Кому ждать выездную налоговую проверку
Общие положения
Как собирают досье на фирму
Помощь камеральщиков
Кто попадает в "черный список"
Рано или поздно налоговиков может заинтересовать деятельность вашей фирмы. А это часто приводит к выездной проверке. В план таких проверок фирма попадет на основании специального внутреннего приказа МНС.
Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок утвержден приказом МНС от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп (его текст можно прочитать в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" N 2, 2004).
Документ предназначен для внутреннего пользования и устанавливает единый порядок планирования выездных налоговых проверок. Он состоит из нескольких разделов:
- общие положения;
- формирование информационных ресурсов о налогоплательщике;
- использование результатов камеральной проверки;
- анализ основных финансовых показателей по отраслевому признаку;
- порядок и критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Общие положения
Планирование - очень важный этап в проведении выездных проверок. Именно в этот момент налоговики составляют список тех "счастливчиков", к которым они в ближайшее время наведаются.
Контролеры начинают заочно знакомиться с фирмами, изучая информацию о тех, кто попал в план проведения выездных проверок. Необходимые сведения они получают в отделе камеральных проверок. К ним, в частности, относятся результаты проверок налоговой и бухгалтерской отчетности фирмы, а также анализ финансовых показателей ее деятельности по отраслевому принципу.
На основании результатов камеральной проверки налоговики выносят решение о назначении комплексной или тематической проверки.
Комплексная проверка охватывает все налоги, которые фирма должна начислять и уплачивать в бюджет. Тематической проверке подлежит один или несколько налогов.
Как собирают досье на фирму
Во втором разделе регламента перечислены все источники, информацию из которых налоговики будут использовать при отборе кандидатов на проверку.
Собирая информацию о фирме, контролеры могут использовать как внутренние источники (данные МНС), так и внешние.
К внутренним источникам МНС относят:
- сведения о доходах физических лиц;
- сведения по контрольно-кассовым машинам;
- данные камеральных и выездных проверок и т.п.
Внешними источниками могут быть следующие:
- информация, самостоятельно полученная налоговиками;
- информация, полученная по обмену с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления. Прежде всего это Минфин, ГТК, ФПС, Центробанк, регистрационные палаты и нотариусы, МПС и ГИБДД;
- письма, жалобы, заявления фирм и граждан и т.д.
В ходе проверки инспекторы имеют право использовать данные СМИ и рекламные объявления в интернете, которые содержат сведения о деятельности фирмы.
Полученная информация о фирме или гражданине попадает в так называемое досье налогоплательщика.
Оно состоит из нескольких разделов.
В разделе "Идентификационная часть" указывают общие сведения о фирме. Это могут быть данные из Единого госреестра (ЕГРН), информация о директоре, учетной политике, ликвидации, реорганизации или банкротстве фирмы. Кроме того, в ваше "дело" подошьют и сведения о размере зарегистрированного и фактически оплаченного вами уставного капитала, о наличии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также акцизных складов.
Свое место в досье займут выданные фирме лицензии и сертификаты.
Второй раздел посвящен другой информации. Налоговиков заставят задуматься значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета, а также крупные суммы пожертвований и большое увеличение уставного капитала фирмы.
Под наблюдение налоговой непременно попадут выданные и полученные векселя, эмиссия ценных бумаг, сделки с давальческим сырьем и полученные кредиты.
Сигналом для проведения выездной проверки также будет служить информация:
- о нарушении налогового и валютного законодательства;
- о совершении фирмой крупных сделок и финансовых вложений;
- полученная при проведении встречных проверок.
Помощь камеральщиков
В первую очередь в план выездных проверок попадут фирмы, кандидатуры которых предложит отдел камеральных проверок. Дело в том, что по каждой компании сотрудники этого отдела составляют некую систему контрольных соотношений.
На ее основании производят:
- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской отчетности;
- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего периода;
- проверку соотношения отдельных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание: даже небрежно составленная отчетность может вызвать сомнения. Поэтому следите за арифметикой и сопоставимостью показателей в отчетах.
Составляя план проверок, налоговики проводят следующие действия:
- анализируют и оценивают динамику изменений основных финансовых показателей деятельности фирмы;
- производят сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности фирм, работающих в одной отрасли.
На основании проведенного анализа налоговики готовят заключение с рекомендацией, провести выездную проверку или нет.
Кто попадает в "черный список"
Выездные проверки обязательно будут проведены в фирмах, которые попали в план проведения выездных налоговых проверок, а также в компаниях, являющихся крупнейшими (основными) налогоплательщиками. Проверку этих фирм регламент обязывает проводить не реже одного раза в два года.
В первую очередь под проверку попадут фирмы:
- которые неоднократно не вовремя или не полностью сдавали декларации и расчеты по уплате налогов и сборов;
- при последней проверке которых были выявлены существенные нарушения при уплате и исчислении налогов;
- которые налоговики не проверяли в течение шести лет.
Контролеры не обойдут и фирму, которая существенно увеличила потребление электроэнергии и иных материальных ресурсов при одновременном уменьшении или незначительном увеличении объемов выпускаемой продукции.
Также вызовут сомнения фирмы, которые неоднократно показывают убыток или незначительный доход, в то же время расходуя крупные суммы на благотворительность.
Налоговики постараются проверить фирму, которая:
- документально не подтверждает увеличение имущества;
- уплачивает налоги через сомнительные банки, а с партнерами по бизнесу рассчитывается через обычные платежеспособные банки;
- относится к отрасли со значительными масштабами ухода от налогов. Это могут быть, например, фирмы-импортеры, снабженческо-сбытовые, оптовые, посреднические компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность.
В "черный список" рискует попасть фирма, которая:
- представила к вычету значительные суммы уплаченного на таможне НДС и по сравнению с ними "скромные" суммы налога, начисленного по реализованным товарам;
- имеет большие объемы кредиторской задолженности;
- при незначительном объеме выручки показывает в отчетах дебиторскую задолженность;
- из-за определенных нарушений попала в поле зрения правоохранительных и контролирующих организаций.
Л. Билялова,
эксперт "Расчета"
"Расчет", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru