Комментарий к письму Минфина РФ
от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
"О Порядке представления бухгалтерской отчетности"
В опубликованном выше письме Минфин в очередной раз рассказал, как сдавать бухгалтерскую отчетность на новых бланках (они утверждены приказом Минфина от 22.07.2003 N 67н)*(1).
Большая часть разъяснений дублирует положения письма этого министерства от 29.09.2003 N 16-00-17/31*(2). Чиновники подтвердили, что у бухгалтеров есть право выбора. Например, они могут сами решать, в каком виде сдавать баланс - на бумаге или на дискете (в электронном виде). Остановившись на первом варианте, бухгалтеры опять же могут выбирать, каким способом заполнять баланс - вручную или при помощи принтера. Требовать от организации какого-то определенного способа заполнения бухотчетности чиновники (в первую очередь это налоговые инспекторы) не вправе.
Как и пять месяцев назад, минфиновцы призвали организации самостоятельно дорабатывать образцы бухгалтерских форм. Это надо делать для более полного раскрытия информации о компании. Впрочем, как указано в опубликованном письме, при желании необходимые сведения можно указать и в пояснительной записке к отчетности. Например, согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств", компании должны раскрывать сведения о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств. Эти сведения можно отразить в балансе. Для этого надо ввести дополнительные строки в раздел 1. Но можно поступить и проще - указать необходимую информацию в пояснительной записке. В этом случае художественной доработкой баланса заниматься не придется. Кстати, Минфин настаивает именно на последнем способе раскрытия информации.
На руку бухгалтерам и другое разъяснение Минфина. Работники этого министерства указали в письме, что штамп статистики на балансе (он подтверждает, что в это ведомство сдана бухотчетность) не нужен. Налоговые инспекторы не могут отказаться принимать отчетность без такого штампа. Минфин мотивирует свою позицию тем, что, согласно пункту 1 статьи 15 Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ, организации должны лишь представлять бухгалтерскую отчетность в территориальные комитеты статистики. Дополнительных требований к сдаче отчетности в Госкомстат ни в упомянутом законе, ни в других нормативных актах по бухгалтерскому учету не содержится.
К сожалению, на практике налоговики нередко игнорируют советы коллег из Минфина. Ведь письма этого министерства не являются для МНС обязательными. Они носят лишь рекомендательный характер. Но все же использовать опубликованный документ как аргумент в споре с налоговиками можно. Если же этот довод покажется для налогового инспектора неубедительным и он откажется принимать отчетность без заветного штампа, то просто отправьте ее по почте заказным письмом.
С.В. Паскевич,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 16, 2003.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 21, 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.