Будьте внимательны
Двуликая компенсация
Оптимальный вариант
Осторожно: коэффициент
"Переобуваем" машину
С "транспортными" проблемами в учете рано или поздно сталкивается любой бухгалтер.
Как решить некоторые из них, обсуждали на семинаре, где побывала наш эксперт Светлана Матвеева.
Двуликая компенсация
Трудовое законодательство обязывает фирму компенсировать своему работнику все расходы, связанные с использованием его имущества (ст.188 ТК). Это значит, что владелец автомобиля должен получить не только компенсацию за его использование в служебных целях, но и возмещение расходов на ремонт машины, покупку запчастей и бензина.
В Налоговом кодексе все не так однозначно. С одной стороны, фирма может включить в расходы сумму любой компенсации, выплаченной работнику, если таковая предусмотрена трудовым или коллективным договором (ст.255 НК). В то же время по статье 264 получается, что компенсацию за использование автомобиля можно учесть только в пределах норм, которые установлены постановлением правительства от 8 февраля 2002 г. N 92.
Налоговики считают, что расходы на техобслуживание личной машины сотрудника, а также на покупку запчастей и ГСМ уже заложены в сумму компенсации. Поэтому, дополнительно возместив работнику подобные затраты, фирма не сможет учесть их при расчете налога на прибыль.
- Налоговая эти расходы не принимает, - поделилась со слушателями лектор семинара Анна Крылова, аудитор со стажем. - Если вы хотите "бодаться" с инспектором, то при выплате такой компенсации попробуйте составить разъяснительную записку следующего содержания: "ООО "Пассив" использует для служебных поездок личный автомобиль Иванова И.И. В соответствии со статьей 188 Трудового кодекса фирма компенсировала ему затраты на ремонт автомобиля (ГСМ и т.п.) в таком-то размере. Согласно статье 255 Налогового кодекса, эти суммы учитываются при расчете налога на прибыль". Когда инспектор придет на проверку, он вычеркнет все эти расходы, и продолжать дискуссию вы будете в суде. Причем чью сторону примут арбитры, сказать сложно.
Оптимальный вариант
Фирма сможет избежать проблем с компенсацией, если возьмет автомобиль сотрудника в аренду. Для этого нужно знать несколько правил.
Заключая с работником договор аренды с экипажем (ст.632 ГК), фирмы часто указывают в нем общую сумму. Налоговики от этого не в восторге. Ведь часть денег сотрудник получает за услугу по управлению автомобилем. А подобные выплаты облагаются ЕСН.
При проверке налоговики непременно укажут, что договорная сумма не разбита на составляющие. То есть непонятно, сколько фирма платит за аренду и сколько - за услуги по управлению автомобилем.
Раньше они косвенным путем на основе рыночных цен рассчитывали, какая часть платежа приходится на оплату труда, и доначисляли соцналог и пени. Сейчас ситуация еще печальнее: контролеры решили считать соцналог со всей неразбитой суммы арендной платы.
Анна Крылова посоветовала не создавать себе лишних проблем и сразу разделять в договоре с работником платежи за аренду и за управление машиной. С теми же, кого не вдохновляет перспектива платить ЕСН, аудитор посоветовала заключить договор аренды без экипажа (ст.642 ГК). Он хорош тем, что позволяет включить в арендную плату все расходы работника на содержание автомобиля. При этом в бюджет нужно перечислить лишь удержанный из этой суммы налог на доходы физлиц.
Правда, налоговики обязательно проверят, кто управляет арендованной машиной. Если по каким-либо первичным документам станет ясно, что за рулем служебного автомобиля оказался его собственник, налоговый инспектор "переквалифицирует" сделку в договор с экипажем и заставит доплатить ЕСН. Чтобы этого избежать, Анна Крылова посоветовала в путевых листах указывать фамилию другого работника фирмы (например, водителя).
- Наши сотрудники работают на своих машинах, - вступил в диалог с лектором один из слушателей. - Фирма оплачивает ремонт их автомобилей, бензин и другие текущие расходы. Ни арендную плату, ни компенсацию работники не получают, только зарплату...
- Фактически это безвозмездное пользование, - объяснила аудитор. - Год назад аудиторы широко рекламировали этот вид договора. На тот момент он позволял сэкономить налог на доходы физлиц. В этом году налоговики поумнели и эта сделка попала в ранг безвозмездно полученных услуг. Это значит, что рыночную стоимость "безвозмездно полученной аренды" фирма обязана включить в состав внереализационных доходов (п.8 ст.250 НК). При этом списать затраты на содержание самих автомобилей можно на основании статьи 264 Налогового кодекса.
Осторожно: коэффициент
Многие покупают автомобили по договору лизинга. Для фирмы это удобно, так как по такому имуществу можно списывать на затраты "увеличенные" суммы амортизации за счет использования специального коэффициента, максимально равного трем. (Подробнее об учете лизинговых операций читайте на стр.84.)
- Однако прежде чем применить ускоренную амортизацию, задайте себе вопрос: действительно ли перед вами договор лизинга? На этом вопросе некоторые бухгалтеры спотыкаются до сих пор, - сообщила Анна Крылова.
Лизинг принципиально отличается от аренды. Когда основное средство сдают в аренду, оно уже числится на балансе арендодателя. А вот по договору лизинга фирма-лизингодатель приобретает имущество у продавца уже после того, как будет заключен договор. Ведь именно в нем фирмы указывают, какое имущество должно быть куплено для его последующей передачи лизингополучателю. Если это условие не выполнено, при проверке налоговики обязательно укажут на неправильное применение коэффициента и доначислят налог на прибыль.
Зашел разговор и о коэффициенте 0,5 для легковых машин стоимостью не более 300 тысяч рублей и микроавтобусов стоимостью не более 400 тысяч рублей.
- Недавно в одном из своих писем Минфин напомнил фирмам, что в бухгалтерском учете, в отличие от налогового, понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. N 16-00-14/318 - прим. ред.), - сообщил лектор. - Поэтому возникает разница между бухгалтерской и налоговой амортизацией.
Анна Крылова посоветовала сблизить бухгалтерский и налоговый учет через срок полезного использования. Например, фирма купила автомобиль. В налоговом учете срок его полезного использования составляет пять лет, а амортизация начисляется с применением коэффициента 0,5. Если установить в бухучете десятилетний срок полезного использования, суммы амортизации совпадут.
- Не забудьте закрепить в своей учетной политике, что фирма решила самостоятельно устанавливать в бухгалтерском учете срок использования имущества, - подсказала Анна Крылова. - Но при этом, естественно, ориентируясь на Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы. Это не будет нарушением. Закон о бухучете разрешает фирме в некоторых случаях не применять правила бухгалтерского учета. Например, если это нецелесообразно. Главное - обосновать это в учетной политике и пояснительной записке к годовой отчетности.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете фирма устанавливает срок полезного использования имущества в момент ввода его в эксплуатацию. Чтобы его изменить, можно использовать переход права собственности или модернизацию. В первом случае автомобиль нужно "продать" третьей фирме, затем "купить" его и с чистой совестью установить новый срок его использования.
"Переобуваем" машину
Одна из слушательниц спросила у Анны Крыловой, как правильно учитывать шины. Оказывается, в этом вопросе "плавают" многие бухгалтеры. Например, некоторые списывают стоимость шин пропорционально пробегу. Другие относят стоимость снятой с машины зимней резины к внереализационным доходам фирмы.
- Покрышки, которые поступают вместе с новым автомобилем (на колесах и одна "запаска"), увеличивают его первоначальную стоимость, - разъяснила аудитор. - Резину, купленную отдельно, учитывают на счете 10 субсчет "Запасные части".
По мнению Анны Крыловой, в момент ввода шин в эксплуатацию (когда машину "переобувают") их стоимость можно списать на затраты в бухгалтерском учете и единовременно включить в состав материальных расходов - в налоговом.
Однако у налоговиков есть своя точка зрения. Они считают, что шины, "отходившие" зиму, - это возвратные материалы. Значит, снятые с машины, но годные для дальнейшего использования покрышки в бухучете нужно оприходовать по рыночным ценам. В налоговом учете переданные на склад зимние шины налоговики относят к возвратным отходам, на сумму которых нужно уменьшить материальные расходы фирмы.
- Ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете подобных требований нет, - заявила аудитор. - Но, к сожалению, нормы закона не всегда совпадают с "пожеланиями" налоговиков. Поэтому фирме остается самостоятельно выбирать, что лучше: дружба с инспектором или справедливое решение суда.
Благодарим за помощь в подготовке материала Общество финансового и экономического развития предприятий (www.finans.ru).
С. Матвеева,
эксперт
"Расчет", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru