О некоторых спорных вопросах призыва граждан на военную службу
Указание МЧС РФ от 16 октября 2003 г. N 33-3554-21 "О комплектовании
органов управления подразделений Государственной противопожарной
службы"
Решение Гагаринского межмуниципального суда г.Москвы именем
Российской Федерации
Определение Московского городского суда по гражданскому делу
N 33-14677 от 14 октября 2002 г.
В редакцию журнала обратился военный комиссар г.Ханты-Мансийск с просьбой дать разъяснения по вопросам воинского учета и призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации граждан, не пребывающих в запасе и поступивших на службу в органы МВД и Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПС МЧС России), которые не подпадают под действие подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Данная проблема для военных комиссариатов сегодня становится все более актуальной, так как с каждым годом все труднее качественно и в полном объеме выполнить задание на очередной призыв, а отток призывников в вышеуказанные министерства с каждым годом возрастает.
Как показывает практика, у государственных органов и должностных лиц, вовлеченных в силу своих должностных обязанностей в сферу исполнения гражданами воинской обязанности, "камнем преткновения" по рассматриваемому вопросу являются вопросы правоприменения, т.е. правильной реализации существующих правовых норм в области воинской обязанности и военной службы относительно конкретных случаев и конкретных лиц.
Так, должностные лица военного комиссариата совершенно правомерно полагают, что гражданин, не состоящий в запасе и поступивший на службу в органы МВД России либо ГПС МЧС России, не должен сниматься с воинского учета и обязан быть призван на военную службу, если, конечно, он не относится к категории лиц, указанных в подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Должностные лица органов внутренних дел или ГПС МЧС России, руководствуясь соответственно Законом Российской Федерации "О милиции" и "О пожарной безопасности", принимают иные решения, полагая, что призыв в армию может "подождать".
Так как поступать военному комиссариату в отношении призывника, на которого, к примеру, поступили в военкомат выписка из приказа о зачислении на службу в ОВД и ходатайство о снятии с воинского учета?
Для должностных лиц военного комиссариата, казалось бы, все предельно ясно: нормативная база по воинскому учету и призыву отработана, ее и следует применять в каждом конкретном случае.
Так, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяются Правительством Российской Федерации.
Данный Закон в п.7 ст.8 определяет, что "органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете".
Правительство Российской Федерации, исполняя бланкетную норму Закона, приняло постановление от 25 декабря 1998 г. N 1541 (с изменениями от 14 августа 2002 г., 12 февраля, 8 августа 2003 г.), которым было введено Положение о воинском учете.
Пункт 30 данного Положения гласит, что "воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу и проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами в соответствии с настоящим Положением".
Таким образом, данная категория призывников ни в коем случае не должна сниматься с воинского учета в военном комиссариате, несмотря на поступление выписки из приказа и соответствующего ходатайства из вышеуказанных государственных органов.
Однако в мотивированных ходатайствах о снятии призывников с воинского учета могут содержаться ссылки на другие нормы права:
- ст.21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с последними изменениями от 30 июня 2002 г.): "граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации";
- ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-I (с последними изменениями от 7 июля 2003 г.): "военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации";
- ст.7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (с последними изменениями от 10 января 2003 г.): "личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, получается, что одни и те же общественные отношения в области воинской обязанности регулируются несколькими нормами, которые противоречат друг другу по своему содержанию, т.е. существует коллизия (столкновение) норм права.
Так каким должно быть правоприменение в таких случаях? Каким образом должна быть разрешена правовая коллизия, к примеру, между нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Федерального закона "О пожарной безопасности"?
Ответ на данные вопросы мог бы, наверное, дать Федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Но данный "закон о законах", который особенно ждут практикующие юристы, еще не принят и уже много лет находится в проекте на обсуждении.
Поскольку на сегодняшний день отсутствует нормативное урегулирование данной проблемы, необходимо обратиться к теории права, которая дает следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:
- если имеется противоречие между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа (об этом, в частности, указано в п.3 ст.90, ст.115 Конституции Российской Федерации);
- при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
- в случае коллизии между общей и специальной нормами, применяется последняя.
Какой государственный орган правомочен разрешать данные противоречия?
В соответствии с п.3 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 (с изменениями от 17 июня 2000 г.), военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, данным Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а одной из основных задач военных комиссариатов согласно п.12 вышеназванного Положения является осуществление воинского учета и организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, а также организация и осуществление призыва на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением им воинского звания офицера.
