Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Южно-Сахалинска
от 08.10.2024 N 3284-па
Муниципальная программа
"Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Приоритеты и цели муниципальной политики
1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Южно-Сахалинск - центр деловой и инвестиционной активности Сахалинской области, обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина. В связи с реализацией нефтегазовых проектов и освоением энергетических ресурсов сахалинского шельфа город Южно-Сахалинск является центром международного сотрудничества в области нефтедобывающей промышленности.
Естественными характерными преимуществами городского округа в сравнении с другими муниципальными образованиями Сахалинской области является высокая концентрация центрообразующих функций (общественно-деловых, финансовых, научных, информационных и др.). Отраслевое разнообразие и относительно высокая плотность объектов обслуживания при благоприятных условиях доступности обеспечивают высокий потенциальный спрос на услуги постоянного населения и гостей областного центра.
Перечисленные преимущества делают Южно-Сахалинск привлекательным с точки зрения развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Вовлечение частных инвестиций в экономику городского округа, создание новых и развитие существующих предприятий малого и среднего бизнеса способствуют становлению прочной основы для устойчивого экономического развития. Развитие малых форм хозяйствования и реализация значительных инвестиционных проектов способствуют обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений, развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг.
За последние пять лет положительная динамика объема инвестиций в основной капитал свидетельствует о стабильной тенденции развития реального сектора экономики (по статистическим данным показатель составил более 550 млрд. рублей).
Ежегодно возрастает роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии городского округа: по состоянию на 01.01.2024 зарегистрировано более 14 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства; доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в общем объеме налоговых доходов бюджета составляет около 30,0%.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 01.01.2020 на территории Сахалинской области проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", за период реализации которого количество самозанятых граждан (без учета индивидуальных предпринимателей) в городском округе "Город Южно-Сахалинск" увеличилось более чем в 5 раз и по состоянию на 01.01.2024 составляет 9180 человек, в том числе уникальных - 4687 человек.
Для эффективной реализации проектов, программ, повышения эффективности межведомственного взаимодействия при осуществлении участниками проектного управления совместной деятельности за счет использования единых подходов проектного управления в администрации города внедрена система проектного управления, механизмы и принципы бережливых технологий. Повышение эффективности процессов в работе позволяет устранять бюрократические барьеры для бизнеса.
В целях развития инвестиционного потенциала в границах Южно-Сахалинска создана территория опережающего развития "Сахалин" (ТОР). В рамках ТОР "Сахалин" реализуются инвестиционные проекты с участием 50 резидентов. В 2023 году статус резидентов получили 9 компаний. Общий объем инвестиций по проектам составляет более 50 млрд рублей.
В городском округе создана необходимая нормативная правовая база, позволяющая заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве. Данные механизмы позволяют сочетать преимущества частной деятельности с возможностями эффективного муниципального регулирования, что в условиях бюджетных ограничений позволяет обеспечить исполнение в полном объеме социально значимых и первоочередных инфраструктурных проектов.
В настоящее время на условиях концессии реализуются восемь инвестиционных проектов.
Действующий институт проведения оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяет исключать и ограничивать избыточные нормы, запреты и ограничения, препятствующие ведению бизнеса.
Анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционного потенциала городского округа, опыт реализации муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и развитию инвестиционного потенциала позволяют выделить конкурентные преимущества, способствующие устойчивому экономическому развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск", и отрицательные факторы, препятствующие его развитию.
К объективным конкурентным преимуществам городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:
1. Инвестиционная привлекательность города Южно-Сахалинска как административного, промышленного, культурного и научно-делового центра Сахалинской области;
2. Выгодное транспортно-логистическое положение города Южно-Сахалинска, как крупнейшего транспортного узла Сахалинской области, включающего пересечение автодорог регионального значения, наличие железнодорожной станции и аэропорта, близость к морским портам;
3. Наличие уникального туристско-рекреационного ресурса;
4. Близость Сахалинской области, административным центром которой является Южно-Сахалинск, к динамично развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона;
5. Ландшафтная уникальность и наличие территории для малоэтажного строительства;
6. Наличие региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развития инвестиционной деятельности;
7. Расширение и повышение качества деловой среды.
Сдерживающими факторами экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" являются:
1. Трудности в привлечении финансовых ресурсов на реализацию и развитие предпринимательских и инвестиционных инициатив;
2. Необходимость создания, развития и модернизации основных фондов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
3. Ограниченный рынок сбыта товаров и услуг.
