О применении контрольно-кассовой техники в маршрутном такси
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях за исключением тех, которые оговорены в статье 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Данный пункт Федерального закона не оговаривает использование контрольно-кассовой техники в маршрутных такси, но и не освобождает от ее применения, в том числе и контрольно-кассовых машин.
В тоже время, согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 2 Федерального закона, организации и индивидуальные предприниматели, в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Под "городским общественным транспортом" следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо (письмо Минтранса России от 05.11.03 N УАЭПТ-1/1-784-ис).
В соответствии с пунктом 1 статьи 789 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Согласно пункту 2 статьи 786 ГК заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
При решении вопроса о применении контрольно-кассовой техники на транспорте, осуществляющим перевозки пассажиров, в том числе и на так называемом "маршрутном такси", следует исходить из того, относится ли этот транспорт к транспорту общего пользования или нет.
Таким образом, в случае если перевозка пассажиров в автобусах малой вместимости, будет признана в соответствии с нормативными актами исполнительной власти субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может реализовываться без обязательного применения контрольно-кассовой техники. В то же время, МНС России считает, что правовых оснований для освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от использования контрольно-кассовой техники при оказании ими услуг по перевозке пассажиров в маршрутных такси, не являющимися транспортом общего пользования, не имеется.
С.Н. Шульгин,
действительный государственный советни
к налоговой службы РФ II ранга
2 февраля 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.