Таким образом, военный комиссариат (призывная комиссия) как раз и является тем компетентным органом, который уполномочен на применение норм права при вынесении юридически значимых решений в области воинского учета и призыва на военную службу и соответственно правомочен разрешать в каждом конкретном случае возникающие правовые коллизии.
Причем, основываясь на вышеприведенных положениях теории права, военный комиссариат и призывная комиссия должны при разрешении указанных противоречий оставлять приоритет за нормативными правовыми актами в области воинской обязанности и военной службы.
Такой вывод может быть сделан исходя из следующего.
Воинская обязанность в Российской Федерации установлена на основании ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации, определяющей, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Часть 2 ст.59 Конституции Российской Федерации гласит, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, данные конституционные положения формируют правовую основу в области воинской обязанности и военной службы, указывая на обязательное наличие в правовом поле Российской Федерации специального "военного" закона.
На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, поскольку предмет его регулирования однозначно представлен в его преамбуле: "Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества".
Статья 3 вышеназванного Закона определяет, что правовой основой воинской обязанности и военной службы является Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.
В данных положениях прослеживается воля законодателя на формирование пакета специальных нормативных правовых актов в особой области общественных отношений, относящихся к воинской обязанности и военной службе.
Анализ же норм Федерального закона "О пожарной безопасности", Закона Российской Федерации "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации позволяет сделать вывод, что данные нормативные правовые акты ни в коей мере не регулируют общественные отношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих. Напротив, у них свой, специальный предмет регулирования, каждый в своей области.
Так, Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между указанными в нем субъектами.
Закон Российской Федерации "О милиции" определяет задачи милиции: обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи в пределах, установленных данным Законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Предмет регулирования этого Закона, исходя из содержания его разделов, никакого отношения к воинской обязанности и военной службе не имеет.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определяет порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, нормы, касающиеся воинского учета и призыва на военную службу, вообще не должны содержаться в указанных нормативных правовых актах, а если и содержатся, то не должны противоречить специальному "военному" законодательству, так как предмет их регулирования совершенно иной.
Поскольку указанные нормы все же противоречат Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", т.е. вводят иные правила поведения в области воинского учета и призыва на военную службу, то применяться они не должны в силу одного из вышеуказанных принципов правоприменения, устанавливающего примат специальной нормы.
Необходимо также отметить, что Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации приняты еще до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. и действуют в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации является подзаконным актом. Данным Положением была введена новая категория граждан Российской Федерации, не подлежащих призыву на военную службу, не предусмотренная Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", т.е. подзаконный акт "вторгается" в сферу регулирования Федерального закона, что недопустимо, и эта норма Положения на практике применяться не должна.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" также вводит категорию граждан Российской Федерации, не подлежащих призыву и не предусмотренную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Данные законы по юридической силе равны. Однако, кроме того, что Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" обладает приоритетом в силу вышеуказанного специального предмета регулирования, он был принят позже Федерального закона "О пожарной безопасности".
Исходя из вышеизложенного, может быть использовано другое правило применения норм права: преимущество имеет норма, которая принята позднее, как наиболее правильно регламентирующая изменяющиеся общественные отношения.
Таким образом, отнесение призывников, проходящих службу в МВД России или ГПС МЧС России, не подпадающих под действие подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к категории граждан, не подлежащих призыву, является незаконным. Это подтверждается и п.3 ст.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который определяет, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности (и от воинского учета, и от призыва на военную службу) только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
С изложенной выше позиции автор неоднократно отстаивал права военного комиссариата в суде. Некоторые из судебных решений приведены ниже.
С большим удовлетворением можно отметить, что МЧС России приняло наконец положительное решение по данной проблеме, разослав по подчиненности указание от 16 октября 2003 г. N 33-3554-21.
В МВД России подобного рода указание было 9 февраля 1996 г. за N 1/2025.
Кроме того, в целях устранения противоречий в положениях указанных нормативных правовых актов в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 31 июля 2002 г. N Пр-1321 и Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2002 г. N МК-П4-13861, Министерством обороны Российской Федерации совместно с МВД России и МЧС России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы".
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России)
16 октября 2003 г. N 33-3554-21
О комплектовании органов управления подразделений Государственной
противопожарной службы
Начальникам региональных центров
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Начальникам главных управлений по
делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям г. Москвы
и Калининградской области
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2003 г. N 1122 "О призыве в октябре-декабре 2003 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" требую:
Прекратить прием на службу (работу) в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России граждан Российской Федерации, не имеющих права на отсрочку или освобождение от призыва, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
С.К. Шойгу
Решение Гагаринского межмуниципального суда г. Москвы
именем Российской Федерации
12 июля 2002 года Гагаринский межмуниципальный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Цапко Л.В. при секретаре Кузнецовой В.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Устиненкова Вячеслава Владимировича на действия военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы о снятии с воинского учета, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
Установил:
Заявитель: Устиненков В.В. обратился в суд и просит признать действия военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы неправомерными, просит снять его с воинского учета в военном комиссариате и предоставить отсрочку от призыва в армию, мотивируя тем, что он поступил на службу в 3 полк милиции УВО при ГУВД г.Москвы. В судебном заседании заявитель поддержал жалобу. Представитель военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы в суд явился, против удовлетворения жалобы возражал, пояснил, что Устиненков В.В. снятию с воинского учета в военном комиссариате не подлежит и отсрочка от призыва в армию ему не положена.
Суд, выслушав объяснения Устиненкова В.В., представителя военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении жалобы должно быть отказано.
Установлено, что Устиненков В.В. был отчислен за академическую неуспеваемость из МГСУ согласно справке от 21 января 2002 года за N 42.
29 мая 2002 года Устиненков В.В. как подлежащий призыву на военную службу прошел в военном комиссариате медицинское освидетельствование, был признан годным к военной службе (категория А-2), но от подписи в повестке на отправку в войска, назначенную на 30 мая 2002 года, отказался.
Устиненковым В.В. был представлен в военный комиссариат именной список граждан, поступивших на службу в 3 полк милиции УВО при ГУВД г. Москвы, в котором содержалась просьба о снятии его с воинского учета в военном комиссариате.
Требование Устиненкова В.В. о снятии с воинского учета в военном комиссариате и предоставлении отсрочки от призыва в армию удовлетворению не подлежит.
Воинская обязанность в Российской Федерации установлена на основании п.1 ст.59 Конституции Российской Федерации, определяющей, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.
Согласно п.3 ст.1 Федерального закона "Об обороне" в целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. В п.5 ст.1 данного Закона определены федеральные органы исполнительной власти, которые привлекаются к выполнению задач по обороне страны. Милиция в них не входит, так как задачи у нее, согласно ст.2 Закона "О милиции", совершенно другие.
Таким образом, гражданин призывного возраста, проходящий службу в милиции, не считается проходящим военную службу, задачи обороны страны не выполняет и сниматься с воинского учета в военном комиссариате не должен.
Ссылка на Положение о воинском учете неправомерна, так как абз.1 п. 29 данного Положения определяет, что воинский учет в ОВД осуществляется только в отношении граждан, проходящих службу в милиции и состоящих в запасе Вооруженных Сил. Призывники же состоять в запасе не могут согласно ст.52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Ссылка на ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" несостоятельна, поскольку в соответствии со ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы МВД РФ, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в МВД РФ. Однако Закон Российской Федерации "О милиции" 1991 г. принят еще до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г., относится на сегодняшний день к действующему законодательству, действует в части, не противоречащей Конституции, которая в ч.2 ст.59 определяет, что гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, он является специальным законом, регулирующим правоотношения в области обороны страны и все остальные нормативные правовые акты не должны ему противоречить в силу одного из основополагающих принципов права, который устанавливает примат специальной нормы над общей.
Ст.3 Федерального закона ""О воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г. определяет, что правовой основой воинской обязанности и военной службы является Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.
Закон "О милиции" отнести к законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области обороны или статуса отнести нельзя, так как рассмотренные выше задачи и функции милиции к воинской обязанности и военной службе никакого отношения не имеют.
Таким образом, на сегодняшний день основополагающим законом в рассматриваемых спорных правоотношениях является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г., в ст.ст.23, 24 которого установлен закрытый перечень категорий граждан, освобождаемых от призыва на военную службу, граждан, не подлежащих призыву и граждан, имеющих право на отсрочку от призыва, а в п.3 ст.1 указано, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности (и от воинского учета, и от призыва на военную службу) только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
При призыве граждан, поступающих либо работающих в милиции, надо руководствоваться Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. и иными актами, регулирующими правоотношения в области обороны.
При таких обстоятельствах оснований для снятия Устиненкова В.В. с воинского учета в военном комиссариате и представления отсрочки от призыва на военную службу не имеется, а поэтому в удовлетворении жалобы должно быть отказано.
С учетом изложенного, на основании Закона "О воинской обязанности и военной службе", руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд
Решил:
В удовлетворении жалобы Устиненкова В.В. на действия военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы о снятии с воинского учета, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отказать. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в 10 дней.
Определение Московского городского суда
по гражданскому делу
N 33-14677 от 14 октября 2002 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мироновой А.И., судей Борисовой Л.В., Курциньш С.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Мироновой А.И. по кассационной жалобе Устиненкова В.В. на решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 12 июля 2002 г., которым постановлено в удовлетворении жалобы Устиненкова В.В. на действия Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы о снятии с воинского учета, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отказать,
Установила:
Заявитель обратился в суд с жалобой на действия военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы и просил снять его с воинского учета в военном комиссариате и предоставить отсрочку от призыва в армию, мотивируя тем, что он поступил на службу в 3 полк милиции УВД при МВД г. Москвы.
Представитель военного комиссариата майор юстиции Борисевич А.Н. жалобу не признал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просил Устиненков В.В. по доводам частной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны по доводам кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания к отмене решения суда, постановленного в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Отказывая в удовлетворении жалобы, суд пришел к правильному выводу о том, что военный комиссариат обоснованно отказал заявителю в снятии с воинского учета и предоставлении отсрочки от призыва.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Устиненков В.В. был отчислен за академическую неуспеваемость из МГСУ в январе 2002 г. 29 мая 2002 г. он прошел в военкомате медицинское освидетельствование, был признан годным к военной службе, но от подписи в повестке на отправку в войска, назначенную на 30 мая 2002 г., отказался.
При разрешении заявленной жалобы суд обоснованно исходил из требований ст.ст.23, 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которые содержат перечень категорий граждан, освобожденных от призыва на военную службу, граждан, не подлежащих призыву, и граждан, имеющих право на отсрочку от призыва.
Суд установил, что заявитель является призывником, должен стоять на учете в военкомате и подлежит призыву на военную службу.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, аналогичны заявленной жалобе и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.304, 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия
Определила:
решение Гагаринского суда г.Москвы от 12 июля 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Устиненнкова В.В. без удовлетворения.
Решение именем Российской Федерации
9 июля 2003 г. Черемушкинский районный суд г.Москвы в составе федерального судьи Сорокинайте В.В., с участием адвоката Лагунчика А.Ф., при секретаре Столяровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2099 03 по заявлению Антипова С.Д. к Объединенному военному комиссариату Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы,
Установил:
Письмом от 26 марта 2003 года Антипова Сергея Дмитриевича обязали явиться на призывную комиссию (л.д.8).
Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения о призыве его на военную службу, ссылаясь на то, что он не подлежит призыву на военную службу, так как состоит на спецучете, являясь сотрудником 1 полка милиции УВО при ГУВД г.Москвы.
Представитель ответчика заявление не признал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и материалы личного дела призывника, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Антипов С.Д. 11.11.1983 года рождения приказом N 92 от 20.06.2002 года принят на службу рядовым в 1 полк милиции УВО при ГУВД г.Москвы.
Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.
П.3 ст.1 Федерального закона "Об обороне" установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации, согласно которой гражданин призывного возраста, не состоящий в запасе, должен проходить военную службу.
Ст.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что правовой основой воинской обязанности и военной службы является Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности и статуса военнослужащих, международные договоры.
Согласно нормам ст.ст.23, 24 данного Закона оснований для освобождения заявителя от военной службы или предоставления ему отсрочки не имеется.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что он стоит на спецучете в органах МВД и подлежит снятию с воинского учета, не может быть принята судом во внимание, так как нормы Закона Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел к правоотношениям в области обороны страны не применимы. Кроме того, они приняты до вступления в силу Конституции Российской Федерации и указанных законов.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Антипова Сергея Дмитриевича к Объединенному военному комиссариату Черемушкинского района ЮЗАО г.Москвы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
А.Н. Борисевич,
помощник военного комиссара Юго-Западного административного округа
г.Москвы, юрисконсульт объединенного военного комиссариата
Черемушкинского района
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых спорных вопросах призыва граждан на военную службу
Автор
А.Н. Борисевич - помощник военного комиссара Юго-Западного административного округа г.Москвы, юрисконсульт объединенного военного комиссариата Черемушкинского района
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 12