2. Руководителям органов управления здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:
2.1. Ввести в домах ребенка регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).
2.2. Организовать диагностику состояния здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.
2.3. Обеспечить квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать необходимую медицинскую помощь на территории.
2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
3. Главному вычислительному центру (Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
4. Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):
4.1. Организовать отдел автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
4.2. Создать банк данных о состоянии здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.
4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в Минздрав анализ состояния здоровья детей.
5. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.
6. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
7.1. Обеспечить консультативную и лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.
7.2. В течение 1994 г. в установленном порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов ребенка.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.
Министр |
Э.А.Нечаев |
Начальник отдела |
Э.И.Погорелова |
Показатели нервно-психического развития детей для детских учреждений
Показатели нервно-психического развития
детей 1-го года жизни
-------------------------------------------------------------------------
Возраст|Зрительные |Слуховые | Эмоции и |Движения руки и
|ориентировочные|ориентировочные| социальное |действия с
|реакции |реакции | поведение |предметами
-------+---------------+---------------+---------------+-----------------
10 дней| Удерживает в | Вздрагивает и| - | -
|поле зрения |моргает при | |
|движущийся |резком звуке | |
|предмет (сту- | | |
|пенчатое слеже-| | |
|ние) | | |
| | | |
18-20 | Удерживает в | Успокаивается| - | -
дней |поле зрения не-|при сильном | |
|подвижный пред-|звуке | |
|мет (лицо | | |
|взрослого) | | |
| | | |
1 мес | Появляется | Слуховое сос-| Первая улыбка|
|плавное просле-|редоточение |в ответ на раз-|
|живание движу- |(прислушивается|говор взрослого|
|щегося предмета|к голосу взрос-| |
| |лого, к звуку | |
| |игрушки) | |
| | | |
2 мес | Длительное | Ищущие пово- | Быстро отве- | -
|зрительное сос-|роты головы при|чает улыбкой на|
|редоточение: |длительном зву-|разговор с ним;|
| смотрит на |ке; | длительное |
|привлекший вни-| поворачивает |зрительное со- |
|мание неподвиж-|голову в сторо-|средоточение на|
|ный предмет или|ну голоса |другом ребенке |
|лицо взрослого;|взрослого | |
|длительно сле- | | |
|дит за движу- | | |
|щейся игрушкой | | |
|или взрослым | | |
| | | |
3 мес | Зрительное | - | Проявляет | Случайно на-
|сосредоточение | |"комплекс ожив-|талкивается ру-
|в вертикальном | |ления" в ответ |ками на игруш-
|положении (на | |на эмоциональ- |ки, низко вися-
|лице говорящего| |ное обращение с|щие над грудью
|с ним взросло- | |ним (разговор);|
|го, на игрушке)| |ищет глазами |
| | |ребенка, издаю-|
| | |щего звуки |
| | | |
4 мес | Узнает мать | Поворачивает | Во время | Рассматрива-
|(радуется) |голову в сторо-|бодрствования |ет, ощупывает и
| |ну невидимого |часто и легко |захватывает
| |источника звука|возникает |низко висящие
| |и находит его |"комплекс ожив-|над грудью иг-
| |глазами; |ления"; громко |рушки
| |по-разному реа-|смеется в ответ|
| |гирует на спо- |на эмоциональ- |
| |койную и плясо-|ное речевое об-|
| |вую мелодию |ращение с ним; |
| | |ищет взглядом |
| | |другого ребен- |
| | |ка, рассматри- |
| | |вает, радуется,|
| | |тянется к нему |
| | | |
5 мес | Отличает | Узнает голос | Радуется ре- | Четко берет
|близких людей |матери или |бенку, берет у |игрушки из рук
|от чужих по |близкого чело- |него из рук иг-|взрослого;
|внешнему виду |века; различает|рушку, гулит |удерживает в
|(по-разному ре-|строгую и лас- | |руке игрушку
|агирует на лицо|ковую интонацию| |
|знакомого и |обращенной к | |
|незнакомого |нему речи, | |
|взрослого) |по-разному реа-| |
| |гирует | |
| | | |
6 мес | - | По разному | - | Свободно бе-
| |реагирует на | |рет игрушки из
| |свое и чужое | |разных положе-
| |имя | |ний и подолгу
| | | |занимается, пе-
| | | |рекладывает из
| | | |одной руки в
| | | |другую
| | | |
7 мес | - | - | - | Игрушкой сту-
| | | |чит, размахива-
| | | |ет, переклады-
| | | |вает, бросает
| | | |ее
| | | |
8 мес | - | - | Смотри на | Игрушками за-
| | |действия друго-|нимается долго
| | |го ребенка и |и разнообразно
| | |смеется или ле-|действует ими;
| | |печет |подражает дейс-
| | | |твиям взрослого
| | | |с игрушками
| | | |(толкает мяч,
| | | |стучит, вынима-
| | | |ет и т. п.)
| | | |
9 мес | - | Плясовые дви-| Догоняет ре- | С предметами
| |жения под пля- |бенка, ползет |действует
| |совую мелодию |ему навстречу; |по-разному, в
| | |подражает дейс-|зависимости от
| | |твиям и движе- |их свойств (ка-
| | |ниям другого |тает, открыва-
| | | |ет, гремит, на-
| | | |жимает, вынима-
| | | |ет и пр.
| | | |
10 мес| - | - | Действует ря-| Самостоятель-
| | |дом с ребенком |но и по просьбе
| | |или одной иг- |взрослого вы-
| | |рушкой с ним |полняет разу-
| | | |ченные с игруш-
| | | |ками действия:
| | | |вынимает, вкла-
| | | |дывает, откры-
| | | |вает, снимает и
| | | |др.
| | | |
11 мес| - | - | Радуется при-| Овладевает
| | |ходу детей; из-|новыми, разу-
| | |бирательное от-|ченными дейс-
| | |ношение к детям|твиями и начи-
| | | |нает выполнять
| | | |их по слову
| | | |взрослого: нак-
| | | |ладывает кубик
| | | |на кубик, сни-
| | | |мает и надевает
| | | |кольца с боль-
| | | |шими отверстия-
| | | |ми на стержень
| | | |
12 мес| Различает | - | Протягивает | Выполняет са-
|предметы по | |другому ребенку|мостоятельно
|форме (отличает| |игрушку, сопро-|действия с иг-
|кирпичик от ку-| |вождая это сме-|рушками: ката-
|бика по слову | |хом и лепетом; |ет, водит, кор-
|взрослого); уз-| |ищет игрушку, |мит и пр.; пе-
|нает на фотог- | |спрятанную дру-|реносит дейс-
|рафии знакомого| |гим ребенком |твия, разучен-
|взрослого | | |ные с одним
| | | |предметом на
| | | |другой (водит,
| | | |кормит, баюкает
| | | |куклу, мишку,
| | | |кошку, зайца и
| | | |пр.)
-------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
Возраст| Движения |Подготовитель- |Подготовитель- | Навыки и
| общие |ные этапы раз- |ные этапы раз- | умения в
| |вития понимания|вития активной | процессах
| | речи | речи |
-------+---------------+---------------+---------------+-----------------
10 дней| - | - | - | -
| | | |
18-20 | | | |
дней | - | - | - | -
| | | |
1 мес | Лежа на живо-| - | Издает от- | -
|те, пытается | |дельные звуки и|
|поднять и удер-| |в ответ на раз-|
|живать голову | |говор с ним |
| | | |
2 мес | Лежа на живо-| - | Повторно про-| -
|те поднимает и | |износит отдель-|
|непродолжитель-| |ные звуки |
|но удерживает | | |
|голову | | |
| | | |
3 мес | Лежит на жи- | - | - | -
|воте несколько | | |
|минут, опираясь| | |
|на предплечья и| | |
|высоко подняв | | |
|голову; при | | |
|поддержке под | | |
|мышки крепко | | |
|упирается о | | |
|твердую опору | | |
|ногами, согну- | | |
|тыми в тазобед-| | |
|ренном суставе;| | |
|удерживает го- | | |
|лову в верти- | | |
|кальном положе-| | |
|нии (на руках | | |
|взрослого) | | |
| | | |
4 мес | То же, что в | - | Гулит | Во время
|3 мес, но более| | |кормления при-
|ярко выражено | | |держивает рука-
| | | |ми грудь матери
| | | |или бутылочку
| | | |
5 мес | Долго лежит | - | Подолгу певу-| Ест с ложки
|на животе под- | |че гулит |полугустую и
|няв корпус и | | |густую пищу
|опираясь на ла-| | |
|дони выпрямлен-| | |
|ных рук; пере- | | |
|ворачивается со| | |
|спины на живот;| | |
|ровно, устойчи-| | |
|во стоит при | | |
|поддержке под | | |
|мышки | | |
| | | |
6 мес | Переворачива-| - | Произносит | Хорошо ест с
|ется с живота | |отдельные слоги|ложки, снимает
|на спину; пе- | |(начало лепета)|пищу губами;
|редвигается, | | |небольшое коли-
|переставляя ру-| | |чество жидкой
|ки или немного | | |пищи пьет из
|подползая | | |блюдца или из
| | | |чашки
| | | |
7 мес | Хорошо полза-| На вопрос | Подолгу лепе-| Пьет из чашки
|ет (много и |"где?" ищет и |чет, повторно |
|быстро в разных|находит взгля- |произносит одни|
|направлениях) |дом предмет не-|и те же слоги |
| |однократно на- | |
| |зываемый, нахо-| |
| |дящийся посто- | |
| |янно в опреде- | |
| |ленном месте | |
| |(например, ча- | |
| |сы, куклу и | |
| |пр.) | |
| | | |
| | | |
| | | |
8 мес | Сам садится, | На вопрос | Громко, четко| Ест корочку
|сидит и ложит- |"где?" находит |и повторно про-|хлеба, которую
|ся, придержива-|несколько (2-3)|износит различ-|держит в руке;
|ясь руками за |предметов на |ные слоги |пьет из чашки,
|барьер, сам |постоянных мес-| |которую держит
|встает, стоит и|тах; по слову | |взрослый
|опускается; пе-|взрослого вы- | |
|реступает, дер-|полняет разу- | |
|жась за барьер |ченные ранее | |
| |действия (без | |
| |показа), напри-| |
| |мер, ""ладуш- | |
| |ки", "дай руч- | |
| |ку" и пр. | |
| | | |
9 мес | Переходит от | На вопрос | Подражает | Хорошо пьет
|одного предмета|"где?" находит |взрослому, пов-|из чашки, слег-
|к другому, |несколько пред-|торяя за ним |ка придерживая
|слегка придер- |метов в разных |слоги, которые |ее руками; фор-
|живаясь за них |местах, незави-|уже есть в ле- |мируется навык
|руками |симо от их пос-|пете |опрятности
| |тоянного место-| |(спокойно отно-
| |положения; зна-| |сится к процес-
| |ет свое имя, | |су высаживания)
| |оборачивается | |
| |на зов | |
| | | |
10 мес| Входит на не-| По просьбе | Подражая | Закрепляются
|высокую поверх-|"дай" находит и|взрослому, пов-|умения, приоб-
|ность или на |дает знакомые |торяет за ним |ретенные за 9
|горку (держась |предметы; при |новые слоги, |мес
|за перила) и |заигрывании с |которых нет в |
|сходит с нее |ним выполняет |его лепете |
| |разученные | |
| |действия и дви-| |
| |жения: "дого- | |
| |ню-догоню", | |
| |"сорока-воро- | |
| |на", играет в | |
| |прятки и др. | |
| | | |
11 мес| Стоит самос- | По словесной | Произносит | Умения и на-
|тоятельно; де- |инструкции вы- |первые слова - |выки закрепля-
|лает первые са-|полняет разу- |обозначения: |ются
|мостоятельные |ченные дейс- |"дай", "ав-ав",|
|шаги |твия, не подс- |"бах" |
| |казанные пред- | |
| |метами (водит | |
| |куклу, кормит | |
| |собачку); появ-| |
| |ляются первые | |
| |обобщения в по-| |
| |нимаемой речи | |
| |(по просьбе | |
| |взрослого нахо-| |
| |дит, дает любую| |
| |куклу, которую | |
| |видит среди иг-| |
| |рушек, любой | |
| |мяч, все маши- | |
| |ны, часы и пр.)| |
| | | |
12 мес| Ходит самос- | Понимает без | Легко подра- | Самостоятель-
|тоятельно (без |показа названия|жает новым сло-|но пьет из чаш-
|опоры) |нескольких |гам; произносит|ки (берет ее
| |предметов, |6-10 облегчен- |руками, ставит
| |действий, имена|ных слов |на стол)
| |детей и взрос- | |
| |лых, выполняет | |
| |отдельные пору-| |
| |чения (принеси,| |
| |найди, отдай | |
| |тете, положи на| |
| |место и пр); | |
| |понимает слово | |
| |"нельзя" (прек-| |
| |ращает дейс- | |
| |твие); некото- | |
| |рые слова в ре-| |
| |чи взрослых | |
| |принимают обоб-| |
| |щенный харак- | |
| |тер; по слову | |
| |взрослого вы- | |
| |полняет разу- | |
| |ченные ранее | |
| |действия с иг- | |
| |рушками | |
-------------------------------------------------------------------------
Показатели нервно-психического развития детей 2-года
года жизни
-------------------------------------------------------------------------
Воз- |Развитие речи |Сенсорное |Игра и |Движения | Навыки
раст |---------------------|развитие |действия | |
|понимание |активная | |с | |
|речи |речь | |предметами| |
-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------
1 год 1| Запас по-| Пользует-| Ориенти- | Воспроиз-| Ходит | Самостоя-
мес - |нимаемых |ся лепетом|руется в |водит в |длительно,|тельно ест
1 год |слов быст-|и отдель- |двух конт-|игре дейс-|не приса- |густую пи-
3 мес |ро расши- |ными об- |растных |твия с |живаясь, |щу ложкой
|ряется |легченными|величинах |предметами|меняет по-|
| |словами в |предметов |разу- |ложение |
| |момент |(типа ку- |ченными |(приседа- |
| |двигатель-|бов) с |(кормит |ет, накло-|
| |ной актив-|разницей в|куклу, на-|няется, |
| |ности и |3 см |низывает |поворачи- |
| |радости | |кольца на |вается, |
| | | |стержень) |пятится) |
| | | | | |
1 год 4| Обобщает | Облегчен-| Ориенти- | Отобража-| Перешаги-| Самостоя-
мес - |предметы |ными сло- |руется в |ет в игре |вает через|тельно ест
1 год |по сущест-|вами |3-4 конт- |отдельные |препятс- |жидкую пи-
6 мес |венным |("би-би") |растных |наблюдае- |твия прис-|щу
|признакам |и произно-|формах |мые дейс- |тавным ша-|
|в понимае-|симыми |предметов |твия |гом |
|мой речи |правильно |(шар, куб,| | |
| |(машина) |кирпичик, | | |
| |называет |призма) | | |
| |предметы и| | | |
| |действия в| | | |
| |момент | | | |
| |сильной | | | |
| |заинтере- | | | |
| |сованности| | | |
| | | | | |
1 год 7| Понимает | Во время | Ориенти- | Воспроиз-| Ходит по | Частично
мес - |несложный |игры сло- |руется в |водит нес-|ограничен-|раздевает-
1 год |рассказ по|вами и |3-4 конт- |ложные |ной по- |ся с не-
9 мес |сюжетной |двухслов- |растных |(сюжетные)|верхности |большой
|картинке, |ными пред-|величинах |постройки |шириной в |помощью
|отвечает |ложениями |предметов |- перекры-|15-20 см и|взрослого
|на вопросы|обозначает|(типа ку- |тия типа |приподня- |(трусы,
|взрослого |свои дейс-|бов) с |"ворота", |той над |ботинки,
| |твия |разницей в|"скамей- |полом на |шапку)
| | |3 см |ка", "дом"|15-20 см |
| | | | | |
1 год | Понимает | При обще-| Подбирает| В игре | Перешаги-| Частично
10 мес |рассказ |нии со |по образцу|воспроиз- |вает через|одевается
- 2 |без показа|взрослым |и слову |водит ряд |препятс- |(ботинки,
года |о событи- |пользуется|3-4 конт- |последова-|твие чере-|шапку)
|ях, бывших|трехслов- |растных |тельных |дующимся |
|в опыте |ными пред-|цвета |действий |шагом |
|ребенка |ложениями,| |(начало | |
| |употребляя| |сюжетной | |
| |прилага- | |игры) | |
| |тельные и | | | |
| |местоиме- | | | |
| |ния | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Показатели нервно-психического развития детей
3-го года жизни
-------------------------------------------------------------------------
Возраст| Активная речь | Сенсерное развитие | Игра
|-------------------------+-------------------------|
| грамматика | вопросы | восприятие | восприятие |
| | | формы | цвета |
--------+------------+------------+------------+------------+------------
2 - | Говорит |Появляются | По образцу | Подбирает | Игра носит
- 2 1/2|многословны-|вопросы |подбирает |по образцу |сюжетный ха-
года |ми предложе-|"где?", "ку-|основные ге-|разнообраз- |рактер, ре-
|ниями (более|да?" |ометрические|ные предметы|бенок отра-
|трех слов) | |формы в раз-|4-х основных|жает взаи-
| | |нообразном |цветов (к |мосвязь и
| | |материале |фону предме-|последова-
| | | |та) |тельность
| | | | |действий
| | | | |(2-3) из
| | | | |жизни окру-
| | | | |жающих
| | | | |
2 1/2 - | Начинает | Появляются | В своей де-| Называет 4 | Появляются
- 3 |употреблять |вопросы |ятельности |основных |элементы ро-
года |сложные |"когда?", |правильно |цвета |левой игры
|предложения |"почему?" |использует | |
|(придаточ- | |геометричес-| |
|ные) | |кие формы | |
-------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
Возраст| Конструк- |Изобрази- | Навыки | Движения
| тивная |тельная де- |-------------------------|
|деятельность| ятельность | в одевании | кормлении |
--------+------------+------------+------------+------------+------------
2 - | Самостоя- | | Полностью | Ест акку- | Перешагива-
- 2 1/2|тельно дела-| |одевается, |ратно |ет через
года |ет сюжетные | |но еще не | |палку или
|постройки и | |умеет засте-| |веревку, го-
|называет их | |гивать пуго-| |ризонтально
| | |вицы, завя- | |приподнятую
| | |зывать шнур-| |от пола на
| | |ки | |20-28 см
| | | | |
2 1/2 - | Появляются | С помощью | Одевается | Пользуется | Перешагива-
- 3 |сложные сю- |карандаша, |самостоя- |салфеткой, |ет через
года |жетные пост-|глины изоб- |тельно, мо- |по мере на- |палку или
|ройки (дом с|ражает прос-|жет застеги-|добности, |веревку, го-
|забором, до-|тые предме- |вать пугови-|без напоми- |ризонтально
|рогой) |ты, называет|цы, завязы- |нания |приподнятую
| |их |вать шнурки | |на 30-35 см
| | |с небольшой | |
| | |помощью | |
| | |взрослого | |
-------------------------------------------------------------------------
Количественная оценка развития детей
Группы развития | ||||
I | II | III | IV V Развитие, характеризующее пограничное состояние нормы с патологией и патологию |
|
1. Опережение: а) на 2 эпи- кризных срока - высокое развитие б) на 1 эпи- кризный срок - ускоренное разви- тие 2. Опережение: негармоничное, верхнегармонич- ное развитие (на разное количество эпикризных сро- ков) 3. Нормальное развитие |
Отставание на 1 эпи- кризный срок 1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей 2-я степень - по 1/2 по- казателей 3-я степень - по 3/4 или по всем по- казателям 2. Негармо- ничное раз- витие, ати- ничное - часть пока- зателей вы- ше, часть ниже нормы |
Отставание на 2 эпикри- зных срока 1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей 2-я степень - по 1/2 по- казателей 3-я степень - по 3/4 или по всем по- казателям 2.а)Негармо- ничное раз- витие, ати- ничное - часть пока- зателей вы- ше, часть ниже нормы б) Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки |
Отставание на 3 эпикри- зный срока 1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей 2-я степень - по 1/2 по- казателей 3-я степень - по 3/4 или по всем по- казателям 2. Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки |
Отставание на 4-5 эпи- кризных сро- ков 1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей 2-я степень - по 1/2 по- казателей 3-я степень - по 3/4 или по всем по- казателям 2. Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки |
Контроль за динамикой нервно-психического развития
Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям), разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе.
Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего.
Такими значимыми линиями развития в первые три месяца являются зрительные слуховые и эмоциональные реакции; к 5-6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость (приложение - показатели нервно-психического развития детей).
Контроль за нервно-психическим развитием детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один раз в полугодие. Оценку нервно-психического развития приводят в эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2-3 дня на 1 году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни).
На 1 году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения, сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяце (т. е. ниже допустимой степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2 месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста (психиатра, невропатолога, психолога и т. д.) для определения причин отставания и своевременной коррекции.
На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока. Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше - значительное, глубокое отставание.
На 3 году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже на один год и более - значительное или глубокое отставание.
Выделяются пять групп развития. В 1 группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во 2-5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава России от 28 сентября 1993 г. N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был