Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (официальный сайт Министерства экономического развития РФ, раздел "Прогнозы социально-экономического развития", 30 сентября 2024 г.)

 

Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2024 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2024 год

 

Мировая экономика

 

В 2023 году ситуация в мировой экономике оставалась сложной. Несмотря на значительное снижение цен на товарно-сырьевых рынках относительно максимумов 2022 года, уровень инфляции во многих странах оставался выше целевых значений. Это вынудило мировые центральные банки сохранить жесткость денежно-кредитной политики, что привело к росту процентных ставок до максимальных значений за последние 20 лет. Так, ФРС США за год повысила ставку с 4,5% до 5,5% годовых, ЕЦБ - с 2,5% до 4,5% годовых. Результатом стало снижение темпов инфляции в США с 6,4% г/г в январе 2023 г. до 3,4% г/г в декабре 2023 г., в еврозоне - с 8,6% до 2,9 процента.

В 2024 году началось смягчение денежно-кредитной политики, однако ставки сохраняются на относительно высоком уровне, так как инфляция замедляется медленнее, чем ожидалось ранее. Так, ЕЦБ в июне 2024 г. понизил ставку до 4,25% годовых. Аналитики ожидают снижение ставки ФРС США в сентябре 2024 г. на 0,5 п.п. до 5,0% и в ноябре 2024 г. на 0,25 п.п. до 4,75 процента.

Уровень инфляции снижается, но остается выше целевых значений:

2,9% г/г в США и 2,6% г/г в еврозоне в июле 2024 года. К 2027 году ожидается снижение уровня инфляции до 2,1% в развитых странах и до 4,3% в развивающихся (прогноз МВФ).

Мировая торговля товарами сократилась на 1,2% г/г, испытав негативные последствия ужесточения торговых мер (в 2023 году было введено 3 тыс. новых торговых ограничений) и нарушения транспортно-логистических цепочек, в том числе из-за конфликта на Ближнем Востоке.

Ужесточение денежно-кредитной политики и фрагментация мировых товарных рынков обусловили замедление роста мирового ВВП в 2023 году до 3,3% г/г (3,5% годом ранее), за счет как развитых (ЕС, Великобритания) так и отдельных развивающихся стран (ЮАР, Саудовская Аравия). Темпы роста ВВП Китая в 2023 году (5,2% г/г) достигли поставленной правительством цели в 5% благодаря развитию сферы услуг (5,8% г/г в 2023 г.), при этом объемы промышленного производства росли высокими, но не опережающими темпами (4,6% г/г в 2023 году).

По оценке Международного валютного фонда, прирост мирового ВВП в 2024 году незначительно снизится - до 3,2% г/г (3,3% в 2023 году). Рост ВВП Китая прогнозируется на уровне 5,0% г/г, Индии - 7,3%, развитых стран - 1,7% (США - 2,6%, стран зоны евро - 0,9 процента).

На горизонте до 2027 года ускорения темпов роста мировой экономики не ожидается (основной фактор - стагнация роста экономик развивающихся стран). Прогнозируется стабилизация темпов мирового экономического роста на уровне 3% в год (развитых стран - 1,8% в год, развивающих стран - 4% в год). Рост экономики США закрепится на уровне 2,1% г/г в год из-за замедления спроса на фоне сокращения сбережений и снижения темпов роста инвестиций в основной капитал, а увеличение ВВП Китая замедлится до 3,6% в год, прежде всего в связи со старением и возможным сокращением населения. В то же время ожидается ускорение роста экономики стран еврозоны до 1,5% г/г благодаря развитию "зеленых" и цифровых технологий, а также рост индийской экономики на фоне роста населения и инвестиционной привлекательности страны (прогнозируемый средний темп роста - 6,6% в год).

В прогноз заложены темпы роста мировой экономики, близкие к оценкам МВФ.

 

Финансовые и сырьевые рынки

 

Динамика финансовых рынков в 2023 году была в целом положительной. Индекс глобального рынка MSCI World вырос на 13% с начала года, отражая расширение американского (23%), японского (28%) и европейского (8%) рынков. Основными факторами роста стало снижение инфляционного давления и восстановление деловой активности в крупнейших странах.

Фондовые индексы стран с формирующимися рынками в 2023 г. также демонстрировали позитивную динамику. На рынках Индии, Бразилии и Мексики наблюдался рост котировок благодаря восстановлению экономики и снижению мировых цен на продовольствие и энергоресурсы. В то же время индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite в 2023 г. снизился на 6% из-за слабой динамики промышленного производства, стагнации в сфере недвижимости и снижения инвестиционной привлекательности Китая для западных инвесторов.

В секторальном разрезе в 2023 году наилучшую динамику демонстрировали информационно-технологические компании, в том числе благодаря активному развитию ИИ-технологий. Динамика банковского сектора была менее позитивной на фоне повышения процентных ставок, а также ликвидации несколько крупных банков в США и Швейцарии в начале года.

В январе-июле 2024 г. положительная тенденция сохранилась. Продолжающееся снижение инфляционного давления и рост экономической активности способствовали оптимистическому настрою на фондовых рынках.

Индекс глобального рынка MSCI World вырос на 11% с начала года, наблюдался рост американского (на 14%), китайского (на 5%) и европейского (на 5%) рынков.

Дальнейшая траектория фондовых индексов будет определяться уровнем инфляции, и соответственно скоростью смягчения денежно-кредитной политики, а также балансом международной торговли.

Мировые цены на продовольствие в 2023 году находились под понижательным давлением, что было связано в основном с увеличением объемов предложения крупнейшими экспортерами продовольственных товаров на фоне стабильного мирового спроса. При этом темпы такого снижения сдерживались возникающими опасениями, связанными со сбоями в мировых логистических цепочках, ухудшением погодных условий и напряженностью в Черноморском регионе. Так, по данным ФАО, индекс продовольственных цен в 2023 году сократился на 13,8% г/г, по сравнению с 2022 годом, в том числе на зерновые - на 15,4% год к году.

