Проблемы на колесах
Пословица утверждает, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Только этим и утешают себя миллионы автовладельцев. И не важно, крупное ли это предприятие с солидным автопарком или частник с единственной "Газелью". Проблемы у всех одинаковые.
Так уж исторически сложилось, что основная российская беда - дороги. Время идет, а они остаются почти как при Соловье-разбойнике. Может, уж и не такие "горбатые, покрытые вулканической грязью", но все еще очень далекие от общепринятых стандартов, и это в центральной части страны, а чуть в сторону - и вовсе никаких дорог не наблюдается.
По расчетам специалистов, необходимо построить 1,5 млн километров дорог, это почти в два раза больше, чем существует сейчас. 20% имеющихся автомагистралей работают в режиме перегрузки. Подходы ко многим крупным городам стали узким местом, где часами простаивают в пробках грузы и пассажиры.
Дороги в основном рассчитаны на осевую нагрузку 6 тонн и не способны выдерживать современные большегрузные автомобили. Только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10 тонн, в то время как в европейских странах нормой считается 11,5 тонны. Рост объемов перевозок, наблюдаемый в последнее время, разрушает покрытие, ухудшает состояние дорог.
Причина столь бедственного положения - отсутствие денег. После отмены "дорожного" налога в Минфине утверждали, что введенный топливный акциз улучшит финансирование федеральных и региональных дорог. Средства же на городские дороги соберут в виде транспортного налога. Налоги исправно собирают, а вот дороги лучше не становятся.
Печально дело обстоит и с качеством автомобильной техники. Технико-экономические характеристики большинства отечественных автомобилей, в том числе и новых, существенно ниже мирового уровня. В 2003 году при проведении целевых проверок соблюдения обязательных требований государственных стандартов на отечественных автомобильных заводах пятая часть проверенной продукции была запрещена к реализации.
Официальные лица считают, что необходимые правовые предпосылки для наведения порядка в этой области создал Федеральный закон "О техническом регулировании". В нем предусмотрен переход к техническим регламентам, в которых устанавливаются требования по обеспечению безопасности транспортных услуг и меры по повышению их надежности. Остальное должна сделать конкуренция на автомобильном рынке, мол, она заставит производить автомобили должного качества. Закон работает меньше года, и говорить о конкретных результатах еще рано. Посмотрим, как все будет на практике.
За последние 10-15 лет автомобильный парк практически не обновлялся. Более половины грузовых автомобилей эксплуатируется свыше 10 лет. И доля их за последние годы продолжает расти: с 50,8% в 2000 году до 60,0% в 2003 году. Купить новый автомобиль могут позволить себе немногие предприятия - слишком дорого. За весь прошлый год коммерческими предприятиями было приобретено всего 23 тыс. новых грузовых автомобилей.
Пытаясь как-то переломить ситуацию, некоторые производители стали продавать свою технику по лизингу. Но и здесь результаты не радуют. Так, ОАО "КамАЗ" план на 2003 год (реализовать 2000 грузовиков) смогло выполнить менее чем наполовину. Причина все та же - нехватка денег.
Вот и ездит по нашим дорогам видавшая виды отечественная техника либо хорошо подержанная импортная. Каждое шестое (17,6%) автотранспортное средство из общего числа эксплуатируемых в стране произведено за рубежом. Следствие этого - аварии, гибель людей и материальные потери, повышенные затраты на ремонт и топливо, ухудшение экологической ситуации.
Неудивительно, что доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. И вряд ли ее удастся вскоре снизить.
О. Королькова,
эксперт "ЭЖ"
Цифры и факты
74% общего объема перевозок грузов, выполненного всеми видами транспорта, приходится на долю автотранспорта;
80% общего объема автотранспортных грузоперевозок выполняется собственным автопарком нетранспортных организаций и предпринимателей;
4,6 тыс. общее число "малых" частных автотранспортных грузовых предприятий. За последние 2 года оно возросло в 3 раза.
По данным Минтранса России
Каждый день автомобильным транспортом перевозится более 17 млн тонн грузов.
Почти 40 тыс. населенных пунктов страны, в которых живут 10 млн человек, не имеют круглогодичного доступа к дорожной сети.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 9, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.