Где живут мастера
Визитная карточка
Между двух огней
О достопримечательностях и кухне
Пряничный рай
Тульская область издавна славится своими мастерами. Однако, как выяснилось, преуспевают туляки не только в ремеслах. Жизненная смекалка помогает одним вести бизнес с минимальными затратами, а другим - пополнять бюджет налогами.
Визитная карточка
Пока маршрутное такси везло нас из столицы в Тулу, я восстанавливала в памяти все, что знала об этом городе. Тульский Левша, тульские оружейники, тульские пряники, в Тулу со своим самоваром...
Родственник, встретивший нас на вокзале, заметно пополнил мои знания о регионе.
- Область у нас компактная и довольно специфическая. Больше всего доходов в бюджет дает не торговля, как во многих других регионах, а промышленность. У нас делают чугун, который очень ценится на Западе. Недаром Тулу называют "железным сердцем Европы". До сих пор славятся тульские оборонные заводы, которые производят оружие. Только вот работают они все больше на заграницу: заключают прямые договоры с зарубежными партнерами, и все оружие уходит за кордон.
Еще область производит огромное количество "химии": азотные удобрения, стиральные порошки, Fairy. (Вообще все, что выпускает фирма "Проктер энд Гембл", делается в Туле.) Эта продукция тоже экспортируется на весь мир.
- Вы хорошо осведомлены, - резюмировала я.
- Должность обязывает, работаю в администрации области. Ну, вернемся к нашим самоварам. Сейчас у нас бум: крупные российские заводы (в основном московские и питерские) строят здесь свои филиалы и представительства. С одной стороны, это хорошо: они вовлекают в процесс наши строительные предприятия, создают рабочие места. Но минусы тоже есть. Например, наш пивоваренный завод купила "Балтика". И пиво стало лучше, и люди пристроены, только вот федеральные налоги "Балтика" платит в Питере, а нам достаются немногочисленные местные.
- Что-то незаметно, что торговля не развита: все первые этажи домов заняты под бутики, салоны, залы игровых автоматов.
- Близость столицы, конечно, сказывается. Но пока реальных доходов от торговли немного. Малые предприятия якобы в убыток работают: прибыль уходит на развитие бизнеса и на зарплату сотрудникам. Ты в это веришь? Я тоже нет, но доказать обратное практически невозможно. Некоторые руководители предприятий получают минимальную заработную плату, которая не облагается подоходным налогом. Это же смех! Всем хорошо известно, что зарплату выплачивают в конвертах, а прибыль скрывают. Бухгалтеры умными стали: если надо, слона в корзине спрячут.
- Неужели налоги вообще никто не платит?
- Всего в области около 20 тысяч фирм и 50 тысяч предпринимателей. По нашим данным, 60 процентов налогов дают полсотни промышленных предприятий. Малый бизнес обеспечивает всего процентов 7-8 от общего объема налогов. Предприниматели тоже имеют долю, но она не превышает 8 процентов.
- Может, торговля не тульский конек? Тут, наверное, умельцы-мастера живут, которые могут блох подковывать.
- Да, у нас город мастеров: люди действительно башковитые. Знаешь, в Музее оружия есть блоха, которую подковал уже наш современник. На каждой лапке у нее подковка с тремя серебряными гвоздиками: в микроскоп видно. Однако русская смекалка проявляется не только в ремеслах, но и в жизни. Туляки хорошо соображают, как сделать так, чтоб заплатить поменьше. Недавно заехал к своим знакомым в небольшой районный городок. У них раньше печка в доме была, а теперь они электрическое отопление сделали. Естественно, оно огромное количество киловатт ест. Что ты думаешь они сделали? Поставили в счетчик пластиночку, чтоб колесо не крутилось.
- Так за это могут оштрафовать на кругленькую сумму.
- Не тут-то было. У них собака на чужих по-особому лает. Как только хозяева услышат ее "песню", сразу пластину вытаскивают: на всякий случай. Такой творческий подход и к налогам.
Между двух огней
Так получилось, что с руководителем УМНС по Тульской области Валерием Решем и предпринимателем Ильей из города Щекино я разговаривала в один день, но в разное время. Вопросы обоим решила задать одинаковые, поэтому диалог получился весьма необычный.
