Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 октября 2024 г. N 03-07-11/94612
Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) получает субсидию на увеличение уставного фонда от учредителя - структурного подразделения органа местного самоуправления (которая в свою очередь получена из субъекта РФ). Средства, полученные на увеличение уставного капитала МУП расходуются на погашение ранее возникшей кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с абз. 1 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий, суммы НДС предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат.
При этом, согласно сформированной судебной практике в Определении Конституционного суда РФ N 169-О и постановлении Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 2635/09 средства, поступившие в уставный капитал налогоплательщика, становятся его собственными средствами, поэтому их использование для оплаты поставщикам не препятствует применению вычета по НДС. Правомерность указанного вывода подтверждалась и иными судами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2022 г. N Ф09-4932/22).
Многочисленными судами и ФНС России также отмечено, что в соответствии с пунктом 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Следовательно, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета области, источником финансового обеспечения которой являлись, в том числе, и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета (определение Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 310-КГ15-13228, письмо ФНС России от 23 декабря 2016 г. N СА-4-7/24825), а полученные предприятием из бюджета муниципального образования бюджетные средства не могут рассматриваться как субсидии из средств федерального бюджета (определение Верховного суда Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 303-КГ16-10654, определение Верховного суда Российской Федерации от 3 октября 2016 г. N 303-КГ15-5376).
Таким образом, существует очевидное противоречие между судебной практикой и Налоговым кодексом РФ.
Просим разъяснить, возникает ли у МУП обязанность в 2024 году по восстановлению НДС при погашении ресурсоснабжающим организациям ранее возникшей кредиторской задолженности за счет средств, поступивших от учредителя на увеличение уставного капитала?
Ответ: В связи с обращением о применении муниципальным унитарным предприятием налога на добавленную стоимость при получении субсидии на увеличение уставного фонда от учредителя, являющегося структурным подразделением органа местного самоуправления, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2.1 и подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным муниципальным унитарным предприятием полностью за счет субсидий, полученных начиная с 1 января 2019 года на увеличение уставного фонда от учредителя, являющегося структурным подразделением органа местного самоуправления, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Одновременно обращаем внимание, что на основании абзаца восьмого пункта 2.1 и абзаца десятого подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат вычету (не восстанавливаются) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы НДС по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, приобретенным МУПом полностью за счет субсидий, полученных с 1 января 2019 г. на увеличение уставного фонда от учредителя, являющегося структурным подразделением муниципального органа, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Суммы НДС по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, приобретенным за счет полученных с 1 января 2019 г. субсидий или бюджетных инвестиций, подлежат вычету (не восстанавливаются), если документами о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг) и имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС или сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Россию.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 октября 2024 г. N 03-07-11/94612
Опубликование:
-