Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД России
от 27.08.2024 N 500
Положение
о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 1 осуществляется уполномоченными должностными лицами и подразделениями и направлено на формирование у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации 2 профессионально значимых морально-политических, нравственных и психологических качеств, достижение и поддержание их морально-психологического состояния на уровне, позволяющем успешно выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях обстановки.
------------------------------
1 Далее - "морально-психологическое обеспечение".
2 Далее - "сотрудник".
------------------------------
2. Морально-психологическое обеспечение основывается на принципах:
2.1. Законности.
2.2. Целенаправленности.
2.3. Научности.
2.4. Системности.
2.5. Опоры на традиционные российские духовно-нравственные ценности 3.
------------------------------
3Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
------------------------------
2.6. Преемственности в подходах, формах и методах морально-психологического обеспечения.
3. Основными целями морально-психологического обеспечения являются:
3.1. Формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, их воспитание в духе преданности Отечеству, личной ответственности за его историческую судьбу, обеспечение глубокого понимания и поддержки личным составом политики, проводимой государством.
3.2. Закрепление в сознании сотрудников традиционных российских духовно-нравственных ценностей, общероссийской гражданской идентичности.
3.3. Освоение, поддержание и развитие системы полицейской профессиональной культуры, приобщение личного состава к ее элементам: высшим целям профессиональной деятельности, моральным ценностям, профессиональным традициям и символам, правовым и нравственно-этическим нормам, образцам и идеалам служебного поведения.
3.4. Обеспечение морально-психологической готовности сотрудников к качественному выполнению оперативно-служебных задач и вооруженной защите Отечества, формирование их профессиональной надежности.
3.5. Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников, их способности сохранять функциональную эффективность и надежность при воздействии деструктивной идеологии, а также иных психотравмирующих и демотивирующих факторов.
3.6. Достижение высокого уровня правосознания у личного состава, поддержание служебной дисциплины среди сотрудников, соблюдение ими законности, требований к служебному поведению, антикоррупционных стандартов 1 и норм профессиональной этики.
------------------------------
1Статья 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
------------------------------
3.7. Обеспечение социальных прав сотрудников и членов их семей, реализация предоставляемых им социальных гарантий как фактора, оказывающего непосредственное влияние на морально-психологическое состояние личного состава.
4. Морально-психологическое обеспечение включает следующие виды:
4.1. Политико-воспитательную работу.
4.2. Культурно-просветительскую работу.
4.3. Психологическую работу.
4.4. Морально-психологическую подготовку.
4.5. Работу по поддержанию служебной дисциплины и законности.
4.6. Социальную работу.
4.7. Морально-психологическое обеспечение в особых условиях.
5. К подразделениям, осуществляющим выполнение задач морально-психологического обеспечения в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел 2, относятся:
------------------------------
2 Далее - "органы, организации, подразделения МВД России".
------------------------------
5.1. Главное управление по работе с личным составом Министерства внутренних дел Российской Федерации 3.
------------------------------
3 Далее - "ГУРЛС МВД России".
------------------------------
5.2. Федеральное казенное учреждение культуры и искусства "Культурный центр Министерства внутренних дел Российской Федерации".
5.3. Федеральное казенное учреждение "Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
5.4. Управления (отделы, отделения, группы, направления) морально-психологического обеспечения управлений (отделов, отделений, групп) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России, включающие отделы (отделения, группы, направления) воспитательной работы, отделы (отделения, группы, направления) психологической работы, отделения (группы, направления) социальной работы.
5.5. Инспекции по личному составу.
5.6. Культурные центры, клубы, музейные формирования, библиотеки органов, организаций, подразделений МВД России.
5.7. Подразделения, выполняющие задачи организации работы с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.
6. Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел осуществляется:
6.1. Руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России.
6.2. Заместителями руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующими работу с личным составом (по работе с личным составом), руководителями подразделений по работе с личным составом, а в случае их отсутствия - должностными лицами, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения.
6.3. Руководителями (начальниками) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России.
7. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, обеспечивает условия для выполнения его задач, лично участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения.
8. Заместитель руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, курирующий работу с личным составом (по работе с личным составом), руководитель подразделения по работе с личным составом, должностное лицо, на которое возложены функции морально-психологического обеспечения:
8.1. Обеспечивает исполнение в органе, организации, подразделении МВД России требований документов стратегического планирования, решений руководства МВД России по вопросам организации морально-психологического обеспечения.
8.2. Организует планирование и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения, принимает в них личное участие.
8.3. Контролирует состояние и организацию морально-психологического обеспечения, принимает меры по его совершенствованию.
8.4. Обеспечивает рассмотрение вопросов морально-психологического обеспечения на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях у руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России.
8.5. Осуществляет руководство политико-воспитательной работой с личным составом, обеспечивает ее государственно-патриотическую и профессиональную направленность.
8.6. Организует проведение занятий по морально-психологической подготовке и мероприятий государственно-правового информирования сотрудников.
8.7. Организует работу по оформлению территории органа, организации, подразделения МВД России и служебных помещений средствами наглядного информирования.
8.8. Обеспечивает проведение мероприятий по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия.
8.9. Анализирует состояние служебной дисциплины и законности в органе, организации, подразделении МВД России, организует мероприятия по предупреждению правонарушений среди личного состава.
8.10. Организует психологическую работу, в том числе изучение морально-психологического состояния личного состава, социально-психологического климата в служебных коллективах и в сроки, установленные руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, информирует его о результатах этой работы.
8.11. Организует социальную работу, обеспечивает изучение социально-экономического и правового положения сотрудников и членов их семей, принимает меры по реализации их социальных прав и гарантий.
8.12. Организует обучение должностных лиц, выполняющих задачи морально-психологического обеспечения, теории и практике морально-психологического обеспечения.
8.13. Осуществляет по поручению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в интересах выполнения задач морально-психологического обеспечения.
8.14. Организует деятельность культурно-просветительских подразделений, самодеятельных творческих коллективов, культурно-досуговые мероприятия для сотрудников и членов их семей, пропаганду здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом.
8.15. Организует мероприятия морально-психологического обеспечения в особых условиях, а также в период их подготовки и перевода на работу в условиях военного положения.
9. Заместитель начальника территориального органа МВД России на районном уровне, командира строевого подразделения полиции, курирующий работу с личным составом, при выполнении задач морально-психологического обеспечения особое внимание уделяет:
9.1. Обеспечению на должном уровне морально-психологической готовности сотрудников к эффективным действиям в любых условиях обстановки, в том числе в ситуациях, связанных с применением оружия и специальных средств, а также сопряженных с риском для жизни и здоровья.
9.2. Достижению привлечения к мероприятиям морально-психологического обеспечения всех категорий личного состава с учетом режима и характера службы.
9.3. Индивидуальной воспитательной работе, изучению личностных качеств сотрудников, формированию у них устойчивых мотивов к профессиональному росту и многолетней добросовестной службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1.
------------------------------
1 Далее - "органы внутренних дел".
------------------------------
9.4. Обеспечению личной примерности руководителей в выполнении служебных обязанностей, соблюдению ими требований служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, а также поддержанию их высокого авторитета.
9.5. Формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе, устойчивого морально-психологического состояния личного состава, организации деятельности психолога.
9.6. Поддержанию служебной дисциплины, организованности и порядка в подразделениях, обеспечению строгого соблюдения сотрудниками законности, профилактике чрезвычайных происшествий и преступлений.
9.7. Контролю за соблюдением сотрудниками дорожно-транспортной дисциплины и Правил дорожного движения Российской Федерации 2.
------------------------------
2 Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения". Далее - "Правила дорожного движения".
------------------------------
9.8. Формированию у личного состава навыков и умений культурного и вежливого общения с гражданами, соблюдению норм профессиональной этики и профессиональной культуры.
9.9. Изучению социального положения сотрудников и членов их семей, обеспечению их прав и реализации социальных гарантий.
9.10. Созданию и поддержанию нормальных условий служебной деятельности сотрудников, оформлению служебных помещений и территории соответствующего органа, организации, подразделения МВД России средствами наглядного информирования.
9.11. Осуществлению по поручению начальника территориального органа МВД России на районном уровне взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в интересах выполнения задач морально-психологического обеспечения.
10. Заместитель начальника образовательной организации МВД России (по работе с личным составом) обеспечивает:
10.1. Формирование совместно с заинтересованными подразделениями программы воспитания обучающихся образовательной организации и календарного графика политико-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, входящих в основные образовательные программы, выполнение включенных в них мероприятий.
10.2. Обучение начальников строевых подразделений, их заместителей теории и практике морально-психологического обеспечения, поддержание на должном уровне их психолого-педагогической компетентности.
10.3. Координацию деятельности личного состава, обеспечивающего решение задач политико-воспитательной работы в образовательной организации.
10.4. Участие профессорско-преподавательского состава в политико-воспитательной работе с переменным составом.
10.5. Реализацию в образовательном процессе совместно с заинтересованными подразделениями принципа единства процесса обучения и воспитания, эффективное использование воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин.
11. Для выполнения отдельных задач морально-психологического обеспечения в органах, организациях, подразделениях МВД России могут создаваться внештатные подразделения:
11.1. Лекторские группы.
11.2. Студии.
11.3. Агитационно-пропагандистские и концертные бригады.
11.4. Мобильные группы психологов.
11.5. Пункты информирования.
11.6. Патриотические (военно-патриотические) клубы.
11.7. Поисковые отряды.
11.8. Координационно-методические советы по направлениям работы с личным составом.
11.9. Советы молодых сотрудников.
11.10. Общественные организации и формирования ветеранов органов внутренних дел.
11.11. Женсоветы.
12. Средствами морально-психологического обеспечения являются:
12.1. Комнаты воспитательной работы, помещения музеев, библиотек, актовые залы и иные специализированные помещения.
12.2. Культурно-просветительское имущество.
12.3. Выставочные экспозиции.
12.4. Мемориальные объекты.
12.5. Полиграфическое оборудование.
12.6. Книжные фонды библиотек.
12.7. Информационно-телекоммуникационные ресурсы.
12.8. Технические средства информации и пропаганды.
12.9. Средства наглядного информирования, элементы наглядно-художественного оформления интерьеров помещений и расположения органов, организаций, подразделений МВД России, в том числе тематические стенды, включающие:
12.9.1. Официальные государственные символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн).
12.9.2. Официальные символы субъекта Российской Федерации (флаг, герб (геральдический знак), гимн).
12.9.3. Отдельные положения Конституции Российской Федерации.
12.9.4. Структуру федеральных органов государственной власти.
12.9.5. Фотографии Президента Российской Федерации.
12.9.6. Карту федеративного устройства Российской Федерации.
12.9.7. Карту административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.
12.9.8. Фотографии Министра внутренних дел Российской Федерации 1 и его заместителей.
------------------------------
1 Далее - "Министр".
------------------------------
12.9.9. Фотографии начальника (руководителя) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровне (образовательной организации) и его заместителей.
12.9.10. Материалы по истории российской полиции.
12.9.11. Отдельные положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
12.9.12. Текст Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 2.
------------------------------
2 Далее - "Присяга".
------------------------------
12.9.13. Отдельные положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
12.9.14. Отдельные положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
12.9.15. Отдельные положения Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377.
12.9.16. Отдельные положения приказа МВД России от 26 июня 2020 г. N 460 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
12.9.17. Фотографии сотрудников, награжденных государственными наградами за мужество, смелость и отвагу, проявленные при выполнении служебных обязанностей.
12.9.18. Доску почета.
12.9.19. Фотографии ветеранов.
12.9.20. Информационный стенд.
12.10. Аппаратно-программные психодиагностические комплексы.
12.11. Кабинеты психологической регуляции.
12.12. Аппараты для проведения специальных психофизиологических исследований (полиграфы).
12.13. Психологические тесты и методики.
12.14. Психокоррекционное оборудование.
13. Планирование мероприятий морально-психологического обеспечения осуществляется на основании требований законодательства Российской Федерации, поручений, организационно-методических указаний МВД России, руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, исходя из стоящих перед органами внутренних дел задач, оценки морально-психологического состояния личного состава, состояния служебной дисциплины и законности.
14. Планирование мероприятий морально-психологического обеспечения осуществляется:
14.1. В МВД России - в Плане основных организационных мероприятий МВД России на год.
14.2. В подразделениях центрального аппарата МВД России, иных органах, организациях, подразделениях МВД России, находящихся в ведении Министра или ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, Главном управлении МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу - в Плане работы на год.
14.3. В управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, территориальных органах МВД России на региональном уровне - в Плане основных организационных мероприятий на год.
14.4. В линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, подчиненных территориальным органам МВД России, территориальных органах МВД России на районном уровне, территориальных органах МВД России по федеральным территориям - в графике мероприятий морально-психологического обеспечения на полугодие.
14.5. В образовательных организациях МВД России - в Плане работы на год и календарном графике политико-воспитательной работы с обучающимися на учебный год.
15. По решению руководства МВД России или руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России мероприятия морально-психологического обеспечения могут включаться в документы планирования оперативно-служебной деятельности.
16. Мероприятия морально-психологического обеспечения включаются в организационные документы, разрабатываемые вне рамок планирования (программы, перечни, графики, "дорожные карты").
17. Оснащение средствами морально-психологического обеспечения осуществляется подразделениями органов, организаций, подразделений МВД России, в компетенцию которых входит материально-техническое обеспечение.
II. Организация политико-воспитательной работы
18. Политико-воспитательная работа осуществляется руководителями (начальниками), иными должностными лицами и общественными объединениями и направлена на формирование личности сотрудника как гражданина, патриота и профессионала, а также на закрепление в его сознании соответствующих знаний, ценностных ориентиров, взглядов, убеждений, установок и чувств.
19. Политико-воспитательная работа основывается на принципах:
19.1. Целенаправленности воспитания.
19.2. Непрерывности и комплексности воспитания.
19.3. Воспитания в ходе повседневной деятельности и в интересах службы.
19.4. Воспитания личности в служебном коллективе и через коллектив.
19.5. Индивидуального и дифференцированного подхода.
19.6. Сочетания высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства.
19.7. Личной примерности должностных лиц, осуществляющих воспитательный процесс.
19.8. Опоры на положительное в объекте воспитания.
19.9. Гуманизации воспитания.
20. Основными направлениями политико-воспитательной работы являются:
20.1. Патриотическое воспитание.
20.2. Профессиональное воспитание.
20.3. Правовое воспитание.
20.4. Духовно-нравственное воспитание.
20.5. Этическое воспитание.
21. При организации политико-воспитательной работы решаются задачи:
21.1. Формирование у сотрудников государственно-правового мировоззрения, чувств патриотизма и личной ответственности за судьбу Отечества, знания и уважения его истории и культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
21.2. Разъяснение личному составу решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра, достижение глубокого понимания и поддержки сотрудниками политики, проводимой государством в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
21.3. Воспитание у личного состава чувства гордости за принадлежность к профессии, верности Присяге, многовековым профессиональным традициям.
21.4. Развитие у сотрудников нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению образовательного уровня и совершенствованию профессионального мастерства.
21.5. Воспитание у личного состава общей и профессиональной культуры, уважительного отношения к правам, свободам и личному достоинству граждан, соблюдение им норм профессиональной этики при общении с ними.
21.6. Противодействие распространению деструктивной идеологии, формирование у сотрудников устойчивости к негативному информационно-психологическому воздействию, развитие критического мышления и культуры работы с информацией.
21.7. Формирование и развитие у сотрудников стремления к совершенствованию профессионального мастерства, изучение, обобщение и распространение положительного опыта оперативно-служебной деятельности.
21.8. Поддержка институтов гражданского общества и общественных проектов в области патриотического воспитания и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение участия в них личного состава.
21.9. Воспитание у сотрудников нравственной мотивации к строгому и точному соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
22. Основными методами политико-воспитательной работы являются:
22.1. Личный пример (воздействие руководителя на сознание, чувства и волю подчиненных, при котором его поведение и профессиональная деятельность становятся образцом для подражания, стимулом к совершенствованию и основой для формирования духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок сотрудников).
22.2. Убеждение (разностороннее воздействие на разум, чувства и волю сотрудника с целью формирования твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по обсуждаемому вопросу, формирования у него требуемых качеств и установок).
22.3. Соревнование (обеспечение условий для профессионального развития личности сотрудника, формирования умений и навыков путем здорового соперничества в определенных видах служебной деятельности).
22.4. Поощрение (положительная эмоциональная оценка начальником успешно производимых действий и нравственных поступков подчиненного, стимулирование его к дальнейшей успешной деятельности).
22.5. Критика действий, поступков (выявление и разъяснение недостатков в служебной деятельности сотрудника (служебного коллектива) и поведении в быту, побуждение к их исправлению и недопущению).
23. Основными формами политико-воспитательной работы являются:
23.1. Лекция.
23.2. Доклад.
23.3. Беседа.
23.4. Общее собрание сотрудников, собрание сотрудников по категориям.
23.5. Митинг.
23.6. Служебное совещание.
23.7. Инструктивное занятие (инструктаж).
23.8. Чествование лучших сотрудников.
23.9. Встреча с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти, местного самоуправления, традиционных религиозных конфессий и общественных объединений.
23.10. Демонстрация тематического фото-, видео- или графического контента.
23.11. Диспут.
23.12. Дискуссия.
23.13. Викторина.
23.14. Экскурсия.
23.15. Научно-практическая конференция.
23.16. Проектная сессия.
23.17. Отражение в средствах наглядного информирования, средствах массовой информации 1, на официальных сайтах и в социальных сетях знаменательных событий и героических поступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел.
------------------------------
1 Далее - "СМИ".
------------------------------
23.18. Конкурсно-оценочные мероприятия.
24. В целях сохранения и развития профессиональных традиций в органах, организациях, подразделениях МВД России проводятся служебные церемонии и ритуалы:
24.1. Подъем (спуск) Государственного флага Российской Федерации, исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
24.2. Общий развод нарядов (сил и средств) для заступления на службу по охране общественного порядка в населенном пункте.
24.3. Торжественное возложение венков, цветов к мемориалам, памятникам и могилам сотрудников, погибших при исполнении служебного долга.
24.4. Приведение к Присяге, вручение служебных удостоверений и личного табельного оружия.
24.5. Выпуск специалистов для органов внутренних дел образовательными организациями МВД России.
24.6. Вручение органам, организациям, подразделениям МВД России государственных наград, знамен и вымпелов.
24.7. Торжественные мероприятия, приуроченные к присвоению почетных наименований органам, организациям, подразделениям МВД России.
24.8. Вручение сотрудникам государственных наград и ведомственных знаков отличия.
24.9. Чествование сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел.
24.10. Проводы и встречи личного состава подразделений, направляемых для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.
24.11. Религиозные ритуалы освящения оружия, знамен, специальной техники, служебных помещений и других материальных объектов.
24.12. Отдание почестей при погребении умерших или погибших сотрудников.
25. Политико-воспитательная работа по объектам воспитания подразделяется на виды:
25.1. Индивидуальную.
25.2. С группами сотрудников.
25.3. С отдельными категориями сотрудников.
25.4. Массовую.
26. Субъектами политико-воспитательной работы являются руководители (начальники), заместители руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующие работу с личным составом, руководители (начальники), сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения (подразделений по работе с личным составом), руководители (начальники) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, а также иные должностные лица, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения.
27. В образовательных организациях МВД России субъектами политико-воспитательной работы также являются профессорско-преподавательский (преподавательский) состав, начальники факультетов, курсов, их заместители, командиры взводов, их заместители, командиры отделений.
28. Индивидуальная воспитательная работа реализуется путем персонифицированного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение сотрудника с учетом его личностных и профессиональных качеств.
29. Обязанность по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками возлагается на их непосредственных руководителей (начальников).
30. Основными направлениями индивидуальной воспитательной работы являются:
30.1. Изучение индивидуальных особенностей личности подчиненного сотрудника, в том числе его уровня развития, направленности, характера, способностей, интересов, устремлений, потребностей.
30.2. Формирование профессионально значимых личностных качеств, установок, мотивации успешной служебной деятельности, профессионального роста.
30.3. Обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах службы.
30.4. Содействие сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, а также в решении проблем (вопросов) профессионального становления.
30.5. Организация социальной, правовой и психологической помощи сотрудникам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
30.6. Подготовка сотрудников к самостоятельной служебной деятельности (в том числе в особых условиях).
30.7. Оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, в том числе нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
31. Мероприятия психологического сопровождения осуществляются с сотрудниками и в сроки:
31.1. Имеющими по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной пригодности (в том числе курсантами (слушателями) образовательных организаций МВД России) - не менее 6 месяцев.
31.2. Имеющими низкие адаптационные способности к условиям оперативно-служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости - не менее 3 месяцев.
31.3. Имеющими низкий социометрический статус, находящимися в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц, - не менее 3 месяцев.
31.4. Склонными к аддиктивному поведению - не менее 3 месяцев.
31.5. Совершившими грубые нарушения служебной дисциплины или нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме, - не менее 1 месяца.
32. Основными формами индивидуальной воспитательной работы являются:
32.1. Индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие, корректирующие).
32.2. Психолого-педагогическое наблюдение.
32.3. Изучение документов, характеризующих сотрудника, обобщение мнений о нем его руководителей и сослуживцев.
32.4. Анализ результатов служебной деятельности сотрудника, соблюдения им служебной дисциплины и законности.
32.5. Индивидуальные задания и поручения с анализом и обсуждением качества их исполнения.
32.6. Заслушивание сотрудника по вопросам служебной деятельности на оперативных совещаниях и общих собраниях.
32.7. Адресная помощь.
32.8. Положительный пример.
32.9. Оценка и комментирование действий (поступков).
32.10. Поздравление (чествование) сотрудника в связи со знаменательными датами и событиями в служебной деятельности и личной жизни.
32.11. Посещение места жительства сотрудника с его согласия.
33. При выборе форм индивидуальной воспитательной работы учитываются рекомендации психологов 1, данные исследований социально-психологического климата в служебном коллективе.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации".
------------------------------
34. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России организует индивидуальную воспитательную работу, оценивает ее эффективность и результаты при принятии управленческих, организационных и кадровых решений.
35. Заместитель начальника территориального органа МВД России, курирующий работу с личным составом, заместитель начальника образовательной организации МВД России (по работе с личным составом), руководитель подразделения по работе с личным составом, должностное лицо, на которое возложены функции морально-психологического обеспечения:
35.1. Организует проведение методических занятий с лицами, осуществляющими индивидуальную воспитательную работу.
35.2. Анализирует состояние и результативность индивидуальной воспитательной работы, обеспечивает контроль и помощь в ее проведении.
35.3. Обеспечивает своевременное выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, социальной, психологической и правовой помощи, организует проведение необходимых мероприятий.
35.4. Обеспечивает изучение, обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.
35.5. Обеспечивает согласованность действий субъектов индивидуальной воспитательной работы, использование психологических подходов и методов в ее проведении.
35.6. Докладывает руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России о ходе и результатах индивидуальной воспитательной работы.
36. Мероприятия индивидуальной воспитательной работы вносятся проводящими их лицами в карту индивидуальной воспитательной работы в отношении следующих категорий сотрудников:
36.1. Впервые принятых на службу в органы внутренних дел - в течение первого года службы.
36.2. Нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании - постоянно, до исключения сотрудника из указанной категории.
36.3. Неоднократно нарушавших служебную дисциплину или совершавших административные правонарушения, в том числе в области Правил дорожного движения, - до снятия наложенного взыскания или до истечения срока, указанного в статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
37. В случае перевода (увольнения) руководителя (начальника), осуществляющего индивидуальную воспитательную работу, имеющиеся у него карты индивидуальной воспитательной работы передаются в подразделение по работе с личным составом для дальнейшей передачи вновь назначенному руководителю (начальнику).
38. В карте индивидуальной воспитательной работы указываются сведения, необходимые для проведения индивидуальной воспитательной работы, а также данные о проведенных мероприятиях и их результаты.
39. Карта индивидуальной воспитательной работы по окончании ее ведения (в том числе в случае увольнения, перевода сотрудника в другой орган, организацию, подразделение МВД России, отчисления из образовательной организации МВД России высшего образования или ее окончания обучающимся по очной форме обучения) хранится в подразделении делопроизводства и режима.
40. В случае перевода сотрудника в иное структурное подразделение органа, организации, подразделения МВД России карта индивидуальной воспитательной работы передается его новому руководителю.
41. Информационно-пропагандистская работа направлена на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, а также личностных качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению оперативно-служебных задач, посредством доведения и разъяснения информации.
42. Основными задачами информационно-пропагандистской работы являются:
42.1. Разъяснение политики, проводимой государством по защите национальных интересов России, обеспечению ее суверенитета и территориальной целостности, информирование личного состава о значимых общественно-политических событиях в стране и регионе.
42.2. Формирование у сотрудников активной гражданской позиции, разъяснение их конституционных прав.
42.3. Укрепление доверия сотрудников к институтам государства, изучение структуры и механизмов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
42.4. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории российской полиции.
42.5. Рассмотрение актуальных вопросов обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, противодействия преступности, иных задач, стоящих перед органами внутренних дел в связи с общественно-политической, военной и оперативной обстановкой в стране и регионе.
42.6. Разоблачение деструктивной идеологии, распространяемой в информационном пространстве, противодействие попыткам негативного информационно-психологического воздействия на личный состав, формирование у сотрудников устойчивости к информационно-психологическим атакам.
42.7. Пропаганда примеров мужества и героизма сотрудников, их смелых и решительных действий при выполнении служебного и гражданского долга.
43. Информационно-пропагандистская работа, помимо указанных в пункте 23 настоящего Положения, проводится также в формах:
43.1. Информирование по общественно-политической тематике (еженедельное и оперативное).
43.2. Информационно-пропагандистская акция.
43.3. Наглядно-художественное оформление актуальной информации в расположении органа, организации, подразделения МВД России.
43.4. Анализ публикаций и контента в СМИ, на информационно-телекоммуникационных ресурсах, их использование в интересах выполнения задач информационно-пропагандистской работы.
43.5. Подготовка комментируемых обзоров информационных материалов о деятельности органов внутренних дел, публикуемых в СМИ, на информационно-телекоммуникационных ресурсах.
43.6. Создание и распространение среди сотрудников мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и профессионально-этическое воспитание.
43.7. Создание документальных фильмов, теле- и радиопередач, произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства агитационно-пропагандистского (контрпропагандистского) характера.
44. Единый день государственно-правового информирования является комплексной формой политико-воспитательной, информационно-пропагандистской работы и включает мероприятия:
44.1. Информирование по общественно-политической тематике.
44.2. Занятие в системе морально-психологической подготовки.
44.3. Выступление руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, представителей образовательных и научных организаций, органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных организаций, представляющих традиционные конфессии, лидеров общественного мнения.
44.4. Доведение информационных материалов о состоянии служебной дисциплины и законности в органе, организации, подразделении МВД России.
44.5. Демонстрацию тематического медиаконтента, мультимедийных презентаций.
44.6. Встречи личного состава с ветеранами органов внутренних дел, сотрудниками, отличившимися при выполнении служебного долга, представителями органов государственной власти, институтов гражданского общества.
45. Тематика мероприятий единых дней государственно-правового информирования разрабатывается ГУРЛС МВД России ежемесячно, с указанием форм их проведения, а также с учетом важнейших общественно-политических событий, решений руководства страны и МВД России, особенностей оперативно-служебной деятельности, общественно-политической, военной и оперативной обстановки.
46. Единый день государственно-правового информирования в органах, организациях, подразделениях МВД России проводится ежемесячно.
47. Продолжительность единого дня государственно-правового информирования определяет руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России с учетом планируемых мероприятий.
48. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, его заместители и руководители (начальники) структурных подразделений при выездах в подчиненные органы, организации, подразделения МВД России принимают личное участие в проведении единых дней государственно-правового информирования.
49. Учет проводимых мероприятий в рамках единого дня государственно-правового информирования ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке в соответствующих разделах.
III. Организация культурно-просветительской работы
50. Культурно-просветительская работа направлена на поддержание посредством культуры и искусства здорового морально-психологического состояния сотрудников, формирование у них профессионально значимых морально-психологических качеств и свойств личности, а также удовлетворение их духовных потребностей и организацию культурного досуга.
51. Основными задачами культурно-просветительской работы являются:
51.1. Формирование в сознании сотрудников общероссийской гражданской идентичности на основе их приобщения к российским традиционным историческим, культурным и духовно-нравственным ценностям, удовлетворение духовных потребностей.
51.2. Освоение, поддержание и развитие системы полицейской профессиональной культуры, следование высшим целям профессиональной деятельности, кодексу этики и служебного поведения, приобщение личного состава к моральным ценностям, профессиональным традициям и символам, правовым и нравственно-этическим нормам.
51.3. Противодействие социокультурным угрозам и экстремизму, влиянию на сознание сотрудников криминальной субкультуры, предупреждение профессиональной деформации личности.
51.4. Создание и поддержание позитивной, комфортной профессиональной среды и благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах.
51.5. Внедрение высоких эстетических стандартов и норм в служебную деятельность и быт личного состава.
51.6. Восстановление и поддержание на должном уровне физического и морально-психологического состояния сотрудников, организация культурного досуга.
51.7. Отображение в музейных экспозициях, литературных, музыкальных произведениях, произведениях изобразительного искусства и мемориальных объектах героических страниц истории российской полиции.
51.8. Увековечивание памяти о сотрудниках, совершивших подвиги и героические поступки, погибших при исполнении служебного долга.
51.9. Повышение привлекательности службы в органах внутренних дел, формирование позитивного имиджа сотрудника.
52. Культурно-просветительская работа осуществляется по направлениям:
52.1. Распространение среди сотрудников знаний в области отечественной истории, культуры, продвижение традиционных российских культурных, духовно-нравственных ценностей и приобщение к ним.
52.2. Организация исторической и музейной работы, использование предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала музейных экспозиций в воспитательном и образовательном процессе с сотрудниками.
52.3. Организация мемориальной деятельности, создание и поддержание в надлежащем состоянии мемориальных объектов, их использование в воспитании личного состава.
52.4. Осуществление взаимодействия с религиозными организациями традиционных конфессий.
52.5. Создание и поддержка коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.
52.6. Обеспечение культурного досуга сотрудников, развитие их творческих способностей.
52.7. Культурно-художественное обслуживание личного состава, в том числе выполняющего оперативно-служебные задачи в особых условиях.
52.8. Осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания личного состава, пропаганда литературных произведений, способствующих достижению целей политико-воспитательной работы.
52.9. Организация взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, творческими союзами, организациями, осуществляющими деятельность в области искусства, креативных (творческих) индустрии, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, в целях их привлечения к участию в культурно-просветительской работе с личным составом.
52.10. Участие в организации спортивно-массовой работы, популяризации служебно-прикладных видов спорта, туризма, в пропаганде здорового образа жизни.
52.11. Участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и профориентационной работе с ней.
53. Организация культурно-просветительской работы возлагается на ГУРЛС МВД России, федеральное казенное учреждение культуры и искусства "Культурный центр Министерства внутренних дел Российской Федерации", заместителей начальников органов, организаций, подразделений МВД России, курирующих работу с личным составом, руководителей подразделений по работе с личным составом, начальников культурно-просветительских учреждений, а также должностных лиц, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения.
54. Головным культурно-просветительским учреждением МВД России является федеральное казенное учреждение культуры и искусства "Культурный центр МВД России", на которое возлагаются функции организационного и методического обеспечения культурно-просветительской работы в органах, организациях, подразделениях МВД России.
55. Средствами культурно-просветительской работы являются:
55.1. Культурно-просветительские учреждения и подразделения (дворцы и дома культуры, клубы, культурные центры, оркестры, ансамбли, музейные формирования, библиотеки и библиотечные пункты).
55.2. Внештатные подразделения - творческие формирования (клубы, студии, театры, оркестры, ансамбли), выполняющие культурно-просветительские функции.
55.3. Культурно-просветительское имущество (мультимедийные аппаратные комплексы и программное обеспечение, видеопроекторы, проекционное и экранное оборудование, музыкальные инструменты, звукоусиливающая аппаратура, светотехника, телевизоры, библиотечное оборудование и книжный фонд библиотек, мобильные комплекты культурно-просветительского имущества и иное имущество).
56. В проведении культурно-просветительской работы, кроме указанных в пункте 23 настоящего Положения, используются формы:
56.1. Фестиваль музыкального творчества МВД России "Щит и лира".
56.2. Фотоконкурс МВД России "Открытый взгляд".
56.3. Литературный конкурс МВД России "Доброе слово".
56.4. Концерты.
56.5. Смотры, конкурсы и фестивали художественного творчества.
56.6. Патриотические акции.
56.7. Выставки художественного творчества.
56.8. Театрализованные представления.
56.9. Вечера отдыха.
56.10. Детские, семейные и спортивные праздники.
56.11. Коллективные посещения (в том числе в формате экскурсий) учреждений культуры, исторических достопримечательностей, просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, концертных программ.
56.12. Занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях по различным видам и жанрам литературы и искусства.
56.13. Занятия в университетах, школах, лекториях и на факультетах культуры (эстетического воспитания).
56.14. Подготовка и экспонирование музейных экспозиций.
56.15. Историко-архивная и поисковая работа.
56.16. Реконструкция событий истории России и российской полиции, полицейской и военной формы (костюма).
56.17. Содействие созданию произведений монументального изобразительного искусства, посвященных событиям истории России и российской полиции, увековечивающих память о сотрудниках органов внутренних дел (мемориалы, обелиски, стелы, бюсты, барельефы, памятные доски, памятные знаки, надгробия, кенотафы, фрески, витражи, живописные и мозаичные панно).
56.18. Творческие встречи с деятелями литературы и искусства, читательские конференции.
IV. Организация психологической работы
57. Психологическая работа осуществляется путем проведения комплекса диагностических, прогностических, аналитических, сопроводительных и реабилитационных мероприятий и направлена на формирование и развитие у сотрудников профессионально значимых личностных качеств, морально-психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач в повседневных и особых условиях.
58. Психологическая работа основывается на принципах:
58.1. Научности проводимых мероприятий.
58.2. Целенаправленного подхода.
58.3. Непрерывности психологического сопровождения сотрудников.
58.4. Оперативности и своевременности психологических мероприятий.
58.5. Компетентности при выборе методов и методик общей и специальной направленности.
58.6. Объективности оценки результатов проводимых мероприятий.
58.7. Конфиденциальности полученной информации.
58.8. Взаимодействия и сотрудничества с субъектами морально-психологического обеспечения.
58.9. Соблюдения норм профессиональной этики.
59. К основным направлениям психологической работы относятся:
59.1. Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел.
59.2. Психологическое сопровождение выполнения оперативно-служебных задач.
59.3. Психологическая помощь сотрудникам и членам их семей.
59.4. Психологическая подготовка в системе морально-психологической подготовки.
60. Психологическая работа направлена на выполнение следующих задач:
60.1. Определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу в органы внутренних дел с целью прогнозирования их способности по своим личностным и деловым качествам выполнять служебные обязанности по должности, выявление факторов риска 1.
------------------------------
1Пункт 2 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259.
------------------------------
60.2. Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, высокой психологической готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач.
60.3. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины, законности и чрезвычайных происшествий среди личного состава, анализ факторов, оказывающих негативное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников, внесение предложений по их устранению.
60.4. Формирование морально-психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях и поддержание надлежащего морально-психологического состояния сотрудников.
60.5. Анализ и прогнозирование успешности сотрудников, в том числе руководителей органов, организаций, подразделений МВД России и их структурных подразделений 1, при назначении на иные должности.
------------------------------
1 Далее - "руководители всех уровней".
------------------------------
60.6. Психологическая помощь сотрудникам, находящимся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, содействие в ее предоставлении членам их семей.
60.7. Формирование и развитие у сотрудников профессионально значимых психологических качеств, а также знаний, навыков и умений в рамках морально-психологической подготовки.
60.8. Психологическая реадаптация и реабилитация сотрудников, выполнявших служебные обязанности в повседневных и особых условиях, сопряженных с риском для жизни.
60.9. Изучение, обобщение и внедрение в практику положительного опыта проведения психологической работы с личным составом, современных психологических технологий.
61. Основными методами психологической работы являются:
61.1. Психологическое просвещение, направленное на формирование у сотрудников представления о психологических особенностях личности, межличностного взаимодействия с различными категориями граждан в ходе выполнения оперативно-служебных задач, о социально-психологических процессах и явлениях, способах противодействия негативному информационно психологическому воздействию, саморегуляции эмоционального состояния и поведения.
61.2. Психологическая диагностика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников и лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, с целью определения категорий психологической пригодности к службе и возможности назначения сотрудников на иные должности, включения в кадровые резервы, направления в командировку для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, определение актуального эмоционального состояния сотрудников.
61.3. Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи сотрудникам при наличии проблем личного или профессионального характера (затруднения в адаптации к служебной деятельности, реализация управленческих полномочий и другие) с целью определения способов их решения и выбора стратегии поведения, способствующей личностному и профессиональному росту.
61.4. Психологическая коррекция, включающая совокупность приемов, направленных на минимизацию негативных психоэмоциональных состояний и поведенческих особенностей, восстановление профессиональной работоспособности и сохранение психического здоровья сотрудников.
61.5. Психологическая профилактика, предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на своевременное выявление признаков социально-психологической дезадаптации, снижение влияния негативных факторов профессиональной служебной деятельности на личность сотрудника, предотвращение чрезвычайных (в том числе суицидальных) происшествий.
62. При проведении психологической работы используются формы:
62.1. Лекция.
62.2. Семинар.
62.3. Беседа.
62.4. Психологический тренинг.
62.5. Деловая игра.
62.6. Наблюдение.
62.7. Интервью.
62.8. Опрос.
62.9. Тестирование.
62.10. Специальное психофизиологическое исследование.
62.11. Анкетирование.
62.12. Социометрия.
62.13. Консультация.
62.14. Дебрифинг.
62.15. Сеанс психофизиологической регуляции.
62.16. Психологический анализ.
62.17. Моделирование.
63. Мероприятия психологической работы проводятся индивидуально или в группе в соответствии с документами планирования, предусмотренными пунктами 14-16 настоящего Положения.
64. Организация психологической работы возлагается на заместителей руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующих работу с личным составом (по работе с личным составом), должностных лиц, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения.
65. Психологическая работа осуществляется психологами подразделений по работе с личным составом или лицами, на которых возложены обязанности проведения психологической работы.
66. Психологическая работа включает мероприятия:
66.1. Психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение личностных особенностей кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.
66.2. Изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, а также степени авторитетности руководителей изучаемых коллективов.
66.3. Содействие сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел и окончившим образовательные организации МВД России, в социально-психологической адаптации к условиям служебной деятельности.
66.4. Участие в морально-психологическом обеспечении деятельности личного состава, командируемого для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.
66.5. Выявление лиц, находящихся в кризисном состоянии, профилактика суицидальных происшествий, участие в работе с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
66.6. Проведение занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава.
66.7. Оказание психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с применением оружия, ранением и гибелью сотрудников.
66.8. Коррекция нарушений психологической адаптации, состояния переутомления у сотрудников, их психологическая реабилитация.
66.9. Обеспечение функционирования кабинета психологической регуляции.
66.10. Подготовка предложений (рекомендаций) для руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России по вопросам:
66.10.1. Назначения на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
66.10.2. Формирования благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствования стиля и методов управления.
66.10.3. Снижения уровня влияния факторов, оказывающих негативное воздействие на морально-психологическое состояние личного состава.
66.10.4. Профилактики нарушений дисциплины и законности, чрезвычайных (в том числе суицидальных) происшествий.
66.11. Консультирование сотрудников по вопросам:
66.11.1. Учета социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения общественно-политических и иных массовых мероприятий, выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях.
66.11.2. Выработки тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников, выявления граждан, имеющих противоправные намерения, на основе психологического анализа их внешних признаков.
66.11.3. Влияния психологических факторов на регулирование семейно-бытовых отношений, профилактику, разрешение и минимизацию последствий межличностных конфликтов.
67. В первоочередном порядке психологическая работа проводится со следующими категориями сотрудников:
67.1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.
67.2. Сотрудниками, командируемыми для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.
67.3. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
67.4. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.
67.5. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.
68. Проведение психофизиологических обследований (исследований) в отношении кандидатов на службу 1 и сотрудников 2, психологической коррекции негативных эмоциональных состояний и психологической реабилитации личного состава осуществляется в отдельных, специально оборудованных помещениях, обеспечивающих обработку персональных данных с учетом их конфиденциальности, а также требований по защите персональных данных, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
------------------------------
1 Приказ МВД России от 18 марта 2010 г. N 201дсп (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2010 г., регистрационный N 16937), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 1 октября 2014 г. N 840дсп (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., регистрационный N 35341).
2Подпункт "г" пункта 2 части 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
------------------------------
69. При проведении психодиагностических обследований применяются тесты, включенные в реестр методик и программ психологической работы, который ведется ГУРЛС МВД России.
70. Для организации и методического обеспечения психологической работы используются:
70.1. Координационно-методические советы.
70.2. Научно-практические конференции.
70.3. Учебно-методические сборы.
70.4. Конкурсы.
71. Руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России при принятии управленческих решений учитываются рекомендации психологов.
V. Организация морально-психологической подготовки
72. Морально-психологическая подготовка осуществляется в целях формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих высокий уровень морально-психологической готовности сотрудников к осознанному выполнению оперативно-служебных задач и морально-психологической устойчивости в любых условиях оперативной, криминогенной и военной обстановки.
73. Морально-психологическая подготовка носит комплексный характер и интегрируется в систему профессиональной служебной и физической подготовки 3.
------------------------------
3Приказ МВД России от 2 февраля 2024 г. N 44 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2024 г., регистрационный N 77488).
------------------------------
74. Организационными принципами морально-психологической подготовки являются:
74.1. Обеспечение комплексного подхода в формировании морально-политических и психологических качеств и свойств личности.
74.2. Интегрированность во все виды и формы профессиональной служебной и физической подготовки.
74.3. Сочетание теоретических, практических занятий и самостоятельной работы.
75. Морально-психологическая подготовка подразделяется на общую, специальную и целевую.
75.1. Общая морально-психологическая подготовка включает базовый курс занятий для всех категорий сотрудников в условиях повседневной оперативно-служебной деятельности на месте постоянной дислокации, а также в период подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
75.2. Специальная морально-психологическая подготовка проводится на основе базового курса занятий с включением тем, вопросов или элементов, определяемых спецификой оперативно-служебной деятельности сотрудников отдельных специальностей и должностных групп, в первую очередь в подразделениях, осуществляющих непосредственную борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.
75.3. Целевая морально-психологическая подготовка проводится с сотрудниками, привлекаемыми к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях по специальным программам и планам за счет дополнительного бюджета времени.
76. Морально-психологическая подготовка осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: морально-политическому и психологическому.
77. Задачами морально-политического направления морально-психологической подготовки являются:
77.1. Изучение личным составом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственных документов стратегического планирования в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, понимание и поддержка сотрудниками политики, проводимой государством.
77.2. Доведение до личного состава решений Министра, приказов МВД России, касающихся вопросов реализации государственной политики в сфере внутренних дел.
77.3. Формирование у сотрудников государственно-патриотических мировоззренческих ориентиров, расширение их кругозора и приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, воспитание у них высокой общей и профессиональной культуры.
77.4. Выработка у сотрудников устойчивости к влиянию деструктивной идеологии, негативному информационно-психологическому воздействию, формирование навыков распознавания в информационной среде контента ложного и провокационного характера.
77.5. Формирование знаний истории российской полиции, ее героев и традиций, понимания ее роли в жизни государства и общества, выработка на этой основе профессионально значимых нравственных качеств: верности служебному долгу, Присяге, гордости за принадлежность к органам внутренних дел.
77.6. Изучение требований законодательства о соблюдении прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, освоение сотрудниками профессиональной поведенческой модели, основанной на уважении личного достоинства, готовности смело и решительно защищать законные интересы граждан, их жизнь, здоровье и имущество от преступных посягательств.
77.7. Освоение сотрудниками нравственно-этических основ служебной деятельности, деонтологических требований и правил службы в органах внутренних дел.
77.8. Изучение личным составом ограничений, запретов и требований, обусловленных правовым и моральным статусами сотрудника, формирование у сотрудников убежденности в необходимости соблюдения стандартов антикоррупционного поведения.
77.9. Сплочение служебных коллективов на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, этических норм, отношений дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, ответственности и чести.
78. Задачами психологического направления морально-психологической подготовки являются:
78.1. Изучение с руководителями всех уровней основ психологии личности и группы, психологических проблем функционирования служебных коллективов, путей и способов их разрешения.
78.2. Формирование и развитие профессионально значимых психологических качеств сотрудников: эмоционально-волевой устойчивости, наблюдательности, памяти, мышления, внимания.
78.3. Формирование профессиональной направленности личности сотрудника, устойчивой мотивации к профессиональной деятельности, дальнейшему профессиональному росту.
78.4. Обучение коммуникативным навыкам профессионального общения, умению использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач, в том числе в составе служебных нарядов, расчетов и функциональных групп.
78.5. Выработка и развитие психологической устойчивости, выдержки, самообладания, формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, мобилизации дополнительных психологических возможностей, снятия эмоционального напряжения, контроля проявления агрессии.
78.6. Формирование психологической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отработка навыков быстрого принятия решения в экстремальных ситуациях.
78.7. Формирование и развитие психологических навыков и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками отдельных специальных и должностных групп.
78.8. Обучение оценке степени риска в ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровью сотрудника, а также формирование навыков самостоятельного преодоления психотравмирующих событий и отрицательных эмоциональных состояний.
78.9. Формирование навыков и умений выявления граждан с противоправными намерениями, прогнозирования их поведения и дальнейших профессионально грамотных действий.
78.10. Изучение национальных традиций, обычаев, этнопсихологических особенностей населения различных регионов и стран, их учет при обучении приемам взаимодействия с гражданами в ходе выполнения служебных обязанностей в повседневных и особых условиях.
78.11. Обучение сотрудников психологическим приемам и алгоритмам служебного поведения при осуществлении ими охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период проведения массовых общественно-политических и спортивных мероприятий, а также в условиях специальных правовых режимов.
79. Занятия по морально-психологической подготовке подразделяются на теоретические, практические, итоговые, а также самостоятельную работу.
80. Теоретические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекции, семинара, учебного (учебно-методического) сбора, инструкторско-методического занятия, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
81. Практические занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме общего собрания, инструктажа, тренинга, дебрифинга, викторины, деловой игры, тренировки, экскурсии, просмотра тематического видеоконтента, презентации, а также в иных формах или их сочетаниях.
82. Практические занятия по морально-психологической подготовке интегрированы в повседневную деятельность органов, организаций, подразделений МВД России и могут проводиться как для закрепления знаний, навыков и умений, полученных на теоретических занятиях, так и для изучения отдельных тем.
83. Элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке могут включаться в иные виды занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, а также в иные мероприятия (инструктажи, тренировки, служебные совещания, просмотры фильмов, экскурсии).
84. Итоговое занятие по морально-психологической подготовке проводится по окончании учебного года в форме зачета.
85. Для участия в проведении занятий по морально-психологической подготовке ее организаторами могут приглашаться представители образовательных и научных организаций, органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных организаций, представляющих традиционные конфессии, лидеры общественного мнения.
86. Занятия по морально-психологической подготовке с сотрудниками независимо от уровня их профессиональной служебной и физической подготовки проводятся не реже двух раз в месяц.
87. Продолжительность занятия по морально-психологической подготовке составляет 1 час.
88. При планировании занятий по морально-психологической подготовке для всех категорий сотрудников на учебный период для изучения тем базового курса выделяется не менее 25 часов, в том числе не менее 22 часов - на теоретические и практические занятия, 1 час - на резерв времени, 2 часа - на итоговое занятие.
89. Самостоятельная работа и элементы теоретических и практических занятий по морально-психологической подготовке, входящие в иные виды профессиональной служебной и физической подготовки, не включаются в расчет времени на морально-психологическую подготовку.
90. Рекомендуемый перечень тем по морально-психологической подготовке с указанием видов занятий, их элементов, а также перечень вопросов для формирования контрольных тестов разрабатываются ГУРЛС МВД России и включаются в организационно-методические указания по морально-психологической подготовке, направляемые в органы, организации и подразделения МВД России ежегодно до 1 декабря, либо направляются отдельными указаниями.
91. Расписание занятий по морально-психологической подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал. В течение учебного года в расписание могут вноситься изменения или дополнения с учетом социально-политической обстановки и текущих оперативно-служебных задач.
92. Учет посещаемости занятий, итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке отдельно от других видов подготовки.
93. Уровень знаний по морально-психологической подготовке определяется:
93.1. На теоретических и практических занятиях в течение учебного года.
93.2. В ходе итоговых занятий по окончании учебного года.
93.3. При проверке органа, организации, подразделения МВД России.
94. Контроль и оценка эффективности занятий по морально-психологической подготовке осуществляется подразделением морально-психологического обеспечения, а при его отсутствии - должностным лицом, на которое возложена организация морально-психологического обеспечения.
95. Индивидуальные оценки сотрудникам по морально-психологической подготовке определяются с помощью контрольных тестовых заданий.
96. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке руководителю и слушателям учебной группы определяется, исходя из результатов:
96.1. Не менее 80% положительных ответов - "удовлетворительно".
96.2. Менее 80% положительных ответов - "неудовлетворительно".
97. Сотрудники, не принимавшие участия в итоговых занятиях в связи с временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, отпуском, за исключением сотрудников, находившихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, обязаны в течение одного месяца после прекращения соответствующих обстоятельств пройти проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.
98. Сотрудники, получившие на итоговых занятиях оценку "неудовлетворительно", в течение одного месяца проходят повторную проверку уровня знаний по морально-психологической подготовке.
99. При оценке состояния морально-психологической подготовки учитываются:
99.1. Уровень сформированных знаний, практических навыков и умений у сотрудников, а также их взаимосвязь с показателями оперативно-служебной деятельности и личной дисциплинированностью сотрудников.
99.2. Качество и регулярность проводимых занятий, полнота выполнения учебной программы.
99.3. Участие руководящего состава в учебном процессе.
99.4. Посещаемость занятий сотрудниками.
99.5. Наличие организационных и методических недостатков, их причины.
99.6. Наличие и состояние учебно-материальной базы, материально-технического обеспечения морально-психологической подготовки.
99.7. Состояние учетно-отчетной документации (организационный приказ, журналы учета посещаемости занятий, успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке, расписания занятий, примерный расчет часов по морально-психологической подготовке, учебно-методические материалы по темам занятий).
VI. Организация работы по поддержанию служебной дисциплины и законности
100. Работа по поддержанию служебной дисциплины и законности направлена на воспитание сотрудников в духе неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики, а также на профилактику и предупреждение правонарушений.
101. Работа по поддержанию служебной дисциплины и законности основана на принципах:
101.1. Объективности руководителей всех уровней в оценке результатов профессиональной деятельности, поведения и морального облика подчиненных.
101.2. Сочетания требовательности к подчиненным с уважением их личного достоинства.
101.3. Неотвратимости наказания за нарушение служебной дисциплины и законности.
101.4. Объективности и обоснованности применения мер поощрения и дисциплинарных взысканий.
101.5. Личной примерности руководителей всех уровней в соблюдении требований служебной дисциплины и законности.
102. Работа по поддержанию служебной дисциплины и законности направлена на решение задач:
102.1. Обеспечение неукоснительного соблюдения сотрудниками требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, приказов и распоряжений руководителей (начальников) при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время.
102.2. Воспитание у сотрудников нравственной мотивации к соблюдению служебной дисциплины и законности, формирование в служебных коллективах атмосферы нетерпимости к правонарушениям как аморальным поступкам, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел.
102.3. Изучение состояния служебной дисциплины и законности в органе, организации, подразделении МВД России, выявление причин и условий, способствующих нарушениям служебной дисциплины и законности, выработка и реализация мер по их устранению.
102.4. Обучение руководителей всех уровней, сотрудников подразделений по работе с личным составом теории и практике работы по поддержанию служебной дисциплины и законности.
102.5. Реализация мер по профилактике и предупреждению профессиональной деформации личности сотрудников и связанных с ней и нарушений служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики.
103. Система работы по поддержанию служебной дисциплины и законности включает организационные мероприятия, а также мероприятия политико-воспитательной и психологической работы.
104. Организационные мероприятия:
104.1. Рассмотрение вопросов состояния служебной дисциплины и законности среди личного состава на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях у руководителя (начальника) органа внутренних дел.
104.2. Анализ состояния служебной дисциплины и законности в органе, организации, подразделении МВД России, подготовка предложений для принятия управленческих решений.
104.3. Изучение с руководителями всех уровней нормативных правовых актов, регламентирующих организацию работы по поддержанию служебной дисциплины и законности.
104.4. Выявление в имеющихся информационных базах сведений о сотрудниках, совершивших правонарушения, для принятия мер воспитательного, дисциплинарного воздействия или иных кадровых решений.
104.5. Проведение контрольно-профилактических мероприятий по проверке соблюдения сотрудниками правил внутреннего служебного распорядка, ношения форменной одежды, порядка использования служебных помещений, автотранспорта, технических и специальных средств, а также Правил дорожного движения.
104.6. Проведение инструктажей руководителей всех уровней, сотрудников подразделений по работе с личным составом по вопросам поддержания служебной дисциплины и законности при выполнении различных оперативно-служебных задач, в том числе в особых условиях.
104.7. Организация контроля за полнотой, объективностью и своевременностью проведения служебных проверок по фактам нарушений служебной дисциплины и законности.
104.8. Рассмотрение обращений граждан и организаций, публикаций и
<< Назад |
||
Содержание Приказ МВД России от 27 августа 2024 г. N 500 "Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.