Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Операционная процедура денежно-кредитной политики в 2024 году и 2025-2027 годах
Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России - поддержание краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. Текущая операционная процедура позволяет эффективно управлять ставками денежного рынка при любой ситуации с ликвидностью в банковском секторе
Банк России в рамках режима таргетирования инфляции влияет на экономическую активность и динамику цен преимущественно через канал процентных ставок. С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России транслирует изменения ключевой ставки в ставки межбанковского рынка, а затем - в остальные ставки в экономике.
Операционной целью денежно-кредитной политики Банка России остается поддержание ставок овернайт денежного рынка вблизи ключевой ставки. Основным индикатором стоимости заимствования в этом сегменте рынка или операционным ориентиром денежно-кредитной политики является средневзвешенная процентная ставка необеспеченных однодневных межбанковских кредитов (депозитов) в рублях - RUONIA (Ruble Overnight Index Average) 1. Это ставка на наиболее короткий срок, поэтому ее уровень не зависит от премии за срочность. К тому же на процентные ставки в этом сегменте не влияют стоимость и доступность ценных бумаг или иностранной валюты, которые необходимы для заключения сделок в обеспеченных сегментах денежного рынка. В результате значения RUONIA определяются потребностью кредитных организаций в привлечении или размещении средств. Таким образом, Банк России, предоставляя или абсорбируя ликвидность кредитных организаций, напрямую воздействует на ставку RUONIA. При этом однодневные ставки являются отправной точкой трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это позволяет транслировать в экономику сигнал денежно-кредитной политики.
Для достижения операционной цели денежно-кредитной политики Банк России использует систему инструментов, которая включает обязательные резервы, аукционы и операции постоянного действия по предоставлению и абсорбированию ликвидности 2. Основные операции денежно-кредитной политики - это недельные аукционы. Лимит (максимальный объем предоставляемых или привлекаемых Банком России средств) определяется исходя из прогноза ликвидности. После проведения аукциона объем ликвидности в банковском секторе в среднем в течение предстоящей недели должен быть равен объему средств, который нужен банкам для выполнения обязательных резервных требований, а также для проведения платежей и расчетов. Ключевая ставка - это минимальная ставка на недельном аукционе предоставления ликвидности и максимальная - на аукционе абсорбирования ликвидности. Она расположена в центре процентного коридора, границы которого формируют ставки по операциям постоянного действия Банка России. Такой процентный коридор называется симметричным.
В результате банки с избытком ликвидности могут размещать средства либо на денежном рынке, либо на депозитах постоянного действия по ставке, равной нижней границе процентного коридора. Аналогично банки с недостатком ликвидности могут привлечь ликвидность или на рынке, или у Банка России по ставке, равной верхней границе процентного коридора.
Если Банк России правильно установил лимит аукциона и он был выбран полностью, предложение средств на денежном рынке будет равно спросу. Благодаря симметричному процентному коридору ставки, по которым участники денежного рынка готовы заключать сделки друг с другом, будут близки к центру коридора, то есть к ключевой ставке. Банк России, выстраивая операционную процедуру денежно-кредитной политики, стремится ограничить избыточную волатильность ставок денежного рынка и создать стимулы для кредитных организаций заключать сделки на денежном рынке. С учетом этих задач установлена ширина процентного коридора, которая составляет 200 базисных пунктов. Как показывает мировой опыт, слишком узкий процентный коридор лишает кредитные организации стимула заключать сделки на денежном рынке, поскольку сокращаются их издержки при использовании операций постоянного действия центрального банка. В то же время слишком широкий процентный коридор допускает большую волатильность ставок денежного рынка.
В рамках режима таргетирования инфляции обязательные резервы - это инструмент, который обеспечивает предсказуемость спроса кредитных организаций на ликвидность. Это дает Банку России возможность проводить свои основные операции на еженедельной основе и не прибегать к ежедневным операциям по предоставлению и абсорбированию ликвидности. При этом кредитные организации имеют право поддерживать требуемый объем обязательных резервов на счетах в Банке России не ежедневно, а только в среднем за период усреднения. Такой механизм позволяет кредитным организациям гибко управлять своей ликвидностью, не заимствовать и не размещать средства на рынке по завышенным или, напротив, заниженным ставкам 3.
При необходимости Банк России может принять решение о проведении операций "тонкой настройки" - депозитных аукционов или аукционов репо на сроки от 1 до 6 дней. Выстроенная Банком России операционная процедура создает стимулы для кредитных организаций эффективно управлять своей ликвидностью и не полагаться избыточно на операции постоянного действия Банка России.
Основной и дополнительный механизмы предоставления ликвидности
С 16 октября 2023 года Банк России проводит операции предоставления ликвидности в рамках основного и дополнительного механизмов (ОМ и ДМ). Однако подходы Банка России к управлению ликвидностью и ставками денежного рынка из-за этого не изменились. Условия проведения операций (ставка, обеспечение, сроки) в рамках каждого из указанных механизмов различаются в зависимости от цели привлечения средств кредитной организацией. Задача операций ОМ - обеспечить достижение операционной цели денежно-кредитной политики, то есть поддержать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки. В качестве обеспечения по операциям ОМ Банк России принимает облигации Российской Федерации и облигации Банка России, а также включенные в Ломбардный список корпоративные, субфедеральные и муниципальные облигации при наличии у эмитента как минимум двух кредитных рейтингов "АА-" кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО "НКР" и ООО "НРА". Также в качестве обеспечения по операциям ОМ могут быть использованы права требования по кредитным договорам, если у обязанного лица есть не менее двух кредитных рейтингов "АА-". Под высококачественное обеспечение банки имеют возможность привлечь ликвидность в рамках аукционов репо на срок 1 неделя, операций "тонкой настройки", аукционов репо на сроки 1 месяц и 1 год, операций постоянного действия сроком 1 день, а также кредиты под нерыночные активы на сроки до 3 месяцев. В рамках операций ДМ Банк России предоставляет ликвидность кредитным организациям, которые не располагают достаточным объемом обеспечения, отвечающего требованиям ОМ. В качестве обеспечения по операциям ДМ кредитные организации могут использовать все остальные ценные бумаги и права требования по кредитным договорам, включенные в общий пул обеспечения, принимаемого Банком России. В то же время ликвидность в рамках этих операций Банк России предоставляет по более высоким ставкам (+1,75 п.п. к ключевой ставке) и на сроки до 6 месяцев. Кредитные организации самостоятельно принимают решение, в рамках каких операций им привлекать средства. Внутридневные кредиты банки могут привлекать под все доступное по кредитам ОМ и ДМ обеспечение.
После перехода к ОМ и ДМ Банк России продолжил придерживаться контрциклического подхода к обеспечению по своим операциям. Это означает, что при повышении потребности банковского сектора в привлечении ликвидности Банк России может расширить перечень обеспечения в рамках ОМ, в первую очередь за счет активов, доступных в рамках ДМ. Переход на ОМ и ДМ сделал процедуру изменения требований к составу обеспечения более гибкой. Обеспечение в рамках ДМ позволяет сформировать необходимый запас активов и в случае изменения ситуации с ликвидностью практически мгновенно переместить активы в ОМ.
Планы по совершенствованию операционной процедуры и другие изменения
Банк России продолжит развитие платежной системы Банка России (ПС БР) в направлении ежедневной и круглосуточной доступности для банков и их клиентов сервиса осуществления срочного и несрочного перевода денежных средств.
При переходе на новый формат работы ПС БР предполагается изменение графика операций предоставления и абсорбирования ликвидности. Планируемые изменения позволят повысить возможности банков по управлению ликвидностью. В результате возрастет устойчивость всего финансового сектора к резким изменениям уровня ликвидности.
Кроме того, запланировано создание единого пула активов - ценных бумаг и прав требования по кредитным договорам. Это позволит банкам в начале нового операционного дня использовать для проведения платежей клиентов весь доступный объем внутридневного кредита, то есть использовать обеспечение, доступное для любых кредитов центрального банка. При этом подходы к управлению ликвидностью банков и механизмы предоставления средств останутся прежними. Банк России начал обсуждение предлагаемых изменений с банковским сообществом и продолжит его со всеми заинтересованными сторонами. По итогам этого обсуждения Банк России примет решение о параметрах своих операций.
В 2024 году Банк России продолжил пилотирование операций с цифровым рублем. По итогам будет принято решение о его введении. Появление третьей формы национальной валюты - цифрового рубля - скажется на состоянии ликвидности банковского сектора (см. приложение 8 "Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику"). Однако это влияние будет ограниченным и растянутым во времени. Спрос населения и организаций на цифровой рубль Банк России будет учитывать при проведении операций предоставления и абсорбирования ликвидности, чтобы поддержать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки. В части применения обязательных резервных требований предусмотрено включение остатков счетов цифрового рубля кредитных организаций (наряду с наличными средствами в их кассах) в величину средств, исключаемых при расчете размера обязательных резервов в валюте Российской Федерации. Они будут исключаться в пределах 25% от размера обязательных резервов в рублях, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину. Эта норма вступит в силу 01.01.2025. Введение цифрового рубля не повлияет на операционную процедуру Банка России, могут измениться только объемы и направленность операций Банка России.
В дальнейшем Банк России рассмотрит возможность включения обязательств по выпущенным цифровым финансовым активам в состав резервируемых обязательств кредитных организаций по аналогии с другими инструментами привлечения средств.
Банк России планирует проработать вопрос создания отдельного экстренного механизма предоставления ликвидности участникам финансового рынка, не являющимся кредитными организациями. Такой механизм будет носить антикризисный характер и запускаться Банком России на ограниченный период времени. Проведение таких операций предполагается организовать на базе биржевой инфраструктуры.
В 2024 году Банк России достигал операционную цель денежно-кредитной политики
Операционная процедура Банка России является эффективной с точки зрения достижения целей денежно-кредитной политики: с одной стороны, ставки денежного рынка остаются вблизи ключевой ставки, что составляет операционную цель денежно-кредитной политики Банка России; с другой стороны, Банк России формирует стимулы для кредитных организаций заключать сделки на денежном рынке.
В 2024 году однодневные ставки денежного рынка находились преимущественно в нижней половине процентного коридора. Среднее отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки Банка России (спред) в январе - сентябре 2024 года составило -23 базисных пункта. Это соответствует среднему значению за 2023 год. При этом волатильность спреда за январь - сентябрь 2024 года возросла до 33 б.п. (за 2023 год: 28 б.п.).
В начале 2024 года структурный профицит ликвидности заметно вырос и в среднем за январский период усреднения обязательных резервов (ПУ) 4 составил 1,7 трлн рублей. Это было связано с притоком бюджетных средств и сезонным возвратом наличных денег в банки. Однако, в отличие от прошлого года, эта ликвидность довольно быстро распределилась между кредитными организациями. В результате банки выполнили усреднение обязательных резервов (ОР) более равномерно, чем в декабре. Кроме того, вырос спрос в сегменте репо Московской Биржи. Это привело к тому, что спрос заемщиков на средства овернайт в сегменте МБК был более предсказуемым. Поэтому уже в январском ПУ отрицательный спред RUONIA к ключевой ставке сузился и составил в среднем -10 б.п. (в декабрьском ПУ 5: -45 б.п.).
Рис. 4.1
Ставки денежного рынка (% годовых)
Рис. 4.2
Спред ставки RUONIA и эффективной стоимости привлечения средств овернайт к ключевой ставке (п.п.)
С февральского ПУ, несмотря на начавшееся сокращение профицита ликвидности, средний спред расширился. Это было вызвано отменой с 1 марта 2024 года послаблений по нормативу краткосрочной ликвидности (НКЛ). К этому моменту не все системно значимые кредитные организации (СЗКО) смогли привести структуру своих балансов в соответствие с нормативными требованиями. Поэтому трансформация балансов банков продолжилась и после 1 марта. Для выполнения НКЛ банки увеличили объемы заимствований на денежном рынке на сроки свыше овернайт и привлечение кредитов Банка России (подробнее см. врезку 9 "Влияние НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке"). Это в свою очередь снизило их потребность в краткосрочных заимствованиях в сегменте МБК и оказало понижательное давление на RUONIA. По мере адаптации банковского сектора к новым регуляторным требованиям спред сужался и уже в майском ПУ составил в среднем -7 базисных пунктов. В июньском ПУ на временный рост волатильности и расширение спреда повлияло плановое сокращение доступной величины безотзывной кредитной линии (БКЛ).
Значимым фактором формирования ликвидности в 2024 году, как и в предыдущие годы, были операции бюджета. В январе они привели к росту структурного профицита ликвидности, поскольку через бюджетные расходы, а также депозиты и репо ФК в банки продолжили поступать средства, которые были зачислены на бюджетные счета в Банке России еще в декабре прошлого года. Тогда была конвертирована часть средств ФНБ, в том числе 2,9 трлн рублей сверх бюджетного правила. Однако одновременно с этим с января Банк России возобновил проведение операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств ФНБ, в том числе с учетом всех операций, осуществленных со средствами ФНБ в 2023 году. При этом если зеркалирование текущих операций Минфина России в рамках бюджетного правила оказывало нейтральное влияние на ликвидность, то отложенные операции приводили к оттоку ликвидности из банковского сектора (см. врезку 6 "Операции Банка России на валютном рынке"). В результате с февральского ПУ профицит постепенно снижался.