4. Малое количество свободных территорий, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Существующие негативные факторы значительно сдерживают привлекательность областного центра для частных инвесторов и развития индивидуальной предпринимательской инициативы.
Высокая степень значимости развития предпринимательства и инвестиционной деятельности для стабильного социально-экономического развития городского округа определяет в качестве приоритетного направления муниципальной экономической политики деятельность по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционного потенциала, способствующую достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
Реализация программы позволит мобилизовать имеющиеся ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач муниципальной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и развития инвестиционного потенциала.
2. Описание стратегических приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы определены в следующих стратегических документах Российской Федерации и Сахалинской области: посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, распоряжениях Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года", от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", постановлениях Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года", от 20.06.2023 N 290 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Экономическое развитие Сахалинской области".
Для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" определены цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы включает:
Цель 1 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется обеспечением численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 62,984 тыс. человек.
Достижение указанной цели планируется путем реализации мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также комплекса процессных мероприятий по развитию и поддержке субъектов МСП.
Цель 2 "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Южно-Сахалинск", и рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года", которая характеризуется достижением к 2030 году темпа роста (индекса роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к базовому значению (2020 год) на уровне не ниже 170%.
3. Задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере муниципального управления
3.1. Ключевыми задачами муниципального управления в сфере экономического развития при реализации Программы определены:
3.1.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск";
3.1.2. Создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа "Город Южно-Сахалинск".
3.2. Наиболее эффективным инструментом решения изложенных задач является программно-целевой метод, ориентированный на результат и предусматривающий поэтапную системную реализацию соответствующих мероприятий. Представленная Программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) по поддержке малого и среднего предпринимательства и развитию инвестиционного потенциала.
Реализация программы позволит мобилизовать имеющиеся ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач муниципальной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и развития инвестиционного потенциала.
3.3. Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
3.3.1. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых к 2030 году до 62,984 тыс. человек;
3.3.2. Обеспечение темпа роста (индекса роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета к уровню 2020 года до 170%.
Основные положения и структура Программы, показатели и поквартальный план их достижения, а также параметры финансового обеспечения реализации Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Система целеполагания и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р), а также государственной программой Сахалинской области "Экономическое развитие Сахалинской области", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 20.06.2023 N 290.
Реализация Программы непосредственно направлена на достижение национальной цели - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
В целях обеспечения достижения национальной цели определены следующие задачи Программы:
- создание благоприятных условий для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых граждан посредством оказания финансовой, имущественной и информационно-консультативной поддержки;
- стимулирование инвестиционной активности в городском округе "Город Южно-Сахалинск" с использованием финансовых и административных инструментов.
Для реализации поставленных задач определены следующие муниципальные проекты и программы комплексных мероприятий:
4.1. Муниципальный проект "Реализация мер адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (приложение N 2 к Программе).
Финансовая поддержка предоставляется в форме субсидий по результатам конкурсных отборов в соответствии с постановлениями администрации города Южно-Сахалинска в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на соответствующий финансовый год.
4.2. Муниципальный проект "Адресная имущественная поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (приложение N 3 к Программе).
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является муниципальной преференцией и осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации города Южно-Сахалинска (далее - Перечень), с учетом целевого назначения использования в виде передачи муниципального имущества в аренду по результатам конкурсного отбора, а также в виде продления договоров аренды - предоставления муниципального имущества без проведения конкурсного отбора в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска.
Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в Перечень, устанавливаются в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
4.3. Муниципальный проект "Финансовая поддержка субъектов инвестиционной деятельности" (приложение N 4 к Программе).
Для обеспечения поддержки реализации инвестиционных проектов на территории областного центра осуществляется предоставление субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на выполнение мероприятий, предусмотренных соглашением о муниципально-частном партнерстве, концессионным соглашением.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований на текущий финансовый год, предусмотренных Программой.
Субсидии предоставляются в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями и соглашениями о муниципально-частном партнерстве, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В рамках мер финансовой поддержки осуществляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем) в соответствии с концессионными соглашениями.
4.4. Паспорт комплекса процессных мероприятий "Развитие информационной и консультативной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие повышению престижа и популяризация предпринимательской деятельности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (приложение N 5 к Программе).
Одним из элементов повышения деловой активности бизнеса является работа консультативного Совета при администрации города Южно-Сахалинска по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - консультативный Совет) - постоянно действующего совещательного органа, осуществляющего деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска.
Реализация муниципальной политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с планом основных мероприятий по развитию предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", ежегодно утверждаемым решением консультативного Совета.
Для привлечения бизнеса к решению социально-экономических задач, всестороннего изучения актуальных вопросов и проблем развития малого и среднего предпринимательства, а также выработки конструктивных решений по их устранению администрацией города могут организовываться форумы, конференции, круглые столы и иные мероприятия.
При участии организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, специализированных организаций и лиц, имеющих соответствующую квалификацию, предполагается организация и проведение на безвозмездной основе семинаров, совещаний, тренингов, тематических "горячих" телефонных линий, индивидуальных консультаций по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
В целях создания благоприятных условий для развития партнерства между бизнесом, властью и местным сообществом в соответствии с положением, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска, предусмотрена организация ежегодного празднования Дня российского предпринимательства.
В целях выявления и поощрения лучших субъектов малого и среднего предпринимательства, достигших высоких результатов хозяйственной деятельности, развития предпринимательской инициативы, стимулирования и популяризации благотворительной деятельности граждан и юридических лиц в соответствии с положениями, утвержденными постановлениями администрации города Южно-Сахалинска, предусмотрено проведение ежегодных конкурсов "Лучшее малое предприятие (предприниматель) города Южно-Сахалинска", "Благотворитель города Южно-Сахалинска". Победители конкурсов по номинациям награждаются Дипломами администрации города Южно-Сахалинска с вручением букетов цветов; участники конкурса по решению комиссии поощряются Благодарственными письмами администрации города Южно-Сахалинска с вручением букетов цветов.
В рамках реализации мероприятий предусмотрены расходы на аренду помещений, организацию питания, производство и размещение информационных материалов, изготовление дипломов в форме плакет на деревянной основе, благодарственных писем, букетов цветов и т.д.
В целях популяризации положительного опыта развития предпринимательства, формирования позитивного имиджа предпринимательства и информирования о мерах муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется подготовка и издание (изготовление) статей, видеороликов, методических справочников, буклетов, брошюр и других информационных материалов по вопросам предпринимательства, а также размещение в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов по различным аспектам предпринимательства.
Для реализации мероприятия планируются расходы на производство и размещение информационных материалов.
Кроме того, информирование субъектов предпринимательской деятельности о действующих механизмах и формах государственной и муниципальной поддержки, а также о мероприятиях, организуемых администрацией города Южно-Сахалинска, направленных на развитие предпринимательства и инвестиционной деятельности, осуществляется через публикации на страницах в социальных сетях, а также посредством адресной рассылки на электронные адреса хозяйствующих субъектов.
Предусматривается развитие системы современного информационного обеспечения, в том числе за счет функционирования специального тематического раздела "Бизнес города" официального сайта администрации города Южно-Сахалинска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего в режиме свободного доступа следующую информацию:
- о реализации подпрограммы муниципальной программы;
- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" и об их классификации по видам экономической деятельности;
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности,
- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- о муниципальном имуществе, включенном в перечень для оказания имущественной поддержки в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ;
- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- иную необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацию (экономическую, правовую, статистическую, производственно-технологическую информацию, информацию в области маркетинга), в том числе информацию в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
4.5. Паспорт комплекса процессных мероприятий "Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" (приложение N 6 к Программе).
Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" составляют организации, соответствующие требованиям статьи 15 Федерального закона N 209-ФЗ, прошедшие конкурсный отбор в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска, включенные в Перечень организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации города Южно-Сахалинска.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется через пополнение сформированного в соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинска Перечня организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Взаимодействие администрации города Южно-Сахалинска и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществляется в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве по реализации мероприятий подпрограммы муниципальной программы.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", вправе претендовать на получение поддержки, предусмотренной мероприятиями подпрограммы муниципальной программы, в соответствии с порядками, утвержденными постановлениями администрации города Южно-Сахалинска.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск", том числе предусмотренных Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Планом социального развития центров экономического роста Сахалинской области и Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года
В Стратегии до 2035 года определены целевые показатели социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, в том числе для городского округа "Город Южно-Сахалинск":
N |
Показатели |
Значения |
||
2024 (план) |
2030 (план) |
2035 (план) |
||
1 |
Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, млрд. рублей |
65,1 |
78,4 |
83,3 |
2 |
Оборот малых и средних (без микро) предприятий, млрд. руб. |
104,1 |
110,5 |
116,2 |
3 |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), ИП и самозанятых, ед. |
24 662 |
24 961 |
25211 |
Для достижения указанных показателей необходимо решение следующих задач:
- устранение инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- совершенствование инструментов муниципальной финансовой поддержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.