О порядке учета автономной некоммерческой организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущественных взносов, полученных от учредителей и от сторонних юридических лиц
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В соответствии с пунктом 8 статьи 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг, имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены подпунктом 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческие организации вправе не учитывать такие виды целевых поступлений, поименованные в пункте 2 статьи 251 НК РФ, для получения которых у них имеются основания.
Так, в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы и членские взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Следовательно, вступительные взносы и членские взносы признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы у некоммерческих организаций только в случае их получения в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
В соответствии со статьей 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Следовательно, согласно вышеназванной норме пожертвования в общеполезных целях могут получать некоммерческие организации организационно-правовых форм, поименованных в статье 582 ГК РФ. Автономные некоммерческие организации не определены получателями пожертвований.
В связи с этим, автономные некоммерческие организации не вправе получать пожертвования ни от учредителей, ни от других юридических лиц.
Добровольные имущественные взносы к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованным в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не отнесены.
Следовательно, добровольные имущественные взносы, полученные автономной некоммерческой организацией от учредителей и от сторонних юридических лиц, являются безвозмездно полученным имуществом, учитываются во внереализационных доходах и, соответственно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
22 марта 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.