Валерий Реш: Прочитал я вашу статью про Ульяновск (декабрьский номер "Расчета" за прошлый год, стр.36 - прим. ред.). Что можно сказать? Электронная отчетность - это удобно, но насильно мил не будешь. На местах, конечно, могут перегнуть палку: все зависит от уровня квалификации сотрудников налоговых инспекций, их взаимоотношений с фирмами и общей культуры. Наше управление силовое давление не приветствует. В Тульской области только 30 процентов налогоплательщиков сдают отчеты на дискетах. Это в основном крупные предприятия: им так удобнее. Остальных пытаемся убедить, но только с помощью уговоров - никаких силовых приемов.
Илья: Вы в журнале много про электронную отчетность пишете. Действительно, с этими дискетками замучили всех. У налоговиков, видимо, задание из министерства: "посадить" на электронную отчетность определенный процент подопечных. Правда, нужно отдать должное тульским инспекторам - сильно они не зверствуют.
"Расчет": По-моему, отчетность на дискетах не так уж удобна, как это пытаются представить, ведь все приходиться дублировать на бумаге.
Валерий Реш: Не все сразу! Наше законодательство не готово к полному электронному документообороту, да и плательщики тоже. Но вкус к комфорту и свободе нужно прививать заранее. Сейчас задача не в том, чтобы принести в налоговую дискету - не в ней дело. А в том, чтобы в инспекциях не было очередей и давки. У нас же российский менталитет: стоит у НДС крайний срок - 20-е число, все придут именно 20-го. Тогда хоть всю инспекцию заставь принимать - все равно не успеют обслужить.
Например, в инспекции по центральному району четыре тысячи фирм на обслуживании и столько же предпринимателей. Представьте, все эти люди придут одновременно, что получится? Если уж так хочется сдавать отчетность в последний момент, то лучше прислать ее по почте или принести на дискетах. Кроме того, у нас в каждом подразделении есть ящики, в которые можно положить отчет, и его в этот же день зарегистрируют. Нет! Все стараются лично отдать документы: боятся ошибок, поэтому и ждут часами у дверей инспектора.
Илья: Дискетки - полная бессмыслица. Смысл появится, когда можно будет сидеть дома и по электронной почте отправлять отчеты в инспекцию. Мне кажется, что вся эпопея с дискетами устроена для того, чтобы (как выражаются налоговики) "оторвать" плательщика от инспектора. Ради бога, мы и сами не прочь оторваться. Но только тогда надо каких-то консультантов в налоговой "завести". Попробуй сейчас сдать отчетность без предварительной сверки с тем же инспектором: через два месяца столько налогов доначислят - мало не покажется. Еще и штрафы с пенями добавят.
"Расчет": За ошибки приходится дорого платить?
Валерий Реш: Это уже вопросы к законодательству. Будь оно стабильное и внятное, никто бы не боялся самостоятельности. Я понимаю, что за всеми изменениями в нормативных актах следить очень трудно, особенно представителям малого бизнеса. Тогда нужно нанимать хороших консультантов, аудиторов. Но за это тоже придется платить - а платить никто не хочет. Поэтому поступают проще: составляют отчетность "в карандаше", бегут в инспекцию и сверяют.
Илья: Денег лишних нет - то этому дай, то другому. Мы же не только налоги платим. Еще "крышу" содержим и чиновникам периодически "премии" выдаем. Поэтому дешевле инспектору коробочку конфет или коньяк принести и не иметь никаких проблем со штрафами. А за всеми налоговыми новшествами уследить просто невозможно. Каждый год что-то меняется. Если еще учесть все письма, разъяснения, телеграммы, указания, то можно с ума сойти.
Живешь как на вулкане. Вот с июля должны ввести электронные счета-фактуры и НДС-счета. Но ходят слухи, что они начнут действовать уже с апреля. Поэтому для современного предпринимателя есть два выхода: или "дружить" с чиновниками, или судиться.
"Расчет": Часто судитесь или все-таки улаживаете дела миром?
Валерий Реш: Знаете, наши судьи непредсказуемы. Они иногда действуют не по закону, а по приоритетам. Представитель плательщика хорошо аргументирует свою позицию - ему идут навстречу. Поэтому налоговая часто проигрывает, хотя правда на нашей стороне. Сейчас законы написаны так, что их можно понимать по-разному. Налоговики читают нормы по-своему, и плательщики - по-своему. Вообще суды - это болезнь роста: мы растем и болеем, и бизнесмены тоже "нездоровы". Поэтому будем "лечить" друг друга: они - нас, а мы - их.
Илья: Уладить все миром проще, но иногда просто надоедает таскать взятки и прогибаться. Суд - единственный способ борьбы с беспределом чиновников. Я не только про налоговиков говорю. Как проверка, так несколько тысяч штрафа. Причем за что наказывают - непонятно. Я после одной из таких проверок не стал платить, и правильно сделал. Суд снизил мой штраф с 10 тысяч до нескольких сот рублей. Правда, некоторые предприниматели судятся не за правду, а корысти ради: чтобы выиграть время.
"Расчет": Какие сейчас самые спорные вопросы?
Валерий Реш: Много споров по прибыли, по границам земли, по НДС. С обычными гражданами судимся по имущественному налогу: люди понастроили коттеджей, а платить не хотят.
Законодательно никто не определил сроки ввода домов в эксплуатацию. В лучшем случае платят налог на землю, а налог на имущество игнорируют. Мы пытались это прекратить, увязать как-то налоговое, гражданское законодательство, но суды нас не поддержали. Пришлось отменить свои требования. Много сейчас проблем с владельцами транспортных средств. Мы взяли за основу базу ГИБДД, а она несовершенна.
Илья: Есть проблемы с транспортным налогом. Иногда за машину как за самолет приходится платить. Налоговики многим неправильно насчитали лошадиные силы: как всегда, формально подошли к расчетам. Например, есть ВАЗ-2110, и по документам у него столько-то лошадиных сил. А движок-то у машины может быть какой угодно. А налоговики это не учли и все налоги начислили в зависимости от марки.
Валерий Реш: Если мы в чем-то ошиблись, например неправильно насчитали налог, не нужно нервничать и в газеты жаловаться. Надо прийти в налоговую: мы все пересчитаем. Налоговые инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Главное - не "заводиться" и все решать мирно. Как в быту: один увидит беспорядок и пройдет мимо. Другой будет орать, звонить во все инстанции, чтобы кто-то пришел и убрал. А третий просто подойдет и спокойно уберет сам.
О достопримечательностях и кухне
Все гости Тулы обязательно посещают Кремль, тем более что на его территории находятся музеи оружия и самоваров. Меня, например, эти достопримечательности мало впечатлили: Кремль - довольно запущенное и угрюмое место, а к оружию я не очень-то расположена. Зато музей-усадьба "Ясная Поляна" привел в восторг. Ухоженные дорожки, катание на тройках, изящные дома барской усадьбы, вековые дубы и чистый воздух. Неподалеку находится и могила писателя Льва Толстого. Это место посещают ежегодно сотни иностранцев и тысячи россиян. Как мне потом сказали, музей частично финансирует западное толстовское общество. Может, поэтому территория усадьбы так "не по-русски" ухожена.
После прогулок по Ясной Поляне мы порядком устали и проголодались. Моя знакомая, исполняющая обязанности "гида поневоле", предложила зайти в небольшой ресторанчик у входа в музей. Он представлял собой деревянный домик в русском стиле, где можно было попробовать не только традиционные щи и блины с икрой, но и салатики "От Софьи Андреевны" (жены Льва Толстого).
- Кстати, в самой Туле почему-то не так-то много кафе, - поделилась я своими наблюдениями. - Захочешь поесть - придется несколько кварталов пройти в поисках подходящего места для обеда. Неужели общепит у вас не пользуется спросом?
- Тула, конечно, не курортный город, поэтому желание пообедать в кафе возникает далеко не у каждого прохожего. Но ресторанчиков мало не поэтому - их просто невозможно открыть.
- Что значит невозможно?
- Ты задела больной вопрос. Я уже полгода пытаюсь стать владелицей небольшого кафе, и пока тщетно. На взятки и переговоры ушло много средств и времени. План моего заведения нужно для первости согласовать с архитектурой и СЭС. Все усложняется тем, что помещение, которое я хочу арендовать под кафе, строилось как офисное. И чиновники уверяют, что оно не приспособлено под общепит, хотя специалисты утверждают обратное.
- Интересно, какие аппетиты у тульских чиновников?
- Они сейчас умные стали - "живьем" деньги не берут. Поступают хитро: нужно прийти к чиновнику и объяснить свою проблему. Он говорит: "Знаете, у нас есть проверенный человек. Чтобы потом у нас с вами не было недоразумений, закажите проект помещения у архитектора N". Иду к N. Он смотрит план, вздыхает и в итоге говорит: "Так и быть, согласен. Но подводные камни все-таки есть. Вот здесь 5 сантиметров от раковины до стены, а по нормам СЭС должно быть 5,5. А вот здесь..." И так далее.
Ты в панике, не знаешь, что делать, где взять 5 миллиметров. Тут на помощь приходит доблестный N: "Я помогу вам. Обязуюсь сам все согласовать, только, сами понимаете, это будет стоить сумму". Ты, радостный, отдаешь деньги, а N большую их часть передает чиновникам. Получается та же взятка только не напрямую, а по замысловатому лабиринту. Это я тебе только про СЭС и архитекторов рассказала. А еще есть Госстандарт, милиция, пожарные...
- Да, творческие у вас чиновники...
- Они везде такие. А потом сидят, щеки надувают, говорят о развитии малого бизнеса. Вот я пытаюсь открыть малое предприятие: деньги есть, силы есть, мозги тоже - только палки в колеса вставляют. Не надо их помощи - лишь бы не мешали, и на том спасибо будет.
Пряничный рай
Быть в Туле и не попробовать знаменитые пряники просто немыслимо. Это лакомство популярно не только у нас в стране. Недавно в Израиле была обнаружена партия "тульских пряников" неизвестного происхождения.
- Выпекать тульские пряники имеют право только кондитерская фабрика "Ясная Поляна" и мы, - рассказывает главный бухгалтер кондитерской фабрики "Лакомка" Ирина Вишнякова. - Еще не знаем, как быть с израильскими "пряничниками". Самое удивительное: когда мы с ними связались, оказалось, что они прекрасно говорят по-русски и имеют русские имена.
- А на вкус фальшивые пряники отличаются от оригинала?
- На вкус не пробовали, но оформление у них интересное. Они круглой формы, раньше в России такие пряники жамками называли. С одной стороны на этикетке вид Московского Кремля, а с другой - почтальон Печкин. Только у них герой мультфильма почему-то именуется Выпечкиным.
- А вы секретный рецепт настоящих тульских пряников знаете?
- Постольку-поскольку. Я знаю, из чего их делают, потому что все сырье проходит через меня. От того, какого оно качества, зависит 80 процентов успеха. Приходится постоянно менять поставщиков: хочется, чтобы и продукты были хорошие, и цены оптимальные. У нас и так очень большая себестоимость продукции.
- Почему?
- Во-первых, это проблемы с налогом на добавленную стоимость. Реализуется наша продукция с 18-процентным НДС, а большая часть сырья закупается с 10-процентным. Получается, что на нас падает огромная часть платежей по этому налогу. Во-вторых, на фабрике "Лакомка" ручное производство, а оно очень затратное.
- Таково требование ГОСТа?
- Просто по-другому пряник не сделаешь. Автоматизация возможна только на некоторых участках. Пойдемте в цех, сами все увидите.
На пряничном производстве работают в основном женщины. В цехе моему взору предстал огромный стол, за которым в ряд стояли работницы. Одни зачерпывали из емкостей с надписями "Мед", "Меланж", "Ваниль" требуемое количество ингредиентов, добавляли муку и клали массу в машину для замеса теста. Другие раскатывали тесто в прямоугольные лепешки, клали начинку, делали оттиск сверху и отправляли в печь.
- Всего на фабрике работает около 300 человек. Но текучка кадров довольно большая: сами видите, труд тяжелый, - продолжила рассказ Ирина.
- Пряники может делать любой кондитер?
- Нет, нужны пряничные мастера. У нас их обучают прямо на производстве. Ведь от того, как в прянике лежит начинка - ровно или не ровно - или как сделан оттиск, зависит многое.
Напоследок нас проводили в музей пряников, организованный фирмой "Лакомка". Там можно было лицезреть медовые лакомства всех времен и народов, фотографии тульских фабрикантов-пряничников, архивные записи и огромный пудовый (16 килограммов) пряник. Его современные тульские умельцы выпекают в особо торжественных случаях. Например, такой пряник получил Владимир Путин во время своего визита в город мастеров.
О. Пережогина
"Расчет", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru