Работа, которой завидуют
ЧП
Учиться, учиться и еще раз учиться
Мы вам заплатим!
УПС!
Трудно быть молодым...
Частные ЖКХ
Кто бы мог подумать, что место главного бухгалтера в сфере жилищно-коммунального хозяйства может вызвать зависть! Поговорив с Моникой Шукюровой, главбухом ООО "Солярис", я в этом убедилась.
ЧП
Первым делом Моника включила компьютер и принялась заполнять и распечатывать платежки.
- Это обязательно надо сделать с утра, - сказала она мне. - Пока я сама отвожу платежки в банк, а он у нас в центре города, - продолжала она, протягивая руку к трубке зазвонившего телефона. - Алло! Мосэнерго? Здравствуйте! Нет, мы все требования оплатили. Сейчас я все уточню и перезвоню вам.
- Ну вот, у нас неприятная ситуация, - сказала Моника, обратившись ко мне. - Мосэнерго грозит отключить тепло в нашем подведомственном доме, потому что мы не оплатили их требование. А как мы его могли не оплатить, оно же безакцептное! Банк без нашего участия должен был снять деньги со счета.
Следующий час ушел на звонки в банк с просьбами найти требование, а потом в Мосэнерго, чтобы объяснить, что документ в банк не приходил. В конце концов Монике удалось договориться о выставлении повторного требования, и она смогла снова приняться за работу, на этот раз - за подготовку сведений по персонифицированному учету и декларации по налогу на доходы физлиц. Вскоре и эта работа была закончена, и бухгалтер обратилась ко мне.
- Когда я сюда устраивалась, мои подруги-бухгалтеры хватались за голову: "ЖКХ?! И как тебя только туда занесло!" А между тем учет у нас несложный. Основной вид деятельности всего один - эксплуатация жилых зданий. Деньги к нам поступают только в виде квартплаты от жильцов, основные расходы - по обучению персонала. Жильцы платят исправно, пеней не бывает. К тому же по Налоговому кодексу мы освобождены от НДС. Вот тут-то подруги заговорили по-другому: "Это же самый сложный налог. Как тебе повезло!"
Учиться, учиться и еще раз учиться
- Вы сказали, что основные суммы у вас идут не на оплату тепла или воды, а на обучение сотрудников...
- У нас все учатся! И я тоже - каждые полгода записываюсь на какие-нибудь курсы при МНС: МСФО, повышение квалификации для главных бухгалтеров, курсы по малому предпринимательству и т. д. Кстати, именно там меня научили не бояться налоговиков. Они сами, да еще аудиторы ведут у нас занятия. Я поняла, что если человек хорошо ориентируется в Налоговом и Гражданском кодексах, то он может спокойно разговаривать с проверяющими.
Другие сотрудники тоже учатся. Найти хорошего работника в сфере ЖКХ сейчас очень трудно, поэтому мы нанимаем людей и потом уж их обучаем за счет фирмы. Конечно, если человек придет к нам и покажет диплом об окончании курсов лифтеров - мы будем только рады. Но если он пожелает повысить квалификацию, то предоставим ему такую возможность.
Мы вам заплатим!
На некоторое время Моника погрузилась в изучение законодательства, а я решила осмотреться. Соседней с бухгалтерией комнатой оказалась диспетчерская. Приветливая женщина, узнав, что я из журнала, предложила мне взглянуть, над чем она работает.
- Это диспетчерская программа, - объяснила она. - С ее помощью я могу следить за всем, что происходит в доме. Сейчас, например, во втором подъезде застрял лифт на десятом этаже. "Пленник" позвонил сюда, и я отправила к нему механика. Программа пока не совсем отлажена. Но потом я смогу контролировать даже температуру в подъезде. Кроме того, мы собираемся вести электронный журнал поступивших от жителей заявок.
- Ну что, Любовь Михайловна, как работается? - услышала я за спиной голос Моники.
- Это моя будущая помощница, - сказала главбух уже мне. - Когда она пришла на фирму, нам был нужен диспетчер, и мы послали ее на курсы, хотя в принципе у нее был диплом бухгалтера и желание работать по специальности. А мне так не хватает помощника! Банк у нас далеко, налоговая и почта - тоже. Вот вчера стояла я в очереди на почте - и смех и грех. В конце рабочего дня высовывается из окошка работница и объявляет: "В очереди можете не стоять - почта закрывается!" Народ, конечно, зароптал, и один молодой человек сказал: "Да мы вам заплатим - только примите наши декларации". Работница согласилась и решила брать по 50 рублей "с носа". После этого работа заладилась!
УПС!
Разговор прервал резкий электронный сигнал, прозвучавший по всему офису.
- А вот и УПС заработал. Зря смеетесь, УПС - это устройство бесперебойного питания (УПС - разговорное от английской аббревиатуры UPS - uninterruptable power supply, что в переводе на русский означает "источник бесперебойного питания" - прим. ред.), которое позволяет нам спокойно работать в течение 20 минут, если выключат свет. Вот сейчас начались перебои с электричеством, надо выключать компьютеры.
Моника побежала спасать несохраненные документы. Не прошло и двух минут, как в офис пришел механик, пощелкал кнопками в электрическом щите, показал, куда нажимать и какие лампочки должны гореть. Следом в дверях появился комендант и направился в кабинет к Монике.
- Как я могу получить удостоверение? А то жильцы совсем меня замучили, в дом не пускают. Стоял, стоял у подъезда - в сугроб уже превратился.
- Пройдите к Алене, у нее все готово. Очень красивые удостоверения получились. Кстати, и мне неплохо бы получить.
В коридоре на нас налетел молодой человек:
- Здравствуйте, у меня вопрос. Я живу в 58-й квартире и хочу сделать перепланировку - снести перегородку между кухней и гостиной. Это возможно?
- Возможно, если перегородка не несущая. Вам надо обратиться в лицензированный проектный институт, который работал с нашей серией домов, сделать проект и согласовать его в межведомственной комиссии.
- Тогда, может быть, вы мне заодно объясните, как я могу встать в очередь на телефон?
- По поводу телефона обращайтесь на центральный телеграф. Их контакты я вам сейчас дам.
- Не люблю заниматься посторонними делами, - вполголоса сказала мне Моника, - но, если человек просит, как откажешь?
Спустя пару минут после того, как жилец ушел, заглянул технический директор.
- Моника Юриковна! Мне нужны деньги, чтобы закупить уголки и краны.
- Напишите мне служебную записку: сколько вам нужно фасонины и почем - я вам все выпишу.
Трудно быть молодым...
Моника грустно посмотрела вслед директору и сказала:
- Я совсем молодой главбух, мне нет еще и 30 лет, а почти всем моим подчиненным за 40. Они выспрашивают мое отчество, пытаются называть меня на "вы". Да и амбиции у них другие - молодежь хочет учиться, расти, а старшему поколению нужна власть. Я же по долгу службы должна требовать у них документы, первичку - сами понимаете, без этого никуда. И если я один раз попросила, а мне документы не несут - начинаю потихоньку выходить из себя.
Поэтому я хочу ввести на нашей фирме служебные записки. Если есть записка, то всегда можно на что-то сослаться и что-то доказать. И вообще я жуткий бюрократ. Хочу, чтобы наша фирма была лучше всех. Госстрой ежегодно проводит всероссийский конкурс на лучшую организацию в ЖКХ, в следующем году я собираюсь участвовать в нем и победить.
- О, уже пять часов! - воскликнула Моника. - В банк я сегодня так и не попала. В семь обещала приехать начальница, с которой надо многое обсудить. Так что займусь-ка я оформлением приказов и трудовых договоров на новых сотрудников.
Вечером, ровно в семь часов, подъехала генеральный директор фирмы - молодая стильная дама. Сотрудники называют ее "королевой ЖЭКа". Она пригласила всех к себе в кабинет на совещание. Примерно час "подданные" стояли на ушах: обсуждали вопросы трудовой дисциплины и техники безопасности, директор подписывала платежки и договоры. Встал вопрос и о том, что сотрудники, работающие в коммунальной сфере, обязаны регулярно предоставлять справки о состоянии здоровья. В связи с этим Моника получила задание: узнать все о добровольном медицинском страховании.
После совещания наша героиня заторопилась домой.
- Понимаете, - сказала она, прощаясь, - у меня ребенок маленький, четыре годика. А как подумаешь, что мне скоро годовой отчет сдавать и я буду сидеть на работе допоздна... Вы уж извините меня, я побегу.
На этом мы и расстались.
Частные ЖКХ
Коммерческие жилищно-коммунальные хозяйства - детище жилищной реформы. Такие фирмы появились в нашей стране совсем недавно. Они обслуживают, как правило, порядка 5-10 домов. Как и муниципальные ЖКХ, частники отвечают за наличие в доме теплой воды, света, отопления, за своевременный ремонт и т.д. Но в отличие от государственных учреждений частные предприятия следят также за чистотой подъездов, территорией вокруг домов, сажают цветы, разбивают газоны, помогают жильцам сделать косметический ремонт или перепланировку квартиры.
В. Громская,
корреспондент
"Расчет", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru