"Подарки" для малых
Подсчитали - прослезились
Про игорный бизнес
Про упрощенку
Возможно, что малые фирмы будут платить одни и те же налоги, но по разным ставкам в зависимости от вида деятельности. А сэкономить на налоге на игорный бизнес, как это сейчас позволяет Налоговый кодекс, скоро будет нельзя. Эти и другие новости в репортаже нашего корреспондента Елены Давыдовой из Управления малого бизнеса МНС.
Подсчитали - прослезились
- Чиновники и депутаты в один голос говорят об уменьшении налоговой нагрузки на малый бизнес. А результатов этих разговоров что-то не видно, - начала я разговор с Анатолием Мельниченко, начальником Управления малого бизнеса МНС.
- Если мы будем понижать ставки налогов для малого бизнеса, упрощенка и вмененка станут еще более привлекательными для мошенников, - заметил Анатолий Николаевич. - По статистике фирм и предпринимателей, которые в 2003 году перешли с общего режима на специальный, стало в 3 раза больше, чем в 2002-м. Вы же знаете, что есть немало компаний, которые всеми законными и незаконными способами минимизируют налоги, в том числе и используя специальные режимы.
По словам Анатолия Николаевича, доля налогов, которые платят упрощенцы и вмененщики, в доходах консолидированного бюджета составила в 2003 году всего около полутора процентов.
- На каждого "малого" в среднем приходится меньше налогов, чем платим мы с вами в виде НДФЛ, - сказал начальник. - Депутаты предлагали расширить круг фирм, подпадающих под определение "малых". По мнению законодателей, таковыми следует считать компании с годовым доходом 30-50 миллионов рублей вместо существующих пятнадцати. Министерство по налогам и сборам проанализировало такую возможность, подсчитало убытки и пришло к выводу, что не стоит причинять урон казне. Дело все в той же нежелательной минимизации налогов, которой грешат малые фирмы.
Правильнее будет рассредоточить налоговую нагрузку на представителей малого бизнеса. Например, для разных видов деятельности ввести дифференцированные налоговые ставки.
В ближайшее время сделать это мы не сможем - много текущей работы, но в перспективе такие планы есть.
Про игорный бизнес
Анатолий Николаевич, перечисляя сферы деятельности своего управления, сказал с улыбкой:
- Мы и игорным бизнесом занимаемся...
Я сразу вспомнила, что по этой теме у меня тоже вопрос имеется. И не преминула его задать, описав прежде ситуацию, из которой он вытекает.
- Ставки налога на игорный бизнес устанавливают власти регионов. В главе Налогового кодекса о налоге на игорный бизнес нет прямого указания на то, где его надо платить: по месту регистрации или по месту фактического нахождения игровых автоматов. Некоторые регионы воспользовались этим и определили минимальные ставки, чтобы переманить к себе представителей игорного бизнеса. Так поступили, например, в Ивановской области.
Отсюда вопрос: если у меня автоматы стоят, допустим, в Калининграде, могу я зарегистрировать фирму в Иваново и платить налог по ивановским ставкам?
На вопрос вызвался ответить коллега Анатолия Мельниченко, категорически отказавшийся представляться:
- Если фирма зарегистрирована в Калининграде, она может открыть обособленное подразделение в Ивановской области и платить налог по месту регистрации подразделения, то есть по ивановским ставкам.
- Но в таком случае фирма должна и автоматы ставить в свое обособленное подразделение, а ей, допустим, этого не надо. Она хочет работать в Калининграде, а налог платить в Иваново.
- Теоретически это возможно, - согласился собеседник. - Правда, если фирма будет арендовать помещение, а не покупать его. 29-я глава кодекса "Налог на игорный бизнес" действительно не содержит прямого указания на то, где надо платить налог: по месту регистрации или по месту фактического нахождения игровых автоматов.
Но при первой же налоговой проверке у фирмы могут возникнуть проблемы. Если налоговики решат, что в Калининграде, где установлены автоматы, есть признаки обособленного подразделения, они заставят регистрировать его. Тогда и налог придется платить по калининградским ставкам.
- Основной признак обособленного подразделения - стационарные рабочие места. А простенький игровой автомат, который стоит, допустим, в магазине, не нуждается в постоянном обслуживании. Следовательно, и рабочее место оборудовать не надо. Что, и в этом случае у фирмы будут проблемы? - пыталась я найти лазейку для владельцев игровых автоматов.
По-видимому, нашла, так как мой собеседник лишь молча пожал плечами. Но тут же сообщил, что в марте этого года в 29-ю главу Налогового кодекса планируется внести поправки. В ней четко пропишут, что налог на игорный бизнес надо будет платить по месту нахождения игровых автоматов, игровых столов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, а не по месту регистрации фирмы и предпринимателей.
Так что вряд ли ивановские власти смогут пополнить местный бюджет за счет повальной регистрации в своем регионе представителей игорного бизнеса из других областей.
Изменения, о которых рассказали мне в МНС, коснутся и порядка расчета налога. Сейчас если фирма ставит новый игровой автомат после 15-го числа, то на все автоматы, включая новый, устанавливается половинная ставка налога. Планируется, что использовать половинную ставку можно будет только при расчете налога на новый автомат. Аналогичная ситуация и с выбывающими объектами. Если они выбыли до 15-го числа, половинная ставка будет использоваться только для выбывших объектов, а не для всех.
Учитывая, что игровые автоматы сегодня стоят даже в самом захудалом сельпо, эти поправки станут неприятным сюрпризом для многих фирм. А "по секрету" мне сказали, что изменения хотят ввести задним числом. Так что если вам приходилось при расчете налога на игорный бизнес использовать половинную ставку, то приготовьтесь пересчитать его по новому порядку.
Про упрощенку
Попрощавшись с инкогнито, я зашла в отдел налогообложения юридических лиц. Начальник отдела Светлана Пахалуева сообщила, что в прошлом году резко увеличилось число упрощенцев, желающих работать по схеме "доходы минус расходы". Хотя в 2002 году пропорции фирм, которые платили 6-процентный и 15-процентный налоги, были примерно одинаковы.
- И это притом, что фирмы, учитывающие при подсчете налога расходы, проверяют тщательнее, - услышала я от госслужащей. - Ведь перечень расходов в кодексе закрытый, а предприниматели имеют привычку его расширять.
"А депутаты имеют привычку вносить поправки в законы 31 декабря. Именно из-за этого фирмы в свое время не смогли выбрать для себя тот налог, который им выгоднее платить, - подумала я. - Несмотря на тщательные проверки".
Е. Давыдова,
Управление малого бизнеса МНС
"Расчет", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru