Большая стирка
Бухгалтер как директор
Работа дружбе не помеха
Два учета
Бухгалтер как почтальон
Бухгалтер как учитель математики...
...и воспитатель
Передышка
О вреде компьютеров...
...и пользе людей
Длинные зимние вечера
Это только дома кажется, что стирка - дело скучное. Как оказалось, быть главным бухгалтером прачечной - увлекательное занятие.
Бухгалтер как директор
В офис фабрики-прачечной "Очаково" мы с Надеждой Крушиневской пришли одновременно, как и договорились, ровно в девять часов утра. Поднялись по просторной лестнице и остановились у двери с табличкой "Финансовый директор". Когда Надежда Андреевна открыла дверь своим ключом и по-хозяйски вошла в кабинет, я поинтересовалась:
- Вы с финансовым директором в одном кабинете работаете?
- Финансовый директор - это, вообще-то, я, - улыбнулась моя героиня.
- А по телефону, когда я попросила главного бухгалтера, позвали вас, - растерялась я.
- Все правильно. Я по бумагам числюсь финансовым директором, а выполняю работу главбуха. А вот и моя помощница пришла. Как дела, Татьяна Федоровна?
- Потихоньку. В квартире только холодно, а так все хорошо.
Работа дружбе не помеха
- Мы с Татьяной уже больше 23 лет работаем вместе, - рассказала Надежда. - Познакомились еще в 1980-м в госплановском институте. Татьяна Федоровна работала в расчетном отделе, а я была заместителем главного бухгалтера. С тех пор мы работаем вместе.
И по характеру мы хорошо друг друга дополняем. Я человек импульсивный, а Татьяна более уравновешенная. Иногда я так переживаю по поводу похода в налоговую, а она меня успокаивает. Раньше мы и в театр вместе ходили, а теперь она иногда по моему служебному удостоверению на бесплатные семинары прорывается.
Два учета
Тем временем Надежда Андреевна открыла "1С" и потянулась к шеренге белых папок, стоящих у нее на столе.
- Тут у меня систематизирован налоговый учет: 27 папок, - не без гордости заметила она. - Татьяна Федоровна ведет бухгалтерский учет, а я больше налоговым занимаюсь. На бухгалтерский учет работают и материальный отдел, и расчетная часть бухгалтерии, и отдел реализации. А я все делаю сама. Если бы не налоговый учет, мы бы на работе вообще семечки щелкали, да, Татьяна Федоровна?
- Точно. И что неймется нашим парламентариям и чиновникам? То инструкцию какую-нибудь выдадут, то приказ, изменения к дополнениям, дополнения к изменениям, и откуда только идеи берутся!
- Мы часто им кости перемываем, - с усмешкой обратилась ко мне Надежда. - А потом, когда во всем разберемся и все сделаем, смотрим и думаем: а идея-то проста! И чего ее так запутали? Этим моя работа и интересна - непредсказуемостью. Интересно во всем разбираться, внедрять новое.
Бухгалтер как почтальон
В этот момент монолог моей героини прервал стук в дверь. Принесли свежую корреспонденцию - огромную пачку бумаг.
- Это все приходит на ваше имя? - удивилась я.
- Да нет, это вся почта фирмы. Разбираю ее обычно я и сама разношу по кабинетам, благо все рядом. Но и моего тут немало. Специализированные журналы, книги стараюсь сразу просмотреть. То, что срочно надо прочитать, кладу на стол, в папку. Менее интересное попадает в подшивку, я это читаю, когда руки доходят.
Бухгалтер как учитель математики...
Тут в кабинет зашел главный технолог, принес требование на получение спецодежды: белых халатов и тапочек для гладильщиц, комбинезонов и прорезиненной обуви для стиральщиков. Сразу же следом за ним заглянул главный менеджер.
- Надежда Андреевна! Я вам принесла документы с данными, сколько сегодня мы приняли белья для химчистки.
- На какую сумму?
- Не знаю, честно говоря...
- Что ж вы так. Ну давайте пойдем расчетным путем. Примем за икс 100 процентов суммы и посчитаем. - Надежда Андреевна пододвинула к себе прейскурант и принялась на подвернувшемся листочке решать уравнение. Через пять минут результат не сошелся на копейку, и менеджер ушла "искать" ее.
- Я всегда, прежде чем дать кому-нибудь задание, вникаю в него сама. Татьяна Федоровна, кофе попьем, пока никого нет?
- Попьем, конечно! - отозвалась помощница и включила электрический чайник. Но прежде, чем он вскипел, пришел рабочий, судя по виду - стиральщик.
...и воспитатель
- Мне бы аванс... Сами знаете, у меня детей трое, ну никак до зарплаты не дотягиваем.
- В счет будущей зарплаты, - предупредила Надежда.
- Конечно, конечно, - сказал стиральщик и ушел с подписанным заявлением.
- Трудно с рабочим коллективом общаться, - посетовала бухгалтер. - Этот вот не скандалил, потому что ему аванс был нужен. Но если кому-то из его коллег покажется, что мало заплатили, то доказать что-либо будет очень трудно. А если попросишь что-то сделать, еще подумают, выполнить твою просьбу или нет. Вот я в свое время в научном институте работала, там все больше отставные офицеры числились, у них совсем другое отношение к делу. Надо - значит надо.
А тут и персонал "старый", многие рабочие у нас по нескольку лет отработали, и все равно бывают трения. Вроде все друг про друга знаем, и в материальной помощи мы не отказываем, и беспроцентные ссуды даем, но...
Тут на столе у главбуха зазвонил телефон.
- Алло! Внуково? Здравствуйте! За какой срок вам выверку расчетов? За 2003 год? Сейчас вышлем, ждите. - Надежда перезвонила по внутреннему телефону в бухгалтерию и попросила выслать факс в аэропорт.
Телефон задребезжал снова.
- Сроки выдачи зарплаты обсуждайте со своим непосредственным начальством, оно вам все разъяснит. - Надежда положила трубку и грустно посмотрела на экран компьютера, по которому уже с час меланхолично плавала рыбка. - А сколько у нас времени? Второй час? Пойдемте пообедаем.
Передышка
- Первая половина дня у нас обычно более суматошная, чем вторая, - поделилась Надежда, потчуя меня домашним салатиком и чаем с баранками. - Руководящего состава у нас не один десяток человек, и почти каждый по нескольку раз на дню заглянет. Без меня здесь производственные вопросы не решаются. Но это просто рай по сравнению с тем, что было у меня на предыдущей работе. Там приступить к своим непосредственным обязанностям мне удавалось только после окончания рабочего дня, а до этого - бесконечные посетители и вопросы. Кстати, непонятно, почему сегодня меня директор не вызывал? Ничего, вызовет еще. Как вам наша столовая?
- Просто прелесть!
Столовая была просторной комнатой с раздвижными столами и красивыми стульями. Вообще все офисные помещения фабрики - просторные и светлые. Я с грустью подумала, что бухгалтерия этой прачечной - первая из виденных мной, в которой выполняются санитарные нормы по количеству квадратных метров на одного человека.
О вреде компьютеров...
Когда мы вернулись в кабинет, нас ждала девушка с бумагами.
- Надежда Андреевна! Мы тут совсем запутались. Как нам стиральный порошок провести?
- Удивляюсь я на тех, кто вас учил. Я в 1970 году бухгалтерский техникум закончила и до сих пор все помню. У обеих моих дочерей бухгалтерское образование, - Надежда повернулась ко мне, - и они иногда приходят ко мне с вопросами вроде: "Что такое активно-пассивный счет?" Это все оттого, что теперь проводки делает компьютер. А мы в свое время на каждую проводку делали "самолетик" - старшее поколение поймет, что я имею в виду.
Отпустив бухгалтера разбираться со стиральным порошком, Надежда Андреевна пофилософствовала:
- Бог знает, как проще - на счетах сводить баланс или на компьютере. То программа заартачится, то локальная сеть. В интернет у нас выхода пока нет, хотя и планируется. Когда я сюда пришла, компьютер был вообще не приспособлен для работы с бухгалтерскими программами, мы его исключительно как калькулятор использовали. Потом поставили "1С", шестую версию, но ее еще несколько месяцев под нас отлаживать пришлось. Теперь даже не уверены, ставить ли новую версию - там может и не быть того, что нам нужно.
Я почувствовала, что Надежда Андреевна смотрит мимо меня, и обернулась. За моей спиной стоял мужчина. Как выяснилось, это был начальник котельной, который принес договоры на обслуживание манометров, поставку газа и обучение операторов. За ним маячил начальник отдела кадров. Он попросил главбуха завизировать приказы о приеме на работу, выплате премий и очередном отпуске нескольких сотрудников. На этом поток посетителей иссяк, и Надежда Андреевна наконец "прогнала" рыбку с экрана и занялась налоговым учетом.
...и пользе людей
Однако поработать ей удалось всего несколько минут. В ранних зимних сумерках мигнул и выключился свет. Через несколько секунд он снова включился, но после этого сбоя "зависла" локальная сеть. В коридоре раздался негромкий говор - сотрудники, пользуясь внезапным перерывом, направились в курилку. Надежда Андреевна вздохнула и потянулась за телефонной трубкой.
- Такие простои для нас недопустимы. Как только приняли белье - сразу надо выписать счет. Алло, Вера Семеновна! Здравствуйте. У нас вот электричество выключалось и сеть не работает. Подскажите, что нажать? Куда? - Надежда Андреевна принялась щелкать кнопками, но безуспешно. - Не работает, Вера Семеновна. Вы нам нужны лично.
- А Вера Семеновна - это кто? - недоуменно спросила я.
- Наш системный администратор.
- Женщина?
- Ну да! Мы с ней сначала было не поладили, но потом все выяснили и теперь дружим. Оказалось, мы просто друг друга не поняли. Она не знала бухгалтерии, а я не знала компьютера. Теперь учимся друг у друга.
В этот момент сеть включилась - видимо, Вера Семеновна все исправила. А следом заглянула секретарь директора и попросила нашу героиню в приемную.
Вернулась Надежда радостная, и всего-то через 40 минут.
- Наш директор - просто молодец. Он дал добро на покупку сервера. Наверное, его так впечатлило, что свет выключился и все без сети остались. То есть покупка сервера давно обсуждалась, но только предположительно. А первым делом он поинтересовался, все ли налоги заплачены и можем ли мы себе позволить такую покупку. Я все сдаю вовремя: и бухгалтерский учет, и налоговый, - гордо заметила Надежда. - И всегда очень переживаю. Сижу в очереди в налоговой, слушаю, как те бухгалтеры, которые уже сдали отчеты, делятся опытом, и понимаю: я все сделала правильно. Но все равно чувствую себя как в школе на экзаменах. А потом, когда отстреляюсь за 20 минут, такое облегчение наступает!
Помню, как-то раз была особенно длинная очередь. Она собралась из-за совсем молодой девушки, которую до обеда налоговики долго мучили и после обеда еще вызвали. Она вышла веселая, довольная, ее спрашивают:
- Ну как?
- Ничего, - говорит, - всего на 60 тысяч не сошлось.
- И что же вы сделали? - округлили от ужаса глаза бухгалтеры.
- А мне сказали на счет... не помню какой... засунуть, ну я и засунула.
Длинные зимние вечера
Надежда Андреевна погрузилась в проводки. Так прошел примерно час, после чего в кабинет заглянул мужчина.
- Надя, поехали домой, - сказал он.
- Сейчас, через пять минут, - отозвалась бухгалтер. - Это мой супруг, - пояснила она мне, - он работает у нас же на фирме. Придется ему меня подождать - не люблю оставлять неоконченные дела.
Подождать пришлось и мне. Прошло пять минут, десять. В следующий раз муж Надежды Андреевны появился почти через час и снова позвал ее домой.
- Сейчас иду, уже почти все, - сказала она. Ближе к девяти вечера супруг появился в третий раз.
- Надя, уже поздно...
Надежда Андреевна собралась и вышла из уже опустевшего офиса. На ее столе осталась чашка кофе, остывшего десять часов назад.
В. Громская
"Расчет", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru