается в способности производить полезную работу, создавать необходимые условия для трудовой деятельности и отдыха людей (освещение, вентиляция, отопление и т.п.)"*(6).
Другое дело, что для законодательной конструкции договора энергоснабжения ГК РФ исходит из признания энергии товаром, но не тождества ему. Диалектическое взаимодействие вещества и энергии в рассматриваемом аспекте дает основания для вывода о том, что в Гражданском кодексе Российской Федерации конструкция договора на энергоснабжение, объектом которого является электроэнергия, исходит из того, что энергия признается товаром. Поэтому договор энергоснабжения - прежде всего договор передачи товара. И в этом своем качестве он совершенно логично помещен в главу 30 Гражданского кодекса РФ, регулирующую договор купли-продажи. В то же время физические особенности энергии делают этот товар сугубо специфическим, что отражается в правах и обязанностях сторон и содержании обязательства энергоснабжения.
Отсюда и особенности данного вида договора. Представляется, что именно уникальная специфика энергии, признаваемой товаром, энергии как свойства материи не охватывается структурой объектов гражданских правоотношений, а поэтому в литературе совершенно справедливо отмечается, что к энергии можно применять отдельные нормы, регулирующие правоотношения по поводу вещей, только по аналогии*(7). "Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть"*(8).
Тем не менее сегодня общепризнанно, что энергия стала глобальным товаром, а энергетический рынок, как считают многие специалисты, во многих отношениях стал подобен рынку финансовому.
Как отметил председатель Международного комитета по присуждению премии "Глобальная энергия", лауреат Нобелевской премии, вице-президент Российской академии наук, академик РАН Жорес Алферов: "Сегодня перед человечеством нет более важной проблемы, чем энергетическая. От ее решения зависит сохранение нашей цивилизации... Это не только научно-технические, но и экономические проблемы. Мы иногда слишком увлекаемся чисто рыночными расчетами - что сколько стоит. Главное на самом деле - это удовлетворять потребности человека"*(9).
Тем не менее формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством названо в Энергетической стратегии России в качестве главного средства решения задач, поставленных на период до 2020 г. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Как отмечает Валерий Язев, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы РФ, "Взвешенное сочетание государственного регулирования деятельности ТЭК и введения рыночных механизмов - это сверхзадача, которая сегодня в России не решена"*(10).
Совершенствование нормативно-правовой "энергетической" базы преследует цель ввести в практику экономическое (взамен административного) управление отраслями ТЭК. При этом в стратегии записано, что все стороны деятельности этого сектора должны регулироваться законами прямого действия, обеспечивая стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля.
Энергия относится в своей основе к естественной сфере: она изучается, открывается, преобразуется, используется (потребляется) на основе законов природы, естественных наук. В то же время энергетика как система, реализующая имеющийся потенциал, преобразующая его в энергию, в действие, направленное на достижение желаемого результата, является неотъемлемой, составной частью жизнедеятельности общества. Энергоснабжение - одно из основных условий существования современной цивилизации и поэтому должно обеспечиваться государством. Во всех странах отношения в сфере энергетики в той или иной степени регулируются государством. Это наглядно продемонстрировала вся история энергетического развития общества, особенно после энергетического кризиса и "арабского нефтяного эмбарго" 1973 г., да и в последующее время, когда в разных странах, прежде всего в США, было принято значительное количество законов, регулирующих энергетические отношения.
Надо сказать, что в индустриально развитых странах - странах-потребителях, да и в странах - производителях энергоресурсов, проблемы правового регулирования энергетических отношений получили значительное научное обоснование, имеют солидную правовую базу. Достаточно констатировать, что в ведущих странах (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Норвегия и др.), международных организациях (Европейский союз) как в нормотворческом, так и в научном и, что особенно важно, учебном плане имеются фундаментальные достижения.
В учебных планах юридических факультетов университетов и школ бизнеса появились предметы, посвященные изучению энергетических отношений. Так, например, в США не одно издание выдержал учебник, подготовленный учеными под руководством проф. Дж. Хайки и Д. Зилмана "Энергетическое право и политика в XXI веке"*(11); в ФРГ это двухтомный учебник по энергетическому праву "Энергетическое право"*(12), целый ряд работ научно-практического и справочного характера. В европейских странах издано значительное количество работ, посвященных энергетическому праву Европейского союза*(13).
В Российской Федерации в последнее десятилетие, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., правовому регулированию отношений в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса также уделялось значительное внимание. В развитие положений п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящего "федеральные энергетические системы" к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны. В настоящее время на различных этапах подготовки находятся проекты федеральных законов: "О федеральной энергетической политике", "О федеральных энергетических системах", "О топливно-энергетических балансах", "О магистральном трубопроводном транспорте", "О государственной политике в области использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии" и др. 28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р Правительство Российской Федерации утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г.*(14). В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса.
Реализация Энергетической стратегии требует принятия, по данным Яновского (зам. министра энергетики РФ до 9 марта 2004 г. - П.Л.), как минимум 17 законопроектов*(15).
В ведущих юридических вузах страны (юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия, Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, юридический факультет Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, юридический факультет Тюменского государственного университета и др.) читаются специальные курсы по энергетическому праву, энергетической политике и дипломатии*(16).
Анализ современных тенденций развития законодательного обеспечения ТЭК РФ позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации формируется новый энергетический правопорядок.
С этой точки зрения представляется научно обоснованным и практически оправданным изучение (анализ) комплекса теоретических правовых проблем, возникающих в данной сфере человеческой жизнедеятельности*(17). Являясь составной и наиболее важной частью национального хозяйства страны, энергетика занимает в нем ведущее положение в силу выше обозначенных факторов.
В Российской Федерации, а ранее в Советском Союзе, как отмечалось выше, эти вопросы рассматривались в научном и учебном плане. Однако в последнее время несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, особенно в перестроечный период, она была в определенной степени обойдена вниманием юристов (за исключением вопросов электроэнергетики, в связи с реформированием которой был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов)*(18). Хотя отдельные публикации и появлялись на страницах не только специальных изданий, но и в правовой литературе. Однако они были посвящены отдельным, хотя, несомненно, ключевым и важным проблемам*(19).
Мы же предлагаем взглянуть на правовые процессы, происходящие в энергетике, в целом с точки зрения формирования относительно самостоятельного, отличающегося существенными правовыми особенностями, несомненно, связанного со всей системой современного российского законодательства, правового массива, имеющего своей целью правовое обеспечение организации и функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Иными словами, рассмотреть правовой энергетический порядок Российской Федерации.
При этом мы исходим из того, что, являясь одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской национальной экономики, топливно-энергетический комплекс страны как объект правового регулирования энергетического законодательства представляет собой систему связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по поиску, разведке, добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортировке и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включая сооружение и эксплуатацию объектов энергетики, с целью обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами и охраны окружающей природной среды.
Представляется, что это - собирательное, обобщающее понятие, отличающееся не такой степенью организационной формализации, как, к примеру, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности - юридические лица. На сегодняшний день, это более организационно-экономическое, нежели правовое понятие. Тем не менее о топливно-энергетическом комплексе можно говорить как об определенной организационной структуре, закрепляемой, но юридически четко не определяемой в законодательстве, структуре, существенно влияющей на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в данной сфере. Это прежде всего предприятия и организации электроэнергетики, угольной, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперабатывающей промышленности, системы нефтепродуктообеспечения, трубопроводно-транспортной инфраструктуры и др.
