Правовая квалификация договоров на размещение наружной рекламы
Наружная реклама - один из самых динамично развивающихся видов рекламы в нашей стране. По данным "ЭСПАР-Аналитик", одной из ведущих исследовательских компаний в рассматриваемой области, совокупные расходы российских рекламодателей на размещение наружной рекламы по отношению к общим расходам на рекламу составили более в 2002 г. 20%. По этому показателю Россия занимает первое место в Европе. Объем отечественного рынка наружной рекламы в 2002 г. вырос на 45% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 400 млн. долл. США. Количество средств наружной рекламы и информации различных видов в пяти крупнейших городах России достигло 91 674 ед.; таким образом, суммарный прирост рекламных площадей в 2002 г. по отношению к 2001 г. составил 32,9%. В области размещения наружной рекламы Россия вошла в пятерку европейских лидеров (уступая лишь Великобритании, Франции, Германии и Италии). Такой прогресс объясняется увеличивающимся спросом на соответствующие услуги со стороны заказчиков, которые все более активно используют данный вид рекламы при продвижении своих товаров и услуг. Количество рекламодателей в России, затраты которых на наружную рекламу составили более 100 тыс. долл. США в год, превысило 500 (в 2001 г. их было 380). Значительно выросло число крупных рекламодателей с бюджетами свыше 1 млн. долл. США - с 27 в 2001 г. до 45 в 2002 г.*(1) В 2003 г. тенденции к дальнейшему росту показателей рынка наружной рекламы сохранились.
Темпы совершенствования системы регулирования общественных отношений в рассматриваемой области уступают динамике развития самих общественных отношений. К примеру, широкую известность получила ситуация, сложившаяся в сфере правового регулирования распространения наружной рекламы в г. Москве. Статья 14 Федерального закона "О рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ устанавливает необходимость получения разрешения органа местного самоуправления на размещение рекламы на соответствующей территории, но в Москве субъектом, уполномоченным на определение мест стабильного территориального размещения средств наружной рекламы, является Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города - государственный орган исполнительной власти субъекта Федерации, а не орган местного самоуправления (п. 2.2 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утв. постановлением правительства Москвы от 22 января 2002, N 41-ПП*(2). В 2001 г. Верховный Суд признал действующую систему исполнительный власти и местного самоуправления в Москве не соответствующей Конституции РФ и федеральному законодательству, закрепив необходимость создания в столице муниципальных структур власти, независимых от органов субъектов Федерации. Арбитражный суд г. Москвы по иску Московской прокуратуры признал недействительными Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 18 мая 1999 г. N 442*(3). Однако Управление по делам наружной рекламы сохранило свой статус и функции. Правительством Москвы было принято новое постановление N 41-ПП от 22 января 2002 г., которым утверждены новые Правила размещения, основанные на тех же принципах, что и ранее отмененные. Только лишь в п. 2.4 Правил отмечено, что "районная управа выдает разрешения на распространение наружной рекламы, предусмотренные статьей 14 Закона "О рекламе". В целом сложившаяся централизованная система управления наружной рекламой на уровне субъекта Федерации сохранилась. Для практической деятельности это имеет скорее положительное значение, поскольку передача полномочия разрешать размещение рекламы районным управам, число которых достигает ста двадцати четырех, погрузила бы рынок в хаос. Однако легитимность сохранившейся системы, несмотря на поддержку ряда исследователей, вызывает серьезные сомнения. Несоответствие между Конституцией, федеральными законами, с одной стороны, и московской нормативной базой, с другой стороны, отражено в статьях ряда ученых-юристов, комментариях представителей Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства". Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать следующим примером из практики. Управа района "Пресненский" г. Москвы потребовала от владельцев рекламных конструкций, расположенных на ее территории, подать документы в управу для получения разрешения, предусмотренного Законом "О рекламе"*(4).
Данный пример показывает, что в вопросах регулирования общественных отношений в сфере наружной рекламы решены еще не все спорные вопросы. Рассмотрим особенности договорных отношений, возникающих между сторонами при размещении наружной рекламы.
Основным вопросом, который дискутируется в настоящее время, является вопрос о том, к какому из поименованных Гражданским кодексом договоров: аренды или возмездного оказания услуг - следует отнести договор на размещение наружной рекламы. Прежде всего следует отметить, что оба договорных института известны еще со времен римского права, которое различало три вида договор найма (locatio-conductio): договор найма вещей (locatio-conductio rerum), наем услуг (locatio-conductio operarum) и наем работы (locatio-conductio operis). Таким образом, в отличие от действующего российского законодательства наем услуг и наем вещей представлялись древними римлянами как разновидности одного договора - договора найма, и общее в них усматривалось в том, что "...одна сторона обязуется предоставить другой стороне пользование известным объектом, а другая сторона обязуется уплатить первой стороне за пользование определенное денежное вознаграждение"*(5). Отмеченное сходство объясняет возникновение спора о том, какой главой второй части Гражданского кодекса: 34-й или 39-й - должны регулироваться отношения сторон, возникающие при исполнении договора на размещение наружной рекламы.
Основные критерии, по которым следует проводить отграничение аренды от возмездного оказания услуг, - это вопросы о том, эксплуатирует ли пользователь имущество путем присвоения плодов, продукции и доходов и какова направленность его интереса: на эксплуатацию имущества или на получение услуги как таковой, пусть даже она сопряжена с пользованием имуществом. "Пользование имуществом при аренде обязательно сопряжено с его эксплуатацией со стороны арендатора, с присвоением последним плодов, продукции и доходов, полученных в результате использования арендованного имущества. Этим качеством договор аренды отличается от договора на возмездное оказание услуг, который может быть сопряжен и с временным пользованием имуществом исполнителя со стороны заказчика, интерес которого, однако, сводится к получению услуги как таковой с исключением возможности присвоения плодов, продукции и доходов, которые дает пользование соответствующим имуществом"*(6). Следовательно, еще одна отграничительная черта договора на возмездное оказание услуг от аренды - это наличие помимо предоставления имущества иных действий исполнителя, выполняемых им в пользу заказчика.
Для того, чтобы дать ответ на вопрос о том, нормы какой из двух упомянутых выше глав Гражданского кодекса подлежат применению к отношениям сторон договора на размещение наружной рекламы, следует рассмотреть специфику соответствующих правоотношений. Изначально необходимо установить субъектный состав. В любом случае в рассматриваемых отношениях принимает участие собственник или иной титульный владелец имущества, на котором размещается реклама. Это положение следует из п. 3 ст. 14 Закона "О рекламе", в соответствии с которым размещение наружной рекламы производится на основании договора с владельцем соответствующего объекта. Владелец в абсолютном большинстве случаев не имеет в качестве профильного вида деятельности рекламную деятельность, и изначально его имущество напрямую для размещения рекламы не предназначено. Вторым субъектом является лицо, которое заинтересовано в использовании этого имущества и заключает договор с его владельцем. С точки зрения ст. 2 Закона "О рекламе" этот второй субъект может быть рекламодателем, если размещает свою собственную рекламу, и распространителем рекламы, в том случае, если он размещает на используемом объекте рекламу третьих лиц. Во втором случае договорные отношения, связанные с размещением рекламы на соответствующем объекте, возникают не только между владельцем имущества и распространителем рекламы, но и между последним и еще одним субъектом - рекламодателем, от которого исходит рекламная информация. То есть распространитель рекламы в данном случае является посредником между двумя другими субъектами. Таких посредников может быть более одного, отношения между ними не будут иметь никаких особенностей по сравнению с парой рекламораспространитель - рекламодатель. Поэтому случай с несколькими посредниками рассматривать бессмысленно. Представляется корректным следующим образом схематично изобразить возможные варианты построения договорных отношений при размещении наружной рекламы в зависимости от количества субъектов и их правового статуса:
Владелец имущества - рекламодатель.
Владелец имущества - рекламораспространитель - рекламодатель.
Следует отметить, что договорные отношения, возникающие между владельцем имущества и рекламодателем, а также между владельцем имущества и рекламораспространителем по сути своей одинаковы, разница лишь в правовом статусе контрагентов в зависимости от того, к какому виду субъектов рекламной деятельности их следует относить. Правовой статус субъектов рекламной деятельности, установленный Законом "О рекламе", рассматривался в ряде работ*(7), поэтому мы не будем останавливаться на нем отдельно.
