Понятие и сущность государственной политики
противодействия преступности в сфере экономики
В литературе и публицистике уголовно-криминалистической направленности, в официальных документах и материалах авторы, когда речь идет о противостоянии преступности, обеспечении ее снижения, уменьшения степени общественной опасности, используют разнообразные термины, выражающие, по их мнению, сущность этой деятельности - уголовная политика, борьба с преступностью, война с преступностью, контроль над преступностью, противодействие преступности.
Такое многообразие терминов и понятий, применяемых для обозначения одного и того же вида деятельности, создает значительные сложности. Ведь за каждым из них стоит разное содержание, и порой весьма трудно уяснить смысла того, о чем идет речь в конкретном случае. Четкое разграничение различных терминов и понятий, обозначающих определенный вид деятельности, имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, в нашем случае для организации работы по противостоянию преступности, разграничению компетенции субъектов, осуществляющих эту деятельность, по устранению смешения и дублирования их функций.
Так, политика всегда понималась как искусство управления государством. По Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова это слово означает деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.
В начале 70-х годов прошлого столетия появился термин "уголовная политика. Одним из первых предложил его А.А. Герцензон, который писал: "Уголовная политика - это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т.д. Она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов"*(1).
С тех пор этому термину дано множество определений при различных к нему подходах. Так, Н.И. Загородников и Н.А. Стручков считают, что "уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенолизацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения"*(2).
И.А. Исмаилов охарактеризовал уголовную политику как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами"*(3).
По мнению А.И. Коробеева, А.В. Усса и Ю.В. Голика "советская уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений"*(4).
Иной подход прослеживается у П.Н. Панченко, который исходит из анализа соотношения уголовной политики с государственной политикой борьбы с преступностью: "Несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью"*(5).
С.С. Босхолов, анализируя различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, пришел к выводу, что уголовная политика это и государственная политика (доктрина) борьбы с преступностью, выраженная в соответствующих директивных актах (законах, указах президента, постановлениях правительства); и научная теория и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; и особый вид социальной деятельности, направленной на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям*(6).
Таким образом, под уголовной политикой понимается государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью в целом. По справедливому замечанию А.И. Долговой, уголовная политика касается всех мер воздействия на преступность, в связи с чем этот термин фактически отождествляется с понятием "борьба с преступностью"*(7). Добавим, в ряде работ, официальных документах используются термины "государственная политика борьбы с преступностью" и "государственно-правовая политика в области борьбы с преступностью".
Понятие "уголовная политика" в большей степени применимо к концептуальному и законодательному уровням и в меньшей - к правоприменительному.
Термин "борьба с преступностью" используется в международных соглашениях универсального характера (см. например, Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом), Организацией Объединенных Наций при проведении семинаров, конгрессов по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Он широко применяется в российских законодательных актах, в правовых и официальных документах, научных трудах по криминологии и оперативно-розыскной деятельности. Однако в последнее время этот термин некоторыми специалистами стал ставиться под сомнение. Одни, ссылаясь на толкование слова "борьба" В. Далем и С. Ожеговым, означающего "стремиться уничтожить, искоренить что-нибудь; сражаться, стремясь победить; нападая, стараться осилить в единоборстве", считают, что преступность уничтожить невозможно, ибо она необходимый спутник общества и государства. Другие мотивируют это тем, что увлечение борьбой тех, кто призван по долгу службы вести ее против преступности, зачастую переходят ту грань, которая разделяет право и произвол, законность и беззаконие, что превращает правоприменителя в заложника уголовной статистики, часто сводит его работу к пресловутой "борьбе" с преступностью. Именно этим они объясняют широко распространившиеся в органах внутренних дел и прокуратуры сокрытие преступлений от регистрации и учета, манипулирование данными уголовной статистики для создания мнимого благополучия на соответствующей территории.
Вряд ли корректно прослеживать связь между сокрытием преступлений и термином, определяющим отдельный вид деятельности, а потому он вполне имеет право на существование. Во-первых, как видно из международных конвенций, законодательных актов, правовых и официальных документов, работ по оперативно-розыскной деятельности, этот термин подразумевает разноплановую деятельность правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, по их предупреждению. Во-вторых, следует согласиться с Ю.В. Трунцевским, по мнению которого, борьба как деятельность возможна только со стороны государственных органов, наделенных правоохранительными функциями*(8).
В ряде работ вместо борьбы с преступностью используется термин "контроль над преступностью". Однако и он не в полной мере соответствует содержанию правоохранительной деятельности, так как, если обратиться к Толковому словарю С.И. Ожегова, контроль означает проверку, а также постоянное наблюдение с целью проверки или надзора. Между тем правоохранительная деятельность состоит не только в проверке и наблюдении, но и в принятии различных мер по предупреждению, пресечению, расследованию преступлений. Кроме того, отдельные ученые отмечают, что до сих пор нет убедительного обоснования использованию в криминологии понятия "контроль".
В.Н. Бурлаков под предупреждением преступлений понимает деятельность государства и общества, направленную против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие*(9). Об удержании преступности на социально терпимом уровне говорят и другие исследователи. Однако эти термины тоже представляются не совсем удачными, и вот почему. Во-первых, за каждым понятием должно стоять определенное содержание, раскрывающее деятельность тех или иных органов, в данном же случае неясно, какие действия должны осуществлять практические работники. Во-вторых, они порождают ряд вопросов- каков должен быть социально приемлемый (терпимый) уровень преступности, кто его должен определять, контролировать, каким образом можно рассчитать этот уровень и т.д.
В некоторых работах встречается термин "противодействие преступности", но он неоднозначно воспринимается учеными-криминологами. Так, А.И. Долгова считает, что из него не совсем ясно, кто кому противодействует - государство преступности или преступность обществу, государству, он не отражает сути рассматриваемой деятельности, всего комплекса мер воздействия на преступность как на социальное явление со сложным причинно-следственным комплексом. Напротив, Ю.В. Трунцевский указывает на то, что в международных соглашениях универсального характера по отношению к преступности применяется термин "противодействие" именно потому, что он понимается как действие, препятствующее другому действию; сопротивление действию чего-нибудь, сохраняя устойчивое положение; противопоставление.
Поскольку данный термин официально используется в международных документах, российских законодательных актах и иных нормативных документах, целесообразно определить сущность этого понятия. Отметим, что сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, явление - то или иное обнаружение предмета, внешняя форма его существования (см. Советский энциклопедический словарь).
Определяя сущность понятия "противодействие преступности", надлежит исходить из следующих посылок:
каждому объекту (отношению, предмету) должно соответствовать собственное, только ему присущее определение и, следовательно, единственное понятие;
определение как логический прием позволяет, во-первых, сформулировать критерии отличия исследуемого объекта от других объектов и, во-вторых, либо сформулировать вновь вводимое выражение, либо уточнить значение уже имеющегося.
Таким образом, формулируя юридическое определение того или иного понятия, необходимо, во-первых, отграничить его от других, смежных или сходных с ним понятий и категорий, во-вторых, обозначить те характеристики и признаки предмета или явления, которые отличают его от всех иных. В связи с этим вполне справедливо утверждение, что "в юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции) как логической операции над понятиями заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на основные, существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений"*(10).
Под содержанием правового понятия понимается совокупность его специфических признаков и характеристик, которые отличают данное понятие от других смежных или сходных категорий и понятий, а под объемом правового понятия - множество предметов или явлений, каждому из которых принадлежат признаки и характеристики, относящиеся к содержанию данного понятия.
Чтобы определить сущность понятия "противодействие преступности" и его отличие от сходных терминов, проанализируем нормативные акты, в которых употребляется данный термин. Так, в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" (ст.4) указаны субъекты противодействия экстремистской деятельности, к которым относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Они осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение этого явления.
При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение либо предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. На основании решения суда осуществляется ликвидация либо запрет их деятельности.
Таким образом, названный Закон регламентирует не деятельность правоохранительных органов, а различных органов государства по недопущению и пресечению такой деятельности.
С аналогичных позиций следует рассматривать и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он регулирует:
- отношения граждан и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
- меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами;
- права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
- функции и полномочия уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- обязанности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка по предоставлению уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций.
Анализ этого Закона и изданных в его развитие различных нормативных актов, включая ведомственные, показывает, что интересующий нас термин употребляется в тех случаях, когда речь идет о противостоянии преступности, об обеспечении ее снижения, уменьшения степени ее общественной опасности с участием не только правоохранительных, но и различных государственных органов и учреждений, частных коммерческих структур, например банков, общественных организаций. Иными словами, речь идет об участии в противостоянии преступности не специализированных субъектов предупреждения преступлений, не имеющих полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий и не обладающих правоохранительными функциями, которые могут и имеют право на осуществление определенных мер, затрудняющих совершение преступлений. Тем самым они в определенной степени препятствуют совершению преступлений, т.е. оказывают противодействие преступникам.
Исходя из приведенных норм, можно прийти к заключению, что данный термин не только имеет право на существование, но и должен быть основным тогда, когда речь идет о противостоянии преступности, об обеспечении ее снижения, уменьшения степени ее общественной опасности, если в этой деятельности помимо правоохранительных органов принимают участие другие государственные органы и общественные организации.
Таким образом, изложенное позволяет утверждать, для обозначения многообразной деятельности, имеющей целью добиться снижения преступности, наиболее приемлемыми являются такие термины, как "борьба с преступностью" и "противодействие преступности". Их отличие состоит в том, что борьбу с преступностью ведут правоохранительные органы, наделенные полномочиями на осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Противодействие преступности осуществляют не специализированные субъекты предупреждения преступлений, не имеющие полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий и не обладающие правоохранительными функциями, которые осуществляют определенные меры, затрудняющие, препятствующие совершению преступлений, т.е. оказывают противодействие преступникам.
Термин "противодействие преступности" имеет также сходство и различие с термином "предупреждение преступности". Сходство в том, что при противодействии преступности различные государственные органы и общественные организации, осуществляя определенные меры, затрудняющие, препятствующие совершению преступлений, способствуют тем самым снижению количества преступлений, т.е. осуществляют их предупреждение.
Различие этих терминов можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, при противодействии преступности речь идет не только о предупреждении преступлений, но и об опосредованном участии государственных органов, например, в пресечении, выявлении преступлений. Во-вторых, предупреждение преступности осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной, нравственно-духовной жизни, правовой сферы и т.п. Меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.
При противодействии же преступности, речь не идет о деятельности государства, общества, их институтов, направленной на разрешение различных противоречий в области экономики, например повышении заработной платы, благосостояния населения, социальной, нравственно-духовной жизни. А кроме того, государственные органы при противодействии преступности не осуществляют индивидуальную профилактику.
В.Ф. Щербаков,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2004, N 3
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Герцензон А.А. Уголовное право и социология.- М., 1970. С.178.
*(2) Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право, 1981.- N 7.- С.4.
*(3) Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика: актуальные проблемы борьбы с преступностью.- Баку, 1990.- С.124.
*(4) Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы.- Красноярск, 1991.- С.7.
*(5) Панченко П.Н. Советская уголовная политика.- Томск, 1988. С.73.
*(6) Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты.- М.: ЮрИнфоР, 1999.- С.32.
*(7) Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой.- М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.- С.318, 319.
*(8) Трунцевский Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дисс: докт. юрид. наук.- М., 2003.- С.203.
*(9) Криминология: Курс лекций / Под ред. В.Н. Бурлакова, С.Ф. Милюкова и др.- СПб.: ВШ МВД России, 1995.- С.153.
*(10) Васильев Л.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права.- М., 1976.- С.86.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие и сущность государственной политики противодействия преступности в сфере экономики
Автор
В.Ф. Щербаков - кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2004, N 3