Управление акционерным обществом (правовые вопросы)
Во всем мире акционерное общество является одной из самых востребованных организационно-правовых форм коммерческих организаций ведения бизнеса, а в России - самой востребованной. Отсюда то неизменное внимание, которое в юридической и экономической литературе уделяется различным аспектам деятельности акционерных обществ. В настоящей работе хотелось бы остановиться на правовых проблемах управления акционерным обществом.
Исходя из международного опыта, управление акционерным обществом строится на следующих принципах:
1) принцип разделения владения и управления капиталом;
2) принцип разделения властей;
3) принцип ответственности исполнительного органа за ведение дел общества.
Принцип разделения владения и управления капиталом предполагает, что акционер, с одной стороны, не обязан, а с другой - не вправе вести дела общества. Для этого он должен быть избран в исполнительный орган общества на равных основаниях с другими кандидатами на эту должность, которые не обязательно являются акционерами.
Принцип разделения властей логично дополняет принцип разделения владения и управления капиталом и предполагает невмешательство общего собрания акционеров в осуществление исполнительным органом своих полномочий по ведению дел общества. Общее собрание акционеров является волеобразующим органом управления, носителем так называемой законодательной власти в обществе, определяющим стратегию развития общества (осуществляет стратегическую функцию). Исполнительный орган является волеизъявляющим органом управления общества и носителем так называемой исполнительной власти в обществе. Исполнительный орган в рамках реализации утвержденной общим собранием акционеров стратегии (решений) ведет дела общества, в том числе представляет его интересы в отношениях с третьими лицами (осуществляет операционную функцию).
Принцип ответственности исполнительного органа за руководство текущей деятельностью общества дополняет первые два принципа. Ответственность исполнительного органа призвана уравновешивать ту степень свободы, которая предоставлена исполнительному органу для осуществления операционной функции. Тем самым общество приобретает право требовать от членов исполнительного органа возмещения ущерба, причиненного обществу вследствие их неразумных и недобросовестных действий (бездействия).
Мировая практика знает две разновидности системы управления акционерным обществом: двухзвенную и трехзвенную. Двухзвенная система исходит из необходимости создания двух органов управления, первый из которых - общее собрание акционеров осуществляет стратегическую функцию и назначает и увольняет членов исполнительного органа общества, а исполнительный орган осуществляет операционную функцию. Двухзвенной системы придерживаются главным образом страны системы общего права*(1).
В трехзвенной системе принцип разделения власти дополняется принципом, устанавливающим систему сдержек и противовесов, реализация которой требует создания третьего органа управления - наблюдательного совета*(2). Для реализации системы сдержек и противовесов компетенция общего собрания акционеров ограничивается законом, который содержит запрет на принятие собранием решений по вопросам, выходящим за рамки установленной законом компетенции. Общее собрание акционеров формирует наблюдательный совет (избирает и досрочно прекращает полномочия его членов), который призван стать своеобразным буфером между общим собранием акционеров и исполнительным органом.
Функциями наблюдательного совета являются, в частности, избрание и прекращение полномочий членов исполнительного органа, а также осуществление контроля за его деятельностью. При этом контроль наблюдательного совета не ограничивается только установлением факта правомерности или неправомерности того или иного действия исполнительного органа, а предполагает также проверку его действий с точки зрения целесообразности и коммерческой необходимости*(3). Наблюдательный совет не вправе вмешиваться в действия исполнительного органа по ведению дел общества, так как руководство обществом совместно с исполнительным органом не позволит наблюдательному совету надлежащим образом осуществлять контроль за деятельностью исполнительного органа.
Дела акционерного общества под свою ответственность ведет исполнительный орган, что является основой его самостоятельности в отношении других органов управления общества и третьих лиц. Члены исполнительного органа, нарушившие свои обязанности, обязаны возместить обществу причиненный вследствие этого ущерб как солидарные должники*(4). Обязанность к возмещению ущерба не наступает, если действие основывается на соответствующем закону решении общего собрания акционеров. Одобрение действия исполнительного органа наблюдательным советом не исключает существования у него обязанности по возмещению ущерба.
Система сдержек и противовесов предполагает жесткое регулирование деятельности обществ на законодательном уровне, т.е. путем принятия законов, содержащих значительное количество императивных норм, поэтому трехзвенной системы управления акционерным обществом придерживаются в основном государства системы континентального права*(5).
Анализ российской системы управления акционерным обществом приводит к довольно противоречивым выводам. С одной стороны, российское акционерное законодательство представляется довольно гибким: с учетом того обстоятельства, что российское право традиционно относится к системе континентального права, российское законодательство позволяет акционерам (учредителям) предусмотреть в уставе общества трехзвенную систему управления обществом либо отступить от нее настолько, насколько позволяет закон. С другой стороны, российскому акционерному праву и законодательству недостает правовой идеи, на основе которой должна формироваться система управления обществом в присущей всякой системе целостности и завершенности. В частности, по общему правилу закон относит к компетенции общего собрания акционеров вопрос об избрании исполнительного органа общества и о прекращении его полномочий (подпункт 8 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах"), но не позволяет упразднить совет директоров (наблюдательный совет) общества*(6) Закон допускает возможность отнести к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) отдельные вопросы руководства текущей деятельностью общества (подпункт 18 п. 1 ст. 65 ФЗ "Об акционерных обществах"), но не позволяет в полной мере наделить совет директоров (наблюдательный совет) операционной функцией. Указанное перераспределение компетенции между органами управления общества нарушает систему сдержек и противовесов, но не позволяют трансформировать трехзвенную систему управления обществом в двухзвенную, поэтому соответствующим нормам Закона не хватает идейной завершенности.
Кроме того, представляется достаточно спорной проводимая в российском акционерном законодательстве идея создания исполнительных органов общества: коллегиальный исполнительный орган может создаваться только наряду с единоличным исполнительным органом общества (п. 1 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах"). Коллегиальный исполнительный орган общества принимает решения при наличии кворума, который должен составлять не менее половины числа его избранных членов. Передача права голоса членом коллегиального исполнительного органа общества иному лицу, в том числе другому члену коллегиального исполнительного органа общества, не допускается (п. 2 ст. 70 ФЗ "Об акционерных обществах").
Компетенцией обладает только коллегиальный исполнительный орган общества, в то время как член этого органа не вправе принимать какие-либо решения, порождающие правовые последствия, т.е. обязательные для акционеров, органов управления, работников общества или третьих лиц. Трудовая функция члена коллегиального исполнительного органа общества заключается в участии в заседаниях коллегиального исполнительного органа общества и формировании его решений.
В члены коллегиального исполнительного органа, как правило, избираются лица, являющиеся заместителями единоличного исполнительного органа общества, и иные работники, занимающие руководящие должности в обществе (руководящие работники). Руководящим работникам делегируются полномочия, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. Решения, принятые руководящим работником в рамках реализации делегированных ему полномочий, порождают правовые последствия, т.е. являются обязательными для подчиненных ему работников и для общества, если руководящему работнику выдана доверенность.
Руководящий работник, являющийся одновременно членом коллегиального органа управления, тем самым совмещает две должности в обществе. Причем оптимизировать организационную структуру общества, совместив указанные трудовые функции в рамках одной должности, не позволяет законодательство, устанавливая для таких должностей различный правовой режим. Член коллегиального исполнительного органа для вступления в должность должен быть избран в члены коллегиального исполнительного органа решением общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества в зависимости от компетенции указанных органов управления согласно уставу общества (абзац 2 ст. 281 Трудового кодекса РФ и подпункт 8 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах"), в то время как руководящему работнику достаточно приступить к работе с ведома общества (ст. 67 Трудового кодекса РФ). Общее собрание акционеров, если образование коллегиального исполнительного органа не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий членов коллегиального исполнительного органа общества (абзац 2 ст. 281 Трудового кодекса РФ, подпункт 8 п. 1 ст. 48 и п. 3 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах"), в то время как уволить руководящего работника общество может только по основаниям и в порядке, прямо предусмотренными трудовым законодательством. Любые попытки совмещения трудовых функций члена коллегиального исполнительного органа и руководящего работника в одной должности не приведут к достижению необходимого эффекта, поскольку в случае досрочного прекращения трудового договора в соответствии с абзацем 2 ст. 281 Трудового кодекса РФ и п. 3 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах" такое лицо в судебном порядке будет восстановлено на работе с возложением на него трудовых функций руководящего работника или в должности руководящего работника.
На практике возникают многочисленные проблемы, связанные с невозможностью совмещения трудовых функций члена коллегиального исполнительного органа и руководящего работника в одной должности: начиная от неудобств технического характера и заканчивая неудобствами ведения бизнеса. Примером неудобств технического свойства является необходимость заключения двух письменных трудовых договоров с такими лицами - один как с членом коллегиального исполнительного органа, а другой - как с руководящим работником общества (в случае заключения одного трудового договора неизбежно возникают проблемы в случае досрочного прекращения полномочий члена коллегиального исполнительного органа общества или в случае неизбрания лица, осуществлявшего обе трудовые функции, в члены коллегиального исполнительного органа на новый срок). С проблемами, связанными с ведением бизнеса, сталкиваются акционеры (особенно иностранные граждане и юридические лица), которые имеют намерение предоставить право вести дела общества нескольким лицам (особенно если речь идет о предоставлении таким лицам равных прав): поскольку без доверенности действовать от имени общества вправе только единоличный исполнительный орган общества (п. 2 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах"), а членство в коллегиальном исполнительном органе таких прав не дает, реализация указанных намерений акционеров осуществляется только посредством избрания одной из предложенных кандидатур на должность генерального директора (лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества), а другие назначаются на должности руководящих работников. При этом, как нетрудно заметить, российское акционерное законодательство ставит указанных лиц в заведомо неравноправное положение: в частности, возможность реализации руководящими работниками полномочий на совершение сделок от имени общества непосредственно зависит от доброй воли единоличного исполнительного органа, поскольку руководящий работник вправе совершать сделки от имени общества только при наличии у него доверенности, выдаваемой единоличным исполнительным органом общества.
Мировая практика, в том числе акционерное право государств, придерживающихся континентальной системы права, позволяет формировать коллегиальный исполнительный орган общества, каждый член которого имеет право вести дела от имени общества. В частности, Акционерный закон ФРГ 1965 г. предусматривает создание исполнительного органа - правления, которое может состоять из одного или нескольких человек (парагр. 76). Если правление состоит из нескольких лиц, то по общему правилу ведение дел осуществляется по общему согласию всех членов правления. Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность принятия решений квалифицированным большинством голосов (парагр. 77). Представление интересов общества перед третьими лицами осуществляется всеми членами правления совместно, если иное не установлено уставом общества. Устав может предоставить право представления интересов общества отдельным членам правления, а сами члены правления вправе уполномочить одного из них совершать определенные сделки или определенные виды сделок (парагр. 78).
Гражданский кодекс Украины 2003 г. предусматривает возможность создавать в акционерном обществе коллегиальный или единоличный исполнительный орган общества. Закон Англии о компаниях 1985 г. устанавливает, что совет директоров может состоять из одного или нескольких лиц (акционерное право Англии придерживается двухзвенной системы управления обществом, поэтому совет директоров является исполнительным органом общества). Минимальное количество директоров для публичной компании (акционерного общества, акции которого торгуются и котируются на фондовой бирже) составляет два, а частной - один (ст. 282).
Представляется целесообразным и отвечающим требованиям бизнеса внедрение такой практики в Российской Федерации. Существующая на настоящий момент в России система управления акционерным обществом представляется четырехуровневым неповоротливым монстром (общее собрание акционеров - совет директоров (наблюдательный совет) - коллегиальный исполнительный орган - единоличный исполнительный орган), который далеко не всегда удобен для ведения бизнеса.
Если устав общества предусматривает одновременно наличие единоличного и коллегиального исполнительных органов, возникают отдельные вопросы, связанные с деятельностью единоличного исполнительного органа общества. В силу закона лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (п. 1 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах"). Является ли единоличный исполнительный орган членом коллегиального исполнительного органа? От ответа на этот вопрос зависит правомерность решений, принимаемых коллегиальным исполнительным органом общества, а применительно к исполнению требований п. 2 ст. 66 ФЗ "Об акционерных обществах" - также правомерность решений совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Однако прежде всего необходимо определиться с терминами, содержащимися в Законе "Об акционерных обществах", который наряду с термином "единоличный исполнительный орган общества" употребляет термин "лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества". По смыслу п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ орган юридического лица является частью юридического лица, через которую оно приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Орган юридического лица действует в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Таким образом, поскольку единоличный исполнительный орган акционерного общества может осуществлять свою деятельность только в случае избрания лица, которое будет осуществлять его функции, закон с необходимостью устанавливает порядок избрания единоличного исполнительного органа общества и регулирует его деятельность, для чего употребляет оба указанных термина. Причем эти термины употребляются в зависимости от характера правоотношений, регулируемых законом. В частности, регулируя порядок заключения договора с лицом, избранным осуществлять функции единоличного исполнительного органа, закон не использует в данной норме термин "единоличный исполнительный орган", поскольку заключение договора между обществом и его органом, являющимся частью этого общества, стало бы бессмысленным.
Возвращаясь к поставленному вопросу, нетрудно заметить, что он не так прост, как кажется на первый взгляд. В отличие от председателя совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, который избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) из их числа (п. 1 ст. 67 ФЗ "Об акционерных обществах"), председателем коллегиального исполнительного органа является единоличный исполнительный орган общества в силу закона (п. 1 ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах"). Председатель совета директоров (наблюдательного совета) изначально избирался в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, в то время как лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в члены коллегиального исполнительного органа не избирается. Таким образом, по общему правилу единоличный исполнительный орган не является членом коллегиального исполнительного органа общества. Если норма закона распространяется как на членов коллегиального исполнительного органа, так и на единоличный исполнительный орган, она адресуется исполнительному органу общества, как, например, в подпункте 8 п. 1 и п. 2 ст. 48, подпункте 9 п. 1 ст. 65 и п. 2 ст. 65 ФЗ "Об акционерных обществах". В частности, при применении абзаца 2 п. 2 ст. 66 ФЗ "Об акционерных обществах", предусматривающего, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более четверти состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган не должен рассматриваться в качестве члена коллегиального исполнительного органа общества. Точно так же при определении кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества*(7) (абзац 1 п. 2 ст. 70 ФЗ "Об акционерных обществах") единоличный исполнительный орган не учитывается при определении кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества.
Между тем следует признать, что единоличный исполнительный орган общества не будет иметь возможности надлежащим образом осуществлять функции председателя коллегиального исполнительного органа, если не будет наделен правами члена коллегиального исполнительного органа общества, конечно с учетом своего правового положения.
Коллегиальный исполнительный орган общества действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений (п. 1 ст. 70 ФЗ "Об акционерных обществах"). Исходя из сложившейся практики, член коллегиального исполнительного органа вправе участвовать в его заседаниях, голосовать по всем вопросам повестки дня, а также требовать проведения заседаний коллегиального исполнительного органа общества и вносить вопросы в повестку дня заседаний. В силу закона единоличный исполнительный орган общества организует проведение заседаний коллегиального исполнительного органа, осуществляет функции председателя коллегиального исполнительного органа общества, подписывает протоколы его заседаний, выполняет его решения (п. 1 ст. 69 и п. 2 ст. 70 ФЗ "Об акционерных обществах"). Тем самым лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:
- созывает заседания коллегиального исполнительного органа по требованию его члена (членов), а также по собственной инициативе, если иное не предусмотрено уставом или утверждаемым общим собранием акционеров внутренним документом общества, и по требованию других органов и лиц, прямо предусмотренных уставом или утверждаемым общим собранием акционеров внутренним документом общества;
- формирует повестку дня заседания коллегиального исполнительного органа общества, включая в нее вопросы, предложенные его членами, а также вносит в повестку дня вопросы по собственной инициативе, если иное не предусмотрено уставом или утверждаемым общим собранием акционеров внутренним документом общества, и по требованию других органов и лиц, прямо предусмотренных уставом или утверждаемым общим собранием акционеров внутренним документом общества;
- участвует и председательствует в заседаниях коллегиального исполнительного органа общества, так как в противном случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не смогло бы осуществлять функции председателя коллегиального исполнительного органа общества;
- голосует по всем вопросам повестки дня заседания коллегиального исполнительного органа общества, так как в противном случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не смогло бы в полной мере осуществлять функции председателя коллегиального исполнительного органа общества;
- подписывает протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества и выполняет его решения.
Наконец, остается определиться, кто вправе выполнять функции лица, избранного осуществлять функции единоличного исполнительного органа общества при его отсутствии.
Лицо, избранное осуществлять функции единоличного исполнительного органа общества, на период отбытия в командировку, в отпуск и т.п. в приказном порядке распределяет свои права и обязанности между руководящими работниками общества либо возлагает их на одного из своих заместителей. Однако такие руководящие работники не вправе без доверенности представлять интересы общества перед третьими лицами и осуществлять права и обязанности единоличного исполнительного органа по отношению к коллегиальному исполнительному органу общества. Руководящий работник вправе представлять интересы общества перед третьими лицами только в случае наличия у него доверенности, выданной единоличным исполнительным органом общества. Что касается прав и обязанностей единоличного исполнительного органа по отношению к коллегиальному исполнительному органу общества, то их, в отсутствие единоличного исполнительного органа, может осуществлять только член коллегиального исполнительного органа общества и только в случае, если такой порядок предоставления указанных прав и обязанностей члену коллегиального исполнительного органа общества предусмотрен в уставе или утверждаемом общим собранием акционеров внутреннем документе общества.
О.В. Белоусов
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса
Финансовой академии при Правительстве РФ
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) См., например: Закон Англии о компаниях 1985 г.
*(2) По этой причине трехзвенную систему еще называют системой наблюдательного совета.
*(3) См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств/Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С. 159; Гражданское и торговое право капиталистических государств/Под ред. Р.Л. Нарышкиной. М., 1983. Ч. 1. С. 179.
*(4) Акционерный закон ФРГ 1965 г. содержит более жесткие требования, в соответствии с которыми если является спорным, проявляли ли члены исполнительного органа (правления) заботливость порядочного и добросовестного управляющего, то бремя доказывания лежит на них.
*(5) См., например, Акционерный закон ФРГ 1965 г.//Современное зарубежное и международное частное право. М., 1996. Ч. II. С. 167-327
*(6) За исключением случая, если число акционеров - владельцев голосующих акций общества будет менее 50: при таком условии устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 ФЗ "Об акционерных обществах"). Тем самым, по существу, в таком обществе предусматривается двухзвенная система управления обществом. Указанное исключение сделано в интересах обществ, не являющихся "публичными", т.е. обществ, акции которых не торгуются на бирже.
*(7) Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества определяется уставом общества или внутренним документом общества и должен составлять не менее половины числа избранных членов коллегиального исполнительного органа общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004