Уголовная ответственность военнослужащих воинских частей Российской
Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации
В соответствии с ч.2 ст.12 УК РФ устанавливается особый порядок уголовной ответственности в отношении военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранных государств.
Достоинством ст.12 УК РФ следует признать то, что в ней впервые урегулирован вопрос об ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации за преступления, совершенные за пределами Российской Федерации. Дислоцирующимися за пределами Российской Федерации признаются воинские части, находящиеся на территории иностранного государства в соответствии с ратифицированным договором Российской Федерации с этим государством. При этом под понятие "дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации" подпадают воинские части, не только принимающие участие в миротворческой миссии, но и выполняющие другие функции на основе международных договоров (в Таджикистане, Молдове, Грузии, Армении) и т.д. В юридической литературе обоснованно указывается, что ст.12 УК РФ распространяется также на военнослужащих, находящихся в иностранном государстве не в составе воинской части, но на официальном основании, например военных специалистов (советников)*(1).
Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранных государств, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, за исключением случаев, когда иная ответственность военнослужащих предусмотрена международным договором Российской Федерации. Норма ч.2 ст.12 УК РФ построена на основании закрепленного Конституцией Российской Федерации (ч.4 ст.15) безусловного приоритета правил международных договоров по отношению к правилам, установленным российскими законами.
Военные правоведы считают, что, если соответствующий договор не заключен, военнослужащий несет уголовную ответственность по УК РФ независимо от характера совершенного им преступления*(2), что следует из той же ч.2 ст.12 УК. Такое положение может возникнуть, например, в ситуации экстренного ввода войск без предварительной юридической подготовки этой акции и при других обстоятельствах.
Интересы военной службы требуют, чтобы к уголовной ответственности привлекались только лица, виновные в совершении преступления, и исключалась ответственность тех, кто совершил деяния, формально не образующие состава преступления. Например, противоречие, заложенное в ч. 1 ст.12 УК РФ, с одной стороны, и ч.2 той же статьи - с другой, создает перед органами предварительного следствия и гарнизонным военным судом комплекса Байконур, находящегося на территории Республики Казахстан, проблему: как быть, когда в уголовном законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации, во многом сходном, существуют отдельные различия, имеющие принципиальное значение для разрешения вопроса о привлечении лиц, совершивших противоправное деяние, к уголовной ответственности.
Например, на территории Казахстана размер наркотических средств, за незаконный оборот которых наступает уголовная ответственность, гораздо больше, чем в России. Согласно законодательству Республики Казахстан уголовная ответственность наступает за хищение чужого имущества на сумму, превышающую десять минимальных размеров оплаты труда, установленных на территории Казахстана (примерно 1100 рублей), в России же размер хищения, за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, - свыше пяти минимальных размеров оплаты труда (ст.7.27 КоАП РФ). Отличаются квалифицирующие признаки и санкции некоторых статей УК. Так, санкция ч.1 ст.186 УК РФ предусматривает за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов наказание на срок от 5 до 8 лет лишения свободы, санкция за аналогичное преступление, предусмотренная ст.206 УК РК - до 5 лет лишения свободы.
Если следовать ч.1 ст.12 УК РФ, органы предварительного следствия и суд при привлечении к уголовной ответственности граждан Российской Федерации, допустивших указанные деяния, обязаны учитывать уголовное законодательство Республики Казахстан, т.е.: освобождать от уголовной ответственности, если размер наркотических средств и похищенного чужого имущества дают основания для привлечения к ответственности по УК РФ и не имеется таких оснований по УК РК; назначать наказание, не превышающее верхнего предела санкции соответствующей статьи УК РК.
Если же следовать ч.2 ст.12 УК РФ, то российские органы предварительного следствия и суд положения уголовного законодательства Казахстана учитывать не должны*(3).
Судом России за кражу, совершенную в Казахстане группой лиц по предварительному сговору, военнослужащим воинской части Российской Федерации и гражданским лицом на сумму в 1000 рублей, будет вынесен приговор, освобождающий гражданина Российской Федерации в силу ч.1 ст.12 УК РФ от уголовной ответственности, потому что совершенное им деяние является административным правонарушением. Согласно ст.52 КоАП Каз. ССР мелкое хищение чужого имущества путем кражи до десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан, является административным правонарушением. Военнослужащий воинской части Российской Федерации по п."а" ч.2 ст.158 УК РФ будет осужден на срок от двух до шести лет лишения свободы.
Такой приговор по делу, безусловно, противоречит закрепленному в ст.6 УК РФ принципу справедливости при назначении наказания и ст.60 УК РФ об общих началах назначения наказания, согласно которым назначенное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.
Договоры между государствами - участниками СНГ предусматривают пребывание контингента вооруженных сил одной стороны на территории другой стороны. При этом в указанный контингент входят не только военнослужащие, но и гражданский персонал. Кроме того, как правило, в местах дислокации воинских контингентов проживают члены семей военнослужащих и гражданского персонала. Все они несут уголовную ответственность за совершение преступлений на условиях, закрепленных соответствующими международными договорами.
Таким образом, устанавливая для граждан России определенные права и обязанности, государство пребывания руководствуется международными договорами, участниками которых оно является. В рассматриваемых случаях - это добровольный договор равноправных государственно-суверенных сторон, которые, уступая или приобретая дополнительную уголовную юрисдикцию, исходят из своих национальных интересов, действуют в рамках принципов и общепризнанных норм международного права.
Анализ международных договоров Российской Федерации со странами СНГ и Балтии показал, что все государства пребывания уступают уголовную юрисдикцию не только в отношении военнослужащих, но и в отношении других лиц, входящих в состав российских воинских формирований, и членов их семей Российской Федерации.
В отличие от режима оккупации, где имеет место расположение войск победителя на территории побежденного государства, при специальном режиме стороны по взаимной договоренности допускают расположение на своих территориях военных объектов совместного использования в целях отработки взаимодействия вооруженных сил. В Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. закреплено, что стороны "в целях обеспечения надежной безопасности и по согласованию между собой допускают совместное использование военных баз, полигонов и иных объектов оборонного назначения, которые расположены на их территориях, а также использование вооруженными силами одной Стороны объектов оборонного назначения, находящихся на территории другой Стороны". На Украине "полигоны, позиционные районы и районы рассредоточения, стрельбища и отведенные зоны воздушного пространства могут также использоваться совместно силами воинских формирований Российской Федерации и Военно-Морских Сил Украины".
В российских пограничных частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, наравне с гражданами России проходят военную службу граждане республик Армения, Таджикистан, Киргизстан, что при оккупационном режиме недопустимо, если не считать случаев измены и предательства.
Деятельность воинских формирований не противоречит нормам международного права и действующему законодательству страны пребывания. В Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г. закреплено право воинских формирований Российской Федерации осуществлять свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами и другими нормативными актами Российской Федерации, при этом их деятельность не должна противоречить принципам и нормам международного права.
Воинские формирования Российской Федерации, лица, входящие в их состав, и члены их семей уважают суверенитет, соблюдают законодательство страны пребывания и не допускают вмешательства со своей стороны в ее внутренние дела. Они не принимают участия во внутриполитической жизни иностранного государства, не участвуют во внутренних конфликтах. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г. закрепляет, что воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уважают суверенитет Украины, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины.
Приведенные примеры наглядно показывают отсутствие элементов силы в отношениях между Россией и другими странами. Отсутствует и диктат невыгодных условий. Так, например, плата за аренду космодрома "Байконур" составляет 115 миллионов долларов США в год. Республика Беларусь добровольно передала в пользование Российской Федерации Узел Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении и радиостанцию Вилейка с земельными участками, на которых они расположены, без взимания всех видов налогов*(4).
По мнению автора, законодатель неудачно сформулировал и распространил действие ч.2 ст.12 УК РФ только на военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации. Получается, что военнослужащий воинской части, которая не дислоцируется на территории иностранного государства, находящийся на территории иностранного государства (в отпуске, командировке и т.д.), будет привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с ч.1 ст.12 УК РФ. Ни в одном международном договоре Российской Федерации о военном сотрудничестве со странами СНГ такое понятие как "военнослужащие воинских частей" не употребляется, везде речь идет только о "лицах, входящих в состав российских воинских формирований, и членах их семей".
Рассматривая особенности осуществления юрисдикции Российской Федерации по уголовным делам, связанным с пребыванием российских войск и военнослужащих на территории стран СНГ, хотелось бы отметить следующее. Большинство международных договоров России с государствами - участниками СНГ, регулирующих вопросы уголовной юрисдикции, устанавливают, что по делам обо всех противоправных деяниях, совершенных российскими военнослужащими на территории страны пребывания, как общее правило применяется законодательство этой страны, действуют ее компетентные органы (например, ст.4 Соглашения с Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г., ст.19 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.).
Вместе с тем существуют закрепляемые международными договорами отступления от общего правила. Так, положения ст.5 указанного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции от 6 января 1995 г. определяют, что на преступления, совершенные российскими военнослужащими:
- в пределах мест дислокации войск, за исключением случаев совершения общеуголовных преступлений против граждан Республики Беларусь;
- против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации независимо от места совершения;
- а также по всем воинским преступлениям, независимо от места совершения последних, - распространяется юрисдикция Российской Федерации, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы (соответствующие военные суды и органы военной прокуратуры, военной контрразведки, находящиеся за границей, военные коменданты гарнизонов, командиры воинских частей (как орган дознания) и другие органы, находящиеся на территории стран СНГ, в компетенции которых находятся данные вопросы)*(5).
В то же время из смысла данного Соглашения следует, что в случае совершения общеуголовных преступлений российскими военнослужащими, находящимися в местах дислокации российских воинских формирований, против граждан Республики Беларусь их деяния подпадают под юрисдикцию Республики Беларусь.
При обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело хотя бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции Республики Беларусь, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Беларусь (ст.7 Соглашения).
Положения же ст.10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузией по вопросам юрисдикции от 12 октября 1993 г. и ст.25 Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузией о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия, от 9 октября 1993 г. устанавливают, что юрисдикция Российской Федерации распространяется на преступления, совершенные российскими военнослужащими:
- в местах дислокации российских войск;
- против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских войск, независимо от места совершения;
- при исполнении служебных обязанностей независимо от места совершения;
- а также по всем воинским преступлениям, независимо от места совершения последних.
По уголовным делам, отнесенным к юрисдикции Российской Федерации, применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее компетентные органы. Вместе с тем ст.14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузией по вопросам юрисдикции устанавливает, что при обвинении одного лица или группы лиц из состава российских войск в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подлежит юрисдикции Республики Грузия, а других - Российской Федерации, все дела подлежат рассмотрению компетентными органами Грузии. При обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело хотя бы одного из обвиняемых подлежит юрисдикции Республики Грузия, а других - Российской Федерации, дела в отношении всех обвиняемых рассматриваются компетентными органами Республики Грузия.
Положения ст.12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г. (специальный договор о юрисдикции между Россией и Казахстаном не заключался) устанавливают, что Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию:
- в местах дислокации российских войск, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан, и общеуголовных преступлений, совершенных против граждан Республики Казахстан;
- вне мест дислокации российских войск - в случае совершения лицами, входящими в состав российских войск, воинских преступлений и иных правонарушений, совершенных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, из анализа рассматриваемой нормы следует, что в случае совершения российскими военнослужащими вне мест дислокации противоправного деяния, не содержащего состава воинского преступления и не связанного с исполнением указанными военнослужащими обязанностей военной службы, действуют юрисдикция Казахстана, ее компетентные органы*(6).
При совершении российскими военнослужащими уголовно наказуемых деяний против Российской Федерации и ее граждан и одновременно против Республики Казахстан и ее граждан или в группе с гражданами Казахстана против России и ее граждан вопросы юрисдикции определяются Смешанной комиссией сторон.
Правовое регулирование вопросов юрисдикции по уголовным делам, связанным с пребыванием российских войск в Киргизской Республике, осуществляется:
- Соглашением между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики, от 28 марта 1996 г. (ст.2);
- Соглашением о правовом статусе российских войск от 5 июля 1993 г. (ст.14).
Так, исходя из смысла указанных соглашений, Российская Федерация распространяет свою юрисдикцию:
- на все противоправные деяния, совершенные российскими военнослужащими в местах дислокации войск;
- на воинские преступления, независимо от места их совершения;
- на преступления, совершенные против Российской Федерации или лиц, входящих в состав российских войск, независимо от места совершения.
В иных случаях действует юрисдикция Киргизской Республики, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы. Таким образом, в случае совершения российскими военнослужащими, находящимися при исполнении обязанностей военной службы вне мест дислокации, всех преступлений против Республики Киргизстан и ее граждан, действуют юрисдикция и компетентные органы Республики Киргизстан. При совершении российскими военнослужащими уголовно наказуемых деяний против Российской Федерации и ее граждан и одновременно Республики Киргизстан и ее граждан или в группе с гражданами Киргизстана против России и ее граждан вопросы юрисдикции определяются Смешанной комиссией сторон.
Вопросы юрисдикции по делам, связанным с пребыванием российских войск в Армении, регулируются Договором о российских военных базах в Армении от 16 марта 1994 г. (ст.8) и Соглашением по вопросам юрисдикции от 29 августа 1997 г. (ст.7).
Юрисдикция Российской Федерации распространяется на все преступления, совершенные российскими военнослужащими на территории Армении:
- в местах дислокации войск;
- против Российской Федерации или лиц, входящих в состав российских войск, независимо от места совершения.
Из изложенного следует, что при совершении российскими военнослужащими, находящимися при исполнении обязанностей военной службы вне мест дислокации своих войск, любых преступлений против Республики Армения и ее граждан действуют юрисдикция и компетентные органы последней. Кроме того, ст.6 Соглашения по вопросам юрисдикции устанавливает, что при обвинении одного лица или группы лиц из состава российских войск в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подлежит юрисдикции Республики Армения, а других - Российской Федерации, все дела подлежат рассмотрению компетентными органами Республики Армения. При обвинении нескольких лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подлежит юрисдикции Республики Армении, а других - Российской Федерации, дела в отношении всех обвиняемых рассматриваются компетентными органами Республики Армения.
Юрисдикция Российской Федерации распространяется на все преступления, совершенные российскими военнослужащими на территории Украины:
- против Российской Федерации или лиц, входящих в состав российских войск, независимо от места их совершения;
- при исполнении обязанностей военной службы в местах дислокации войск.
Следовательно, под юрисдикцию Украины подпадают все преступления, совершенные российскими военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы вне мест дислокации войск против Украины и ее граждан, а также деяния, совершенные российскими военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы в местах дислокации, против Украины и ее граждан, и, кроме того, - часть воинских преступлений, совершенных российскими военнослужащими как в пределах мест дислокации войск, так и вне мест дислокации (ст.19 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины).
Российская Федерация распространяет свою юрисдикцию на все преступления, совершенные российскими военнослужащими на территории Таджикистана:
- в местах дислокации войск;
- при исполнении служебных обязанностей независимо от места совершения преступления;
- против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, независимо от места совершения;
- по делам о воинских преступлениях.
Таким образом, можно констатировать, что международные договоры Российской Федерации по вопросам юрисдикции в отношении воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территории государств - участников СНГ, устанавливают, что по делам, подпадающим под юрисдикцию Российской Федерации, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы.
Объем уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении своих военнослужащих, находящихся на территории различных государств Содружества, неодинаков. Причины этого: внутриполитическая обстановка в каждой конкретной стране, степень участия в СНГ, уровень взаимоотношений с Россией и позиция по поводу пребывания российских войск на территории страны (как следствие этого - проблемы и трудности переговорного процесса), численность российских военнослужащих на территории той или иной страны, задачи, стоящие перед ними, срок их пребывания и иные факторы.
Я.Н. Ермолович,
курсант 5-го курса прокурорско-следственного
факультета Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Преступления против военной службы (Военно-уголовное законодательство Российской Федерации). - М., 1999. - С. 13.
*(2) См. там же. - С. 13.
*(3) См.: Зюбанов Ю.А. Действие уголовного закона в пространстве: Дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2001. - С. 121.
*(4) См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке завершения строительства, использования и содержания Узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Беларусь, от 6 января 1995 г. См. также: Зюбанов Ю.А. Указ. соч. - С. 139 - 142.
*(5) См. также: Иванченко А.Ю. Международно-правовое положение воинских формирований и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории государств - участников СНГ: Дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2000. - С. 229.
*(6) См.: Иванченко А.Ю. Указ. соч. - С. 232.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации
Автор
Я.Н. Ермолович - курсант 5-го курса прокурорско-следственного факультета Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 12