В первом полугодии 2024 года цены сокращались (-7% г/г) в условиях увеличения предложения со стороны основных стран-экспортеров, однако темпы такого снижения были ниже чем в прошлом году и сдерживались ростом спроса и снижением оценок производства в 2024 году в связи с неблагоприятными погодными условиями в апреле-мае 2024 года.

Согласно прогнозам ФАО-ОЭСР, к 2027 году ожидается превышение мирового производства над уровнем потребления, что приведет к сокращению цен на основные продовольственные товары в среднем на 3,6% по сравнению с уровнем 2023 года.

Мировой энергетический рынок в 2023 году находился под влиянием трендов наращивания мощностей возобновляемой энергетики в ЕС и активизации политики декарбонизации производств в крупнейших экономиках мира. Вместе с тем котировки на энергоносители снижались после пиковых значений, зафиксированных в 2022 году, связанных с возникшим дефицитом в странах Европы на фоне введения антироссийских санкций.

Цены на нефть марки Брент в 2023 году снизились на 18% по сравнению с 2022 годом и составили 82,6 долл. США / барр. на фоне роста добычи нефти и замедления темпов развития экономик основных потребителей нефти - Китая, США и ЕС. При этом экспортные ограничения ОПЕК+ и обострение геополитической ситуации на Ближнем Востоке оказали повышательное давление на цены на нефть в первом полугодии 2024 года на 5% г/г до 84 долл. США / барр.

В 2023 году на мировом рынке природного газа наблюдалось устойчивое снижение котировок на протяжении всего года, так, среднегодовой уровень цен составил 470 долл. тыс. куб. м, что ниже уровня 2022 года в 3 раза. Указанное снижение в основном связано с сокращением спроса со стороны ЕС на фоне высокой наполненности газовых хранилищ и рекордных поступлений СПГ, увеличения предложения со стороны США и развития возобновляемых источников энергии в мире. В 2024 году тренд продолжился: цены сократились еще на 33% г/г до 337 долл. тыс. куб. м на фоне низкого спроса, вызванного использованием альтернативных источников энергии, а также благоприятных погодных условий в Европе (теплой зимы).

 

Платежный баланс и курс рубля

 

В 2023 году импорт товаров восстанавливался после спада в 2022 году, компенсировав 9,5% и увеличившись до 302,9 млрд долл. США, экспорт товаров, напротив, сократился на 28,3% до 424,5 млрд долл. США после рекордного уровня 2022 года (592,1 млрд долл. США). Соответственно торговый баланс сократился до 121,6 млрд долл. США после 315,6 млрд долл. США годом ранее.

В I полугодии 2024 года импорт составил 138,1 млрд долл. США, что ниже уровня прошлого года на 9,0%, и в том числе является следствием ограничений на расчеты из-за вторичных санкций. Однако по мере нормализации расчетов во II полугодии ожидается более сильное восстановление импорта, и по итогам 2024 года объём импорта составит около 290 млрд долл. США.

Нормализация расчетов также окажет влияние и на экспорт. В 2024 году экспорт товаров составит 427,6 млрд долл. США (в 2023 году - 424,5 млрд долл. США), увеличившись на 3,9% г/г в реальном выражении. Главным драйвером роста станет ненефтегазовый экспорт (рост на 5,4% г/г). В структуре ненефтегазового экспорта высокими темпами будут расти поставки продовольственных товаров, химической продукции (включая минеральные удобрения), металлов и изделий из них, а также машин и оборудования.

С учетом этого торговый баланс в 2024 году оценивается на уровне 132,8 млрд долл. США., вклад чистого экспорта в годовые темпы роста ВВП в 2024 году вновь станет положительным (в 2023 году вклад был отрицательным).

По итогам 2024 года, по оценкам, сальдо счета текущих операций составит около 51 млрд долл. США или 2,4% ВВП (2,5% ВВП в 2025 году).

Среднегодовой курса рубля по итогам года составит 91,2 руб. за долл. США (84,7 руб. за долл. США в 2023 году).

 

Инфляция

 

Пик потребительской инфляции в 2024 году зафиксирован в июле, когда индекс потребительских цен увеличился на 9,1% г/г, в августе темпы инфляции начали снижаться. С учетом окончания сезона отпусков и поступления на рынок продукции нового урожая - по итогам 2024 года ожидается замедление до 7,3% декабрь 2024 года к декабрю 2023 года.

 

Экономическая активность, рынок труда и доходы населения

 

По итогам 2024 года рост экономики продолжится. По предварительной оценке, за 7 месяцев 2024 года ВВП вырос на 4,4% г/г. По итогам 2024 года ожидается рост ВВП на 3,9% (в 2023 году - на 3,6 процента).

Основными драйверами роста выступают отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность.

Так, рост выпуска в обрабатывающем секторе по итогам 7 месяцев 2024 года составил 8,6% г/г (в 2023 году - аналогично 8,6%). Основной положительный вклад вносит машиностроительный комплекс, но рост выпуска практически фронтальный по отраслям.

Высокие темпы роста наблюдаются в строительстве - за январь-июль 2024 года прирост объема строительных работ составил 3,3% г/г, даже несмотря на высокую базу прошлого года (по итогам 2023 года - 7,9 процента).

Рост выпуска продукции сохраняется и в сельском хозяйстве (на 2% г/г за январь-июль 2024 года). Тем не менее, по итогам года ожидается некоторое сокращение производства (на 3,0%) на фоне рекордных объемов урожая прошлых лет.

Рост экономики сопровождался высокой инвестиционной активностью.

По итогам I полугодия 2024 года прирост инвестиций в основной капитал составил 10,9% г/г, несмотря на высокую базу 2023 года (рост на 9,8%). По итогам 2024 года ожидается сохранение высоких темпов роста инвестиций - 7,8 процента.

Структурный дефицит кадров остается основным фактором, стимулирующий высокий рост заработных плат. Так, увеличение реальной заработной платы: за I полугодие 2024 года составило 9,4% г/г. По итогам 2024 года ожидается рост реальной заработной платы на 9,2% г/г (за 2023 год рост на 8,2 процента).

Опережающий общеэкономический рост заработных плат оказывает поддержку увеличению денежных доходов населения. По итогам I полугодия 2024 года реальные денежные доходы населения выросли на 7,4% г/г (в 2023 году - на 5,6%). По итогам 2024 года ожидается сохранение тренда на рост доходов (оценка 2024 года - рост на 7,2 процентов). Реальные располагаемые денежные доходы ожидаются на уровне 7,1% (в 2023 году - рост на 5,8 процента).

Опережающий общеэкономический рост заработных плат оказывает поддержку увеличению денежных доходов населения. По итогам I полугодия 2024 года реальные денежные доходы населения выросли на 7,4% г/г (в 2023 году - на 5,6%). По итогам 2024 года ожидается сохранение тренда на рост доходов. Реальные располагаемые денежные доходы ожидаются на уровне 7,1% (в 2023 году рост на 5,8 процента).

Увеличение потребительской активности будет обеспечиваться за счет роста доходов населения. Суммарный оборот розничной торговли, платных услуг населению и оборот общественного питания за 7 месяцев 2024 года увеличился на 7,2% г/г. При этом рост отмечается по всем компонентам. По итогам 2024 года прогнозируется увеличение потребительской активности на 7,3 процента.

Оборот розничной торговли за 7 месяцев 2023 года увеличился на 8,4% г/г. По итогам 2024 года прирост оценивается на уровне 8,6% (в 2023 году - на 8,0%). Объем платных услуг населению за январь - июль 2024 года увеличился на 3,8% г/г. По итогам 2024 года ожидается рост на 3,8% (в 2023 году - рост на 6,9 процента).

 

Общая характеристика прогноза социально-экономического развития

 

Базовый вариант

 

В рамках прогноза социально-экономического развития на 2025-2027 годы Минэкономразвития России был скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленными в апреле 2024 года.

В прогнозе учтены следующие тенденции:

более высокий уровень мировых цен на нефть, по сравнению с уровнем, прогнозируемым весной 2024 года;

ослабление рубля по отношению к иностранным валютам;

конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения;

сохранение высокой инвестиционной активности;

опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности, в основном за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос (как потребительский, так и инвестиционный).

Как следствие, были улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на прогнозный период. При этом оценки накопленного роста ВВП за 2024-2027 годы выросли до 12,5% (10,3% в сценарных условиях).

При разработке прогноза учитывалась необходимость достижения целевых показателей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309), и реализация новых национальных проектов.

 

Платежный баланс и курс рубля

 

В среднесрочной перспективе уровень мировых цен стабилизируется. Давление на конъюнктуру мировых рынков, в первую очередь, будет оказывать относительно умеренный рост экономик развивающихся стран. Вместе с тем по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны дисконт экспортной цены на российскую нефть к "Брент" на прогнозном горизонте будет сокращаться.

Рост физических объемов российского экспорта товаров в среднесрочной перспективе продолжится (на 3,3% г/г в год в реальном выражении на всем прогнозном горизонте). Драйвером роста будет выступать ненефтегазовый экспорт, который будет расти опережающими темпами (по оценкам, на 4,5% в год в реальном выражении на всем прогнозном горизонте).

Рост физических объемов импорта с 2025 года возобновится - 9,2% г/г в 2025 году с замедлением роста до 4,3% к 2027 году. замедлятся.

В результате профицит торгового баланса и счета текущих операций в 2027 году составят 4,9% ВВП и 1,0% ВВП соответственно.

На среднесрочном горизонте в прогноз заложено постепенное ослабление российской валюты (до 103,2 руб. за долл. США в 2027 году) в соответствии с инфляционным дифференциалом, что будет способствовать сохранению стабильного реального эффективного курса рубля.

 

Инфляция

 

В 2025 г. с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0 процента.

 

Экономический рост

 

Основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей Указа N 309.

На период 2025-2027 годов прогнозируется рост инвестиций в основной капитал в среднем на уровне 2,1-3,3% в год после высокой базы 2021-2024 годов. Основным источником роста выступит частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников. Рост инвестиций позволит нарастить объемы предложения отечественных товаров для удовлетворения спроса.

Инвестиционная активность обеспечит рост объемов предложения отечественных товаров и позволит в среднесрочном периоде удовлетворять растущий потребительский спрос.

Рост оборота розничной торговли замедлится с 7,6% в 2025 году до 4,1% к 2027 году. Увеличение объема платных услуг населению замедлится с 6,4% до 2,8 процента.

Поддержку потребительскому спросу на среднесрочном горизонте окажет рост реальных располагаемых денежных доходов населения средним темпом 4,7% в год в 2025-2027 годах. Увеличение реальных денежных доходов населения продолжится со средним темпом 4,8% в год. Рост доходов будет обеспечен, прежде всего, за счет трудовых и предпринимательских доходов при реализации в полном объеме всех принятых мер социальной поддержки.

В 2025-2027 годах ожидается увеличение номинальных заработных плат 10,6% в год, а также рост реальной заработной платы на 5,6%. Росту заработной платы будет способствовать ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2025 года в совокупности МРОТ увеличится на 16,6% и составит 22 440 рубля.

Ситуация на рынке труда продолжит оставаться стабильной благодаря реализации мер поддержки Правительства Российской Федерации, направленных на стимулирование занятости, а также повышение уровня подготовки и адаптации рабочей силы к изменяющимся условиям экономики. Так, численность занятого населения к 2027 году возрастет до 74,4 млн человек (в 2024 году - 74,0 млн человек) при сохранении безработицы в среднесрочной перспективе на уровне 2,6% от рабочей силы.

 

Риски прогноза

 

Со стороны внешних условий ключевым риском остается замедление мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта, выразиться в снижении экспортных цен. Это создает риски для развития отраслей, ориентированных на экспорт, а также для бюджета (прежде всего, в части нефтегазовых доходов).

Внутренние риски связаны, прежде всего, с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому ключевой задачей является повышение производительности труда, а также обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров.

Несвоевременный возврат к смягчению денежно-кредитной политики может негативно сказаться на инвестиционной активности, а также на дополнительных расходах бюджета по накопленным обязательствам по субсидируемым кредитным программам.

Реализация соответствующих рисков заложена в консервативном варианте прогноза.

 

Консервативный вариант

 

В консервативный вариант прогноза на среднесрочную перспективу заложено более сильное, чем в базовом варианте, замедление роста мировой экономики, а также усиление санкционного давления на российскую экономику, в т.ч. за счет вторичных санкций для дружественных и нейтральных стран. В этих условиях траектория цен на нефть и другие сырьевые товары в консервативном варианте складывается ниже, чем в базовом. Снижение цен на мировых рынках будет сопровождаться более существенным, чем в базовом варианте, снижением физических объемов экспортных поставок, в первую очередь - по товарам нефтегазового экспорта.

Консервативный вариант предполагает более низкий вариант развития демографии в стране и, соответственно, меньшую численность занятых в экономике. При этом производительность труда будет расти меньшими темпами.

Кроме того, консервативный сценарий предполагает дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики Банком России в 2025 году.

В этих условиях ожидается более сильное замедление экономики в 2025 году, а инфляция может сложиться ниже цели банка России и составить 3,7% (декабрь к декабрю), это потребует реакции Банка России в виде резкого снижения ключевой ставки, что с учётом отложенного спроса может привести к повышенному росту цен в 2026-2027 гг. и запустить новый цикл ужесточения денежно-кредитных условий.

Таким образом, экономика будет более волатильна, а условия для инвестиций менее предсказуемы, что приведет к более низким темпам роста экономики на всём прогнозном горизонте.

Правительством Российской Федерации созданы механизмы отслеживания и митигации рисков социально-экономического развития.

 

Таблица. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации

 

 

2023

2024

2025

2026

2027

Цена на нефть марки "Брент" (мировая), долл. США за баррель

базовый

82,6

83,5

81,7

77,0

74,5

консервативный

83,5

78,5

74,5

71,0

Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США

базовый

84,7

91,2

96,5

100,0

103,2

консервативный

91,2

95,2

98,3

104,2

Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю

базовый

7,4

7,3

4,5

4,0

4,0

консервативный

7,3

3,7

4,4

5,4

Валовой внутренний продукт, %

базовый

3,6

3,9

2,5

2,6

2,8

консервативный

3,9

1,7

1,0

2,6

Инвестиции в основной капитал, %

базовый

9,8

7,8

2,1

3,0

3,3

консервативный

7,8

0,6

-1,8

3,0

Промышленное производство, %

базовый

4,1

4,0

2,0

2,4

2,6

консервативный

4,0

0,4

0,9

1,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %

базовый

5,8

7,1

6,1

4,6

3,4

консервативный

7,1

4,6

3,7

2,2

Реальная заработная плата работников организаций, %

базовый

8,2

9,2

7,0

5,7

4,1

консервативный

9,2

5,3

4,6

2,8

Оборот розничной торговли, %

базовый

8,0

8,6

7,6

6,1

4,1

консервативный

8,6

6,0

4,8

3,8

Экспорт товаров, млрд долл. США

базовый

424,5

427,6

445,0

455,2

476,2

консервативный

427,6

417,3

418,1

425,2

Импорт товаров, млрд долл. США

базовый

302,9

294,9

321,9

342,6

357,4

консервативный

294,9

291,3

299,5

316,1

 

Источник: Росстат, ФТС России, расчеты Минэкономразвития России

 

Обеспечение устойчивости развития экономики

 

На протяжении последних двух лет российская экономика функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления, которое не ослабевает, а, наоборот, расширяется. При этом Российской Федерации удалось не только сохранить набранные темпы экономического роста, но и обеспечить рост экономики значительно выше других крупных развитых стран (по итогам 2023 года рост ВВП составил 3,6%). На данный момент Российская Федерация входит в четверку крупнейших экономик мира (по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности), что доказало эффективность предпринятых антикризисных мер.

В прошлом году пройден этап успешной первичной адаптации российской экономики к санкционному давлению. Задача текущего этапа - переход к долгосрочному экономическому росту путем структурной трансформации экономики.

Для достижения этой глобальной задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принят Указ о национальных целях развития Российской Федерации до 2036 года (от 7 мая 2024 г. N 309), определяющий текущие приоритеты и траекторию социально-экономического развития страны.

С целью достижения поставленных Президентом национальных целей Правительством Российской Федерации ведется формирование Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - Единый план), а также разработан портфель новых национальных проектов, в том числе национальных проектов по обеспечению технологического лидерства. В рамках национальных проектов и мероприятий Единого плана будет реализовываться комплекс мероприятий, направленный на формирование экономики предложения, улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала.

Достижение национальной цели развития "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" будет обеспечиваться мероприятиями национальных проектов "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", а также в рамках мероприятий иных инструментов. В частности, в рамках национальной цели будут проводиться мероприятия, направленные на обеспечение народосбережения, защиту материнства и детства, а также поддержку семей с детьми за счет улучшения качества жизни молодых семей и семей с детьми, решения жилищных проблем семей, формирования условий для увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни и снижения гендерного и регионального разрыва в ожидаемой продолжительности жизни. Отдельное внимание уделяется повышению доходов уязвимых групп граждан и сокращению степени неравенства по доходам населения.

На реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности будут преимущественно направлены национальные проекты "Молодежь и дети" и "Семья". Для достижения показателей национальной цели будет реализовываться комплекс мероприятий, направленный на воспитание гармонично развитой личности, создание системы профессионального развития педагогических работников и выявления и поддержки талантливой молодежи, продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Достижение национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" будет обеспечиваться мероприятиями национальных проектов "Инфраструктура для жизни", "Эффективная транспортная система", "Молодежь и дети", "Семья".

В рамках новых национальных проектов будет проводиться работа по повышению доступности жилья, опережающему развитию инфраструктуры за счет ликвидации инфраструктурных ограничений на региональном уровне и повышения доступности базовой инфраструктуры вне зависимости от места проживания, в том числе увеличения количества точек экономического роста в рамках формирования опорных населенных пунктов.

В рамках национального проекта "Экологическое благополучие" предполагается достижение соответствующей национальной цели развития, характеризующейся выполнением следующих основных показателей и задач: формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей вовлечение отходов во вторичный оборот, поэтапное снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, снижение объемов неочищенных сточных вод в водные объекты и сохранение лесов и биологического разнообразия.

Национальная цель "Устойчивая и динамичная экономика" является комплексной и отражает основные приоритеты экономического развития страны, в том числе увеличение инвестиций в основной капитал, реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров, поддержка субъектов МСП, повышение производительности труда, рост производства продукции агропромышленного комплекса, повышение туристической привлекательности страны.

Ряд показателей (задач) являются общесистемными (рост ВВП, снижение импорта в ВВП, рост доходов населения, снижение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов) и будут достигаться за счет совокупного эффекта всех реализуемых нацпроектов.

Национальная цель развития "Технологическое лидерство" будет достигаться в рамках национальных проектов "Средства производства и автоматизации", "Новые материалы и химия", "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", "Новые технологии сбережения здоровья", "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности", "Беспилотные авиационные системы", "Развитие космической деятельности", "Новые атомные и энергетические технологии", а также в рамках национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", мероприятий иных инструментов, определенных в рамках Единого плана.

Отдельное внимание уделяется увеличению валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, а также росту внутренних затрат на исследования и разработки.

Достижение национальной цели развития "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" будет обеспечиваться мероприятиями национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства".

Определять модель управления достижением национальных целей развития, а также формировать полный и понятный инструментарий достижения национальных целей развития будет Единый план.

 

Рынок труда и занятость населения

 

Ситуация на рынке труда определялась реализацией государственной программы "Содействие занятости населения" (далее - Госпрограмма), которой установлены цели государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе, в том числе создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Задачами Госпрограммы являются обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан и внедрение культуры безопасного труда.

В соответствии с Госпрограммой реализуются мероприятия, предусматривающие в том числе организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", развитие информационных систем в сфере занятости населения, использование информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий "Работа в России", актуализацию существующих и разработку новых профессиональных стандартов в области информационной безопасности и другое.

В 2024 году продолжают действовать меры поддержки соискателей и работодателей, в том числе поддержка компаний из приоритетных отраслей в найме сотрудников из других регионов (повышение трудовой мобильности), бесплатное переобучение для безработных и работающих граждан, персональное сопровождение студентов для бесшовного трудоустройства, ежегодно проводится Всероссийская ярмарка трудоустройства.

Эти и другие меры позволят поддержать социальную стабильность, стимулировать занятость, а также повысить уровень подготовки и адаптации рабочей силы к изменяющимся условиям экономики.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшегося 29 февраля 2024 г. (перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616), Правительством Российской Федерации ведется разработка национального проекта "Кадры", мероприятия которого будут направлены, в том числе на решение задачи по восполнению дефицита кадров, а также устранение структурных дисбалансов на рынке труда.

Текущий экономический рост в условиях исторически низкой безработицы показал наличие запаса гибкости российского рынка труда. Дальнейшие мероприятия его развития будут направлены, прежде всего, на обеспечение роста производительности труда выше исторической траектории, повышение гибкости трудовых отношений, развитие альтернативных форм занятости, создание гибкой модели трудовой миграции.

 

Уровень жизни и доходы населения

 

Росту реальных доходов граждан, а также снижению уровня бедности будет способствовать индексация социальных выплат, реализация субъектами Российской Федерации региональных программ, направленных на увеличение реальных доходов граждан и снижение уровня бедности, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, а также целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми.

Правительством Российской Федерации ежегодно осуществляется индексация социальных пособий и льгот один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год.

Индексации подлежат порядка 40 видов выплат, компенсаций и пособий, охват индексируемыми составил более 20 млн граждан.

Основные меры социальной поддержки, влияющие на повышение благосостояния граждан в 2023-2024 годах:

ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие) (на 1 июня 2024 г. назначено на 10,1 млн детей и 170,4 тыс. беременных женщин);

ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка из средств материнского капитала (на 1 июня 2024 г. охват 377,3 тыс. семей);

государственная социальная помощь на основании социального контракта (на 1 июня 2024 г. заключено 93,6 тыс. контрактов, которыми охвачено 248,7 тыс. граждан).

В последние годы реализовывается комплекс мер по государственной поддержке населения, прежде всего, малоимущих семей с несовершеннолетними детьми - наиболее уязвимой социальной группы. Новые меры были введены и в 2023-2024 годах.

Выплаты стали более адресными, унифицированными и предоставляют поддержку в течение всего периода взросления ребенка. При этом охват составляет порядка 10 млн детей.

С 2026 года будет введена налоговая выплата семьям с двумя и более детьми, в которых воспитываются дети до 18 лет (в случае очной формы обучения студентов до 23 лет) при условии того, что среднедушевой доход меньше полутора региональных прожиточных минимума на человека. НДФЛ для таких семей будет пересчитан по ставке 6 процентов.

На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период будет направлен широкий спектр мер.

Ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2024 г. МРОТ установлен в сумме 19 242 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере не ниже 48 процентов. Подпунктом "с" пункта 11 Перечня поручений N Пр-616 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение МРОТ опережающими темпами, предусмотрев рост МРОТ к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее 35 тыс. руб. в месяц.

Выполнение указанной задачи также предусмотрено подпунктом "м" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

Кроме того, подпунктом "н" пункта 2 Указа N 309 и пунктом 13 Перечня поручений N Пр-616 предусмотрено проведение в 2025 году пилотных проектов по разработке новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, а также их внедрение с 2027 года в целях обеспечения роста доходов работников. Конкретные параметры будут определены при подготовке пилотных проектов и по результатам их реализации.

Выполнение Указа N 309 и Перечня поручений N Пр-616 будет способствовать дополнительному росту доходов "указных" категорий работников, начиная с 2025 года.

Проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы. В 2024 г. федеральным бюджетом с 1 октября 2024 г. индексация предусмотрена на 5,1 процента.

Одним из приоритетов государственной политики является обеспечение темпа устойчивого роста уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. Правительством Российской Федерации в 2023-2024 гг. приняты меры по обеспечению стабильного роста уровня пенсионного обеспечения граждан.

С 1 января 2024 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 7,5%. Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров вырос до 23 451 рубля.

Указом N 309 определены стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей, в соответствии с которыми в части пенсионного обеспечения предусмотрено проведение ежегодной индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров не ниже уровня инфляции предыдущего года.

В 2025 году с учетом продления переходного периода будет обеспечена индексация пенсий с 1 января на индекс роста потребительских цен, а в 20262027 годах ежегодное увеличение страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривается осуществлять в два этапа: с 1 февраля - на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля - исходя из роста доходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на одного пенсионера.

Индексация социальных пенсий в 2025-2027 годах будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ежегодно с 1 апреля.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 8 июля 2024 года N 173-ФЗ, пенсии работающих пенсионеров будут ежегодно повышаться на уровень инфляции предыдущего года.

 

Структура экономического роста ВВП по источникам доходов

 

Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет определяться проводимой государственной политикой по обеспечению роста доходов населения, социальной поддержки населения, снижения уровня бедности, а также направленной на реализацию комплекса мер по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования рынка труда и решений, принимаемых в рамках налоговой политики.

Доля оплаты труда и смешанных доходов в 2024 году повысится на 2,5 п.п. в условиях реализации решений по поддержке занятости населения. В 2025-2027 годах ее рост продолжится и к концу периода достигнет 46,3%, увеличившись за 2024-2027 годы на 6 процентных пунктов.

Доля чистых налогов на производство и импорт после сокращения в 2024 году на 0,7 п.п., в последующий период будет возрастать и достигнет 8,5%, превысив уровень 2023 года на 0,5 п.п., что будет обусловлено положительной динамикой производства в условиях совершенствования налоговой политики и реализации программ по импортозамещению.

Вследствие увеличения доли оплаты труда и чистых налогов на производство и импорт, доля валовой прибыли будет сокращаться на всем прогнозном периоде.

 

Таблица. Структура ВВП по источникам доходов, %

 

 

2023

2024

2025

2026

2027

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

Оплата труда

40,3

42,8

44,6

46,1

46,3

Чистые налоги на производство и импорт

8,0

7,3

7,9

8,1

8,5

Валовая прибыль экономики

51,7

49,8

47,5

45,9

45,2

 

ВВП по счету использования

 

Структура использования ВВП претерпит изменения в течение 2024-2027 годов под влиянием сдвигов в структуре внешней торговли, осуществления мер, направленных на повышение доходов и рост потребления населения, а также сохранения высокого уровня инвестиционной активности.

Основным драйвером роста выступит внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный. Темпы роста расходов домашних хозяйств на конечное потребление будут достаточно высокими и опережать темпы роста ВВП на всем прогнозном периоде, и лишь к концу периода несколько замедлится - до 3% в 2027 году. В результате за прогнозный период доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств приблизится к 52%, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 2,6 процентного пункта.

Темп роста валового накопления основного капитала в 2024 году составит 7,8%, и после замедления в 2025 году, в последующие два года вновь превысит темп роста ВВП, в результате чего его доля в ВВП возрастет.

Доля чистого экспорта в ВВП в 2024-2025 годах будет иметь тенденцию к снижению в условиях сокращения цен на энергоносители при относительной стабилизации динамики физических объемов экспорта и импорта. В 2026-2027 годах доля чистого экспорта в условиях замедления темпов роста импорта стабилизируется в интервале 3,3-3,5% в ВВП.

 

Таблица. Темпы роста компонентов использования ВВП, % г/г

 

 

2023

2024

2025

2026

2027

Валовой внутренний продукт

3,6

3,9

2,5

2,6

2,8

Расходы на конечное потребление

6,6

4,0

4,2

3,4

2,3

Домашних хозяйств

6,5

5,8

6,1

4,8

3,0

товары

7,7

8,6

7,6

6,1

4,1

услуги

4,1

3,8

6,4

4,7

2,8

Государственного управления

7,0

-0,8

-1,0

-0,7

0,0

Валовое накопление

15,8

4,0

0,0

0,6

3,3

Основного капитала

8,8

7,8

2,1

3,0

3,3

Чистый экспорт

 

 

 

 

 

Экспорт

-11,2

3,9

3,0

3,8

4,1

товары

-11,0

3,9

2,4

3,5

4,0

услуги

-13,5

3,6

8,6

6,5

5,3

Импорт

10,1

4,1

5,4

3,7

2,9

товары

12,9

4,2

6,0

4,0

3,1

услуги

-0,6

3,6

3,1

2,5

2,1

 

