Приказ Минздрава РФ от 12 сентября 1997 г. N 270
"О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации"
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 февраля 2006 г. N 65 настоящий приказ отменен
В соответствии с письмом Минюста РФ от 24 января 2006 г. N 01/411-ЕЗ настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 4)
В Российской Федерации продолжается рост заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом за последние пять лет увеличилось на 4,5% и достигло 422 050 человек, из них более 3000 детей.
В структуре заболеваемости ведущее место занимают опухоли легкого (15,6%), желудка (12,3%), кожи (10,0%), молочной железы (9,2%).
Смертность населения от злокачественных новообразований за последние пять лет увеличилась на 5,2% (с 192,3 на 100 000 населения в 1990 году до 200,8 в 1996 году) и занимает третье место в структуре причин смертности населения.
Учитывая сложившуюся ситуацию по онкозаболеваниям, Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации проводилась определенная работа по совершенствованию онкологической службы.
Продолжалось развитие сети онкологических, смотровых, эндоскопических кабинетов, кабинетов ультразвуковой диагностики, коечного фонда для лечения онкологических больных. Онкологические учреждения оснащались современной диагностической и лечебной аппаратурой (компьютерные томографы, ультразвуковые аппараты, эндоскопические приборы, линейные ускорители). Целевым назначением выделялись средства из республиканского бюджета на оплату дорогостоящих видов онкологической помощи.
Разработано и сертифицировано программное средство "Информационные системы управления специализированной онкологической службой на основе территориального ракового регистра".
В рамках генеральной концепции по проблеме "Злокачественные новообразования" проводились научные исследования и внедрение их результатов в практическое здравоохранение.
Вместе с тем, уровень оказания медицинской помощи онкологическим больным все еще не соответствует потребности населения и современным требованиям.
Основной проблемой остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это обусловлено крайне недостаточным использованием современных методов раннего выявления заболеваний, неэффективностью профилактических осмотров населения, диспансерного наблюдения за больными с хроническими и предопухолевыми заболеваниями, недостаточной онкологической настороженностью врачей основных клинических специальностей.
Удельный вес больных злокачественными новообразованиями, выявленных в III-IV стадии опухолевого процесса в 1996 году составил 53,5% (1990 г. - 51,7 %). Сокращается выявление злокачественных новообразований визуальных локализаций, особенно новообразований молочной железы и шейки матки, в то время как существующие методы их лечения на ранних стадиях опухолевого процесса обеспечивают больший процент излечения.
Остается высокой одногодичная летальность онкологических больных-37,0% (1990 г. - 37,1%).
Более 30% выявленных больных в запущенной стадии заболевания были неосведомлены о признаках онкологических заболеваний и о необходимости своевременного обращения к врачу. Это свидетельствует о недостаточно проводимой противораковой пропаганде и санитарно-просветительной работе среди населения.
Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет в необходимом объеме обеспечить специализированные учреждения химиотерапевтическими и радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии, что сдерживает внедрение новых медицинских технологий и значительно снижает эффективность лечения больных злокачественными новообразованиями. Так, комбинированное лечение в 1996 году проведено только 26,8% больных, подлежащих специальному лечению.
Мощность большинства онкологических диспансеров не позволяет организовать специализированные отделения по профилям онкологической патологии (торакальное, урологическое, ЛОР, детское и др.).
Не нашли широкого применения эффективные формы организации медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями: стационары дневного пребывания в диспансерах и больницах; дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях; стационары на дому.
В целях удовлетворения потребности населения Российской Федерации в квалифицированной онкологической помощи, внедрения современных медицинских технологий диагностики и лечения больных злокачественными новообразованиями приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Разработать территориальные целевые программы противораковой борьбы, предусмотрев в них, в первую очередь, мероприятия по профилактике и раннему выявлению больных злокачественными новообразованиями.
1.2. В целях раннего выявления злокачественных новообразований обеспечить:
1.2.1. Внедрение и эффективное использование современных методов диагностики предопухолевых заболеваний и новообразований.
1.2.2. Обязательное обследование в смотровом кабинете всех женщин и мужчин старше 30 лет, впервые обратившихся в текущем году в амбулаторно-поликлиническое учреждение, с последующим направлением больных с подозрением на злокачественное новообразование в онкологический кабинет (приложения 1, 2).
1.2.3. Проведение обследования на выявление предопухолевых и опухолевых заболеваний у детей и направление выявленных больных в детский онкологический кабинет (приложение 3).
1.2.4. Проведение обследования на выявление предопухолевых и опухолевых заболеваний у больных, находящихся на стационарном лечении.
1.2.5. Систематическое проведение усовершенствования врачей основных клинических специальностей и средних медицинских работников по вопросам профилактики и раннего выявления онкологической патологии.
1.3. При организации деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих онкологическую помощь населению, руководствоваться "Стандартами объемов медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений по выявлению и оказанию медицинской помощи онкологическим больным" (приложение 9).
1.4. Привести структуру коечного фонда онкологических диспансеров и онкологических отделений многопрофильных больниц, в том числе детских, в соответствие с уровнем заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и структурой онкологической патологии; обеспечить работу онкологических диспансеров в соответствии с положением (приложение 4).
1.5. Внедрять эффективные формы организации медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями, в том числе детям, не нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении: отделения амбулаторного лекарственного и восстановительного лечения онкологических больных (приложение 5), стационары дневного пребывания в онкологических диспансерах и больницах, дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационары на дому.
1.6. Обеспечить оказание паллиативной и симптоматической помощи онкологическим больным, в том числе детям, в специализированных отделениях и кабинетах в соответствии с потребностью и местными условиями (приложение 6).
1.7. Создать на договорной основе с органами управления здравоохранением заинтересованных территорий межтерриториальные онкологические отделения (центры), на принципах взаиморасчета за пролеченного больного, в том числе с привлечением средств фондов обязательного медицинского страхования (приложения 7, 8).
1.8. В целях создания и унификации территориальных раковых регистров:
1.8.1. обеспечить адаптацию и практическое использование программного средства "Информационные системы управления специализированной онкологической службой на основе территориального ракового регистра", сертифицированного Минздравом России;
1.8.2. 1997-98 гг. оснастить организационно-методические кабинеты (отделы) онкологических диспансеров, медицинские вычислительные центры соответствующей оргтехникой, организовать обучение специалистов в Центре информационных технологий в области онкологии в составе Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А Герцена, в том числе и на договорной основе.
1.9. Совместно со средствами массовой информации активизировать работу:
1.9.1. По пропаганде среди населения здорового образа жизни, знаний по профилактике онкологических заболеваний;
1.9.2. По недопущению рекламы методов профилактики, диагностики и лечения больных злокачественными новообразованиями, лекарственных средств, не разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1.10. Внести предложение органам исполнительной власти о целевом, дополнительно к бюджету, финансировании:
1.10.1. Учреждений здравоохранения, осуществляющих дорогостоящие и высокотехнологичные виды онкологической помощи (статья 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан);
Перечень видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, предоставляемой населению Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2005 г. в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву, ФМБА России и РАМН, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 6 апреля 2005 г. N 259/19
1.10.2. Расчетов с межтерриториальными отделениями (центрами) за пролеченного больного.
2. Обратиться в лицензионно-аккредитационные комиссии с предложением о включении в их состав экспертов-онкологов для проведения лицензирования медицинских учреждений любой формы собственности и организационно-правового статуса, юридических лиц, осуществляющих оказание медицинской помощи онкологическим больным.
3. Ректорам высших медицинских учреждений, учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, включить:
3.1. В программы подготовки врачей-интернов и клинических ординаторов, независимо от специальности, циклы по онкологии продолжительностью не менее 1 месяца;
3.2. В программы сертификационных и аттестационных циклов по основным специальностям - изучение вопросов онкологии продолжительностью не менее 36 учебных часов.
4. Управлению планирования, финансирования и развития, Управлению организации медицинской помощи населению, Управлению охраны здоровья матери и ребенка до 1 января 1998 года пересмотреть и представить на утверждение нормы нагрузки на врачей и средний медицинский персонал онкологических стационаров.
5. Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту им. П.А.Герцена с привлечением специалистов научных и образовательных учреждений, онкологических диспансеров:
5.1. В 1997-1998 годах разработать и представить на утверждение:
5.1.1. Методические рекомендации "Требования, предъявляемые при лицензировании к медицинским учреждениям независимо от форм собственности и организационно-правового статуса, юридическим лицам, осуществляющим диагностику и лечение онкологических заболеваний";
5.1.2. Инструкцию по единой системе тестирования профессионального уровня подготовленности по онкологии врачей-онкологов, врачей основных специальностей и средних медицинских работников;
5.2. Продолжить разработку стандартов (протоколов) оказания специализированной медицинской помощи больным с различными нозологическими формами онкологической патологии.
6. Считать:
6.1. Недействующими на территории Российской Федерации: приказ Минздрава СССР от 25.04.86 N 590 "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований"; "Положение о смотровом женском кабинете отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)" и "Примерную должностную инструкцию акушерки смотрового женского кабинета отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)", утвержденных приказом Минздрава СССР от 30.05.86 г. N 770 "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" (приложения 4 и 17); решение коллегии Минздрава СССР от 8.02.89 г. протокол N 3-1 "О состоянии и перспективах развития онкологической помощи населению;
6.2. Утратившим силу приказ Минздрава РСФСР от 20.11.89 г. N 171 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию онкологической помощи населению РСФСР.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И.
Министр |
Т.Б.Дмитриева |
Начальник Управления |
А.И.Вялков |
Начальник Управления |
Д.И.Зелинская |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
Начальник Управления |
Д.И.Зелинская |
Начальник Управления |
А.И.Вялков |
Начальник Управления |
Н.Н.Володин |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
Начальник Управления |
Д.И.Зелинская |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
Начальник Управления охраны |
Д.И. Зелинская |
Начальник Управления организации |
А.И.Вялков |
-------------------------------------------------------------------------
* далее - кабинет
* далее - диспансер
* далее - отделение
*) далее - межтерриториальное отделение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 12 сентября 1997 г. N 270 "О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение", N 12, 1997 г., в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1997 год - Часть 2", М.:"Интерсэн", 1999 г.
В соответствии с письмом Минюста РФ от 24 января 2006 г. N 01/411-ЕЗ настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 4)
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 февраля 2006 г. N 65 настоящий приказ отменен