Рассмотрим отношения между владельцем имущества и его вышеназванными контрагентами. Важно ответить на вопрос, является ли владелец имущества, предоставляющий его для размещения рекламы, субъектом рекламной деятельности - рекламораспространителем? Как известно, субъектами рекламной деятельности являются рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, а также к ним с определенной оговоркой относят и потребителей рекламы*(8). В соответствии со ст. 2 Закона "О рекламе" рекламораспространитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и/или распространение рекламной информации путем предоставления и/или использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами. Таким образом, владелец имущества может считаться рекламораспространителем только в том случае, если он не просто предоставляет имущество для размещения рекламы, но и участвует в самом процессе размещения, т.е. совершает какие-либо действия, непосредственно направленные на размещение рекламы*(9). Такие действия необходимы в силу требований, установленных статьей 14 Закона "О рекламе". В соответствии с п. 2 и 3 этой статьи распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с:
- соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений;
- органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - на территориях городских и сельских поселений;
- соответствующим органом управления железными дорогами, - в полосе отвода железных дорог.
Распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии вышеупомянутого разрешения муниципального органа.
Таким образом, никакой участок земли, стены или крыши здания изначально не обладает правовым режимом, позволяющим размещать на нем рекламу. Прежде чем правомерно разместить на соответствующем объекте рекламу, необходимо совершить ряд предусмотренных нормативными актами действий. Например, в Москве первоначально необходимо получить паспорт рекламного места, оформляемый ГУП г. Москвы "Городская реклама и информация", - документ, который содержит все необходимые разрешения от государственных органов (Москомархитектуры, ГИБДД МВД, Федеральной службы охраны и др). В паспорте указывается местоположение рекламного места, площадь занимаемого им земельного участка, сведения о владельце земельного участка или иного объекта, на котором будет размещаться рекламная конструкция и пр. После оформления паспорта рекламного места необходимо заключить договор с ГУП г. Москвы "Городская реклама и информация" или, если сумма сделки превышает 2 млн. руб. в год, с Управлением правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Только после получения паспорта рекламного места, заключения договора на право размещения рекламы и исполнения обязательств по оплате из этого договора, подтвержденного свидетельством об оплате, а также согласования технического проекта будущего средства рекламы с уполномоченной городскими властями экспертной организацией, возможно установить конструкцию в четком соответствии с согласованной документацией. Правильность изготовления и монтажа рекламной установки удостоверяется обязательной проверкой со стороны экспертной организации, проводимой после завершения пуско-наладочных работ. На протяжении срока эксплуатации средства наружной рекламы и информации возможно проведение дополнительных проверок со стороны органов Объединенной административно-технической инспекции г. Москвы (разделы 6 и 7 "Правил размещения средств наружной рекламы и информации", утв. постановлением Правительства г. Москвы от 22.01.2002 г. N 41-ПП).
Только после оформления документации, необходимой для использования имущества в целях размещения рекламы (в Москве - паспорта рекламного места, договора на право размещения рекламы и согласованной проектной документации), владельцу имущества и привлеченным им лицам предоставляется право смонтировать средство наружной рекламы и информации и разместить на нем или распространять с его помощью рекламу. Следовательно, с того момента, как будут выполнены требования ст. 14 Закона "О рекламе" и иных нормативных актов, соответствующее имущество приобретает новый правовой режим, отличающийся от имевшегося ранее. Разница заключается в возможности правомерно смонтировать рекламную установку и размещать рекламу. Причем если исходить из гипотезы о том, что объектом гражданских правоотношений следует считать правовой режим имущества, а не само имущество ("... ведь именно этим (а не своими физическими свойствами) отличаются друг от друга различные объекты гражданского оборота..."*(10), то следует заключить, что после надлежащего оформления рекламного места создается новый объект права: имущество, обладающее целевым назначением, "рекламное место". Однако рассмотрение данного вопроса выходит за рамки настоящей работы, и мы ограничимся простой констатацией изменения правового режима имущества после надлежащего оформления его как рекламного места.
Представляется, что если собственник или владелец имущества, например, здания, получил паспорт рекламного места, необходимый для размещения на участке крыши соответствующего здания рекламной установки, то, предоставляя это рекламное место по договору в пользование рекламодателю или распространителю рекламы третьего лица, он оказывает этому лицу рекламные услуги, так как:
- он совершает определенные действия или осуществляет деятельность (ст. 779 ГК РФ), направленные на распространение рекламы, в том числе путем предоставления имущества (ст. 2 Закона "О рекламе"), в данном случае имеющего целевое назначение, и является рекламораспространителем - субъектом рекламной деятельности;
- получателя услуг в этом случае интересует не столько само имущество, сколько возможность правомерно смонтировать и использовать рекламную конструкцию, т.е. основная цель заказчика - получить не только сам материальный объект, но и разрешительную документацию, оформленную в результате дополнительных действий услугодателя и необходимую для достижения основной цели - монтажа рекламы;
- рекламодателя, заказывающего услуги, интересует не доход от использования имущества - рекламного места, а доход от положительного воздействия на аудиторию размещаемой на нем рекламы.