Таблица. Структура компонентов использования ВВП, %

 

 

2023

2024

2025

2026

2027

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

Расходы на конечное потребление

68,3

67,8

69,0

69,9

69,4

Домашних хозяйств

49,2

49,5

51,0

52,0

51,8

товары

28,7

29,7

30,8

31,7

31,9

услуги

11,0

10,9

11,5

11,7

11,6

Государственного управления

18,5

17,7

17,4

17,3

17,1

Валовое накопление

25,7

27,8

27,1

26,8

27,1

Основного капитала

21,9

22,7

22,8

23,1

23,3

Изменение запасов материальных оборотных средств

3,8

5,1

4,3

3,8

3,8

Чистый экспорт

4,3

4,4

3,9

3,3

3,5

Экспорт

23,1

21,9

22,2

22,0

22,1

товары

21,0

20,0

20,1

19,8

19,8

услуги

2,0

2,0

2,1

2,2

2,3

Импорт

18,7

17,5

18,3

18,7

18,7

товары

15,0

13,8

14,5

14,9

14,9

услуги

3,7

3,8

3,8

3,8

3,8

 

ВВП по счету производства

 

В отраслевом разрезе драйверами экономического роста в 2024-2027 годах станут отрасли, ориентированные на экономику предложения, обеспечивающие импортозамещение и развитие инвестиционно-инновационной модели развития: отрасли обрабатывающей промышленности, сфера информационных технологий, наука, строительный комплекс, отрасли социальной сферы, в том числе, определяющие повышение качества человеческого капитала, такие как образование, здравоохранение, культура и спорт, а также деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.

 

Таблица. Структура компонентов производства ВВП, %

 

 

2023

2024

2025

2026

2027

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

3,3

3,1

3,1

3,1

3,0

Добыча полезных ископаемых

11,2

11,6

11,3

11,0

10,8

Обрабатывающие производства

12,4

12,8

12,7

12,7

12,7

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

2,0

1,9

1,9

1,9

1,9

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Строительство

4,6

4,4

4,4

4,5

4,5

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

12,2

12,4

12,7

12,7

12,8

Транспортировка и хранение

6,3

6,2

6,2

6,2

6,2

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

Деятельность в области информации и связи

2,9

3,0

3,0

3,1

3,2

Деятельность финансовая и страховая

4,7

4,8

4,7

4,6

4,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

9,4

9,3

9,2

9,2

9,1

Деятельность профессиональная, научная и техническая

4,1

4,3

4,4

4,5

4,6

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

2,1

2,2

2,2

2,2

2,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

7,1

6,8

6,8

6,9

6,9

Образование

2,7

2,8

2,9

3,0

3,0

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

2,9

3,0

3,1

3,2

3,3

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

Предоставление прочих видов услуг

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Итого в основных ценах по видам деятельности

90,9

91,5

91,5

91,7

91,8

Чистые налоги на продукты и импорт

9,1

8,5

8,5

8,3

8,2

 

Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, в 2025-2027 годах

 

Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения

 

С целью обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения индексация в 2025 г. оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на уровне 10,3 процента 1.

------------------------------

1 К уровню на 1 сентября 2024 года.

------------------------------

 

Для обеспечения равномерности распределения налоговой нагрузки между промышленными потребителями газа дополнительно на 11,0% будут повышены оптовые цены только для организаций электроэнергетики и предприятий ЖКХ. Также это уберет дифференциацию размера оптовых цен на газ внутри категории прочих потребителей.

В 2026-2027 гг. рост регулируемых цен на газ вернется к исторически принятым значениям, не превышающим прогнозную годовую инфляцию. Индексация газа для всех потребителей в 2026 г. составит 4,3%. Далее для всех потребителей оптовая цена на газ увеличится на 4,0 процента.

Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям будет увеличена на 5,0% в 2025, 2026 и 2027 гг. относительно размера прогнозной среднегодовой инфляции. В то же время в отношении отдельных регионов и газораспределительных организаций тариф будет определяться, исходя из экономически обоснованных программ газификации и устанавливаемой регионами специальной надбавки.

 

Цены и тарифы в электроэнергетике

 

В 2025 г. в связи с корректировкой прогнозного уровня инфляция и темпов индексации оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также реализацией крупных инвестиционных проектов в электроэнергетике, прогнозный рост конечной цены на электрическую энергию составит 12,6% 1 для населения. При этом рост тарифов на передачу электрической энергии по ЕНЭС составит 11,5% 1 (без учета применения последний год надбавки на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС в размере 2,5%), сетевых компаний - 11,6 процента 1.

В 2026 г. рост тарифов на передачу электрической энергии по ЕНЭС составит 8,5%, сетевых компаний - 6,3%. В результате ожидаемый темп роста конечной цены электрической энергии для всех категорий потребителей составляет 5,2 процента.

В 2027 г. ожидается возврат к динамике роста регулируемых и конечных цен на электрическую энергию в пределах прогнозной инфляции на уровне 4,0% ежегодно.

Параметры индексации тарифов на услуги по передаче электрической энергии указаны без учета индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, принимаемых для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах, решений ФАС России о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, заключаемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2023 г. N 1416, и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, установленных ФАС России.

В связи с установлением тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии параметры индексации тарифов для населения указаны для первого диапазона объемов потребления электрической энергии.

 

Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги

 

В 2025 г. индексация совокупного платежа граждан будет формироваться от прогнозируемой инфляции и темпов изменения цен (тарифов) в сфере газоснабжения и в электроэнергетике.

Кроме того, в период 2025-2027 гг. при утверждении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для ресурсоснабжающих организаций будет сформирована дополнительная выручка под реализацию инвестиционных программ и проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры (дополнительно 1,5% к выручке ежегодно).

С учетом этих факторов индекс платы граждан за коммунальные услуги прогнозируется в 2025 г. на уровне 11,9%1, в 2026 г. - 5,4%, в 2027 г. - 4,8 процента.

 

Тарифы на железнодорожные перевозки

 

С 2025 года будет осуществлена корректировка принципов долгосрочного тарифного регулирования, заложенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р, в связи с переходом на новую модель индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе композитного индекса, определенного исходя из структуры затрат ОАО "РЖД".

Параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составят с 1 января 2025 г. - 13,8% 1, с 1 января 2026 г. - 8,5%, с 1 января 2027 г. - 6,1 процента.

На период 2025-2027 гг. будут сохранены действующие дополнительные целевые надбавки для финансирования мероприятий:

по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в размере 1,07;

по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации, в размере 1,015;

по обеспечению транспортной безопасности в размере 1,01.

В 2025-2027 гг. продолжится работа по достижению безубыточности функционирования пассажирского инфраструктурного комплекса.

Индексация тарифов на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании составит с 1 января 2025 г. 10,2% 1, с 1 января 2026 г. - 9,6%, с 1 января 2027 г. - 9,1 процента.

В 2025-2026 гг. планируется поэтапное доведение тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте до их экономически обоснованного уровня с одновременным распространением льготы в виде скидки 50% на проезд всех детей-граждан Российской Федерации возрастом от 10 лет до 18 лет.

Таким образом, параметры роста тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте составят с 1 января 2025 г. 11,6% 1, с 1 января 2026 г. - 11,4%, с 1 января 2027 г. - 5,9 процента.

 

Индексация регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2025-2027 гг., %

 

Показатели

2022

2023

2024

20256)

2026

2027

факт

оценка

прогноз

Газ - индексация оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая населения

5,0%

с 1 июля

8,5%

c 1 декабря

0%

10% с 1 декабря для прочих 1)

11,2%

с 1 июля

10,3%

21,3% 2)

с 1 июля

4,3%

с 1 июля

4,0%

с 1 июля

- индексация оптовых цен для населения

3,0%

с 1 июля

8,5%

с 1 декабря

0%

11,2%

с 1 июля

10,3%

с 1 июля

4,3%

с 1 июля

4,0%

с 1 июля

- индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным газопроводам

4,0%

с 1 июля

8,5%

с 1 декабря

0%

10,2%

с 1 июля

11,3%

с 1 июля

9,3%

с 1 июля

9,0%

с 1 июля

Электроэнергия - индексация тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС 3), 4)

3,8%

с 1 июля

9%

с 1 декабря

6,3%

с 1 мая

8,0%

с 1 июля

11,5%

с 1 июля

8,5%

с 1 июля

7,0%

с 1 июля

Индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей 4)

3,8%

с 1 июля

9%

с 1 декабря

0%

9,1%

с 1 июля

11,6%

с 1 июля

6,3%

с 1 июля

4,1%

с 1 июля

Индексация тарифов на электроэнергию для населения 4)

5%

с 1 июля

9%

с 1 декабря

0%

8,9%

с 1 июля

12,6%

с 1 июля

5,2%

с 1 июля

4,0%

с 1 июля

Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги - размеры индексации

4%

с 1 июля

9%

с 1 декабря

0%

9,8%

с 1 июля

11,9%

с 1 июля

5,4%

с 1 июля

4,8%

с 1 июля

Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе - базовая индексация тарифов 5)

5,8%

с 1 января

11%

с 1 июня

8%

с 1 января

7,6%

с 1 декабря

0%

13,8%

с 1 января

8,5%

с 1 января

6,1%

с 1 января

Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе - индексация тарифов

4,3%

с 1 января

6,5%

с 1 октября

8,1%

с 1 января

10,75%

с 1 декабря

0%

11,6%

с 1 января

11,4%

с 1 января

5,9%

с 1 января

Услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемые для перевозок пассажиров в дальнем следовании -

индексация тарифов

4,3%

с 1 января

8%

с 1 января

12,8%

с 1 декабря

0%

10,2%

с 1 января

9,6%

с 1 января

9,1%

с 1 января

 

------------------------------

1) Рост оптовой цены на газ на 10% с 1 декабря 2023 г. для отдельных категорий промышленных потребителей, за исключением предприятий электроэнергетики и организаций ЖКХ.

2) Рост оптовой цены на газ на 21,3% с 1 июля 2025 г. для предприятий электроэнергетики и организаций ЖКХ, для прочих промышленных потребителей - на 10,3 процента.

3) Без учета надбавки на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, на период до 2025 года включительно в размере по 2,5% ежегодно.

4) Без учета индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней тарифов.

5) Без учета дополнительных целевых тарифных надбавок в 2022 - 2024 годах.

6) К уровню на 1 сентября 2024 года.

 

В 2025 г. с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 г. темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% (на конец 2025 г.). С 2026 г. инфляция выйдет на целевой уровень 4%.

Ожидаются увеличение номинальных зарплат на 10,6% в год, а также рост реальной зарплаты на 5,6%. С 1 января 2025 г. МРОТ составит 22 440 руб.

Рост физических объемов российского экспорта товаров в среднесрочной перспективе продолжится. Профицит торгового баланса и счета текущих операций в 2027 г. составят 4,9% ВВП и 1,0% ВВП соответственно. Ожидается снижение цены на нефть марки "Брент".

В 2025 г. оптовые цены на газ будут проиндексированы на 10,3%. Прогнозный рост конечной цены на электроэнергию составит 12,6% для населения. Индекс платы граждан за коммунальные услуги прогнозируется в 2025 г. на уровне 11,9%, в 2026 г. - 5,4%, в 2027 г. - 4,8%.

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (официальный сайт Министерства экономического развития РФ, раздел "Прогнозы социально-экономического развития", 30 сентября 2024 г.)

 

Опубликование:

-