К понятию услуг почтовой связи как объекта рынка
В условиях развития новейших инфокоммуникационных технологий немаловажную роль в экономической и социальной жизни Российского государства, расширении его информационного пространства играет почтовая связь. Почтовая связь представляет собой один из наиболее массовых, распространенных и доступных всем слоям общества вид связи.
Широкому пониманию сути почтовой связи способствует закрепленное в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(1) ее назначение: "Почтовая связь Российской Федерации является неотъемлемым элементом инфраструктуры обществ, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности". Отражение в Законе указанного назначения почтовой связи является реализацией закрепленной Конституцией РФ основы экономического строя: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ)*(2).
Почтовая связь имеет самую историю среди других видов связи. Уже во II в. в Римской империи была засвидетельствована деятельность императорской почты, возникновение которой было непосредственно связано с потребностями военного и административного характера, а также с многочисленными переездами императора и его двора. Начиная с середины IV в., государство было заинтересовано в регламентации отношений, возникающих в данной сфере: если в текстах Ранней Империи мы находим редкое упоминание о работе государственной почты из-за небольшого количества сохраненных законодательных текстов, то в IV в. ситуация меняется: формируется законодательство о почтовой связи. К числу таких законодательных актов, регулирующих деятельность государственной почты, относится Свод императорских законов, опубликованных в Кодексе Феодосия и утвержденных в период с 312 по 437 г. Право пользоваться государственной почтой в Римской империи было прерогативой государства. Императорская канцелярия и префекты претория наделялись полномочиями по выдаче специальных разрешений, так называемых euectiones, на пользование государственной почтой, почтовым транспортом. Нашли свое отражение и такие вопросы, как условия выпуска в обращение почтового транспорта, ограничение груза и льготы по перевозке (документ 5 книги VIII "О государственной почте, о требовании документов для транспорта и дополнительных требованиях")*(3). Был сформирован институт так называемых почтовых инспекторов - curiosi (иначе они назывались еще "любопытные"), которые входили в состав политической полиции и к компетенции которых относился контроль за законностью права пользования государственной почтой (документ 29 книги VI Кодекса Феодосия "О почтовых инспекторах" - "De curiosis".)*(4). В случае незаконного использования данного права, нарушений правил по ограничению груза, количеству тягловых животных и др. была предусмотрена ответственность не только в виде наложения штрафов, но и применения смертной казни (cмертная казнь распространялась даже на тех, кто осуществлял незаконную торговлю разрешениями, и на тех, кто расплачивался за незаконно добытых животных, используемых в качестве почтового транспорта) (Закон 41)*(5).
На Руси почтовая связь родилась в 885 г. в форме "повоза", в XIII в. она превратилась в "ямскую гоньбу", с 1665 г. была организована регулярная почтовая связь с зарубежными странами*(6).
Современная почтовая связь представляет собой крупномасштабную распределительную систему коммуникационного обслуживания хозяйствующих субъектов, населения и других потребителей. Федеральным законом "О почтовой связи" почтовая связь определяется как вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, осуществление почтовых переводов денежных средств. В зависимости от субъектов, оказывающих услуги почтовой связи, различают следующие виды почтовой связи (ст. 9 Федерального закона "О почтовой связи"):
- почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи. Почтовая связь общего пользования представляет собой составную часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам;
- специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;
- фельдъегерская связь, осуществляемая органами федеральной фельдъегерской связи по обеспечению сохранности и оперативной доставки отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее - корреспонденция) должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государств-участников Соглашения о межправительственной фельдъегерской связи, рабочих органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации, а также по обеспечению доставки за рубеж корреспонденции, технической документации и образцов промышленных изделий по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.
Нами будут рассмотрены услуги почтовой связи, оказываемые государственными и негосударственными операторами почтовой связи.
Стремительное развитие средств электрической связи и переход к информационному обществу, означающий информатизацию как процессов производства и управления, так и процессов потребления, вносят существенные коррективы в перечень услуг, предоставляемых операторами почтовой связи. На сегодняшний день почта помимо универсальных услуг, определяемых по Федеральному закону "О почтовой связи" как услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденции в пределах Российской Федерации, тарифы на которые регулируются государством, предоставляет и так называемые нетрадиционные услуги. Так, большой интерес представляют гибридные услуги, совмещающие традиционные почтовые технологии с информационными и позволяющие почте выполнять свойственную ей функцию - доставку (электронное письмо, электронная карточка, каталожная и электронная торговля, логистика и складирование в Интернете товаров, билинг, электронные платежи и т.п.). Каталожная торговля - одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку она является собственно почтовой услугой по пересылке и доставке бандеролей и посылок. Услуга "товары - почтой", являясь, по сути дела, торговлей, ограждает предприятия почтовой связи от многих проблем, связанных с розничной продажей: получение разрешений, сертификатов, обеспечение сохранности товаров на сети и т.п. На днях ФГУП "Почта России" объявило о введении новой услуги - "киберденьги", представляющей собой электронный перевод денежных средств*(7). Качественный рост наблюдается и по двум другим перспективным услугам: распространение рекламы и экспресс-почта.
В юридической литературе до последнего времени вопросы, связанные с исследованием понятия "услуги почтовой связи", как объекта рынка услуг почтовой связи, не были предметом специального правового исследования. Хотя работы таких ученых, как М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев*(8), Е.М. Ворожейкин*(9), З.С. Котлярова*(10), Н.Ф. Лопатина*(11), Н.Г. Рыженкова*(12), М.А. Тарасов*(13), А.И. Хаснутдинов*(14), Г.П. Чуб*(15) заложили основу для предпринимаемого автором статьи исследования в этой области.
"Услуга" как юридическая категория была предметом исследования ученых-цивилистов, без чьих научных взглядов исследование было бы затруднительно. Данная проблема нашла отражение в трудах, например, таких авторов, как О.С. Иоффе*(16), А.Ю. Кабалкин*(17), Ю.Х. Калмыков*(18), М.В. Кротов*(19), Е.Д. Шешенин*(20). Причем Е.Д. Шешениным услуга впервые была исследована как самостоятельное гражданско-правовое явление на уровне предмета обязательства по оказанию услуг.
В монографическом исследовании М.В. Кротова рассмотрен широкий спектр проблем: от понятия услуги и анализа обязательственного правоотношения по оказанию услуг, до их классификации.
Данного вопроса коснулись в своих работах и зарубежные ученые последнего времени, среди которых следует отметить Ф. Котлера*(21), D. Nayyar*(22), Ph. Nicolaides*(23), B. Hindley, A. Smith*(24), T. Hill*(25) P. Stern, B. Hockman*(26), H. Hohmann*(27).
Современные экономические концепции, разграничивая материальные и нематериальные блага, выделяют как важнейшие рыночные категории "товары" (goods) и "услуги" (service)*(28). Как указывают авторы этих концепций, товары материальны, т.е. видимы и осязаемы, а услуги нематериальны, их нельзя хранить и транспортировать. Следовательно, производство услуг и их потребление совпадают во времени и пространстве, и в момент предоставления услуги ее производитель и потребитель вступают в непосредственный контакт.
Известный американский экономист Т. Хилл в своей работе "О товарах и услугах" пишет, что в отличие от товаров, обладающих неизменными материализованными свойствами, услугам присуща способность воздействовать на состояние их потребителя или на состояние других предметов материального мира, или же одновременно и на то, и на другое*(29).
Ф. Котлер определяет услугу как любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. "Услуги неосязаемы - в отличие от материальных товаров их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, услышать или уловить запах до тех пор, пока они не будут приобретены"(30).
Существует также мнение, признающее наличие взаимосвязи между торговлей товарами и услугами, выражающейся в распространении принципов торговли товарами на торговлю услугами, что можно интерпретировать как возможность торговли услугами в качестве товаров*(31). Иными словами, услуги суть те абстракции, неосязаемые субстанции, блага (intangible/invisible), которые, являясь наряду с первыми объектами торговли, становятся предметами обмена на различные стоимости и, тем самым, участвуют в формировании рынка; в этом и состоит их экономическая ценность.
Мировое экономическое сообщество пришло к пониманию того, что отношения, возникающие по поводу потребления, обмена услугами имеют свою специфику, что отражено в таком международно-правовом акте, как Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) (General Agreement on Trade in Services (GATS). World Trade Organization. 1993. December.). ГАТС обращает внимание на своеобразие процесса реализации услуг, требующего тесной связи между услугодателями (service supliers) и услугополучателями (service consumers).
Услуга является предметом спроса и предложения, а следовательно, торговли.
Таким образом, в экономическом значении услуга - это феномен, поднявшийся до уровня товара (товар - деньги - товар), но вместе с тем это товар, обладающий особенностями, влияющими на экономические отношения по поводу его производства и потребления.
Услуги почтовой связи составляют важнейшую часть рынка услуг связи. Помимо услуг почтовой связи на рынке услуг связи представлены услуги телефонной, телеграфной связи, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет. Каждый сектор имеет свои особенности и, как следствие этого, специфику правового регулирования.
Рынок услуг почтовой связи в широком смысле можно определить как часть рынка сервисных услуг. В узком, специальном смысле под рынком услуг почтовой связи следует понимать отношения, возникающие по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) почтовых отправлений, а также отношения, связанные с деятельностью организаций почтовой связи как профессиональных участников рынка почтовой связи, что позволяет рассмотреть рынок услуг почтовой связи в двух аспектах:
во-первых, как отношения, возникающие в связи с деятельностью по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Эта деятельность образует понятие "услуг почтовой связи";
во-вторых, как отношения, возникающие между участниками рынка услуг почтовой связи по поводу производства и потребления услуг почтовой связи. Поэтому рынок почтовой связи не может быть определен только как сфера обращения - обмена услуг.
В зависимости от наличия у услуг почтовой связи свойств специфического товара возможно ее признание объектом рынка услуг почтовой связи. Как известно, объектом любого рынка является товар, под которым понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", с изм. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)*(32). Любой товар обладает свойством удовлетворять какие-либо человеческие потребности, что отражается в его потребительной стоимости. Но товар признается таковым в случае, если он предназначен для эквивалентного обмена на рынке на любой другой товар. Таким образом, услуга почтовой связи может выступать объектом рынка только тогда, когда она сможет одновременно соответствовать двум экономическим признакам: удовлетворять определенные потребности субъектов рынка услуг почтовой связи и предназначаться для эквивалентного обмена. Особенность услуги как товара заключается, как заметил М.В. Кротов, в том, что она, во-первых, направлена на удовлетворение потребностей, а во-вторых, обладает неовеществленной формой выражения. Указанные обстоятельства и обусловливают пределы существования товарно-денежных отношений по оказанию услуг*(33).
Продукция почтовой связи как пересылка почтовых отправлений, осуществление почтовых денежных переводов, полезна для потребителей не как вещь, а как деятельность, поэтому к ней применимо понятие услуги как способа выражения потребительной стоимости труда почтовых работников.
Потребности, которые призваны удовлетворять услуги почтовой связи, различны в зависимости от целей субъектов рынка услуг почтовой связи. Так, население и деловой сектор предъявляют к почте разные требования. Усиление конкуренции в сфере производства товаров и услуг заставляет предприятие оптимизировать потоки сырья, полуфабрикатов, товаров и документов, идущих от поставщиков к изготовителям, затем к потребителям, используя различных перевозчиков, в том числе и почтовую связь. Цель такой деятельности состоит в предоставлении продукции без сбоев, требуемого качества, в обусловленном количестве, в соответствующем месте, в надлежащее время и по удовлетворительной цене. Поэтому клиент при выборе средств передачи информации и пересылки товаров исходит из многих условий: частоты отправок, регулярности движения транспортных средств, надежности и пунктуальности отправки и выдачи отправлений, продолжительности пересылки, возможности контроля за прохождением отправления, стоимости услуг почтовой связи. Для делового сектора особенно важны скорость пересылки, надежность системы связи, постоянный характер взаимоотношений, стиль ведения дел, стоимость услуг. Для крупных же клиентов делового сектора, работающих с разными системами перемещения сообщений и товаров, характер отношения к названным условиям меняется. Указанные тенденции свидетельствуют о снижении роли стоимости и о решающем значении надежности и скорости. Оценка надежности отражает значимость точного соблюдения графика перевозок и возможность следить за отправлением во время пересылки.
Население в качестве основного условия по отношению к почте выдвигает требование нормального функционирования ее деятельности (понимаемого как безотказность и надежность работы), удобства пользования по времени и географическому пространству, доступности услуг почтовой связи по стоимости, обеспечения нормативной скорости и безопасности (сохранности) пересылки сообщений, документов, товаров.
Поскольку пересылка отправлений удовлетворяет потребность в общении и обмене информацией (товарами, денежными средствами), в чем и состоит получаемый пользователем эффект от пересылки, постольку услуга почтовой связи может быть признана товаром, а следовательно, и объектом рынка услуг почтовой связи и предложена рынку для потребления за соответствующую плату.
По действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 128 ГК РФ) все услуги, независимо от того в каких целях они оказываются: для бытовых, личных нужд или для осуществления предпринимательской деятельности, относятся к числу объектов гражданских прав.