По тем же причинам договор на размещение наружной рекламы следует считать договором на возмездное оказание услуг, если рекламный паспорт еще не оформлен, но владелец имущества принял на себя соответствующее обязательство перед контрагентом и совершает действия, направленные на регистрацию. Если в регистрации будет отказано, то заказчик оплачивает только фактические затраты услугодателя (п. 3 ст. 781 ГК РФ).
Сделанные выводы подтверждаются мнением ряда исследователей о том, что договор на размещение наружной рекламы - это всегда договор на возмездное оказание услуг. Например, обосновывая соответствующую точку зрения, Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер приводят следующие аргументы:
1. В пользование передается не индивидуально определенное имущество, а только место.
2. Владелец имущества совершает определенные действия помимо передачи его в пользование.
3. Цель заключения договора на размещение рекламы - не извлечение полезных свойств вещи, а распространение рекламы*(11).
В целом с данными доводами следует согласиться, но с некоторыми оговорками. Во-первых, они верны только для того случая, когда владелец имущества (здания, земельного участка) оформил свое имущество как рекламное место, изменив тем самым его правовой режим. В случае же, когда имущество сдано арендатору без оформления документации, необходимой для размещения рекламы, то некорректно говорить о наличии каких-либо иных действий владельца, кроме передачи вещи, и второй из приведенных выше аргументов теряет свою обоснованность.
Во-вторых, участок земли, крыша или стена здания вполне могут быть индивидуализированы и пригодны для аренды. Достаточно однозначно отразить их местонахождение на соответствующих поэтажных планах, экспликациях, чертежах, приложенных к договору. Кроме того, место для размещения рекламы: это не всегда просто поверхность, во многих случаях это довольно сложное техническое сооружение (крыша или стена здания, например), имеющее инженерную документацию, без изучения которой невозможно ни спроектировать, ни тем более смонтировать средство рекламы. И только с оформлением документации действительно определяется "физическое" рекламное место: та поверхность и те конкретные точки, в которых будет произведено соединение рекламной установки со стеной или крышей здания.
В-третьих, следует отметить, что заключительный аргумент, приведенный исследователями, имеет второстепенное значение, так как он представляется верным только в том случае, если в отношениях участвует рекламодатель, который размещает свою рекламу и заинтересованность которого направлена именно на размещение рекламы и дохода от ее позитивного воздействия на потребителя. Если же с владельцем имущества заключает соглашение посредник, размещающий чужую рекламу, то здесь трудно говорить о приоритетной направленности его воли именно на размещение рекламы. Посредник имеет основной целью получение дохода от эксплуатации рекламного места и установленной конструкции путем размещения информации третьих лиц. Например, арендуется земельный участок под установку рекламного щита. Размещение любого сооружения на земле соответствующего назначения является целевым ее использованием для извлечения дохода - получения денежных средств от размещения плакатов на смонтированной на участке рекламной установке. На наш взгляд, и земля, и рекламная установка в данном случае эксплуатируются для извлечения дохода в равной степени.
В связи с вышеизложенным представляется, что если владелец имущества не совершил действий, направленных на получение документов, необходимых для правомерного размещения наружной рекламы на объекте своих прав, и не принял на себя обязательства их совершить, то между ним и пользователем имущества возникают обычные отношения аренды, поскольку:
- арендодатель не совершает никаких действий в пользу контрагента, не связанных с передачей имущества, следовательно, его действия не подпадают под понятие "услуги", данное в ст. 779 ГК РФ;
- интерес арендатора - распространителя рекламы третьих лиц (посредника) направлен на эксплуатацию имущества путем получения дохода от размещения информации своих контрагентов;
- интерес арендатора-рекламодателя направлен не на получение рекламных услуг со стороны арендодателя, а на получение от него имущества для последующего оформления документации на рекламное место и размещение рекламы.
