Правовые аспекты регулирования рынка культурных благ
В соответствии с действующим законодательством культурными благами признаются условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. N 3612-1 с последующими изменениями; далее - Основы). Таким образом, в настоящей статье будет рассмотрено правовое обеспечение рынка специфических услуг, а не рынка культурных ценностей, что может стать предметом самостоятельного исследования. Культурные ценности в данной работе рассматриваются только как средство удовлетворения потребностей населения в рамках оказания культурных услуг.
Государственное регулирование рынка культурных благ направлено на обеспечение прав, свобод и обязанностей в сфере культуры, установленных Конституцией Российской Федерации, а именно закрепленных в ст. 44:
- свободы литературного, художественного, научного и других видов творчества;
- права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
- права на доступ к культурным ценностям;
- обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Участниками рынка культурных благ являются любые субъекты гражданского права, т.е. физические лица, юридические лица и государство.
Физические лица, задействованные в отношениях на рынке культурных благ, можно разделить на несколько категорий.
В первую очередь это творческие работники, создающие культурные ценности и культурные блага. Их правовой статус определен в Основах крайне расплывчато: "Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников", однако в данной дефиниции заложены основания для классификации творческих работников в целях определения их правового положения.
Во-первых, некоторые творческие работники осуществляют свою деятельность в рамках трудовых отношений, другие являются так называемыми свободными художниками. В соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации с представителями творческих профессий, а также с теми, кто иным образом участвует в создании и использовании произведений, может быть заключен срочный трудовой договор, т.е. их положение на рынке труда нельзя считать стабильным. Кроме того, создание некоторых результатов творческой деятельности сегодня требует использования современных технологий, а значит, в период так называемого простоя авторы таких произведений рискуют потерять или не приобрести необходимую квалификацию, что может сказаться на их дальнейшем трудоустройстве.
Во-вторых, считая творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, одни творческие работники осуществляют ее постоянно и считают основным видом своей деятельности, другие занимаются созданием культурных ценностей и благ эпизодически, в свободное от основной трудовой деятельности время; при этом такое деление не всегда совпадает с отнесением творческих работников к профессионалам и любителям или участникам самодеятельности. В соответствии со ст. 10 Основ профессиональный и непрофессиональный творческие работники равноправны, с точки зрения авторского права охраняются любые произведения независимо от их достоинства и назначения, а также не устанавливаются квалификационные требования для создателей результатов творческой деятельности, однако уровень так называемого профессионализма автора и качества результатов его творческого труда напрямую связан с его положением на рынке культурных благ.
В-третьих, некоторые льготы, установленные еще в советское время, распространяются только на членов творческих союзов, определенными преимуществами обладают авторы, делегировавшие часть своих имущественных полномочий авторско-правовым организациям, что, с одной стороны, является стимулом для участия авторов в деятельности общественных организаций как элементов гражданского общества, а с другой - вступает в противоречие в конституционным принципом равенства граждан независимо от их членства в общественных объединениях.
В установлении правового статуса авторов и иных представителей творческих профессий как участников рынка культурных благ законодательство, обеспечивая гарантии осуществления закрепленного в ст. 44 Конституции Российской Федерации принципа свободы творчества, идет несколькими путями. В ст. 27 Основ определены главные направления развития законодательства о правовом положении творческого работника, а именно: стимулирование деятельности творческих работников, направленной на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечение условий труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности; способствование росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу; совершенствование системы социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; содействие материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре; совершенствование системы налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности; содействие творческим работникам в расширении международных творческих контактов; реализация положений Декларации прав ребенка ООН, учитывающих специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью; обеспечение для творческих работников льготных условий доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры. Не все из этих положений нашли отражение в позже принятых законодательных актах, однако многое было сделано.
Так, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 г. N 5351-1 (далее - ЗоАП) авторы приобретают права на результаты своей творческой деятельности и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, за некоторыми незначительными исключениями, в том числе в целях извлечения выгоды, что считается не предпринимательской деятельностью, а реализацией специальных правомочий. Тот же ЗоАП (ст. 17) устанавливает право доступа авторов произведений изобразительного искусства в некотором смысле в ущерб интересам собственника материального носителя, в котором такой результат выражен.
Налоговое законодательство предоставляет творческим работникам льготы по уплате целого ряда налогов и сборов, однако трудовое законодательство не предусматривает абсолютного преимущества для этой категории, устанавливая баланс интересов творческого работника и его работодателя. Кроме того, процесс формирования массива правовых норм, регулирующих творческий труд, нельзя считать завершенным из-за наличия в Трудовом кодексе бланкетной нормы ст. 351.
Несмотря на провозглашенные свободу творчества и невмешательство государства в деятельность творческих работников, отдельные положения действующего законодательства можно считать ограничением этих принципов. Так, в соответствии со ст. 31 Основ государственные органы вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, если такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости. Более того, суд может в определенных случаях запретить осуществление культурной деятельности в случаях нарушения законодательства. Наиболее ярким примером реализации государством таких возможностей является практика выдачи прокатных удостоверений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. N 396, которое допускает отказ в выдаче такого документа (без которого невозможно использование кино- и видеофильмов на территории Российской Федерации) или установление в рекомендательном порядке возрастных ограничений аудитории в случаях, перечисленных выше, а также привлечение к ответственности так называемых пиратов в порядке ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Другими участниками рынка культурных благ - физическими лицами являются те, кто в соответствии с действующим законодательством не могут считаться авторами или творческими работниками, однако непосредственно участвуют в создании, продвижении и использовании культурных ценностей или оказании культурных услуг. Это продюсеры, импресарио, промоутеры, дистрибьютеры, литературные агенты и иные подобные лица. Их статус не всегда определен специальным законодательством, однако их место на рынке культурных благ очевидно и значительно. Условно их можно разделить на организаторов и посредников. Самым ярким примером в первой категории является продюсер фильма, чье правовое положение в определенной мере описано действующим законодательством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22.08.1996 г. N 126-ФЗ продюсером фильма является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. В подавляющем числе случаев деятельность продюсера является предпринимательской, хотя законодательство не считает это обязательным, и можно привести примеры создания аудиовизуальных произведений без цели извлечения прибыли (социальная реклама, просветительские и учебные фильмы, предвыборные ролики, запись религиозных проповедей и т.п.). Деятельность продюсера не считается творческой, однако в ч. 2 ст. 13 ЗоАП даны рекомендации по заключению договора между авторами фильма и продюсером, предметом которого должна стать передача последнему практически полного объема прав на использование аудиовизуального произведения на исключительной основе на весь срок действия имущественных прав на фильм. Кроме того, в той же норме Закон придает продюсеру "суррогатное" личное неимущественное право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. В соответствии со ст. 8 Закона о господдержке кинематографии только продюсер может быть получателем средств из бюджета любого уровня в рамках государственного финансирования производства национального фильма. Квалификационные характеристики профессии продюсера фильма действующими актами не определены, однако возможно использовать по аналогии требования, установленные приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.2000 г. N 67. Среди "организаторов", имеющих персональное влияние на сегодняшний российский рынок культурных услуг, индивидуальных предпринимателей не много, в основном это руководители или учредители юридических лиц.
Правовое положение посредников на рынке культурных благ в специальном законодательстве практически не определено, поэтому их деятельность подчиняется нормам общего законодательства, в первую очередь Гражданского кодекса Российской Федерации. Примером могут служить литературные агенты, которые фактически формируют издательский рынок. Их роль состоит в поиске наиболее выгодных условий для своих клиентов (которыми часто являются не только авторы, но и пользователи), в юридическом обеспечении складывающихся при их содействии отношений, представлении интересов клиентов на всех стадиях этих отношений, включая участие при рассмотрении возникающих конфликтных ситуаций. Как правило, агенты предпочитают иметь стабильную клиентуру и действовать только в ее интересах. Рынок разовых юридических услуг в сфере создания и использования результатов творческой деятельности сегодня практически не существует. В отличие от организаторов посредники по сложившейся практике всегда преследуют цель извлечения прибыли, а значит, чаще всего действуют на рынке в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Так же как и организаторы, посредники часто выступают не в индивидуальном качестве, а от имени юридического лица, хотя в их работе на первом месте выступают личное влияние, связи и т.п.
Самостоятельным участником рынка культурных благ являются потребители. Правовой основой их статуса можно считать конституционный принцип доступа каждого к культурным ценностям. Законодательство устанавливает особые условия для потребителей культурных благ, хотя культурные услуги и не входят в традиционную "потребительскую" корзину. В основном нормы касаются отдельных категорий потребителей, хотя можно найти и "универсальные" положения. В аудиовизуальной сфере, например, уже упомянутое положение о выдаче прокатных удостоверений можно рассматривать как меру защиты прав потребителей. Главными же разработками в этой сфере можно считать установление ежемесячного бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет и обязанность организаций культуры при организации платных мероприятий устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст. 12 Основ), а также требования Градостроительного кодекса Российской Федерации о создании доступа к местам отдыха, центрам социально-культурного обслуживания для всех категорий населения независимо от места их проживания, с учетом при проектировании объектов строительства возможности доступа к культурно-зрелищным и иным подобным объектам инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников. Защитой интересов потребителей также следует считать установленный в ст. 17 Закона о господдержке кинематографии запрет на приватизацию организаций кинематографии, специализирующихся на показе фильмов для детей, а также организации кинематографии, осуществляющей показ фильмов и являющейся единственной такой организацией в населенном пункте.
Особое внимание интересам потребителей уделяет Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ. Во-первых, Закон устанавливает, что в общедоступных библиотеках пользователь вправе рассчитывать на получение целого ряда бесплатных услуг. Во-вторых, довольно подробно прописаны права особых категорий пользователей (ст. 8), а именно: национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке; слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках; пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания; дети и пользователи юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений.
Организации культуры, оказывающие услуги населению, обязаны обеспечить безопасность потребителей. Это, например, является лицензионным требованием для организаций, осуществляющих публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале (постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 г. N 308 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале" и от 17.11.1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по кинообслуживанию населения").
Особую категорию потребителей составляют так называемые профессиональные пользователи: ученые, исследователи, студенты и аспираты, деятели культуры для создания культурных ценностей и т.п. Для них законодательство устанавливает специальные льготы.
Многие организации культуры обеспечивают права потребителя в добровольном или договорном порядке в условиях отсутствия законодательного регулирования. Например, при создании Центра российской кинематографии кинотеатр берет на себя выполнение определенных социальных обязательств, например льготного обслуживания пенсионеров на утренних сеансах, организации специальных детских показов и т.п. Организации культуры вправе самостоятельно устанавливать дополнительные льготы для определенных категорий потребителей их услуг.
Реальные действия по защите прав потребителей на рынке культурных благ в настоящее время практически не касается качества оказываемых культурных услуг. Сегодня делаются попытки на законодательном уровне ввести дополнительные меры по защите прав потребителей, например в связи с участившимися случаями использования фонограмм при организации концертно-зрелищных мероприятий (что осуждается профессиональным исполнительским сообществом). До сих пор в российской практике защита прав потребителя не стала сколько-нибудь серьезным рычагом влияния на рынок культурных благ, тогда как за рубежом при помощи этого инструмента удалось достичь таких результатов, к которым не привел бы никакой другой правовой механизм. Например, во Франции зрители добились того, что во время показа фильма по телевидению с экрана убирается логотип канала. Попытки использовать в качестве аргумента не оказание услуги надлежащего качества, а право автора препятствовать внесению изменений и искажений в его произведение (в данном случае в видеоряд) оказались менее успешными.
Также не развита практика применения в сфере культуры инструментов защиты потребителей при введении их в заблуждение или обмане относительно предлагаемой им услуги. Например, довольно распространены случаи организации в российской провинции гастролей "двойников" музыкальных коллективов, которые вызывали бурные обсуждения в прессе, но не привели к судебным разбирательствам.
Еще одной особенностью положения потребителей на рынке культурных услуг является то, что государство проводит политику вовлечения граждан в культурную деятельность, создание условий для ее осуществления наиболее широким кругом лиц, а значит, грань между собственно потребителями культурных благ и их создателями становится расплывчатой и подвижной, что не должно отражаться на защите прав и иных законных интересах потребителей культурных услуг в различных их формах.
Среди участников рынка культурных благ представлены все формы юридических лиц. С этой точки зрения законодательство устанавливает лишь несколько ограничений для осуществления определенных видов культурной или связанной с ней деятельности применительно к некоторым юридическим лицам (например, авторско-правовые общества могут создаваться только в виде некоммерческих организаций (ст. 44 ЗоАП), национально-культурные автономии - только в виде общественных объединений (ст. 1 Федерального закона "О национально-культурной автономии" от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ), музеи - в виде учреждений (ст. 26 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ) и т.п.), а также особенности режима некоторых видов принадлежащего им имущества, используемого на рынке культурных благ, и ограничения его оборота (например, в отношении государственной части Музейного фонда, имущества организаций, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и т.п.).
Особенностью рынка культурных благ является то, что его участниками является значительное количество некоммерческих юридических лиц, которые в большинстве своем вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своими учредительными документами. С точки зрения ст. 47 Основ таковой считаются следующие виды деятельности: по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью; по торговле покупными товарами, оборудованием; по оказанию посреднических услуг; по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры); по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним; по осуществлению приносящих доход не связанных с культурной деятельностью операций, работ, услуг. При этом платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Таким образом, как правило, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций культуры лежит вне рынка культурных благ и служит лишь дополнительным источником финансирования существования такой организации.
Риск увлечения извлечением прибыли в ущерб основным культурным целям, по идее законодателя, находится под контролем - в соответствии с той же статьей Основ учредитель вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности. Однако практического применения эта норма не получила.
Кроме того, в силу специальной правоспособности некоммерческих организаций, ограничивающей их возможности определенными в уставе целями и функциями, эти участники рынка не могут мобильно реагировать на запросы рынка, изменения его конъюнктуры путем оказания новых услуг. При таких обстоятельствах чуть ли не единственным способом удержаться на рынке является пересмотр качества оказываемой услуги, приспособление его к нуждам потребителей. Такой экономически оправданный шаг не всегда соответствует основным векторам государственной политики в сфере культуры: это не только "обслуживающая" сфера, она призвана не только удовлетворять потребности, но и формировать их, выполнять воспитательную и образовательную функцию, обеспечивать сохранение и преемственность традиций, что и обеспечивается мерами государственной поддержки культуры.
На рынке культурных благ присутствуют и негосударственные некоммерческие организации. Их можно разделить на собственно участников процесса оказания культурных услуг и организации, создающие условия для функционирования его отдельных элементов, которые в большинстве своем считаются инструментами гражданского общества в современном российском понимании.
В качестве иллюстрации первой категории можно привести негосударственные музеи. В соответствии со ст. 24 Закона о музеях государство оказывает поддержку таким организациям в основном в следующих формах: предоставляет государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации; обеспечивает передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища; производит частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации; предоставляет налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в том же законе установлены условия оборота предметов и коллекций негосударственной части Музейного фонда, включая обязанность приобретателя (покупателя, одариваемого, наследника) таких предметов принимать на себя все обязательства, установленные законодательством в отношении музейных предметов и коллекций, а также определено преимущественное право покупки таких предметом государством. Кроме того, в соответствии со ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации государство вправе изъять, а в соответствии со ст. 25 Закона о музеях принудительно выкупить бесхозяйственно содержащиеся предметы.
Другая категория действующих на рынке культурных благ негосударственных некоммерческих организаций представлена творческими союзами и иными авторскими организациями (обществами по коллективному управлению имущественными правами, литературными и иными подобными агентствами, профессиональными союзами творческих работников, фондами поддержки и т.п.). К ним же относятся благотворительные организации. Такие субъекты не являются непосредственными участниками процесса оказания культурных услуг, однако они не только создают условия для реализации своими членами прав и законных интересов (о чем упоминалось выше), но и выполняют иные функции, способствующие развитию рынка культурных благ. Так, например, авторские общества, заключая договоры о взаимном представительстве интересов с аналогичными зарубежными организациями, фактически обеспечивают выполнение российских обязательств, взятых в связи с присоединением к крупнейшим международным конвенциям об охране результатов творческой деятельности, организуя сбор и перечисление вознаграждения за использование иностранных результатов творческой деятельности. Кроме того, авторские организации ограничены только в осуществлении коммерческой деятельности и в использовании переданных им в управление результатов творческой деятельности (ст. 45 ЗоАП), однако они влияют на рынок культурных благ путем проведения собственных культурных мероприятий, учреждения премий и грантов для творческих работников и т.п.
Коммерческие юридические лица в сфере культуры действуют, как правило, в тех секторах рынка, которые связаны с высокотехнологичными или уникальными процессами производства культурных ценностей или оказания культурных услуг. Большинство государственных предприятий - это киностудии или реставрационные организации. Однако тенденции последнего времени свидетельствуют о постепенном сокращении государственного участия в коммерческой деятельности путем приватизации или ликвидации унитарных предприятий. В сфере культуры эта тенденция в полной мере проявилась при принятии Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2001 г. N 389 "О реорганизации федеральных государственных киностудий". Для соблюдения интересов государства в сохранении культурных ценностей было принято решение о выделении из киностудий предприятия, которое наделялось всем необходимым для создания фильмов имуществом и подлежит дальнейшей приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество, оставшееся после выделения государственное унитарное предприятие. Обладающее всеми правами на использование созданных до выделения творческо-производственной базы фильмов, в дальнейшем должно быть преобразовано в государственное учреждение. Сегодня заданный указом процесс находится в стадии завершения.
Статья 44 Основ установила в качестве условий приватизации государственных организаций в сфере культуры следующее: сохранение культурной деятельности в качестве основного вида деятельности; сохранение профильных услуг; организация обслуживания льготных категорий населения; обеспечение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года). Не все эти нормы образца 1992 г. вписываются в современное законодательство о приватизации, однако они по-прежнему являются основой государственной политики в области разгосударствления в сфере культуры. Отдельными нормами законодательство уводит определенные субъекты и имущество в сфере культуры от приватизационных процессов. Так, например, не допускается изменение федеральной государственной формы собственности в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (п. 6 Положения, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 г. N 1489); не подлежат отчуждению из государственной собственности памятники истории и культуры, являющиеся историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия или включенные в Список всемирного наследия (ст. 50 Закона о памятниках); запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены (ст. 23 Закона о библиотечном деле).
Негосударственные коммерческие организации на рынке культурных благ действуют, как правило, в наиболее прибыльных секторах: реставрации объектов культурного наследия, производстве и распространении аудиовизуальных произведений и шоу-бизнесе. Государственное регулирование деятельности таких организаций ограничивается в основном введением лицензирования, а также предоставлением возможности получения государственной финансовой поддержки проводимым ими мероприятиям на равных условиях с государственными участниками рынка.
Сегодня особое внимание со стороны государственных органов уделяется иностранному присутствию на российском рынке культурных благ, что в первую очередь связано с возможным присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). Соглашения в рамках ВТО в различных аспектах затрагивают эту сферу. Принципиально новые подходы к регулированию отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности заложены в Соглашении по товарным аспектам прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (ТРИПС). С расчетом на участие в этом соглашении сегодня в России внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, уточняющие состав преступления и ужесточающие санкции за нарушения в сфере авторского права и смежных прав (ст. 146), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации; подготовлен и принят в первом чтении проект новой редакции ЗоАП. Вопросы рынка культурных благ рассматриваются и в Генеральном соглашении по услугам (ГАТС), но в специфическом смысле: весьма небольшое число стран, присоединившихся к ВТО, согласилось открыть рынок культурных благ иностранным участникам, предоставив им так называемый режим наибольшего благоприятствования. Впервые о негативном влиянии глобализации на отношения в сфере культуры заявила Канада, вслед за которой и другие страны с богатым культурным наследием стали внимательно следить на переговорах за тем, чтобы экономические рычаги ВТО не наносили ущерба культурной самобытности, культурному многообразию, сохранению культур этнических общностей и т.п. Россия избрала этот же путь, отказавшись от каких-либо обязательств, затрагивающих культурное наследие или сферу предоставления культурных услуг. В настоящий момент в процессе переговоров по инициативе США обсуждается лишь частичный допуск иностранных участников на рынок аудиовизуальных услуг без условия предоставления режима наибольшего благоприятствования и уравнивания их с российскими участниками в смысле доступа к государственной поддержке.
Ограничениями участия иностранцев в отношениях в сфере культуры могут считаться также нормы об ограничении участия иностранных учредителей в создании российских средств массовой информации (ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" в ред. Федерального закона от 04.08.2001 г. N 107-ФЗ).
С другой стороны, определенные обязательства по участию иностранцев в процессе создания и распространения культурных ценностей взяты Россией при присоединении к двусторонним и многосторонним международным соглашениям (например, в Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, обязывающей предоставлять статус национального фильма аудиовизуальным произведениям, созданным усилиями стран - участниц конвенции при определенных условиях) и в силу ее участия в международных организациях, например, во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) или Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В связи с регулированием иностранного участия в рынке культурных услуг нельзя не отметить недавно принятый Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Общая направленность Закона соответствует современным тенденциям развития внешнеторговых отношений и соотносится с шагами, предпринимаемыми для вступления Российской Федерации в ВТО. Однако в предмет правового регулирования Закона вошла внешняя торговля интеллектуальной собственностью, под которой понимается передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу, причем, в отличие от иных внешнеторговых сделок, к сделкам, предметом которых являются результаты интеллектуальной деятельности, не выдвигается требование об обязательном пересечении границы материальным носителем, в котором такой результат выражен. Подобный подход может негативно сказаться на некоторых аспектах культурной деятельности, например на проведении гастролей. Кроме того, государство напрямую не вмешивалось в количественные и качественные показатели рынка иностранных культурных благ с момента отмены государственной монополии на внешнюю торговлю в конце 80-х годов ХХ в. Возможно, уполномоченные органы смогут установить различный порядок регулирования для сделок с объектами авторского права и смежных прав, обеспечивающих культурное многообразие и конституционные права граждан в сфере культуры, и сделок с иными результатами интеллектуальной деятельности, ограничение оборота которых отвечает интересам Российской Федерации. В соответствии с положениями Закона могут устанавливаться определенные запреты и ограничения, в том числе ответные меры в отношении отдельных государств, что грозит неприятностями самой Российской Федерации, поскольку международные отношения, как правило, строятся на основе взаимности, в том числе и по вопросам введения санкций. Еще одна проблема для отношений в сфере культуры заложена в регулировании внешнеторговых бартерных сделок, предметом которых могут быть результаты интеллектуальной деятельности. Такие сделки могут заключаться только при условии обмена равноценными по стоимости объектами, однако единых и адекватных методик оценки этих объектов в области литературного и художественного творчества в российском законодательстве и на практике не существует.
Одновременно с процессом сокращения государственного сектора на рынке культурных благ государство проводит политику укрепления своих позиций в этой сфере в первую очередь в целях обеспечения положений Конституции, относящихся к культурным благам. Даже сам процесс разгосударствления можно расценивать как расширение рынка, стимулирование многообразия культурных услуг, обеспечение свободы творчества. Не все меры, осуществляемые и обеспечиваемые государством, можно считать "рыночными" по их содержанию, однако тот факт, что они закреплены в законодательстве, означает, что они также являются регуляторами рынка культурных благ, придающими его функционированию свои особенности, а также фактически являются формами присутствия государства на этом поле.
Участие государства на рынке культурных благ можно разделить на частное и публичное. В рамках первого государство может "соучаствовать" в проведении мероприятий или выступать заказчиком определенных культурных услуг; оно также является крупнейшим инвестором работ по сохранению культурного наследия, одним из основных продюсеров в аудиовизуальной сфере и импресарио театрально-зрелищных мероприятий, обеспечивает рынок культурных благ квалифицированными кадрами и т.п. Во второй ипостаси государство проводит политику в области культуры, задавая рыночным отношениям определенные рамки и векторы, устанавливая приоритеты и ограничения, с которыми вынуждены считаться остальные субъекты. Причем не всегда можно отделить один вид участия от другого.
В качестве организатора и заказчика мероприятий на рынке культурных благ государство участвует через осуществление государственной поддержки этой сферы. Принципы и формы государственной поддержки определены специальными актами: Основами, Законом о господдержке кинематографии, указами Президента Российской Федерации (например, от 07.10.1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав", от 12.12.1993 г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации", от 07.10.1994 г. N 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" и т.п.), постановлениями Правительства Российской Федерации (например, от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", от 14.12.2000 г. N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)"). В рамках частного участия государства на рынке культурных благ основной формой государственной поддержки является финансирование из средств бюджетов всех уровней.
Основными принципами этой формы государственной поддержки являются равенство субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на получение государственного финансирования из бюджетов всех уровней, выборочный и адресный характер государственного финансирования, безвозвратность средств, ответственность получателя перед распорядителем за достижение поставленных целей. Получатели бюджетных средств определяются на тендерной основе в порядке, установленном Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ. Проведение конкурсов для определения субъекта государственной поддержки в сфере культуры имеет свои особенности, не всегда учитываемые действующим законодательством. В первую очередь это касается услуг, связанных с созданием результатов творческой деятельности, что должно быть учтено при совершенствовании Закона о конкурсах. В отдельных секторах рынка культурных благ государственное финансирование имеет свои особенности. Так, в соответствии с Законом о господдержке кинематографии государственная финансовая поддержка на стадии производства, проката или участия в фестивалях может оказываться только в отношении национального фильма (в отличие, например, от театральной сферы, когда возможно финансирование спектакля по пьесе иностранного драматурга). В ст. 4 Закона о господдержке определены критерии национального фильма: продюсер должен быть гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации; авторы фильма должны иметь российское гражданство; в состав съемочной группы (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) должно входить не более 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации; фильм должен быть снят на русском языке или других языках народов Российской Федерации; не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и показу фильма должно осуществляться организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации; иностранные инвестиции в производство фильма не должны превышать 30% сметной стоимости фильма. В качестве национального может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации. Если в процессе съемок фильм перестал отвечать этим формальным критериям, продюсер обязан принять меры по восстановлению национального статуса или вернуть полученные бюджетные средства. Отдельные нюансы могут быть установлены в законодательных актах субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции общие вопросы культуры (кроме установления основ государственной политики в области культуры и программ культурного развития России, а также вопросов интеллектуальной собственности) являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так, например Закон Калужской области "О государственной поддержке кинематографии Калужской области" от 15.12.1998 г. N 30-ОЗ устанавливает, что финансирование производства фильма из бюджета Калужской области может осуществляться при условии, что фильм посвящен жителям или выдающимся выходцам Калужской области, большая часть работ проводится на территории региона, в фильме использованы съемки калужских ландшафтов и т.п. Другим проявлением влияния регионального законодательства на рынок культурных благ является установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. N 396 возможность региональных органов вносить изменения в возрастные ограничения аудитории при использовании фильмов на территории субъекта Российской Федерации.
Вопрос о выделении средств из федерального бюджета решается с учетом места проведения мероприятий, оказания услуг и т.п. Таким образом государство пытается обеспечить конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям независимо от места пребывания и жительства и стимулировать функционирование рынка культурных благ на всей территории России. В этих же целях Министерство культуры Российской Федерации заключает рамочные соглашения с высшими властными органами субъектов Федерации о взаимодействии в области государственной поддержки культуры на паритетных началах. Такие договоры в практике взаимоотношений между федеральным центром и регионами носят уникальный характер, поскольку не являются соглашениями о разграничении полномочий в смысле ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ).
Как правило, государственная финансовая поддержка бывает частичной, т.е. не покрывает всех расходов на проведение мероприятия, оказание услуги. Причиной этого является не только и не столько недостаток бюджетных средств, но и попытка привлечения иных источников финансирования в сфере культуры. Однако в последнее время возникла необходимость в некоторых случаях полного финансирования отдельных мероприятий за счет государственных средств, что дает возможность государству заказывать отдельные мероприятия и услуги для обеспечения своих нужд. Такой порядок в некоторой степени предусмотрен действующим законодательством (например, Закон о господдержке кинематографии допускает стопроцентное финансирование производства кинолетописи, а в исключительных случаях с учетом художественной и культурной значимости - и фильма), однако эта практика нуждается в переосмыслении и развитии, поскольку может стать серьезным идеологическим рычагом для проведения государственной политики не только в сфере культуры, но и в других областях. Кроме того, при полном государственном финансировании справедливо встает вопрос о принадлежности прав на использование созданного результата. Поскольку государство присутствует на рынке не только самостоятельно, но и через создаваемые им государственные организации, последние могут стать обладателями таких прав, как, например, образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.04.2001 г. N 390 ОАО "Российский кинопрокат" в отношении создаваемых за счет государственных средств аудиовизуальных произведений, однако этот опыт применим не ко всем секторам рынка культурных благ.
В соответствии со ст. 45 Основ государственная политика в сфере культуры базируется на том, что основой государственных гарантий сохранения и развития культуры является бюджетное финансирование. При этом привлечение внебюджетных средств ни коим образом не должно служить причиной уменьшения государственных дотаций. Однако заложенные в Основах и иных специальных законах стимулы для лиц, готовых вкладывать средства в российскую культуру, на сегодняшний день являются чисто декларативными и не нашли отражения в новом налоговом законодательстве. Одной из первоочередных задач совершенствования правового регулирования рынка культурных благ должно стать установление условий для деятельности меценатов и иных инвесторов в культурную деятельность.
Важным элементом экономической основы функционирования государственного сектора рынка культурных благ является разграничение собственности в сфере культуры. Правовой базой в отношении недвижимого имущества является постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1. Его формулировки применительно к сфере культуры вызывали и вызывают ожесточенные споры, а о том, что они до сих пор не разрешены, однозначно свидетельствует норма ч. 2 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, вводящая мораторий на приватизацию памятников федерального значения и приостанавливающая регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, вплоть до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, хотя сомнения в действии постановления ВС РФ были развеяны постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 г. N 15-П.
На рынке культурных благ государство чаще выступает как публичный институт, устанавливающий правила игры для его участников. Особенности правового регулирования сводятся к принятию специальных норм, как правило ограничивающих свободу действий участников рынка в целях обеспечения все тех же конституционных прав, свобод и обязанностей в сфере культуры.
Государство устанавливает специальный контроль за участниками определенных секторов рынка культурных благ путем введения лицензирования в отношении некоторых видов культурной деятельности. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по реставрации (причем в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 12.02.2003 г. N 96, такая деятельность включает в себя любые научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения объектов культурного наследия), а также фактически все профессиональные способы использования фильмов, а именно публичный показ, осуществляемый в кинозале, и воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей (включая целлулоидную пленку). Закон о лицензировании в соответствии со ст. 1 не распространяется на сферу вещания, поэтому лицензирование деятельности телевизионных организаций осуществляется в соответствии с законодательством о средствах массовой информации. Надо сказать, что за последнее время круг лицензируемых видов деятельности, связанных с рынком культурных благ, значительно сократился. Так, при принятии упомянутого Закона о лицензировании государство отказалось от введения контроля в области издательской деятельности, распространения экземпляров аудиовизуальных произведений, организации деятельности музеев и реставрации музейных предметов, а также торговли антиквариатом. Эта либерализация рынка соответствовала общей линии государственной политики, особенно в связи с возможным присоединением к ВТО и в рамках проведения административной реформы, однако на состоянии рынка культурных благ это сказалось скорее негативно: по сведениям Министерства культуры, после отмены лицензирования торговли антиквариатом в первый же месяц кражи из музеев выросли почти в 20 раз в связи с бесконтрольной возможностью сбыта краденого. Антикварный рынок отреагировал попыткой создания профессионального сообщества, призванного установить саморегулирование в этой сфере.
Другим контролирующим инструментом является регистрация объектов, включенных в рыночный оборот. В рамках общих положений осуществляется регистрация прав на недвижимые объекты культурного наследия, однако существуют и специальные виды регистрации объектов в сфере культуры. Например, для установления государственной охраны в целях обеспечения конституционного принципа сохранения культурного наследия памятники истории и культуры народов Российской Федерации включаются в Единый государственный реестр в порядке, определенном главой IV Закона о памятниках. Аналогичная процедура предусмотрена для движимых объектов культурного наследия путем включения их в Музейный фонд Российской Федерации в порядке ст. 8 Закона о музеях. При ввозе и временном ввозе культурных ценностей на территории Российской Федерации также производится их регистрация.
Специальный порядок регистрации установлен для объектов, не вполне соответствующих понятию культурного наследия с точки зрения их исторической ценности. Как правило, это результаты творческой деятельности, на которые не истек срок охраны имущественных авторских прав. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ЗоАП для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей, но это касается только правомочий самого создателя результата творческой деятельности. Как только такой объект попадает на рынок, его оборот может быть обусловлен регистрацией. Так, например, уже упомянутое постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. N 396 устанавливает, что использование кино- и видеофильмов как российского, так и совместного и иностранного производства путем их публичного показа, распространения на любых видах носителей, а также сообщения для всеобщего сведения путем передачи по кабелю, возможно только после его включения в Государственный регистр фильмов (о чем свидетельствует прокатное удостоверение установленного образца). Однако серьезным упущением законодательства является отсутствие ответственности за использование незарегистрированного аудиовизуального произведения, а также несоблюдение рекомендаций по возрастному ограничению аудитории, содержащихся в прокатном удостоверении. Единственной проблемой для нарушителя может стать приостановление лицензии на осуществление вида деятельности, связанного с использованием фильмов (если таковая вообще у него имелась) или привлечение к ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 (в ред. постановления от 20.10.1998 г. N 1222) и устанавливающих обязательность указания таких ограничений на упаковке видеоносителя с записью фильма.
Новой разновидностью регистрации стал порядок, введенный Таможенным кодексом Российской Федерации с 01.01.2004 г. В рамках приведения российского законодательства в соответствие с требованиями соглашений ВТО новый Таможенный кодекс устанавливает полномочия таможенных органов по охране результатов интеллектуальной деятельности, поскольку ТРИПС предусматривает реагирование таможенных органов в целях профилактики незаконного распространения товаров, содержащих в себе объекты интеллектуальной собственности, в качестве одного из способов ее защиты. Так, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Подача заявления и последующее включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр являются не обязанностью, а правом правообладателя, и, поскольку эти процедуры не бесплатны, к такой мере прибегают только те правообладатели, у которых есть достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по их мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Отсутствие таможенных мер не препятствует принятию традиционных гражданско-правовых, административных и уголовных мер защиты, так же как и включение объектов в таможенный реестр не является формальностью в смысле законодательства об авторском праве и смежных правах. Порядок, определенный в Таможенном кодексе, не применяется в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В последнее время при обсуждении дополнительных мер в рамках протекционистской политики в сфере кинематографии все чаще упоминают количественное квотирование иностранной продукции. В свое время в целях сохранения доли рынка от экспансии американской киноиндустрии и защиты традиций национальной кинематографии подобные меры были введены во Франции и в некоторых других европейских странах. В плане работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2004 г. стоит законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке кинематографии в части введения квоты в сфере публичного показа аудиовизуальных произведений. Однако перспективы принятия такого проекта ничтожны в силу нескольких причин: введение технических барьеров не соответствует общей политике, проводимой в связи с возможным присоединением к ВТО, а масштаб собственного кинопроизводства на сегодняшний день вряд ли может обеспечить необходимую долю кинорынка. Однако вопрос о своеобразном квотировании как ответной мере по отношению к отдельным государствам может возникнуть в связи с принятием уже упоминавшегося Закона о внешнеторговой деятельности. Любопытным является тот факт, что крупнейшие телевещательные организации фактически установили в сетке вещания соотношение между российскими и иностранными аудиовизуальными произведениями в пользу национальных, т.е. можно говорить об осуществлении добровольного квотирования на телевизионном рынке.
Специальный порядок государственного регулирования распространяется на объекты, составляющие культурное достояние нации. Законодательство устанавливает отдельные ограничения для недвижимого и движимого имущества. В отношении недвижимого имущества, относящегося к объектам культурного наследия, действуют ограничения, установленные Законом о памятниках, а также земельным законодательством, поскольку к объектам культурного наследия относятся памятники археологии, находящиеся в земле, а для большинства иных объектов в целях их сохранения установлены зоны охраны, включая зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны сохранения природного ландшафта, что оказывает влияние на правомочия не только самих собственников или пользователей памятников, но и на иных лиц, непосредственно не участвующих в такого рода отношениях. Закон о памятниках устанавливает возможность и обязательность включения в качестве условий сделки, предметом которой выступает памятник истории и культуры, требований к сохранению объекта культурного наследия, являющихся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества, и подлежащих обязательной фиксации при регистрации права.
Земельный кодекс Российской Федерации вводит в качестве особо охраняемых территорий самостоятельную категорию - земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений. Такие земли могут использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, их изъятие и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. Кроме того, Земельный кодекс относит некоторые земли историко-культурного назначения к особо ценным землям - это земли, в пределах которых объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (например, культурные ландшафты); на собственников и пользователей таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте. Вообще, права на любые земельные участки могут быть ограничены в целях охраны памятников природы, истории и культуры и археологических объектов.
В отношении движимых объектов культурного наследия государство проводит аналогичную политику, с учетом их специфики и большей оборотоспособности устанавливая не только упомянутый порядок регистрации, но и ограничения рынка в целях их сохранения для будущих поколений российских граждан. Ярким проявлением такого подхода является введение особого порядка вывоза культурных ценностей в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Целью этого закона является защита культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, однако общий смысл регулирования сводится к следующему: практически любой ценный с точки зрения истории и культуры предмет может быть ввезен на территорию России (кроме находящихся в официальном розыске), чтобы пополнить культурное достояние, и практически никакой не может быть вывезен, дабы его не уменьшить. В этом же направлении выстраиваются и иные аспекты правового регулирования данной сферы отношений, например, в рамках таможенного законодательства (пресечение незаконного оборота культурных ценностей, полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития международных связей в сфере культуры и кинематографии; полное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых культурных ценностей при условии их декларирования и соблюдения специального законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей, недопущение уничтожения культурных ценностей таможенными органами и т.п., безвозмездная передача музеям обращенных в федеральную собственность предметов истории и произведений искусства).
Однако при общей направленности государственного регулирования в сторону пополнения любыми способами рынка культурных ценностей внутри страны Россия с учетом международных обязательств приняла специальное законодательство о реституции, правовой базой которого является Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с такими культурными ценностями, и обеспечивающий защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создание правовых условий для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию нашей страны в результате войны, а также создающий условия для возможности ознакомления с указанными ценностями.
Специфическое регулирование введено законодательством в целях сохранения культурных традиций. Поскольку произведения народного творчества не являются в силу ст. 8 ЗоАП объектами авторского права, защита этой части культурного достояния осуществляется иными правовыми средствам, не столь типичными для регулирования отношений в сфере культуры. Наиболее ярким примером являются народные художественные промыслы. Основы государственной политики в этой сфере закреплены Федеральным законом от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". Признаком народного художественного промысла является преемственность традиций в месте традиционного бытования с определенными допущениями творческого варьирования. Защитой мастеров народных художественных промыслов на внутреннем рынке, а также интересов России в связи с этим на международной арене помимо установленного в ст. 7 Закона о промыслах порядка отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов и их регистрации в этом качестве в порядке, установленном постановлением Правительства от 18.01.2001 г. N 35, может служить применение мер в рамках законодательства о промышленных образцах, защите технологических секретов, наименовании мест происхождения товаров, а также возможность лишения государственной поддержки и налоговых льгот в случае несоответствия продукции в порядке ст. 4 Закона о промыслах. Проблема защиты традиционных знаний и народного творчества сегодня является предметом обсуждения в мировом культурном сообществе. Основным разработчиком возможного инструмента их охраны стала Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Определенную роль государство играет в отношении побуждения или ограничения конкуренции на рынке культурных благ. С одной стороны, на рынке культурных благ есть секторы, не имеющие специфики в смысле антимонопольной политики, что проявляется сегодня, например, в связи уже упомянутой реорганизацией государственных киностудий или в процессе так называемой перестройки системы Росгосцирка в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 г. N 369 "Вопросы Российской государственной цирковой компании". Антимонопольное законодательство может служить инструментом для сокращения числа государственных организаций (такая тенденция прослеживается последнее время с целью "разгрузки" бюджета) в связи с введением изменений в Закон РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с последующими изменениями, ограничивающих возможность получения государственной поддержки в виде бюджетного финансирования аффилированными лицами, к которым могут быть приравнены, например, государственные унитарные предприятия по отношению к распорядителю бюджетных средств, в чьем ведомственном подчинении они находятся. С другой стороны, законодательство выводит отдельные сферы из-под действия норм о конкуренции; например, статья 45 ЗоАП устанавливает, что на деятельность организаций по коллективному управлению правами не распространяются ограничения, вводимые антимонопольным законодательством. Еще одним рычагом влияния на конкурентную обстановку на рынке культурных благ является установление специфических стандартов в сфере культуры. Сегодня в соответствии с Федеральным законом "О минимальных социальных стандартах" такие нормы установлены только в сфере библиотечного обслуживания населения, однако уже упоминавшийся запрет, установленный Законом о господдержке кинематографии на приватизацию единственной кинопрокатной организации в данном населенном пункте, также относится к этой сфере.
Наконец, государство пытается создать условия для саморегуляции рынка культурных благ, причем это не ограничивается отсутствием норм, регулирующих отдельные аспекты отношений, но и проявляется во включении в правовой массив специфических рекомендаций. Примерами могут служить добровольная сертификация кинотеатров, единая электронная система продажи кинобилетов, поощряемая государством практика создания центров российской кинематографии, выражающаяся, в частности, в оказании государственной финансовой поддержки по развитию материально-технической базы кинотеатра, взявшего на себя по договору обязательства по преимущественному показу национальных фильмов и выполнению социальных обязательств по отношению к наименее защищенным слоям населения.
Нельзя не отметить, что саморегулирование рынка культурных благ приводит к недопустимым перегибам. Так, в соответствии со ст. 52 Основ цены на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры вправе устанавливать самостоятельно, что на практике привело к установлению различных цен на входные билеты в музеи и иные выставочные организации для российских и иностранных граждан, причем разница достигает десятикратного размера. Это, несомненно, является нарушением ст. 62 Конституции Российской Федерации, и законодатель обязан найти средство, сохраняя самостоятельность участников рынка культурных благ в отношении ценообразования, не допустить подобной дискриминации.
Е.Э. Чуковская
к.ю.н.
Предпринимательское право в рыночной экономике
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004