Мы полагаем, что услуги, оказываемые в области почтовой связи, можно определить как предпринимательские, исходя из двух критериев:
1. Объективный: признание предпринимательского содержания услуги, представляющей собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг почтовой связи по поводу приема, переработки, перевозки, доставки почтовых отправлений как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами профессиональными субъектами рынка услуг почтовой связи. Посредством оказания данных услуг удовлетворяется интерес оператора почтовой связи к извлечению прибыли, а пользователя - к получению полезного эффекта от пересылки почтовых отправлений. О предпринимательском содержании услуг почтовой связи свидетельствует и закрепленное в ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи" положение, в соответствии с которым услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Характерным признаком услуги как предпринимательской является также возмездный характер ее оказания: по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление и доставить его адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи"). Причем плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе (ст. 29 Федерального закона "О почтовой связи"). С одной стороны, указанные признаки позволяют отнести услугу почтовой связи к категории частноправового регулирования. С другой стороны, установление, например, государством тарифов на универсальные услуги почтовой связи, являющееся в некотором смысле ограничением свободы предпринимательской деятельности операторов почтовой связи, выявляет присущие категориям предпринимательского права признаки публичности услуг почтовой связи. Таким образом, сочетание частноправовых и публичных элементов и отличает услугу, как предпринимательскую.
2. Субъективный: определение услуги как предпринимательской по признаку ее оказания специальным субъектом - лицами, занятыми осуществлением предпринимательской деятельности. Деятельность, оказываемая операторами услуг почтовой связи, является профессиональной: услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи - юридическими лицами любых организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на оказание услуг почтовой связи. Принятые в 1995 г. Федеральный закон от 16.02.1995 г. N 15-ФЗ "О связи"*(34), в 1999 г. - Федеральный закон "О почтовой связи" расширили круг субъектов деятельности в области почтовой связи: допустили к ней, помимо организаций федеральной почтовой связи, частнопредпринимательские структуры. Организации федеральной почтовой связи представлены государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. Носителями предпринимательских прав и обязанностей, а стало быть, субъектами предпринимательского права являются наделенные правоспособностью субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную ответственность.
В работе "К вопросу о понятии хозяйственного договора и его соотношении с договором хозяйственных услуг" Е.Д. Шешенин услуги, представлявшие собой хозяйственную деятельность услугодателя, определял как хозяйственные*(35). С одной стороны, такое определение услуг объясняется существовавшей на тот момент административно-командной экономической системой, плановым характером взаимоотношений социалистических организаций и отсутствием легализованной предпринимательской деятельности. С другой стороны, для современной экономики характерно как сохранение собственно хозяйственной деятельности, так и введение такой системы хозяйствования, как предпринимательство, являющееся частью хозяйственной деятельности. "Предпринимательство - одно из направлений хозяйственной деятельности, одна из черт которой - получение прибыли. Но, во-первых, десятки тысяч субъектов хозяйственной деятельности создаются и функционируют не ради извлечения прибыли, а в целях решения социальных задач. Во-вторых, промышленные, строительные, транспортные и другие предприятия создаются и осуществляют хозяйственную деятельность не только в целях получения прибыли"*(36).
Поскольку предпринимательская деятельность является частью хозяйственной, то и услуги, оказываемые субъектами предпринимательского права, являются частью хозяйственных услуг. Хозяйственные услуги, помимо предпринимательских, представлены также услугами организаций, оказывающих их не с целью получения прибыли. Хозяйственные услуги "не утрачивают своего "хозяйственного" значения, если они оказываются госбюджетным учреждением"*(37). В данном случае к субъектам предпринимательского права могут быть отнесены государственные унитарные предприятия почтовой связи, а также негосударственные операторы почтовой связи. В своем исследовании мы ограничимся рассмотрением такого признака, как обособление имущества, поскольку остальные признаки, отличающие субъектов предпринимательского права, присущи в том же виде и операторам почтовой связи. Основным признаком субъекта предпринимательского права является наличие у него обособленного имущества, на базе которого реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с целью получения прибыли. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи в целях осуществления своей деятельности самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом, за исключением совершения сделок с недвижимым имуществом. Средства, получаемые от сделок с имуществом, остаются в распоряжении этих организаций. В силу оказания данными субъектами услуг почтовой связи последние могут быть определены как предпринимательские.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что услуги почтовой связи как предпринимательские представляют собой деятельность оператора почтовой связи, в результате которой удовлетворяется его интерес к извлечению прибыли, а пользователя - к получению полезного эффекта и на которую распространяется особый правовой режим. Именно в этом контексте законодатель, давая понятие предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), включает в него тезис об оказании услуг лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В целях выявления характерных признаков услуг почтовой связи полагаем необходимым обратиться к общетеоретическим взглядам правовой сущности понятия услуги.
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 128 ГК РФ), выделяя в перечне объектов услуги, в отличие от иных объектов, не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам.
Статья 779 ГК РФ описывает услугу, вернее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории "действие" и "деятельность" (оказать услугу - значит "совершить действия", "осуществить деятельность")*(38). Это не совсем точно: основной единицей практической деятельности является целенаправленное действие*(39). Под действием понимается процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности*(40). В связи с чем предмет услуги должен раскрываться через деятельность, реализуемую путем последовательно совершаемых действий или комплекса действий, ориентированных на решение определенной задачи.
Из этого можно заключить, что в услугах само действие приобретает другое, нежели чисто предметно-прикладное, значение, а именно значение явления, способного подвергнуть изменению состояние предметов материального и/или нематериального мира. В этом и состоит первый сущностный признак услуги - правовую роль здесь играет не создание/переработка вещи как предметно выраженный экономический результат, а нечто неовеществленное - совокупность качеств, которыми обладает сама деятельность, в чем и состоит полезный эффект услуги, которая удовлетворяет потребность, подлежит обмену и потреблению. Ценностью в услуге обладает сам акт деятельности, направленный на достижение эффекта.
Ряд авторов, например О.С. Иоффе, Е.Д. Шешенин, определяют услугу как деятельность, не имеющую вещественного результата, и сам результат выражается не в материальных, а в юридических последствиях - в приобретении прав и обязанностей по сделке тем субъектом, для которого она была совершена*(41). Однако такое определение нисколько не индивидуализирует понятие "услуги". Как правильно отмечает Ю.Х. Калмыков, такое определение делает затруднительным разграничение действий как предмета договорных обязательств на создающие материальные последствия и создающие определенный юридический эффект. "Во всяком правоотношении, - пишет он, - действия обязанных лиц создают определенный юридический эффект - они всегда ведут к появлению новых прав и обязанностей для управомоченного лица"*(42). Но вместе с тем, Ю.Х. Калмыков определяет услугу как деятельность, направленную на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению, исходя из того, что полезный эффект услуги заключается в удобствах для контрагента*(43). Такое отождествление полезного эффекта услуги и удобств (экономии времени, материальных затрат и т.п.), как отмечает М.В. Кротов, неверно*(44). Любое обязательство представляет собой определенную "экономию": заключая договор на оказание услуг с соответствующим специалистом в данной области, лицо не только экономит свое время, но и получает более качественную услугу, чем в случае самостоятельной попытки удовлетворить свой интерес в услуге. Такого рода "экономия" обусловлена тем, что услуга способна удовлетворять потребности людей: услугополучатели, как физические, так и юридические лица, вступая в отношения по оказанию услуг, преследуют прежде всего цель удовлетворения своих интересов, потребностей, а, значит, заинтересованы в получении положительного результата от оказываемой услуги. Строго говоря, когда мы употребляем выражение "результат лежит за пределами услуги", мы имеем в виду объективированный или необъективированный результат, которого ожидает от услуги прежде всего ее потребитель и который не может гарантировать услуга поскольку в услугах "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие. Поэтому в объективном смысле результат услуги предполагается положительным, но, в субъективном смысле он может быть отрицательным или вообще отсутствовать. Если результат услуги заключается в полезных качествах самой деятельности, то, следовательно, он неотделим от процесса его создания: совпадает с ним по времени и месту, не подлежит перемещению отдельно от исполнителя услуги, потребляется по мере ее оказания. Кроме того, если производство и обращение овеществленных предметов лишь иногда требуют прямых связей между их производителями и потребителями, то для услуг это является необходимым условием, что затрудняет их перемещение. Иначе говоря, с моментом оказания услуги ее потребление завершается. Атрибутивные признаки услуги - неотделимость и необратимость. Именно за отсутствием в услуге материально-вещественного элемента, а также ввиду свойства неотделимости в случае признания сделки по оказанию услуг недействительной, к возврату предъявить нечего. Поэтому, согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ, сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах, так как иным образом вернуть стороны в первоначальное положение невозможно.
На услугу непосредственно влияет потребитель: он ее индивидуализирует, приводит в обращение и воздействует своими качествами на ее результат; от степени усвоения услуги потребителем зависит уровень порождаемого ею эффекта, т.е. потребитель способен влиять на полезность услуги. В этом смысле можно выделить такие тесно связанные между собой признаки, как неповторимость и субъективная исключительность (эксклюзивность) услуги, когда деятельность осуществляется не просто по заданию заказчика, но "при взаимодействии заказчика и исполнителя" и когда необходима восприимчивость первого к действиям второго. Причем эффект от указанной услуги чувствует услугополучатель, а не услугодатель, ведь проявить свои полезные свойства услуга может только через лицо, которому она оказывается, воздействуя на его физическое, морально-духовное, наконец, правовое состояние.
Помимо постоянных можно выделить и переменные признаки услуги. Поскольку реальная действительность порождает отношения и такого рода, когда статика одного или нескольких постоянных свойств услуги подвергается динамичному воздействию, постольку и услуга как правовое явление, цель которого состоит в деятельности, а не в создании/переработке или передаче вещей, предметов материального мира, может как иметь к ним отношение определенное, так и не иметь его вовсе. Соответственно, с одной стороны, существуют, например, услуги почтовой связи, услуги по перевозке грузов (перемещение вещей в пространстве), по хранению (обеспечение сохранности вещей), по кредитованию и расчетам (совершению финансовых операций с деньгами как видом имущества) и т.п., а с другой - аудиторские, консультационные, образовательные, правовые и прочие услуги. Кроме того, такие "вещественные" свойства услуги могут проявляться и в пределах одного вида услуг: например, медицинские - терапевтические и стоматологические. В приведенных и других подобных примерах, несмотря на присутствие вещественного (овеществленного) элемента, как переменного свойства, услуга не теряет своих постоянных черт и, следовательно, сохраняется ее природа.
Указанные признаки позволяют сделать следующий вывод: предпринимательская услуга - это деятельность, обладающая имущественной ценностью, результат которой не имеет овеществленной формы, осуществляемая одним субъектом (услугодателем) в целях извлечения прибыли путем последовательно совершаемых действий или комплекса действий, в полезных свойствах которой состоит субъективный интерес другого субъекта (услугополучателя) и на которую распространяется особый правовой режим.
Услугам почтовой связи специально посвящен Федеральный закон "О почтовой связи", в соответствии с которым услуги почтовой связи понимаются как действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст. 2), что, как указано выше, не совсем точно. В своем исследовании мы пришли к выводу, что услуги представляют собой полезную деятельность, совершаемую путем последовательных действий и обладающую рядом признаков. Так, результат деятельности предприятий почтовой связи не носит овеществленного характера. Она включает в себя все действия, связанные с доставкой почтовых отправлений: прием почтового отправления, взвешивание, взимание почтового сбора, проверку упаковки, выдачу квитанции, сортировку, транспортировку и т.д., т.е. полную обработку отправления вплоть до вручения адресату. В результате каждое почтовое отправление в своем движении от отправителя до адресата проходит ряд обязательных этапов единого производственного цикла и превращается тем самым в продукцию почтовой связи. Но продукт деятельности предприятий связи, как было указано выше, не носит овеществленного характера. Услуги, предоставляемые предприятиями почтовой связи, не приводят к созданию материального предмета, а выражаются в форме пересылки, вручения, доставки почтового отправления адресату.
Однако такой признак, как негарантированность качества услуг, неприсущ услугам почтовой связи, поскольку качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи"). Качество предоставляемых услуг определяется также тем, что предмет пересылки должен быть передан адресату в целости и сохранности, без каких-либо материальных (физических) изменений. Но вместе с тем следует отметить, что на качество услуг почтовой связи оказывают влияние факторы как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам относятся нестабильность работы транспортных средств, погодные условия, неравномерность спроса по времени, пространству, категории потребителей. Внутриотраслевые факторы обеспечения качества услуг почтовой связи определяются уровнями: стандартизации упаковки и адресования, автоматизации и технологичности процессов обработки и контроля пересылки почты, квалификации работников, частоты курсирования транспортных средств, выемки и доставки корреспонденции и др.
Вследствие неразрывности процессов производства и потребления услуг бракованная продукция, в частности потерявшая ценность из-за длительности пересылки, нарушения сохранности отправления, доходит до пользователя и наносит ему моральный и материальный ущерб. Поэтому в отличие от промышленной продукции услуга почтовой связи, предоставленная с нарушением требований к качеству, не может быть изъята из потребления и заменена другой качественной услугой, что свидетельствует о наличии в услугах почтовой связи таких признаков, как неповторимость и эксклюзивность.
Таким образом, можно дать следующее общее определение услуг почтовой связи: услуги почтовой связи - это деятельность, осуществляемая операторами почтовой связи в целях извлечения прибыли путем последовательно совершаемых действий или комплекса действий по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, результат которой не имеет овеществленной формы и в полезных свойствах которой состоит субъективный интерес пользователя услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи, как указано выше, оказываются специальными субъектами - операторами почтовой связи. К операторам почтовой связи по Федеральному закону "О почтовой связи" относятся организации почтовой связи любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи (ст. 2). Но не все операторы вправе оказывать любые услуги почтовой связи. Интересной является точка зрения судебных органов относительно услуг международной почтовой связи. По их мнению, услуги международной почтовой связи, в частности экспресс-доставка, являются теперь прерогативой государства: данные услуги вправе оказывать лишь государственные унитарные предприятия и учреждения, в противном случае "услуги, оказываемые негосударственными организациями, не могут являться услугой международной почтовой связи"*(45). По мнению суда, стороной в международном почтовом обмене может выступать лишь почтовая администрация РФ в лице Министерства по связи и информатизации, а Правительство РФ вправе определять место международного почтового обмена на объектах федеральной почтовой связи.
Однако с данным мнением трудно согласиться. Действительно, в соответствии с абзацем 24 п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725*(46) (далее - Правила), "местом международного почтового обмена является объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом международных почтовых отправлений, а также их отправку по назначению". Услуги в области международной экспресс - почты представляют собой деятельность по приему, обработке, пересылке и доставке почтовых отправлений, осуществляемую в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Закрепление за почтовыми администрациями*(47) права определять учреждения почтового обмена (ст. РЕ 803, 806, 807 и 823 Регламента письменной корреспонденции и ст. РЕ 601 Регламента почтовых посылок*(48) не свидетельствует об абсолютном правомочии государственных унитарных предприятий и учреждений оказывать услуги международной почтовой связи. В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" международная почтовая связь представляет собой обмен почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств (ст. 2). Под организациями почтовой связи Закон понимает юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги в качестве основного вида деятельности. Правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи по поводу международного обмена почтовыми отправлениями, попадают в поле регулирования международного частного права, являющегося частью внутригосударственного, национального права. Стало быть, деятельность в области международной почтовой связи, осуществляемая организациями почтовой связи, является частью почтовой связи общего пользования. Включение рассматриваемого положения в Правила, по нашему мнению, противоречит законодательству о конкуренции и ограничении монополистической деятельности: устанавливается монополия государственных предприятий связи в области международной почтовой связи; отсутствие конкуренции на рынке превращает государственного оператора в сильного монополиста, не заинтересованного в снижении цен и повышении качества оказываемых услуг. Вытеснение с рынка негосударственных операторов может негативно отразиться на развитии рынка услуг международной почтовой связи. Кроме того, узкий круг услугодателей ограничивает и выбор потребителей - пользователей услуг укоренной международной почтовой связи: последние вынуждены пользоваться услугами государственных предприятий на диктуемых ими условиях относительно срока, надежности доставки почтовых отправлений, их сохранности и т.д. Полагаем, что услуги международной почтовой связи могут осуществляться любыми организациями почтовой связи, а не только федеральными. И вне зависимости от субъектов, предоставляющих данные услуги, последние по своей правовой природе являются услугами международной почтовой связи.
Следует также отметить, что на рынке услуг почтовой связи последние выступают как товар, предназначенный для продажи и удовлетворяющий потребности пользователя услуг, что отражается в таком его свойстве, как потребительная стоимость. Продукция почтовой связи как пересылка почтовых отправлений полезна для потребителей не как вещь, а как деятельность, поэтому к ней применимо понятие услуги как способа выражения потребительной стоимости труда почтовых работников. В связи с чем услуги почтовой связи как объект рынка исследуемых услуг представляют собой продукт деятельности операторов почтовой связи по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, который предназначен для продажи и в полезных свойствах которого заключается субъективный интерес пользователя услуг почтовой связи.
Д.Б. Нурмамедова
аспирантка кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697
*(2) См.: Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237
*(3) См.: Chantal V. Les permis dutiliser le courier public dans la legislation du Bas-Empire//Rev. hist. de droit fr. et etranger. P., 1995. A. 73, N 1. Р. 67
*(4) Ibid. P. 68
*(5) Ibid. P. 73
*(6) См.: Скропышева В.Г., Карлова Е.П. К вашим услугам - почта. М.: Радио и связь, 1990. С. 5-7
*(7) м.: Кодачигов В., Буза В. Почтальоны грозят рынку киберденьгами//Коммерсант. 2004. 29 января. N 15
*(8) См.: Александров-Дольник М.К., Тулеугалиев Г. Правовые вопросы доставки грузов от склада отправителя до склада получателя ("от двери до двери"). Алма-Ата, 1969
*(9) См.: Ворожейкин Е.М. Обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию. М., 1957.
*(10) См.: Котлярова З.С. Понятие договора почтовой пересылки//Правоведение. 1969. N 2.
*(11) См.: Лопатина Н.Ф. О правовой природе договоров по предоставлению услуг почтовой и телеграфной связи//Проблемы государства и права. М., 1975. Вып. 10.
*(12) См.: Рыженкова Н.Г. Правовая природа отношений, вытекающих из договора экспедиции. Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 1970.
*(13) См.: Тарасов М.А. Правовые вопросы организаций связи Советского Союза. Ростов-на-Дону, 1960.
*(14) См.: Хаснутдинов А.И. О соотношении договора экспедиции и договора на пересылку почтовой и телеграфной корреспонденции//Правоведение. 1973. N 3.
*(15) См.: Чуб Г.П. Договор о предоставлении услуг почтово-телеграфной связи: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 1963.
*(16) См.: Иоффе О.С. Отдельные виды обязательств. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.
*(17) См.: Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М., 1972. С. 38-48.
*(18) См.: Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве//Советское государство и право. 1966. N 5.
*(19) См.: Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Учебное пособие. Л., 1990.
*(20) См.: Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг//Сб. уч. тр. Свердловского юр. ин-та. Вып. 3. Свердловск, 1964.
*(21) См.: Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. 9-е изд. Спб., 2000.
*(22) См.: Nayyar D. The political economy of internatinal trade in services//Cambridge j. Economics. L., 1988. Vol. 12, N 2 P. 279-288.
*(23) См.: Nicolaides Ph. The problem of regulation in traded services: The implications for receiprocal liberalizition//Aussenwirtschaft. Zurich, 1989. Jg. 44, H. 1. S. 29-57.
*(24) См.: Hindley B., Smith A. Comparative advantage and trade in services//World economy. L., 1984. Vol. 7. N 12. P. 369-390.
*(25) См.: Hill T. On goods and services//Rev. of income and wealth. W., 1977. Ser. 23. N 4. P. 315-338.
*(26) См.: Stern P., Hockman B. Negotiation on services//World economy. L., 1987. Vol. 9, N 3. P. 98-116.
*(27) См.: Hohmann H. Freier Handel mit Kommunikations - Dienstleistungen im Rahmen des GATT-Regelungswerks//Zeitschr. fur vergleichende Rechtswiss. Heidelberg, 1991. Bd. 90. H. 2, S. 185-227.
*(28) См.: Hill T. Op cit. P. 318-319; Nicolaides Ph. Op cit. P. 31; Nayyar D. Op cit. P. 280.
*(29) См.: Hill T. Op cit. P. 318-319.
*(30) Котлер Ф. Указ. соч. С. 543.
*(31) См.: Hohmann H. Freier Handel mit Kommunikations - Dienstleistungen im Rahmen des GATT-Regelungswerks//Ztschr. fur vergleichende Rechtswiss. Heidelberg, 1991. Bd. 90, H. 2, S. 15.
*(32) См.: Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; 1992. N 32. Ст. 1882; N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; N 51. Ст. 4974; 1998. N 19. Ст. 2066; 2000. N 2. Ст. 124; 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 2; N 12. Ст. 1093; N 41. Ст. 3969.
*(33) См.: Кротов М.В. Указ. соч. С. 56.
*(34) См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600.
*(35) См.: Шешенин Е.Д. К вопросу о понятии хозяйственного договора и его соотношении с договором хозяйственных услуг//Сб. ученых трудов. Свердловск, 1964. Вып. 4. С. 248.
*(36) Мамутов В.К. Предисловие. Хозяйственное право: Учебник/Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С. 3.
*(37) Шешенин Е.Д. Указ. изд. С. 248.
*(38) Несмотря на то что определяющая понятие обязательства статья 307 ГК РФ, не содержит в перечне конкретных действий "оказание услуг" (включая их в "и т.п."), это можно расценить лишь как неточность, поскольку важность данного правового явления законодательно закреплена в других статьях ГК, где речь идет об отношениях, регулируемых гражданским правом (ст. 2), о видах объектов гражданских прав (ст. 128) и др.
*(39) См.: Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 37.
*(40) См.: Там же. С. 38.
*(41) Иоффе О.С. Указ соч. С. 67; Шешенин Е.Д. Указ. соч. С. 247.
*(42) Калмыков Ю.Х. Указ. соч. С. 117.
*(43) См. там же. С. 118.
*(44) См.: Кротов М.В. Указ. соч. С. 47.
*(45) Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22.05.2001 г. N КАС 01-165//Ресурсы правовой системы "Гарант-Максимум с региональным законодательством". Версия от 03.01.2004 г. G:\Data\Maximum.ndt.
*(46) См.: Ресурсы правовой системы "Гарант-Максимум с региональным законодательством". Версия от 03.01.2004 г. G:\Data\Maximum.ndt.
*(47) В соответствии со ст. 41 Федерального закона "О почтовой связи" в качестве почтовой администрации РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, представляющий и защищающий интересы Российской Федерации в области почтовой связи при взаимодействии с почтовыми администрациями других государств и в международных организациях, обеспечивающий проведение расчетов с другими почтовыми администрациями за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
*(48) См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22.05.2001 г. N КАС 01-165//Ресурсы правовой системы "Гарант-Максимум с региональным законодательством". Версия от 03.01.04 г. G:\Data\Maximum.ndt
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004