Итак, рассмотрев отношения владельца имущества, используемого как основа для размещения рекламы, с субъектами рекламной деятельности, мы пришли к следующим выводам:
1. В случае если владелец не оформил в установленном порядке свое имущество, предоставляемое в пользование третьему лицу, как рекламное место и не совершает действий по такому оформлению во исполнение соответствующего обязательства, принятого перед контрагентом, между сторонами существуют отношения аренды (имущественного найма).
2. В том случае, если владелец оформил в установленном порядке свое имущество как рекламное место, изменив его правовой режим, или принял на себя соответствующее обязательство, то между сторонами возникают отношения по возмездному оказанию услуг.
Теперь вернемся ко второму варианту построения договорных отношений при размещении наружной рекламы в зависимости от количества субъектов и их правового статуса: владелец имущества - рекламораспространитель - рекламодатель.
Отношения между рекламораспространителем и рекламодателем характеризуются тем, что рекламораспространитель, как профессиональный участник рекламного рынка, заключивший договор с собственником объекта или иным титульным владельцем объекта, на котором размещается средство наружной рекламы, и преследующий цель получения прибыли от размещения рекламы третьих лиц, либо заключает долгосрочный договор с одним рекламодателем и создает средство наружной рекламы, не предоставляющее возможности оперативно менять рекламную информацию (например, неоновую крышную установку), либо устанавливает рекламную конструкцию, которая позволяет быстро сменить рекламную информацию (таких конструкций абсолютное большинство). В этом случае договоры, как правило, заключаются на более короткие сроки, и число рекламодателей, с которыми работает владелец рекламного объекта, увеличивается.
Рекламодателя в любом случае не интересуют как таковые рекламное место или рекламная конструкция, его деятельность направлена на привлечение внимания к своим товарам и себе самому путем размещения рекламы. Поэтому отношения между ним и рекламораспространителем строятся максимально просто: клиент предоставляет рекламу (плакаты, стикеры, транспаранты-перетяжки и т.п.) или утверждает рекламу, разработанную для него контрагентом (в том числе техническую документацию рекламных установок, вывесок), а исполнитель обязуется выполнить необходимые действия, чтобы надлежащим образом провести рекламную кампанию.
Прежде всего, на распространителя рекламы возлагается обязанность обеспечить правомерность размещения, т.е. заключить договор с владельцем соответствующего имущества и получить все необходимые согласования по рекламному месту, проектной документации рекламной установки и т.п., о чем мы подробно говорили выше.
Кроме того, на исполнителя возлагается обязанность своевременно смонтировать рекламу на соответствующем объекте. Лишь специально предусмотренные договором обстоятельства (сильный ветер, низкая температура воздуха и т.п.) освобождают от нарушения сроков монтажа. Также в обязанности рекламиста входит своевременный демонтаж размещенного материала.
Важной особенностью деятельности по распространению наружной рекламы является обязанность проводить техническое обслуживание, под которым обычно понимаются контрольные проверки, устранение обнаруженных дефектов рекламной установки, в том числе приборов ее освещения, и размещенного на ней материала.
Таким образом, исполняя договор на размещение наружной рекламы, профессиональный рекламораспространитель выполняет целый комплекс разнообразных действий, а рекламодатель предоставляет ему необходимые материалы и оплачивает его действия. Таким образом, между этими сторонами возникают отношения по оказанию услуг (ст. 779 ГК РФ), и признаки имущественного найма здесь отсутствуют.
Интересно отметить еще одну отличительную особенность договоров на размещение наружной рекламы, подтверждающую некорректность отнесения их к договорам аренды.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона "О рекламе" рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы. Во исполнение данного положения Закона стороны обычно включают в договоры положения о том, что в случае, если исполнитель будет обязан отвести рекламную установку, на которой размещена реклама заказчика, под монтаж социальной рекламы, то распространитель рекламы обязуется разместить рекламу заказчика на соответствующий срок на другой конструкции, размещение на которой равноценно размещению на изначально согласованной конструкции. Следует отметить, что данные правила относятся к рекламным установкам, на которых возможно оперативно сменить рекламное изображение, но на иных социальная реклама и не размещается в силу экономической и технологической нецелесообразности.
Аналогичные правила о замене применяются также в случаях, когда определенный сторонами в договоре рекламный объект, например, поврежден в результате ДТП или демонтирован по требованию контрольных органов. Возможность замены одних средств наружной рекламы на другие (ротация) предусматривается во многих случаях в зависимости от пожеланий клиента и возможности достижения соглашения сторон по данному вопросу.
На практике заказчики рекламных кампаний обычно легко соглашаются на замену рекламных конструкций (если, конечно, речь не идет о средстве рекламы, обладающем индивидуальными особенностями и поэтому труднозаменимом), и этому существует объективная причина. Дело в том, что для рекламодателя существуют два важных критерия приемлемости того или иного средства размещения: - стоимость размещения и способность воздействовать на потребителя. И если заменяемые рекламные объекты находятся в одной ценовой нише, и установлены в сходных условиях, позволяющих им приблизительно одинаково влиять на аудиторию, то ротация не влечет никаких негативных последствий для эффективности рекламной кампании. Следует отметить, что и размер платы за право размещения на территории города той или иной рекламной конструкции определяется именно условиями, в которых она физически функционирует (приложение N 3 к Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 41-ПП).
Таким образом, хотя на практике в абсолютном большинстве договоров средства наружной рекламы, на которых должна быть размещена реклама, индивидуализированы, в том числе по местоположению и инвентарным номерам, по существу, заказчик (в случае размещения рекламных материалов на типовых рекламных конструкциях) заинтересован в использовании какого-либо конкретного, индивидуально определенного объекта, а любого, который характеризуется родовыми признаками, а именно определенным уровнем воздействия на аудиторию и необходимыми техническими характеристиками, позволяющими разместить рекламные материалы определенного типа (формат рекламной поверхности, технология нанесения рекламы и т.п.). В настоящее время уже проводятся исследования, которые позволяли бы оценить уровень воздействия средства наружной рекламы на окружающих (например, хотя бы по критерию "какая часть прохожих от их общего числа восприняла размещенную информацию"). Правительство Москвы также дифференцирует размер платы за право размещения средств наружной рекламы и информации в зависимости от местоположения рекламной установки, условий обзора водителями транспортных средств и прочих критериев, непосредственно отражающих уровень воздействия рекламы на потребителей (Приложение N 3 к Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденных постановлением правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 41-ПП).
Итак, поскольку предмет договора на размещение наружной рекламы на типовых конструкциях характеризуется обязанностью исполнителя оказать услуги с помощью объекта рекламы, определенного родовыми признаками, а не индивидуально определенного, то наличие между сторонами арендных отношений исключается.
Таким образом, в заключение представляется возможным сделать следующий вывод. Отношения аренды при размещении наружной рекламы возникают только между сторонами, одна из которых - владелец имущества, по правовому режиму не предназначенного для размещения средств рекламы, не совершающий и не обязующийся совершить в пользу второй стороны, получающей имущество в пользование, никаких действий, направленных на распространение рекламы с помощью этого имущества, в том числе по оформлению имущества как надлежаще оформленного рекламного места.
В том же случае, если владелец помимо предоставления имущества в пользование совершает для контрагента иные действия, направленные на размещение рекламы (как минимум, по изменению правового режима объекта своего права, оформляя его в порядке, установленном нормативными актами, как рекламное место, или принимая на себя обязательство совершить такие действия), то между сторонами складываются отношения по возмездному оказанию услуг.
В случае если профессиональный участник рекламной деятельности, владелец надлежаще оформленного рекламного места и/или рекламной конструкции - рекламораспространитель заключает договор с рекламодателем, то такой договор также следует определять как договор на возмездное оказание услуг.
Д.А. Копытин
аспирант кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) См.: Российская реклама - 2002. Состояние. Тенденции. Особенности. Годовой доклад/Под общ. ред. И.Я. Рожкова. М., 2003. С. 31-32.
*(2) См.: Вестник Мэрии Москвы. 2002. Февраль. N 5.
*(3) См.: Елина О. За щитом или на щите//Индустрия рекламы. 2002. Март. N 6 (8). С. 8.
*(4) Управа Пресненского района проводит инвентаризацию щитов//Outdormedia.Ru, http:/www.outdoor.ru/index.php?id=7291&sku=G1207&page=0; Елина О. Указ. соч. С. 12.
*(5) Римское частное право: Учебник/Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ. 1997. С. 447.
*(6) Витрянский В.В. Договор аренды и его виды. М.: Статут, 1999. С. 76.
*(7) См.: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: Учебное пособие. М.: МГУИЭ, 2002. С. 59-83.
*(8) См.: Предпринимательское право Российской Федерации/Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 542.
*(9) См.: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Указ. соч. С. 114.
*(10) Гражданское право: Учебник/Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 295.
*(11) См.: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Указ. соч. С. 113-114.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004