Моя милиция меня... проверяет.
Как бороться с произволом
Имеют право
Как бороться
Дисциплина прежде всего
Статья "От проверки до ужаса один шаг"*(1) заставила нас задуматься о том, сколько бухгалтеров и предпринимателей города Москвы, да и, наверное, всей страны, ежедневно сталкиваются с неправомерными действиями со стороны милиции.
Наверняка многие согласятся с тем, что в последнее время люди в погонах все чаще вместо чувства уверенности и защищенности вызывают чувства страха и беззащитности. Множество публикаций посвящено полномочиям правоохранительных органов. Но что реально мы можем предпринять и как противостоять действиям милиции, если они выходят за рамки дозволенного?
Еще раз напомним, что в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 с 1 июля 2003 года была упразднена Федеральная служба налоговой полиции. Все ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений перешли к Министерству внутренних дел РФ. Многие организации и предприниматели уже реально ощутили на себе такие изменения - поводов для встреч с милицией стало больше.
К сожалению, судебная практика по привлечению к ответственности недобросовестных блюстителей порядка, принимающих участие в налоговых проверках, пока не сформировалась. Однако существует общий порядок действий, о котором мы и расскажем.
Имеют право
Фактически милиционеры не вправе самостоятельно проводить какие-либо проверки по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства (см. вставку на стр.87), например получать объяснения налогоплательщика, производить осмотр и инвентаризацию, а также истребовать какие-либо документы или предметы и изымать их. Соответственно милиционеры не вправе применять меры ни налоговой, ни административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Однако все это не означает, что сотрудники милиции не могут проводить никаких проверок. В том же Налоговом кодексе в пункте 3 статьи 32 указано, что, если налоговики при проведении выездной налоговой проверки выявят признаки, указывающие на наличие состава преступления, они обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в милицию. В этом случае милиционеры вправе осуществлять оперативно-следственные мероприятия, в том числе и проверки. Правда, такие действия будут проводиться уже не в рамках налогового законодательства, а в рамках оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности. По результатам таковой сотрудники милиции должны принять одно из трех решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о направлении материалов дела налоговикам (если обнаружены признаки налогового правонарушения).
Правда, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ права милиции несколько упразднены. В частности, милиционеры теперь не вправе:
беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, и в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства. Для этого теперь необходимо иметь мотивированное постановление начальника органа внутренних дел или его заместителя. В постановлении должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверки: заявление физических и юридических лиц, сообщение контролирующих органов, сообщения в СМИ;
проводить контрольные закупки;
приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли.
Кроме того, закон ограничивает сроки изъятия документов, опечатывания кассы и помещений, в которых хранятся такие документы, деньги и иные товарно-материальные ценности. Длительность указанных действий не может превышать семи суток.
Обязательно обратите внимание на пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9. В соответствии с указанным постановлением правоохранительные органы не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом, а также взысканию соответствующих налоговых санкций.
Как бороться
Теперь поговорим о том, что же все-таки делать и как противостоять действиям милиции в том случае, если они явно выходят за рамки. Во-первых, совет для всех и на все случаи жизни: в каждом офисе, торговой точке или ином подразделении предприятия заведите специальный журнал учета и регистрации проверок. Записывайте в него все данные проверяющих вас лиц, в том числе Ф.И.О., должность, номер служебного удостоверения, цель проверки, основания проверки (номер и дату соответствующего постановления). Обосновать такие действия для самих проверяющих очень просто. Скажите, что делаете это специально для них же, чтобы им не приходилось ходить по нескольку раз проверять, например, одну и ту же торговую точку и они могли просто заглянуть в этот журнал и убедиться, что совсем недавно тут уже была проверка. Конечно же, такое поведение вызовет некоторое раздражение, но в то же время продемонстрирует, что вы четко знаете свои права и в случае чего намерены их отстаивать. В итоге проверяющие будут вынуждены действовать более аккуратно и стараться все делать в соответствии с законом. Если милиционеры по каким-либо причинам откажутся от предложенной процедуры регистрации, то для вас это будет первым сигналом о том, что не все здесь "чисто и гладко". В подобных ситуациях обязательно имейте в офисе или другом помещении диктофон или скрытую видеокамеру, а лучше и то и другое. Благо на рынке сейчас этого добра хватает. Напомним, что видео- и аудиоматериалы по правилам гражданского и уголовного процессуального закона рассматриваются в качестве доказательств (ст.84 УПК РФ и ст.55 ГПК).
После того как вы обнаружили, что при проведении тех или иных мероприятий представители органов внутренних дел действовали с нарушением закона, у вас есть полное право и предусмотренная законом возможность привлечь виновных к ответственности. В соответствии со статьей 37 Налогового кодекса и статьей 40 Закона N 1026-1 "О милиции" вы вправе привлечь органы внутренних дел к материальной ответственности, а самих милиционеров как должностных лиц органов внутренних дел - к уголовной или дисциплинарной ответственности.
Что же нужно для этого сделать? Прежде всего надо знать, кто вправе применить к милиционеру меры дисциплинарного воздействия. В соответствии со статьей 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, меры дисциплинарного взыскания вправе применять только прямые начальники провинившихся сотрудников органов внутренних дел. Но помните, если вы не сможете подтвердить изложенные в жалобе обстоятельства, вас самих могут привлечь к ответственности за клевету (ст.129 УК РФ).
Поступившее от вас сообщение о неправомерных действиях сотрудников милиции должно быть рассмотрено и разрешено в течение одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц. О принятых мерах дисциплинарного воздействия или об отказе в принятии таковых вам должны сообщить в письменном виде. Если вашу жалобу оставят без внимания или вы считаете, что принятые к нарушителю меры дисциплинарного воздействия не соответствуют тяжести совершенного им проступка, вы имеете право обратиться с соответствующей жалобой в суд и (или) в прокуратуру.
Теперь рассмотрим, как и за что можно привлечь сотрудников милиции к уголовной ответственности (см. вставку на стр.88).
Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, обратим ваше внимание на ряд особенностей возбуждения уголовного дела против сотрудников органов внутренних дел. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, дела о преступлениях, совершенных в экономической сфере, расследуются следователями органов внутренних дел. Поэтому, если налоговики обнаружат признаки налогового преступления, к вам на фирму могут нагрянуть не дознаватели, не представители органов прокуратуры, а следователи органов внутренних дел. Хотя отметим, что прокуратура может в любой момент и на любой стадии уголовного процесса вмешаться в его ход, осуществляя так называемый прокурорский надзор. Заговорили мы об этом не случайно. Дело в том, что в соответствии со статьей 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ, уголовное производство в отношении следователей ведется в особом порядке.
Для того чтобы привлечь следователя к уголовной ответственности, одного заявления граждан и организаций будет недостаточно. Для этого необходимо соответствующее постановление прокурора, вынесенное на основании специального заключения судьи районного (федерального) суда. Прокурор, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, обращается в районный суд с соответствующим представлением, по результатам рассмотрения которого суд дает свое заключение о наличии или отсутствии в действиях следователя признаков преступления. Во всем остальном все следственные и иные процессуальные действия в отношении следователя ведутся в общем порядке, как и для остальных граждан. То есть расследованием преступлений, совершенных сотрудниками милиции, занимаются следователи органов прокуратуры. Поэтому с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении следователя необходимо обращаться в прокуратуру по месту совершения преступления. Такое заявление может выглядеть примерно так (см. вставку на стр.88).
В течение 3 суток после подачи заявления прокурор должен принять одно из следующих решений:
1) об обращении в суд с представлением о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если прокурор найдет заявление обоснованным, он обратится в соответствующий районный суд с представлением о привлечении следователя к уголовной ответственности. Суд должен рассмотреть представление в течение 10 суток со дня его поступления и дать заключение о наличии или отсутствии в действиях должностного лица признаков преступления. И только после этого в отношении следователя могут возбудить уголовное дело, которое затем направляется для производства предварительного расследования. Срок предварительного расследования составляет 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 6 или до 12 месяцев.
После окончания предварительного расследования материалы уголовного дела направляют сразу в суд. Суд по общим правилам должен в течение 30 суток со дня поступления уголовного дела принять решение о назначении судебного заседания. Само судебное заседание должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, - не позднее 30 суток.
Таким образом, вопрос о возбуждении уголовного дела против сотрудника милиции должен быть разрешен в течение 13 суток с момента вашего обращения с соответствующим заявлением. Срок подготовки к рассмотрению уголовного дела в судебном заседании (предварительное расследование) составляет от 2 месяцев до 1 года со дня возбуждения уголовного дела. Срок начала судебного заседания по общим правилам составляет около 44 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В итоге общее время, которое пройдет с момента вашего обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела и до его рассмотрения судом, в лучшем случае составит приблизительно 3 месяца и 27 дней. Если честно, даже на такую скорость особо рассчитывать не стоит. Поэтому сразу настраивайтесь на длительность процесса.
Продолжение следует. В следующем номере мы продолжим данную тему. В частности, коснемся вопросов о том, как привлечь сотрудников милиции к материальной ответственности. А именно: как взыскать материальный и моральный ущерб, причиненный фирме или частному предпринимателю неправомерными действиями сотрудников милиции и что для этого необходимо сделать.
В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса сотрудники милиции полномочны:
по письменному запросу налоговиков участвовать в выездных налоговых проверках;
при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговиков, в десятидневный срок направить им материалы для принятия решения.
Дисциплина прежде всего
Любое, даже самое мелкое, нарушение или отступление сотрудника милиции от действующего законодательства, присяги, контракта, а также приказов министра внутренних дел или непосредственного начальника, которыми установлены порядок и правила выполнения служебных обязанностей, влечет наложение на него дисциплинарного взыскания. Меры дисциплинарной ответственности могут быть различными, начиная от замечания и заканчивая увольнением из органов внутренних дел (ст.38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
За что сотрудников милиции можно привлечь к уголовной ответственности:
1) использование служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);
2) совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий (ст.286 УК РФ);
3) присвоение полномочий должностного лица, которым данный сотрудник милиции не является (ст.288 УК РФ);
4) получение взятки (ст.290 УК РФ);
5) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ);
6) неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст.293 УК РФ);
7) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);
8) незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ);
9) принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст.302 УК РФ);
10) провокацию взятки (ст.304 УК РФ).
Прокурору --------------------------
(наименование района)
Заявитель --------------------------
(наименование организации,
местонахождение)
Заявление
о преступлении
5 февраля 2004 года в 10.00 сотрудник милиции младший лейтенант С.,
номер удостоверения N ХХХ-ХХХ, в ходе проведения сотрудниками налоговой
инспекции N ХХ выездной налоговой проверки совершил в отношении директора
фирмы ООО "ХХХХХ" П. виновные противоправные действия, которые выразились
в следующем. С. обратился к П. с требованием получить объяснения
налогоплательщика, а также провести осмотр и инвентаризацию объектов
налоговой проверки. П. отказался выполнить предъявленные С. требования.
Такой отказ С. рассмотрел как неповиновение законному требованию
сотрудника милиции и применил в отношении П. меру воздействия в виде
задержания с дальнейшим заключением его под стражу. Считаем, что тем
самым С. превысил свои должностные полномочия и незаконно задержал и
заключил под стражу гражданина П.
----------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
(обстоятельства, время и суть совершенных сотрудником внутренних дел
противоправных действий)
Дата: Подпись:
М.П.
/-----\ /--------------\
/---------------------|Фирма|---------------|Противоправные|---------\
| \-----/ | действия | |
| | \--------------/ |
| |
| /----------------\ /-----------\ |
| |Заявление на имя| |Следователь| |
| | прокурора | \-----------/ |
| \----------------/ | |
| |
| /---------------------\ /---------------\ |
| | Прокурорв течение | |Ответственность| |
| |3 суток рассматривает| \---------------/ |
| | заявление | |
| \---------------------/ |
| |
| /----------------\ /-----------------\ |
| |Постановление об| |Обращение в суд с| |
\-|отказе в возбуж-| |представлением о| |
|дении уголовного| |возбуждении уго-| |
|дела | |ловного дела | |
\----------------/ \-----------------/ |
|
/------------------\ |
|Суд рассматривает | |
|представление про-| |
|курора в течение | |
|10 суток со дня| |
|его поступления | |
\------------------/ |
|
/----------------------\ /--------------------\ |
| Заключение судьи об | |Заключение судьи о | |
|отсутствии в действиях| |наличии в действиях | |
| сотрудника милиции | | сотрудника милиции | |
| состава преступления | |состава преступления| |
\----------------------/ \--------------------/ |
|
/--------\ /--------\ |
|Прокурор| |Прокурор| |
\--------/ \--------/ |
|
/---------------\ /-------------------\ |
|Постановление о| |Судебное заседание | |
/---| возбуждении | |Срок проведения: | |
| |уголовного дела| |не позднее 14 суток| |
| \---------------/ |со дня вынесения |-/
| |постановления о на-|
| |значении судебного|
| |заседания |
| \-------------------/
/----------------\ /------------------\
|Предварительное | |Постановление суда|
|расследование | |о назначении су-|
|Срок: от 2 до 12| |дебного заседания |
|месяцев со дня | |Срок вынесения: в|
|возбуждения уго-| |течение 30 суток|
|ловного дела | |со дня поступления|
\----------------/ |уголовного дела |
| \------------------/
| /---\
\-----------|Суд|--------------/
\---/
В. Осипов
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Вестник московского бухгалтера" N 42, 2003, стр.10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007