Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2003 г. N КГ-А40/7697-03
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Брянсквтормет" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Московская железная дорога" (ФГУП "МЖД") о восстановлении на лицевом счете в Брянском ТехПД необоснованно списанных денежных средств за провозную плату в июне, июле 2002 г. в сумме 925255 руб. 80 коп.
До принятия решения истец уменьшил размер исковых требований до 761152 руб. 20 коп. в связи с тем, что ответчиком часть суммы - 164103 руб. 60 коп. после предъявления иска была восстановлена на счете.
Решением суда от 15.05.2003 в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что ставки прейскуранта N 10-01, на применении которых настаивает истец в спорный период, обосновывая размер исковых требований, подлежали применению при перевозках между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, начиная с 01.07.2003. За предыдущий период ответчиком обоснованно, по мнению суда, применялись тарифы, предусмотренные Тарифной политикой.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2003 решение суда было оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции о том, что при расчетах за перевозки грузов между РФ и Республикой Беларусь в июне 2002 г. подлежали применению тарифы, предусмотренные Тарифной политикой.
Судом апелляционной инстанции установлено также, что денежные средства в размере 237334 руб. 80 коп., неосновательно списанные со счета истца в ТехПД за перевозки в июле 2002 г. возвращены истцу в полном объеме путем восстановления на счете.
На принятые судебные акты ЗАО "Брянсквтормет" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на неправильное применение и толкование норм материального права.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими изменению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в июне и июле 2002 г. ЗАО "Брянсквторчермет" по железнодорожным накладным произвело отправку грузов в адрес Белорусского металлургического завода. Вагоны с грузом следовали из РФ в Республику Беларусь в прямом международном сообщении.
За перевозку грузов с лицевого счета истца в Брянском ТехПД ответчиком списывались денежные средства по ставкам Тарифной политики железных дорог на 2002 фрахтовый год.
Полагая применение ставок Тарифной политики необоснованным, истец предъявил настоящий иск. ЗАО "Брянсквторчермет" считает, что подлежали применению ставки, установленные прейскурантом N 10-01.
Признавая применение в июне 2002 г. ставок Тарифной политики обоснованным, арбитражный суд исходил из того, что Постановлением Правительства РФ "О комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте" от 22.01.01 N 42, утвердившим Положение об указанной Комиссии, а также Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 N 194, утвердившим Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, определен порядок применения мер государственного регулирования тарифов на международном сообщении.
Решением Комиссии Правительства РФ, отраженном в параграфе 4 протокола от 21.01.01 N 9, МПС РФ поручено опубликовать Тарифную политику на 2002 фрахтовый год. Тарифная политика была опубликована в газете "Гудок" 29.11.01, а также был объявлен порядок ее применения в указании МПС РФ от 10.120.01 N 256у.
Распоряжением от 09.07.2002 N 9270р Правительство РФ установило, начиная с 01.07.2002, применять ставки внутрироссийского прейскуранта N 10-01 на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между дорогами Российской Федерации и Республикой Беларусь.
Обосновывая правомерность применения ставок тарифной политики в период до 01.07.2002, суд сослался также на то, что Тарифная политика государств - участников СНГ имеет силу международного договора, в связи с чем применяется приоритетно перед нормами национального права. Международный характер Тарифной политики подтверждается Решением Экономического Суда СНГ от 04.03.03 N 01-1/5-02, которое принято в соответствии с п.5 Положения об Экономической суде СНГ и является обязательным для стран, подписавших Соглашение "О статусе Экономического Суда СНГ" от 06.07.92.
Суд кассационной инстанции находит вывод арбитражного суда о правомерности применения в период до 01.07.2002 ставок Тарифной политики не основанным на законе.
Согласно ст. 7 ТУЖД РФ тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложены данные функции.
В соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте РФ" тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Положением о Федеральной энергетической комиссии РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 960, (с последующими изменениями). Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК России), образованная Указом Президента РФ от 29.11.95 N 1194 "О федеральной энергетической комиссии", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте.
Согласно ст. 11 названного Положения, в полномочия ФЭК РФ входит, в том числе, установление цен (тарифов).
Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 194, установлено, что формирование государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и рассмотрение предложений по ее совершенствованию осуществляются Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте.
В соответствии с п. 12 названного Положения государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия РФ и МПС РФ на основании решений комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем: утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте от 21.11.2001 N 9 МПС России предписано до 01.12.2001 опубликовать Тарифную политику железных дорог государств-участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год в газете "Гудок", и объявить порядок ее применения в 2002 г. на российских железных дорогах.
Тарифная политика железных дорог государств-участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год была опубликована в газете "Гудок" 29.11.001.
Распоряжением МПС РФ от 04.01.2002 N 1р Тарифная политика на 2002 фрахтовый год объявлена для применения в соответствии с п. 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Между тем, в нарушение п. 12 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, решение комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, изложенное в параграфе 4 протокола N 9 от 21.11.01, не было утверждено ФЭК РФ, являющейся в силу закона органом регулирования естественных монополий на транспорте.
При таких обстоятельствах применение ответчиком ставок, установленных Тарифной политикой на 2002 фрахтовый год при расчетах с истцом за перевозки грузов между РФ и Республикой Беларусь в июне 2002 года нельзя признать обоснованным и правомерным.
Вывод суда о том, что Тарифная политика имеет силу международного договора и имеет приоритет перед нормами национального права, не соответствует действующему законодательству.
Тарифное соглашение от 17.02.1993 и принимаемая в соответствии с ним Тарифная политика не относятся в силу ФЗ "О международных договорах" N 101-ФЗ от 15.07.95 к таким международным договорам, положения которых могут применяться в Российской Федерации приоритетно перед нормами национального права.
Поскольку, у ответчика отсутствовали основания для применения в расчетах за осуществленные в июне 2002 г. перевозки ставок Тарифной политики, подлежал применению тариф, установленный Прейскурантом N 10-01, решение и постановление в части отказа в иске о восстановлении на лицевом счете истца в Брянском ТехПД 687616 руб. 80 коп. подлежат отмене, а исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
В остальной части решение и постановление являются законными и обоснованными, поскольку материалами дела и судом установлено, что денежные средства истца в размере 237334 руб. 80 коп., необоснованно списанные за перевозки в июле 2002 г., восстановлены на его лицевом счете.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 15.05.2003 и постановление от 31.07.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-3355/03-40-34 изменить.
Решение и постановление в части отказа в иске об обязании ФГУП "Московская железная дорога" восстановить на лицевом счете ЗАО "Брянсквтормет" в Брянском ТехПД 687616 руб. 80 коп. отменить, иск в этой части - удовлетворить.
Обязать ФГУП "Московская железная дорога" восстановить на лицевом счете ЗАО "Брянсквтормет" в Брянском ТехПД 687616 руб. 80 коп.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2003 г. N КГ-А40/7697-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании