Только для избранных. Правительство Москвы "упорядочивает"
мелкорозничную торговлю
Как все начиналось...
...И как все закончилось
В чем проблема
Сегодня торговля, пожалуй, самый распространенный вид предпринимательства в столице. Казалось бы, все не так сложно - взял небольшой кредит, купил палатку, несколько десятков ходовых товаров, и дело пошло. К сожалению, на практике все не так радужно. Прежде чем начать работать, придется обойти все существующие ведомства и получить массу разрешений. Причем московские чиновники не только не собираются облегчить жизнь малого бизнеса, а, наоборот, продолжают закручивать гайки.
Как все начиналось...
В торговле я с 1991 года. Сначала работал менеджером в магазине, который занимался продажей предметов одежды и обуви. Находились мы в непроходном месте, и дохода практически не было. Зато расходы возникали постоянно. Однажды, например, пришлось расстаться почти с тремя тысячами долларов в виде штрафа за непробитый чек ККМ. Пришли милиционеры, составили акт. Тогда еще по неопытности договариваться с ними не стал. В результате руководство вычло сумму штрафа из зарплаты. В общем, на том этапе работа приносила скорее убытки, чем прибыль. Такое положение дел меня, конечно, не очень устраивало, и я решил попробовать реализовывать товары, находящиеся в магазине, на оптовом рынке "Лужники". Дело пошло. Так я обеспечил себя и начал собирать деньги для того, чтобы открыть собственный бизнес.
Затем магазин решили закрыть. Я выступил с предложением перепрофилировать его под продукты питания под свою личную материальную ответственность. Предложение приняли. Так я стал директором. Переоборудование окупилось через три месяца. Магазин стал приносить доход. Но с ним было связанно и немало проблем: проверки и дикие штрафы, бандиты, разборки, аварии оборудования, сантехники, сигнализации. Работать приходилось на износ. Затем я нашел дополнительный источник дохода в виде оптовой поставки ходовых видов продукции в магазины с менее активным руководством. Это принесло доход, неизмеримо больший.
Дальше мы с партнером решили заняться розливом напитков. Все компоненты вроде бы нашли, кроме одного - пластиковых бутылок. Оказалось, что на них существует целая очередь, ждать нужно несколько месяцев. Поэтому мы решили с напитками повременить, а заняться производством бутылок. Бизнес действительно оказался прибыльным. Правда, проработали мы только месяц. Не одни мы оказались такими умными - крупная компания построила целый завод по производству бутылок, с ними мы конкурировать не могли. Пришлось распродать все оборудование и свернуть дело.
Однако начальный капитал мне все же удалось скопить. Я его вложил в оптовую торговлю продуктами питания. Арендовал склады, холодильные камеры и начал закупать продукцию в бывших странах СНГ и реализовывать ее посредством московской сети магазинов. Было непросто. Трудно решались проблемы неплатежей, особенно безналичных. Подводила недобросовестность поставщиков. К прочим проблемам добавились не очень приятные встречи с таможней.
Как-то везли крупную партию мяса из Украины. Уже наученные горьким опытом, список нужных документов решили уточнить сразу. Всего за 200 долларов мы получили от таможенников заверенный перечень документации, собрали все, что требовалось, и успокоились. Однако на таможне выяснилось, что у нас на ветеринарном свидетельстве не хватает печати главврача, а без нее, естественно, товар выпускать нельзя. В этот раз платить не стали, нашли ночью главврача и получили печать. Таможенники тогда сильно удивились, видимо, таких принципиальных еще не встречали.
В другой раз трое суток просидели на границе. На четвертые я уже не выдержал, потребовал написать отказное письмо, мол, не пропускаем потому и потому. Еще упомянул, что все убытки тоже таможня будет возмещать. Как ни странно, подействовало. За 500 долларов проблема была решена. В общем, чем крупнее был бизнес, тем больше становилось проблем. Тут у меня еще заморозилась на два года сумма в 12 тысяч долларов в банке "Деловая Россия". Так я понял, что с крупным бизнесом пора завязывать.
...И как все закончилось
В конце концов, я пришел к идее о мобильных киосках. Стоимость их относительно небольшая, а доход неплохой. Проблемой было лишь пробиться в этот бизнес. Сначала в управе на мое обращение ответили, что в новых предприятиях подобного рода район не нуждается, необходимое количество киосков уже работает. Но, найдя определенные рычаги воздействия, в апреле 1998 года эту проблему удалось решить. Дальнейшие события показали, что в районе была возможность для размещения еще сотни таких киосков, которые со временем и появились.
В это время мобильные киоски торговали чем хотели, за исключением крепких алкогольных напитков. В 2000 году прошел запрет на торговлю слабоалкогольной продукцией. Причем делалось это неофициально по "телефонному праву", посредством лицензионных палат, которые, лицензий не выдавали, но и письменный отказ давать тоже отказывались. Следом прошел запрет на торговлю табачными изделиями. Это делалось посредством СЭС. В СЭС нам объяснили, что префекты запрещают согласовывать ассортиментный перечень при наличии в нем табачных изделий.
В середине 2002 года владельцам мобильных киосков объявили, что они обязаны продавать горячее питание, в противном случае управы их закроют. Да и СЭС не согласует ассортимент без наличия в нем горячего питания. Управа района "Теплый Стан" 3 апреля 2003 года раздала всем владельцам мобильных киосков, а их осталось приблизительно 60 из 130, предписания о прекращении с 1 апреля 2003 года торговой деятельности и вывозе мобильных киосков с территории района. В связи с отсутствием условий для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовления, оборота в них пищевых продуктов и сырья". С этого момента мы и поняли, что все ранее происходящие с нами события - это звенья одной цепи, направленные на уничтожение наших торговых точек. Благодаря этому мы и отыскали постановление правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 344-ПП "Об упорядочении организации работы и размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы" (далее - постановление N 344-ПП) и ознакомились воочию с предметом напряженного труда московского правительства.
Еще один эпизод моей деятельности я упустил. Это "Летнее кафе", которое я открыл рядом с Тропаревским лесопарком. Около 20 тысяч долларов было вложено в строительство и оформление документов, а также благоустройство территории. Однако это кафе меня вынудили разрушить в свете вышеописанных причин. А теперь пытаются закрыть мои киоски, а самого меня, согласно тексту постановления N 344-ПП, "трудоустроить".
В чем проблема
Само постановление N 344-ПП представляло собой настоящий шедевр московского правительства. Оно противоречило всем нормативным актам, не говоря уже о здравом смысле (см. вставку). Суть постановления вкратце сводилась к следующему. Во-первых, был урезан ассортимент реализуемой продукции. Во-вторых, все торговые объекты было предписано размещать по специальным схемам. В-третьих, с 1 января 2004 года земельные участки, на которых можно торговать, должны были определяться на основании конкурсов, победитель которых получал право заключить договор с префектом на установку мобильного средства торговли на полгода. Правда, префект мог досрочно расторгнуть договор. Тогда предпринимателю пришлось бы в семидневный срок освободить участок.
Итак, мой бизнес практически развалился. С коллегами по несчастью мы постарались оспорить постановление в Московском городском суде. Первое слушание состоялось 21 сентября 2003 года. Всего таких слушаний было порядка восьми - представители правительства Москвы периодически заболевали. Но самое интересное произошло 28 января 2004 года. На этот раз нам представили новое творение чиновников - постановление правительства Москвы от 27 января 2004 г. N 29-ПП "Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы", которое заодно отменяло предмет нашего спора - постановление N 344-ПП. Фактически постановление претерпело техническую правку (в частности, отменили п.1.2, 3, 3.2.). В основном из текста старого постановления просто убрали совсем откровенные ляпы, суть же осталась прежней: чтобы открыть простую палатку, нужно получить огромное количество разрешений, причем разместить ее можно будет только на строго отведенной для этого местности.
Предположим, что вы решили открыть торговую точку и продавать хлебобулочные изделия. Вы идете в префектуру, а там вам говорят, что в этом районе уже есть такая палатка, следовательно, вы там уже ни к чему. Все, на этом ваш бизнес заканчивается.
На очередном слушании, которое состоялось 11 февраля 2004 года, суд признал, что постановление N 344-ПП уже не действует. Таким образом, правительство Москвы вроде бы удовлетворило наше требование. Правда, во-первых, постановление N 29-ПП не многим лучше своего предшественника, а во-вторых, закрытых торговых точек это не вернет.
Комментарий к постановлению N 344-ПП
Текст постановления N 344-ПП | Комментарий |
(п.1.2.) Утвердить ассортимент реализуемых товаров и перечень предоставляемых услуг и продук- ции, в объектах мелкорозничной сети, перечень товаров, запре- щенных к реализации в подземных пешеходных переходах |
Ограничение ассортиментного перечня допускаемых к реализации товаров в мелкорозничной сети, противоречит Гражданскому кодексу (ст.49), а также постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов това- ров" |
(п.1.3) Утвердить порядок раз- работки схем размещения пере- движных средств развозной и разносной торговли, питания, бытового обслуживания, летних кафе |
Согласно требованиям постановления, и разносной торговли, питания, бытового торговли нельзя размещать на централь- ных магистралях, улицах, находящихся в зонах особого городского и окружного значения, привокзальных площадях,у ос- тановок общественного транспорта и т.д.Во-первых,такая формулировка остав- ляет возможность для достаточно широко- го ее толкования, и, следовательно, мо- жет привести к злоупотреблению отдель- ных должностных лиц. Во-вторых, и это самое главное, при реализации данного положения теряется всякий смысл осу- ществления торговли с использованием нестационарных средств |
(п.2.2.) Передвижные средства развозной и разносной торговли, питания, бытового обслуживания, летние кафе размещаются на конкурсной основе в соответст- вии со схемами, утверждаемыми префектами административных ок- ругов по представлению комиссий по вопросам потребительского рынка префектур 2 раза в год - на весенне-летний и осенне зимний периоды, по объектам бытового обслуживания - 1 раз в год |
В соответствии со ст.447 ГК РФ зак- лючать договор на торгах может собственник вещи или обладатель иму- щественного права. Кроме того, согласно ст.1057 ГК РФ публичный конкурс должен быть нап- равлен на достижение каких- либо общественно полезных целей. Какие же могут быть общественно полезные цели от проведения конкурсов на право размещения мелкорозничных торговых объектов? Рост цен в палатках или нестабильность работы малых предприя- тий? |
(п.3) Префектам административ- ных округов, главам управ- районов г. Москвы: провести организационные мероприятия по подготовке объектов мелкороз - ничной сети к работе в весенне -летний период до 20 мая 2003 года, торговых предприятий по обслуживанию населения в зонах отдыха - до 30 мая 2003 года с решением вопросов ор- ганизации раздельного сбора твердых бытовых отходов |
Данное постановление вступило в силу 13 мая, опубликовано же было 20 мая. Как можно провести организационные мероприятия по подготовке к весенне - летнему периоду день в день? |
(п.3.2) Представить в депар - тамент потребительского рынка и услуг г. Москвы срок до 30 мая 2003 года в графики ликвидации "торговых зон", "торговых рядов", утвержден - ные префектами административ- ных округов с учетом сроков действия договоров аренды зе- мельных участков |
Предполагается ликвидация объектов частной собственности предпринимателей без какой либо альтернативы и ком - пенсации |
(п.3.2.) В случае досрочного изъятия "досрочное изъятие разрешений на право торговли учитывать предложения субъектов при проведении конкурсов на размещение объектов мелкороз- ничной сети |
Что означает формулировка разрешений на право торговли"? Добровольная сдача или отъем? И почему при прове- дении конкурсов на размещение объектов можно учитывать предложения только тех субъектов, у которых досрочно изъяты разрешения на право торговли? |
Я. Полеско,
предприниматель, член координационного совета межрегионального союза
предпринимателей "Лига Свободы"
"Московский бухгалтер", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007