Являясь относительно самостоятельным комплексом национального хозяйства страны, ТЭК требует при разработке нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих отношения в этой сфере, учитывать объективно существующие особенности и закономерности ее функционирования и развития. Это наглядно подтверждается действующим законодательством, например Федеральным законом "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ*(20).
Предмет правового регулирования энергетического законодательства - энергетические отношения - служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. Поэтому для надлежащего и эффективного правового регулирования отношений в области энергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет неполной, а во многих случаях и ошибочной.
В этом плане регулирование отношений в области энергетики сопоставимо с регулированием отношений в сфере телекоммуникаций, электронной коммерции, использования возможностей Интернета в сфере бизнеса, где также большое значение имеют технические и технологические условия.
В энергетическом законодательстве помимо арсенала общеправовых методов и средств задействованы также специфические методы и инструменты: техника, технология и т.п. Это практика индустриально развитых стран, и ее надо принять. В то же время я не встречал термина "машиностроительное право", хотя, с другой стороны, во многих странах выделяется "транспортное право".
В энергетическом законодательстве наблюдается особое сближение правового регулирования отношений в области использования первичных невозобновляемых минеральных энергетических ресурсов, в первую очередь нефти и газа, ибо они как предметы правового регулирования (в отношении которых установлены правовые нормы) в своей основе имеют простые химические формулы нефтяной смеси и варьируются от простого газообразного метана, состоящего из стандартного набора молекул - один атом углерода и четыре атома водорода - CH4, до более сложного октана С8Н18, компонента сырой нефти. Определенными особенностями отличается уголь, хотя при определенном производственном воздействии (гидрогенизации), и его можно превратить в жидкое топливо, в основе которого те же химические элементы. Особое место занимает электроэнергетика, которая является вторичным видом энергии и наиболее распространена и привлекательна в использовании. Электроэнергетика является единственной суботраслью ТЭК (правда, электроэнергия вырабатывается и на атомных электростанциях, которые просто не могут безопасно функционировать без правовой, технической, технологической и иной регламентации), которая в связи с реформированием получила солидное правовое обеспечение. В 2003 г. был принят пакет законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных актов, регламентирующих электроэнергетическую сферу*(21).
25 марта 2003 г. Президент РФ подписал Закон РФ "Об электроэнергетике", 26 марта - Закон РФ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". В тот же день Президент РФ утвердил законы, корректирующие положения других основополагающих законов: в Законе РФ "О естественных монополиях" определен исчерпывающий перечень естественно-монопольных видов деятельности, ранее не корреспондирующийся с положениями Закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; внесены изменения и дополнения во вторую часть ГК РФ и Закон РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", и ограничен срок его действия. В соответствии с Законом РФ "Об электроэнергетике" принят ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих правила оптового рынка; технические регламенты в сфере функционирования Единой энергетической системы России (передачи электроэнергии, надежного энергоснабжения и т.д.) и др.
И конечно, научная мысль заставляет обратить внимание на нетрадиционные возобновляемые источники энергии (солнечная энергия, ветер, вода, геотермальные источники, энергия приливов и отливов и др.). Надо сказать, что в зарубежных странах принят целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере. В Российской Федерации значимый нормативно-правовой акт - Закон РФ "О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии" был принят Федеральным Собранием в конце 90-х годов прошлого века, но отклонен Президентом РФ. В 2003 г. группой ученых под руководством начальника Управления научно-технического прогресса Минэнерго России была разработана концепция проекта Федерального закона Российской Федерации "О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии". Предметом правового регулирования Закона, согласно концепции, являются отношения, возникающие в сфере проектирования, разработки, производства и использования возобновляемой энергии, в том числе:
- оценка и изучение местных возобновляемых энергоресурсов (солнца, ветра, малых рек, биомассы, тепла Земли, градиентов температур окружающей среды);
- рациональное проектирование системы энергоснабжения с выработкой электрической и тепловой энергии с учетом сохранения окружающей природной среды;
- выбор, создание и применение экономически эффективных энергетических технологий с использованием местных НВИЭ;
- лицензирование, стандартизация, сертификация и государственная регистрация техники и технологий в данной сфере;
- экономическое и финансовое стимулирование использования НВИЭ для приоритетного развития на всей территории Российской Федерации.
Целью Закона является установление правовых, организационных, экономических и финансовых основ и механизмов регулирования отношений государства, производителей и потребителей оборудования и установок использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Концепция предполагает регулирование отношений, возникающих в связи с изучением и использованием этих источников энергии, для создания благоприятных предпосылок приоритетного использования НВИЭ в интересах улучшения социального положения населения, охраны окружающей природной среды и экономии невозобновляемых источников энергии.
Возобновляемые источники энергии - источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии (солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и др.
В Энергетической стратегии России для преодоления отставания в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива для будущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных от электросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки в экологически напряженных районах признано необходимым: разработать и принять федеральный закон "О возобновляемых источниках энергии" и соответствующий акт Правительства Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива.
В то же время целостная концепция энергетического законодательства Российской Федерации предполагает учет специфики, особенностей и различий правового регулирования нефтяной, газовой, угольной, атомной и других суботраслей российского ТЭК. Это нашло отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих отношения в названных сферах: Федеральный закон РФ "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ*(22); Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ*(23).
Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство.
Энергетическое законодательство - это крупный интегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны. В нормах энергетического законодательства закрепляются существенные особенности правовых отношений, которыми закон устанавливает правовой порядок в ТЭК, в том числе ведение предпринимательской деятельности, регулирование отношений, связанных с осуществлением этой деятельности в условиях рыночной экономики*(24).
В свете вышеизложенного представляется несколько пессимистической констатация в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из основных факторов, сдерживающих развитие ТЭК, "отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК". Да, предстоит еще немало сделать в этой сфере с точки зрения нормотворческой, правоприменительной, юрисдикционной деятельности; как известно, совершенствованию нет предела. Но отрицать очевидные положительные тенденции в области создания и развития правового обеспечения ТЭК РФ было бы не совсем верно.
Опираясь на теоретические положения о формировании системы права и системы законодательства, которые были выработаны советской юридической наукой в ходе дискуссий по названной проблеме, на новейшие правовые воззрения о делении права на публичное и частное, мы можем констатировать, что особую актуальность применительно к исследованию энергетического законодательства Российской Федерации имеют высказанные еще в послевоенные годы взгляды и выводы В.К. Райхера о комплексных отраслях права, более поздние выводы С.С. Алексеева, Ю.К. Толстого о комплексных, вторичных, производных правовых образованиях.
По мнению В.К. Райхера, комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям: "Во-первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному, специфическому кругу общественных отношений, т.е. имела в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, а следовательно, и предметное единство. Во-вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупною общественною значимостью. В-третьих, образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен обладать достаточно обширным объемом"*(25). Сходную мысль, но в другом ракурсе высказал С.С. Алексеев: "От структуры права нужно отличать структуру его источников, в частности систему законодательства. Если первое - это объективно существующее деление внутри самого права, в рамках его содержания, то второе представляет собой состав, соотношение, построение источников, внешней формы права, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию"*(26). С этим связана, по нашему мнению, потребность в структурно единой системе правового регулирования ТЭК РФ с естественной разбивкой по отдельным отраслям ТЭК, а именно в правовом регулировании электроэнергетики, газовой промышленности, в том числе газоснабжения, нефтяной промышленности и промышленности нефтепродуктообеспечения, угольной промышленности, ядерной энергетики, гидроэнергетики. В систему топливно-энергетического комплекса страны входят и так называемые альтернативные, нетрадиционные источники энергии, отношения в сфере использования которых также требуют надлежащего правового регулирования. Речь идет о солнечной энергии, ветряной энергии, геотермальной энергии, океанской термальной энергии и энергии приливов и отливов, энергии биомассы, синтетическом топливе, а также малой энергетике. В совокупности это и составляет предмет энергетического законодательства Российской Федерации.
Структурно единая система правового регулирования топливно-энергетического комплекса обусловливается не единым методом регулирования отношений как в первичных, базовых, фундаментальных, основных отраслях, а только общей сферой регулирования - отношениями, связанными с организацией и функционированием топливно-энергетического комплекса России. Отсюда энергетическое законодательство Российской Федерации необходимо рассматривать в качестве интегрированной комплексной отрасли законодательства, где предмет регулирования разнороден и включает в себя элементы других отраслей, не говоря уже о юридических режимах, методах и механизме правового регулирования.
Главная задача энергетического законодательства - правовое регулирование отношений в сфере энергетики в целях обеспечения потребностей населения и экономики страны в энергетических ресурсах, их рациональном использовании, а также в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности субъектов всех форм собственности в топливно-энергетическом комплексе и охраны окружающей среды. Энергетическое законодательство призвано создать правовую базу регулирования добычи, преобразования, транспортировки, распределения и потребления энергетических ресурсов.
Энергетическое законодательство является уникальным примером взаимодействия экономики, политики и права на фоне рыночных отношений. В нем в высшей степени проявляется взаимодействие публично-правового и частноправового методов регулирования общественных отношений*(27).
Исходя из общих теоретических положений о принципах права, принципах отдельных отраслей права и законодательства, анализируя содержание нормативных правовых актов энергетического законодательства, требования, предъявляемые обществом к энергетике, мы можем выявить следующие принципы энергетического законодательства, которые необходимо учитывать при разработке и реализации нормативных правовых актов в исследуемой сфере. Кроме того, ниже перечисленные принципы напрямую вытекают из приоритетов, провозглашенных в Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Более того, некоторые положения (7, 8, 10) на данном этапе развития правового регулирования энергетических отношений, скорее всего, следует отнести к направлениям стратегического развития энергетики, которые со временем, возможно, перерастут в принципы.
К ним относятся:
1) гарантия обеспечения энергоснабжения (обязанность по присоединению к сети и по снабжению энергией);
2) централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики;
3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсного обеспечения;
4) защита и охрана окружающей среды;
5) предсказуемость государственной политики в области энергетики;
6) энергосбережение и рациональное, экономичное и эффективное использование энергии;
7) адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию;
8) сбережение редких видов горючего и использования угля;
9) обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии;
10) снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран).
Сформулированные в качестве принципов энергетического законодательства положения (1-10), как представляется, оптимально отражают на данный момент реальное положение дел в этой сфере. В то же время принципы, как и законодательство в целом, не могут не развиваться и не обновляться. С этих позиций, возможно, некоторые принципы, которые действуют сейчас, видоизменятся, устареют, потеряют силу. Но это материал для будущих исследований.
1. Принцип гарантии обеспечения энергоснабжения (обязанности по присоединении к сети и по снабжению энергией) - один из основных, приоритетных принципов энергетического законодательства, поскольку современная экономика, да и нормальное существование человека, в случае прекращения подачи энергии перестала бы функционировать.
Полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение кризисного развития ситуаций в энергообеспечении страны названы в числе главных приоритетов Энергетической стратегии.
Как отмечает академик РАН, президент Российского научного центра "Курчатовский институт" Евгений Велихов: "Перед нами огромная задача, фантастическая - обеспечить энергетические потребности растущего населения планеты. И в решении этой задачи все будет использоваться: и Солнце, и ветер, о нем не говорили, но наверняка будет использоваться, и сжигание мусора, которое уже начинается, плазменное, конечно, чтобы уменьшить выброс газов, и био-, и ядерная, и термоядерная энергетика"*(28).
Государство сегодня несет ответственность за энергетическую безопасность общества. Если принять во внимание, что, например, при прекращении подачи электроэнергии останутся без света дома и офисы, не будут работать компьютеры, будут нарушены телекоммуникации, перестанет функционировать компьютерное оборудование на промышленных предприятиях и транспорте, то станет очевидным, что энергоснабжение - безальтернативное условие жизнедеятельности современного общества*(29).
"Энергетическая безопасность, - отмечает В. Катренко, - одна из главнейших составляющих в уже упоминаемой энергетической стратегии. Для этого потребуется законодательно укреплять кооперацию и разумный баланс между топливно-энергетическими отраслями, чтобы сдерживать монополизм отраслей, наиболее сильно влияющий на всю российскую экономику и уровень жизни людей.
Здесь следует выделить контроль над деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики. Дело в том, что правовой институт "федеральных энергетических систем" предусмотрен самой Конституцией РФ. Однако он до сих пор не прописан в федеральном законодательстве.
О безопасности энергосистем нужно думать и для предотвращения возможных техногенных катастроф и аварий, чтобы Россия не повторила печальной опыт американского "блэкаута", вогнавшего во тьму Север Америки и Канаду после непродуманных схем дробления энергетики. Поэтому впредь требуется сохранять главное достижение нашей энергосистемы - ее целостность и монолитность, которая позволяет оптимально расширять интеграцию компаний и включать в нее страны СССР. Это уже дало возможность прорубить "энергетическое окно" в Европу, Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, другие страны, создавая наилучшие варианты взаимовыгодной торговли энергией."*(30).
В современной специальной литературе по вопросам энергетики, экономике топливно-энергетического комплекса, а также в правовой литературе в области энергетики и природных ресурсов выделяют следующие способы обеспечения гарантированного энергоснабжения.
Во-первых, это - комбинирование (диверсификация) различных источников энергии. Нефть и газ, бурый и каменный уголь, атомная энергия и возобновляемые источники энергии должны использоваться в соотношении, рациональном с экономической точки зрения, чтобы избежать зависимости от одного источника энергии. С правовой точки зрения, чтобы комбинировать источники энергии, необходимо разработать правовые предпосылки для создания резервов нефти и газа, совершенствовать ресурсную базу ТЭК, поддерживать и развивать геологические службы, добывающие, перерабатывающие, транспортные и распределительные энергетические системы, а также энергетическое хозяйство потребителей. Для энергодефицитных стран - обеспечить закупки нефти, газа, угля у добывающих стран на основе международных договоров.
Во-вторых, своевременное строительство достаточного количества электростанций, чтобы создать достаточные мощности для энергоснабжения. Альтернативой этому является своевременное заключение долгосрочных договоров с иностранными фирмами об импорте тепловой и электрической энергии. Для создания привлекательного инвестиционного климата в сфере планирования, строительства и эксплуатации электростанций принципиально важно наличие стабильных правовых рамок такого рода деятельности. Стабильность законодательства играет исключительно важную роль, ибо инвестиции в ТЭК имеют длительный (зачастую очень длительный) период окупаемости.
В-третьих, правовое регулирование договоров в области энергоснабжения. Речь идет, в частности, о предоставлении органам государственной власти и управления права устанавливать обязательные для контрагентов условия контрактов. Так, согласно Закону ФРГ "Об энергетическом хозяйстве", федеральным органам исполнительной власти предоставлено право устанавливать обязательные условия договора*(31). Законодатель должен создавать правовые рамки для договоров в области энергоснабжения, которые позволят предприятиям энергетического комплекса заключать долгосрочные договоры с потребителями энергии. Тем самым предприятия могут окупить инвестиции, произведенные при строительстве и эксплуатации электростанций и энергосетей. С другой стороны, законодатель должен предотвратить ограничение конкуренции, в случае если энергоснабжающие организации создают препятствия для одностороннего расторжения договора с потребителями.
В-четвертых, заключение договоров между предприятиями об объединении энергосистем. В большинстве стран созданы соответствующие правовые рамки, которые обеспечивают эффективность и рациональность подключения отдельных электростанций к энергосетям в периоды максимального и минимального потребления энергии. В России функционирует созданная еще в Советском Союзе уникальная единая энергосистема, обеспечивающая выполнение этой функции через Центральное диспетчерское управление. В Европе на данный момент существуют два варианта координации работы энергосистем. В Англии и Уэльсе право собственности (а следовательно, и право на эксплуатацию) на электростанции и энергосети принадлежит разным юридическим лицам, причем регулирование подключения отдельных электростанций и установление цен на электроэнергию входят в компетенцию владельцев энергосетей (pool system). На общеевропейском уровне и в большинстве остальных западноевропейских государств локальные энергосистемы, включающие в себя производителей электроэнергии и владельцев энергосетей, постепенно объединяются, причем в государствах, адекватно трансформировавших Директиву Европейского парламента и Совета об электроэнергии во внутригосударственное право, производители электроэнергии из стран сообщества при определенных условиях имеют свободный доступ к сетям.
Уникальным является восстановление "единого энергетического пространства" СНГ. Сейчас электрически объединены 14 стран СНГ и Балтии (изолированной остается пока Армения). Объединение выгодно всем: ведь при параллельной работе энергосистем их издержки снижаются, и весьма значительно, а надежность снабжения потребителей возрастает. Однако амбиции России, по убеждению А.Б. Чубайса, не должны исчерпываться пределами СНГ. "В перспективе я вижу северное полушарие нашей планеты с четырьмя великими демократиями: США, Европа, Япония и Россия. Наша задача - замкнуть кольцо четырех великих демократий, или, если угодно, империй, на равных", - считает он. И в этом направлении уже сделаны конкретные шаги. В ноябре 2003 г. в Брюсселе на конференции "Рынок электроэнергии от Лиссабона до Владивостока" было подписано соглашение между Электроэнергетическим советом СНГ и Европейским союзом электроэнергетической промышленности (Euroelectric) по конкретной подготовке к реализации проекта объединения ЕЭС СНГ и Балтии, с одной стороны, и энергосистем Восточной и Западной Европы - с другой. Возможный срок объединения - 2007 год. Как раз в 2007 г. европейский рынок электричества полностью откроется для "чужаков". То есть любой европейский потребитель - от крупного предприятия до домохозяина - будет вправе заключать договоры с отечественными энергетиками и владельцами транзитных линий электропередачи на поставки электричества из России. А с нашим дешевым электричеством реально захватить от четверти до трети этого рынка. И это будет означать электрически замкнуть две "великие демократии". Есть у Анатолия Чубайса проект по электрическому замыканию и с "третьей великой демократией". Для этого необходимо соорудить на Сахалине мощную электростанцию и проложить подводный кабель в Японию. А проект замыкания с "четвертой великой демократией" разрабатывали еще советские энергетики: они предлагали объединить ЕЭС СССР с энергосистемами США и Канады, проложив подводные кабели через Берингов пролив*(32).
Анализируя уроки американской аварии середины августа 2003 г., когда более 50 млн. граждан США и Канады остались без электричества, когда за полторы минуты была отключена энергосистема протяженностью около 15 000 км, в которую входят 9 атомных и 12 гидравлических станций, В. Кудрявый (д.т.н., профессор, заместитель министра энергетики РФ) отмечает: "Американская авария - это еще одно напоминание о необходимости вернуться к приоритету надежности при проведении преобразований в электроэнергетике, которые не учтены ни в законах, ни в постановлениях правительства. Принципы обеспечения надежности конкретны, они проверены российской и международной практикой, но сегодня их следует еще раз напомнить.
1. Обеспечение приоритетов надежности на федеральном уровне невозможно без восстановления контрольного пакета акций государства в Федеральной сетевой компании и Системном операторе, а также государственной системы управления ГЭС и АЭС.
2. Закрепление нормативным документом ответственности энергоснабжающих организаций и потребителей за включение в противоаварийную автоматику необходимых объемов отключения нагрузок.
3. Передача инвестиционной деятельности по строительству электрических сетей межсистемного значения и электростанций федерального уровня специальному государственному предприятию для соблюдения приоритета надежности.
4. Усиление и укрупнение вертикально интегрированных энергокомпаний, которые должны выполнять функции энергоснабжающей организации на закрепленной территории.
5. Придание статуса не рекомендательного, а исполнительного документа годовым и квартальным балансам топливно-энергетических ресурсов для внутрироссийских нужд, прежде всего для электроэнергетики и коммунального хозяйства.
6. Обеспечение баланса прав и ответственности субъектов Российской Федерации за энергоснабжение на своих территориях за счет:
- обязательного включения в тарифы на энергию затрат на простое воспроизводство;
- финансовой ответственности (через систему межбюджетных отношений) за платежеспособность коммунальных и муниципальных потребителей;
- передачи специальным структурам субъектов Российской Федерации полномочий главного акционера в региональных энергокомпаниях.
7. Восстановление лицензирования Госэнергонадзором России генерирующих компаний независимо от форм собственности с целью исключения предотвращения непрогнозируемого выхода их из работы"*(33).
По мнению специалистов-энергетиков, реализация вышеперечисленных принципов надежности легко вписывается в действительно рыночную энергетику, если она работает на противозатратной основе.
- Восстановление контрольного пакета акций государства в Системном операторе и Федеральной сетевой компании - это гарантия объективности оптового рынка для всех потребителей, без чего невозможно получить доверие ни независимых производителей ("Росэнерго", "Иркутскэнерго", "Башкирэнерго", "Татэнерго", "Новосибирскэнерго"), ни будущих инвесторов.
- Строительство электрических сетей в общегосударственных интересах кроме надежности расширяет диапазон использования эффективных электростанций на рынках электроэнергии. Нам нужна в идеале не биржевая конкуренция ради конкуренции, которая уже показала в России даже на продовольственном, лекарственном рынке услуг и др. свою затратную направленность. Потребителю нужна конкуренция поставщиков исходя из эффективности технологических характеристик оборудования, а конкуренция услуг нацелена на достижение "эталонного результата".
- И конечно, весь смысл обеспечения приоритета принципов надежности при развитии отрасли - это по большому счету защита народного хозяйства от непредсказуемых колоссальных убытков, что необходимо каждому потребителю и каждой энергокомпании. Именно это позволяет создать долговременное давление на минимизацию затрат в электроэнергетике.
Переход на указанные принципы необходим еще и потому, что в рыночных условиях преодолеть каждой компании в одиночку последствия аварий во много крат тяжелее*(34).
2. Принцип централизованного принятия решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики особенно актуален для стран с федеративным устройством, к которым относится и Российская Федерация. В мире немногим более двух десятков федеративных государств, и в них этот принцип в области энергетики неуклонно проводится в жизнь. В Конституции Российской Федерации четко закреплено, что к ведению Российской Федерации относятся "федеральные энергетические системы" (п. "и"ст. 71 Конституции РФ).
В то же время: "1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
... в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности..." (ст. 72 Конституции РФ).
"Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти" (ст. 73 Конституции РФ).
В развитие Конституции РФ в 1999 г. был принят Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"*(35).
Понятие "ведение" устанавливает, что все функции государственного воздействия: нормативное регулирование, общее руководство, координация, текущее распорядительство, учет, контроль, надзор, а также осуществление иных государственно-властных действий относительно указанной сферы деятельности - осуществляются Федерацией.
Под федеральными энергетическими системами можно понимать расположенные на территории Российской Федерации производственные объекты топливно-энергетического комплекса, предназначенные для производства (добычи, переработки), транспортировки (передачи), хранения, распределения и поставки (потребления) энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, нефти, нефтепродуктов и угля), осуществляемых субъектами права на основании и в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими регламентами.
Все мы прекрасно помним начало и особенно середину 90-х годов прошлого века, "парад суверенитетов", противоречивость законодательства субъектов Федерации с федеральным законодательством.
"Политика государства состоит в том, что инфраструктура (транспорта в широком смысле этого слова) - зона прямой ответственности государства. Потому что именно это создает условия жизнедеятельности всех отраслей экономики, в значительной степени определяет возможности для бизнеса в стране. И даже саму целостность государства"*(36). "В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (ст. 8 Конституции РФ). Как отмечает вице-премьер Правительства РФ Виктор Христенко: "Убежден, что, если бы в 1992 г., в разгар приватизации, параллельно с процессом раздачи суверенитетов субъектам РФ в этот же "котел" была брошена инфраструктура, мы бы сегодня имели дело с другой страной.
Удержать развал России помог каркас из труб, рельсов и проводов - он и стал скелетом для страны... Развитием и управлением магистральной транспортной трубопроводной системы будет заниматься государство.
Государственная инфраструктура есть фактор энергетической, экономической и военной безопасности"*(37).
Данное положение нашло непосредственное отражение в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, а также в нормативных актах энергетического законодательства.
Это свидетельствует о процессе формирования настоятельной потребности всестороннего и скоординированного государственного регулирования вопросов, связанных с горючим.
Комплексный подход к решению проблем в сфере энергетики в целом делает централизованное принятие решений привлекательным и снимает напряжение от постоянного поиска центром путей достижения целей*(38). В то же время каждый крупный регион России имеет свои особенности топливо- и энергообеспечения. Их правильный и своевременный учет - основа успешной реализации государственной энергетической политики. В Энергетической стратегии России региональным особенностями развития энергетического сектора посвящен специальный раздел.
3. Принцип приоритетности энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсного обеспечения характеризуется прямой связью между здоровой энергетикой и экономическим процветанием в целом. Ибо энергетика является основой, становым хребтом индустриально - развитой страны.
Энергетика в индустриально развитой стране - это примерно 25-30% ВНП и более. Возможны незначительные отклонения, но сама суть, идея не вызывает сомнений не только у энергетиков, экономистов, политиков, но даже у юристов. Достаточно вспомнить "энергетическую судьбу" Президента США Дж. Картера, уготованную ему историей. Поэтому при разработке, принятии и реализации нормативных правовых актов хозяйственного законодательства мы должны исходить из этого принципиального положения.
Уникальный минерально-сырьевой потенциал России, созданный природой и многолетними усилиями работников горно-геологической службы страны, является одним из главных достояний России и исходным базисом развития ее экономики как в настоящее время, так и в последующие годы.
Минеральные ресурсы - основа экономического могущества и национальной безопасности государства. Отсюда то внимание, которое уделяется постоянному совершенствованию правового регулирования отношений в сфере недропользования. Принципиальные положения закреплены в документах программного характера в этой сфере - Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования; О сырьевой безопасности России в XXI в. В Энергетической стратегии России на период до 2020 г. устойчивое развитие минерально-сырьевой базы названо в числе основных факторов, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI в.
"Минеральные ресурсы являются главной составляющей частью национального богатства страны, которое оценивается специалистами, как минимум, в 340 трлн. долл. Основная часть этих ресурсов приходится на долю топливно-энергетических ресурсов - до 268 трлн. долл."*(39). "Поэтому без всестороннего и полнейшего учета перспектив освоения минерально-сырьевого потенциала невозможно рассматривать любые направления экономического и геополитического развития России".
Под устойчивым развитием по отношению к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экономических, социальных, демографических, оборонных и других факторов. При этом мы должны исходить из того, что рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решения стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности. Усилия государства должны быть направлены на: совершенствование природно-ресурсного законодательства; углубление и совершенствование экономического механизма природопользования; уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режима природопользования; разработку механизма аудита в области природопользования; расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе; создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов; формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы, а также создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств*(40).
Понимание энергетического права опирается в большей степени на понятие ресурсов, источников энергии, того, каким образом они добываются, перерабатываются и используются. По мнению Владимира Литвиненко, ректора Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова: "Страна нуждается в рыночном режиме недропользования, учитывающем состояние горно-добывающих отраслей и состояние минерально-сырьевой базы. Наиболее эффективной для нашей страны является договорной режим недропользования - лицензия с гражданско-правовыми оговорками, который должен работать в рамках национального правового поля... Договор между государством и компанией должен заключаться с указанием конкретных обязательств государства и инвестора и проведением обязательной всесторонней экспертизы этого месторождения в Государственной комиссии по запасам при правительстве, которая в последнее время упразднена и практически не выполняет должной рыночной функции по определению качественных и количественных показателей месторождения. Необходимость вовлечения того или иного месторождения в эксплуатацию, объемы добычи, воспроизводства запасов полезных ископаемых должны регулироваться исключительно государством с использованием опыта других развитых стран с рыночной экономикой посредством продуманной минерально-сырьевой балансовой политикой. Баланс - главный инструмент государственного воздействия в рыночной экономике по выравниванию разницы между спросом и предложением"*(41).
4. Принцип защиты и охраны окружающей среды. Это вопрос наиболее острый, актуальный и, что особенно приятно отметить, достаточно разработанный в правовой науке, законодательстве и практике, как национальной, так и международной.
Как новая энергетическая политика соотносится с уже существующими национальными стандартами и техническими, технологическими условиями, СНиПами (строительными нормами и правилами) и СанПиНами (санитарными нормами и правилами), всей совокупностью актов, издаваемых в соответствии с Федеральным законом РФ "О техническом регулировании"? Нет ли необходимости снижения этих стандартов для нормального развития энергетики?
Важным является вопрос, не приведет ли производство большего количества нефти и газа или, например, переход к более интенсивному использованию угля к деградации окружающей среды. Это означает, что при производстве и распределении энергии следует как можно меньше нарушать экологическое равновесие. При поиске, разведке и особенно добыче, транспортировке и обработке природных энергетических ресурсов нельзя (хотя это практически невозможно) загрязнять окружающую среду. Необходимо спасение природы от усиливающейся нефтетранспортной и нефтедобывающей атаки на нее в виде бесконечной череды аварийных разливов нефти. Нужно законодательно закрепить необходимость использования технологий, которые позволяют предотвращать загрязнение окружающей природной среды.
Специалисты в области атомной энергетики утверждают, что строительство и эксплуатация АЭС в развитых индустриальных странах является одним из элементов экологичного производства энергии. Этот способ производства энергии не оказывает негативного влияния на климат, так как не усиливает "парниковый эффект". Поэтому строительство таких электростанций должно допускаться, по крайней мере в государствах, высокоразвитых с технологической точки зрения, при условии что безопасность при эксплуатации АЭС будет гарантированно обеспечена, чтобы предотвратить экологические катастрофы вследствие аварий на АЭС. Хотя этот вопрос не бесспорен. Например, Германия преследует цель вывода из эксплуатации всех АЭС на своей территории. С другой стороны, во Франции, в Японии, некоторых других странах существуют программы по развитию атомной (ядерной и термоядерной) энергетики.
При выборе между энергетикой и экологией в пользу чего будет сделан выбор? На первый взгляд кажется, естественно, экологии. Но все мы хотим жить, тем не менее, при свете и в тепле. Отсюда надо знать, какие экологические риски и затраты связаны с разработкой альтернативных (более экологически чистых) источников, особенно нетрадиционных возобновляемых.
Энергетическая стратегия России предусматривает минимизацию техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Директор Института солнечной энергии Мадридского технического университета (Испания) Антонио Лукэ отмечает: "Проблема энергии состоит еще в том, чтобы изменить всю картину. Проблема не только в ресурсах. Их достаточно на несколько сотен лет, поэтому настоящая проблема лежит не в ресурсной области. Основная проблема состоит в охране окружающей среды. Каждый раз, когда вы что-то сжигаете, вы используете уголь, нефть, совмещаете его с кислородом, и идут выбросы СО2 в атмосферу. За последние два-три века выбросы СО2 в атмосферу сильно увеличились. Что произойдет дальше? Будут положительные или отрицательные последствия?"*(42)
Комплекс правовых решений и механизмов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы и возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регламентирован в Федеральном законе РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Важное значение для реализации названного принципа имеют положения федеральных законов "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (в ред. от 15 апреля 1998 г.), "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. и др.
5. Принцип предсказуемости государственной политики в области энергетики. Предсказуемость энергетической политики - это здравомыслие, сравнимое с возможностью постановки целей в теоретической модели. Она реалистична для общества и имеет комплексную природу, изучаемую нами. Комплексность и непредсказуемость, характерные для энергетики, делают важным сам факт принятия решения, оставляя на заднем плане вопрос правильности принятого решения. Предсказуемость решения часто может быть более значимой целью, чем полная справедливость или эффективность.
Речь идет о справедливой энергетической политике, когда энергетические компании получают прибыль, возмещающую затраты и им остается на инвестирование в дальнейшее развитие своего бизнеса. Этот вопрос особенно остро в настоящее время стоит в России при изъятии так называемых сверхприбылей нефтяных компаний в условиях высоких мировых цен на энергоносители, и прежде всего на нефть.
Потребители при экономном и бережливом расходовании энергии имеют возможность оплатить необходимое им количество потребляемой энергии. Здесь должно действовать очень важное правило справедливости. Справедливости в буквальном, адекватном понятии этого слова, в данное время, в данном месте, для данной категории потребителей. Справедливость не должна конфликтовать с энергоэффективностью.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. как раз и является тем документом, который предопределяет развитие энергетики, устанавливает ориентиры для всех субъектов энергетических отношений*(43). Как известно, стратегия - представление о том, что мы хотели бы видеть как результат наших усилий, и каковы возможные пути его достижения. Стратегия - это прежде всего руководство к действию, перенос умственных усилий в практическую плоскость. Любая стратегия должна опираться на некоторые изначальные принципы. Между тем, одобрив стратегию, Россия приняла модель экономического развития на период до 2020 г. И это чрезвычайно важно в плане предсказуемости государственной энергетической политики. "Энергетическая стратегия - это сегодня наиболее ясное и полное выражение государственной политики в сфере ТЭК. И с этой точки зрения очень хорошо, что в документе записаны цифры значительного роста добычи нефти, сделан упор на экспорте сырья, а не продуктов переработки и приведены приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры. Имея такой документ, правительству будет сложнее менять правила игры, повышать налоги или тормозить строительство трубопроводов... Более того, распоряжение N 1234-р, подписанное Касьяновым, поручает органам исполнительной власти РФ и регионов руководствоваться Энергетической стратегией при разработке мер госрегулирования в сфере ТЭК. Иными словами, если, допустим, первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов замыслит увеличить ставку НДПИ, он должен будет сначала ответить на вопрос, согласуется ли такая мера с Энергетической стратегией"*(44).
Одним из основных механизмов реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. является Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. и на период до 2010 г. Принцип предсказуемости государственной политики в области энергетики проводится в жизнь практически во всех индустриально развитых странах и союзах государств (Европейский союз). Например, в США при составлении прогнозов широко используются не только экспертные оценки, но и данные комплексных макроэкономических компьютерных моделей Национальной системы энергетического моделирования США и обширные многолетние статистические базы данных администрации энергетической информации, входящей в состав федерального Министерства энергетики.
Американская государственная система расчетного энергетического моделирования включает 12 функциональных программных модулей. А именно: нефтегазового снабжения, транспортировки и распределения природного газа, рынка угля, рынка нефти и нефтепродуктов, рынка электроэнергии, возобновляемых энергоносителей, коммунального энергоснабжения, коммерческого энергетического спроса, транспортного энергопотребления, промышленного энергопотребления, оценки параметров макроэкономической активности, международных энергетических показателей, а также дополнительный модуль прогнозной интеграции итоговых данных. В данной системе экономико-математических оценок, постоянно совершенствуемой на протяжении последних 20 лет и реализованной на базе мощной закрытой распределительной вычислительной сети многопроцессорных стационарных компьютеров (аналогичных применяемым Министерством обороны), используется свыше 300 многокомпонентных уравнений, учитывающих тысячи переменных величин и рядов статистических показателей. При этом рассчитываются не только стоимостные и количественные показатели американского топливно-энергетического комплекса, но и разнообразные индикаторы развития 35 отраслей промышленного производства и сферы обслуживания с 1949 г.*(45).
6. Принцип энергосбережения является краеугольным камнем энергетической политики и ее правового регулирования. В числе приоритетов Энергетической стратегии России названо снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК. На реализацию названного принципа работает повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны. В сферу действия этого принципа входит рациональное, экономичное и эффективное использование энергии. При этом под энергосбережением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Как отмечает академик Жорес Алферов: "...научно-технические проблемы развития мировой энергетики в первую очередь связаны с проблемами энергосбережения и развитием энергетики на основе возобновляемых источников"*(46).
Что дает энергосбережение экономике с точки зрения производительности? Чем будет сопровождаться энергосбережение? Снизит ли сбережение энергии ее потребление, или оно приведет к увеличению энергетической эффективности, или произойдет и то и другое? Классический способ снизить спрос - это повысить цены. Если цена повысится, на кого ляжет бремя энергосбережения? Должно ли быть энергосбережение главным аспектом нашей энергетической политики? Комплекс правовых решений и механизмов, регламентирующих деятельность в сфере энергосбережения, закреплен в Федеральном законе РФ "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ, (с изм. от 5 апреля 2003 г.) и других нормативных актах.
Энергосберегающая политика государства основана на принципах приоритета эффективного использования энергетических ресурсов. При этом под последними понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдения требований к охране окружающей природной среды.
Под энергоносителем понимается носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе.
Юридическими механизмами, реализующими энергосберегающую политику государства, являются: осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; обязательность учета юридическими лицами производимых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов; включение в национальные стандарты и технологические регламенты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности; сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов; создание экономико-правовых рамок, заинтересовывающих юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном их использовании. Общим условием является реализация предписаний нормативных актов в процессе деятельности, направленной на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении. При этом применение мер юридической ответственности (гражданско-правовой, административно-правовой, дисциплинарной и уголовной) за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение предписаний и норм энергетического законодательства должно быть обязательным.
Важное значение в сфере осуществления государственной энергосберегающей политики имеет законодательное закрепление и реализация таких ее направлений, которые обусловлены природно-климатическими и технологическими особенностями (свойствами) деятельности в топливно-энергетическом комплексе, а именно:
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- создание и использование эффективных технологий, топлива, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
7. Принцип адекватности цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию. Страна больше не может рассчитывать на политику, направленную на поддержание низкой цены на топливо; нет надежды, что это произойдет в будущем. Цена будет расти, а позиция по вопросу распределения, основанная на вышесказанном, натолкнется на сопротивление. Должны ли потребители или производители взять на себя бремя повышения цены? Если повышение должно пройти за счет потребителей, то на плечи какой группы оно должно лечь? Должны ли люди с фиксированными доходами взять на себя это бремя и, вообще, должно ли повышение цены идти за счет каких-либо классов? Эти сложнейшие социально-экономические вопросы должны определяться государством, в том числе и в нормативных актах энергетического законодательства.
8. Принцип сбережения редких видов горючего и увеличение использования угля*(47). Государство должно принимать во внимание необходимость создания (стремиться к созданию) равных конкурентных условий между всеми видами энергоресурсов, различными видами производства энергии (гидро, АЭС, ТЭЦ - на угле, газе, мазуте и др.), а также между различными энергетическими суботраслями.
Это более специфичный вопрос. Если ограничение использования будет направлено только на отдельные виды горючего и при этом будет продолжаться добыча иных видов природных ресурсов, запасы которых выше, то в этих условиях экономический рост может сосуществовать с политикой сбережения. И конечно же, такая политика, направленная на увеличение потребления угля, не может существовать без серьезного государственного регулирования экологических процессов. Ибо, как известно, ничто так не загрязняет окружающую среду, как углекислый газ - продукт сжигания каменного угля*(48).
9. Принцип правового обеспечения развития и использования возобновляемых нетрадиционных источников энергии. К традиционным источникам энергии относятся: нефть, газ, уголь, а также атомная энергия и некоторые другие. Все остальные виды являются нетрадиционными. Нетрадиционные включают в себя исчерпаемые и неисчерпаемые источники. К неисчерпаемым источникам относятся: солнечная энергия, энергия ветра, биомассы, энергия приливов и отливов; к исчерпаемым - сланцевый деготь, гудрон и геотермальные ресурсы. Принципиально важной, а в глобальной перспективе судьбоносной, представляется разработка новых технологий создания первичных энергетических ресурсов, например технология производства высококачественной нефти и газа, которая была разработана фирмой Changing World Technologies ("Технологии изменяющегося мира") и названа "термической деполимеризацией". Суть технологии весьма логична. Она заключается в создании в установках термической деполимеризации природной технологии нашей планеты, создавшей в многотысячелетней эволюции геологических эпох нынешние месторождения нефти, условий для многократного ускорения этого процесса до реального времени*(49).
Существует технология получения энергии на основе низкотемпературной плазмы за счет плазменного сжигания токсичных отходов. Эта комбинация представляет огромную ценность, потому что мир завален и токсичными, и нетоксичными отходами. И развитые страны производят их намного больше, чем развивающиеся. Конечно, успех в этом направлении дал бы гигантский эффект.
Бурному росту ветряных электростанций в Германии способствовал принятый четыре года назад закон о возобновляемых источниках энергии. Он обязал поставщиков открыть доступ в сети электроэнергии, добываемой из экологически чистых источников: солнца, ветра, воды и биомассы, причем по фиксированной цене, намного превышающей рыночную. Правда, эти ставки периодически снижаются. Но разница все равно сохраняется. К примеру, в 2002 г. за "зеленую" альтернативу немецким потребителям пришлось переплатить примерно 2 млрд. евро*(50). В Соединенных Штатах Америки в рамках энергетической программы Президента Дж. Буша предусмотрено увеличение целевых государственных субсидий, направленных на рост применения возобновляемых источников энергии, а также принятие новых законодательных мер, устанавливающих обязательные минимальные нормы использования возобновляемой энергии*(51).
Для России фактически безальтернативной является стратегия смешанного, ресурсно-инновационного роста за счет перехода от использования исключительно невозобновляемых к преимущественно возобновляемым ресурсами, и, прежде всего, человеческого потенциала, производства и использования знаний и высоких технологий. Рост за счет инноваций, инновационная экономика в самом широком смысле этого слова - единственная реалистическая экономическая стратегия*(52).
10. Принцип снижения зависимости от зарубежных поставщиков. Взаимопонимание по данному вопросу важно для целей национальной безопасности. Это чрезвычайно сложно регулировать. Хотя это вопрос главным образом для так называемых стран - потребителей нефти. Чтобы не получилось так, как писал Д. Ергин относительно США: "...самой великой страной в мире вертят несколько находящихся в пустыне государств"*(53).
Мировой валютный рынок чувствителен к колебаниям долларовой цены на нефть. Мировая экономика не может выдержать быстрого ухода США с зарубежных нефтяных рынков.
П.Г. Лахно |
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) См.: Хозяйственное право: Учебник/Под ред. В.В. Лаптева. М.: Юридическая литература, 1983. С. 24.; Хозяйственное право/Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С. 25-33; Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М.: Юрист, 2002; Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. М., 2003. С. 34; Гражданское право. Ч. 1/Отв. ред. В.П. Мозолин и А.И. Масляев. М.: Юрист, 2003. С. 29; Толстой Ю.К. Принципы гражданского права//Правоведение. 1992. N 2. С. 49-53; Гражданское право. Т. 1/Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1998. С. 37; Воронов А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права//Законодательство. 2003. N 12. С. 47-58, и др.
*(2) Чечина Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление//Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1960. N 3. С. 78.
*(3) Гражданский процесс: Учебник для юридических вузов/Под ред. М.К. Треушникова. М., 2001. С. 17.
*(4) Бушуев В.В. Энергетика России: ожидания и возможности//Энергетическая политика. 1999. Ноябрь. С. 3.
*(5) См.: Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения//Закон. 1995. N 7. С. 118.
*(6) Гражданское право. Т. 2. Полутом 1/Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1999. С. 306.
*(7) Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения//Хозяйство и право. 2000. N 5. Приложение. С. 22.
*(8) Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., Статут. 1999. С. 158.
*(9) Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики//Мировая энергетическая политика. 2003. N 5. С. 36-40.
*(10) Язев В. Россия без ТЭК просто замерзнет//Мировая энергетика. 2004. N 3. С. 13-14.
*(11) См.: Energy Law and Policy for the 21th Centrury. The Energy Law Group. James E. Hickey, Jr. ... Rocky Mountain Mineral Law Foudation. Denver, Colorado, 2000; The Law of Oil and Gas Third Edition Richard W. Hemingway Hornbook sertes West Publishing Co. St.-Paul, Minn., 1993.
*(12) См.: Ulrich Budenbernder, Wolff Heintschell von Heinegg, Peter Rosin, Energiercht. Walter de Gruyter. Berlin; New York. T. 1. 1999; Буденберндер У. Основные позиции в области энергетики. Комментарий к законодательству энергетики. 2003.
*(13) См.: Roggencump, Marta M., Ronne, Anita. Energy Law in Euroupe (National, EU and International Lae and Instituions). Oxford University Press, 31 Dekabria 2000. Energierecht. Praxiskommentar zum Energieliberaliserungs G. von Reinhard Schanda. Verlag Orac. Wien, 2000; Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада/Ред. рус. изд. А.А. Конопляник. М.: Международные отношения, 2002; Горная хартия государств-участников Содружества Независимых Государств. М., 1997, 27 марта, и др.
*(14) См.: СЗ РФ. 2003. N 36. Ст. 3531. О правовых аспектах Энергетической стратегии см.: Лахно П.Г. Правовое обеспечение Энергетической стратегии России на период до 2000 г.//Нефтегаз, энергетика и законодательство. Вып. 3. М., 2003-2004. С. 20-26; Pyotr Lakhno, Cand. Sc. (Law), Moscow State University/Adjusting the Course. Legal aspects of Russia's new energy strategy. "Oil of Russia". 2004. N 1, и др.
*(15) См.: Классон М., Мещанинова Л. Кремлевский сбор. В Москве прошел II Всероссийский энергетический форум "ТЭК России в XXI веке"//Мировая энергетика. 2004. N 3. С. 26.
*(16) См.: Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М., 1999.
*(17) См.: Лахно П.Г. Энергетическое законодательство Российской Федерации//Нефтегаз, энергетика и законодательство. 2001-2002. С. 23-24; Салиева Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: Автореф. дисc. ... д.ю.н. Тюмень, 2003.
*(18) См.: Электроны в свободной продаже. Интервью с Олегом Баракиным//Мировая энергетика. 2004. N 2. С. 19-22.
*(19) Среди последних отметим работы: Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, 1999; Салиева Р.Н. Правовые проблемы обеспечения развития предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики. Новосибирск: Наука, 2001.
*(20) См.: СЗ РФ 1999. N 26. Ст. 3179.
*(21) См.: Звягин В. Правовой лабиринт Чубайса. О проблемах законодательного обеспечения реформы электроэнергетики//Мировая энергетическая политика. 2003. N 6. С. 66-69.
*(22) См.: СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
*(23) См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348.
*(24) Подробнее см.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник для вузов/Отв. ред. Е.П. Губин и П.Г. Лахно. М.: Юрист, 2003. С. 104-106; Лахно П.Г. Становление и развитие энергетического законодательства Российской Федерации//Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). М., 2001. С. 274-284; Лахно П.Г. На пульсе ТЭКа//ЭЖ-Юрист. 2002. N 14. Апрель. С. 11.
*(25) Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947. С. 189-190.
*(26) Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
*(27) См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник/Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно. С. 56-64.
*(28) Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла//Мировая энергетическая политика. 2003. N 5. С. 37.
*(29) См.: Классон М. Госконтроль за сетями//Мировая энергетика. 2004. N 2. С. 23-25.
*(30) Владимир Катренко - первый заместитель председателя фракции "Единая Россия", член комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы (Катренко В. Узда для монополистов//Мировая энергетика. 2004. N 3. С. 28)
*(31) См.: Gesetz uber die Elektrizitots - und Gasversorgung EnWG - Energiewirtschaftsgesetz. Fassung vom 24. April 1998 (BGBI. I, 1998, S. 730, S. 2521, 2000, S. 305; 27.7.2001, S. 1950; 29.10.2001, S. 2785 Art. 153, S. 2992 Art. 29) (Gl. Nr.: 752-2).
*(32) Классон М. РАО ЕЭС уже тесно в России//Мировая энергетика. 2003. N 0. С. 18-21. Более развернуто см.: Конопляник А.А. Россия на формирующемся Евроазиатском энергетическом пространстве: проблемы конкурентоспособности. М.: Nestor Akademic Publischers, 2004.
*(33) Кудрявый В. Уроки американской аварии//Мировая энергетическая политика. 2003. N 9. С. 58-60.
*(34) См. там же.
*(35) См.: СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005. Названный закон утрачивает силу в соответствии с ФЗ от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (см.: СЗ РФ. 2003. N 95. Ст. 2709).
*(36) Цит. по: Сухова С., Новиков В. ТЭК и будет...//Итоги. 2003. N 23. 10 июня. С. 17-22.
*(37) Там же.
*(38) Подробнее см.: Лахно П.Г. Правовое регулирование полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области энергетического права//Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сб. науч. трудов. Вып. 3/Под общ. ред. М.И. Клеандрова и О.И. Клоца. Тюмень: Вектор Бук, 2002. С. 64-76.
*(39) Моисеев Н.Н., Львов Д.С., Петров А.А., Питерский В.М. Укрепление российской государственности: экономика, ресурсы, геополитика. М.: Геоинформмарк. 2000. С. 75. См. также: Кокин А.В., Кокин В.Н. Природоресурсная база мировой экономики: состояние, тенденции, правовые аспекты. М.; Спб., 2003.
*(40) См.: Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики//Использование и охрана природных ресурсов. 2000. N 3. С. 3-8.
*(41) Литвиненко В. Концепция концессии для страны - пройденный этап//Мировая энергетика. 2003. N 0. С. 6-7, 28-29.
*(42) Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла//Мировая энергетическая политика. 2003. N 5. С. 37.
*(43) См.: Юсуфов И. Россия в мировой энергетике. О стратегии развития отечественного ТЭК//Мировая энергетическая политика. 2003. N 6. С. 14-16.
*(44) Недогонов А. Добывайте и экспортируйте//Мировая энергетическая политика. 2003. N 9. С. 18-19.
*(45) См.: Корнеев А. Перспективы развития американской энергетики//Мировая энергетическая политика. 2003. N 3. С. 29.
*(46) Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла//Мировая энергетическая политика. 2003. N 5. С. 36.
*(47) См.: Тропко Л. Перспективы угольной промышленности. Без дотаций//Мировая энергетика. 2004. N 2. С. 26-29.
*(48) См.: Худяков Н. Уголь рано списывать в утиль//Мировая энергетика. 2004. N 1. С. 52-55.
*(49) См.: Габараев Б., Корякин Ю. От добычи нефти к ее производству?//Мировая энергетическая политика. 2003. N 10. С. 66-67.
*(50) См.: Гук С. Борей приносит прибыль. Зеленая энергетика ФРГ не сдает позиции//Мировая энергетика. 2004. N 1. С. 64-65. См. также: Gesetz fur den Vorrang Erneuerbarer Energien EEG - Erneuerbare-Energien-Gesetz. Vom 29. Marz 2000 (BGBI. I 2000 S. 305; 29.10.2001 S. 2785 Art. 164; 23.7.2002 S. 2778).
*(51) См.: Корнеев А. Перспективы развития американской энергетики//Мировая энергетическая политика. 2003. N 3. С. 32.
*(52) См.: Дынкин А. В поисках экономической стратегии//Мировая энергетическая политика. 2003. N 9. С. 15.
*(53) Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М., 2001. С. 668.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004