В 2024 году ФК продолжило совершенствовать и активно использовать инструменты размещения временно свободных бюджетных средств в кредитных организациях. Так, использовался механизм размещения средств на длительный срок на банковских пополняемых депозитах, возросло использование операций по размещению остатков на счетах до востребования. В результате средний остаток на едином казначейском счете (ЕКС) в Банке России снизился и стал более стабильным. Депозиты и репо ФК позволяют как компенсировать оттоки средств, которые банки перечисляют на ЕКС в форме налогов, дивидендов, покупки ОФЗ и других платежей в бюджет, так и снизить влияние притоков в виде расходов. Это делает влияние бюджетных операций на ликвидность более предсказуемым и менее волатильным.
Рис. 4.3
Факторы формирования ликвидности банковского сектора (накопленным итогом, трлн руб.)
Еще одним фактором, обусловившим приток ликвидности в банковский сектор в первом полугодии 2024 года, стал возврат наличных денег в банки. Это связано с общей нормализацией спроса на наличные деньги, а также с сохранением привлекательных ставок по депозитам. В целом доля наличных денег в общем объеме денежной массы с начала года снизилась к началу сентября на 1,6 п.п., до 15,8%.
Обязательные резервы, которые кредитные организации должны поддерживать в Банке России, в январе - сентябре возросли на 0,5 трлн рублей. Причиной тому был рост объема депозитов в банках и, как следствие, резервируемых обязательств. Это увеличило спрос кредитных организаций на ликвидность Банка России. Итоги регулирования ОР за август показали, что доля обязательств в рублях возросла до 88% резервируемых обязательств, в валютах дружественных стран - до 6%.
Банк России в 2024 году проводил основные операции в форме депозитных аукционов для абсорбирования избыточной ликвидности. По мере сокращения профицита ликвидности в банковском секторе Банк России снижал лимиты депозитных аукционов. Однако после отмены послаблений по НКЛ банки начали активно привлекать кредиты постоянного действия, и Банк России, чтобы абсорбировать этот приток ликвидности, вновь увеличил лимиты депозитных аукционов.
Кроме того, в 2024 году банки сохраняли спрос на депозиты Банка России постоянного действия. Эти операции также учитываются при определении лимитов на аукционах Банка России, поэтому не влияют на достижение операционной цели денежно-кредитной политики. При этом спрос на двусторонние операции постоянного действия, то есть одновременно и на кредиты, и на депозиты центрального банка, ограничивает объем денежных средств, которые могут быть распределены на денежном рынке. Однако разница в процентных ставках по этим операциям, то есть ширина процентного коридора Банка России в 200 б.п., сохраняет стимулы для кредитных организаций совершать сделки друг с другом по ставкам, близким к ключевой ставке. Так, объем открытых позиций банков в сегментах МБК и репо в 2024 году продолжил увеличиваться. Активный денежный рынок помогает лучше транслировать сигналы денежно-кредитной политики в ставки в экономике и служит важным индикатором ситуации с ликвидностью в банковском секторе.
Рис. 4.4
Открытые позиции на сроки до 3 месяцев в сегментах МБК и РЕПО денежного рынка (трлн руб.)
Кредитные организации с 4 марта 2024 года получили возможность досрочно возвращать средства, размещенные на депозитах в Банке России по итогам аукционов на сроки более 1 дня. На досрочно возвращаемую сумму депозита начисляются проценты, равные ставке по депозитам овернайт, применявшейся в день, за который начисляются проценты. Таким образом, кредитная организация получает доход от депозита, который она забрала досрочно, в сумме, эквивалентной плате за депозиты постоянного действия. Это позволяет банкам более гибко управлять собственной ликвидностью и иметь возможность при необходимости воспользоваться своими средствами. При этом сохраняются стимулы прибегать к досрочному возврату средств только в случае крайней необходимости. Потребность в досрочном возврате недельных депозитов в 2024 году возникала у банков лишь в отдельные периоды.
Рис. 4.5
Кредиты Банка России под нерыночные активы (трлн руб.)
Рис. 4.6
Структура операций Банка России (среднее за ПУ)* (трлн руб.)
------------------------------
* Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.
------------------------------
В последний день ПУ Банк России продолжил проводить депозитные аукционы "тонкой настройки". Это позволило абсорбировать избыточную ликвидность банков и поддерживать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки в момент, когда механизм усреднения ОР не в полной мере позволяет банкам урегулировать временные дисбалансы спроса и предложения ликвидности. Кроме того, проведение депозитных аукционов "тонкой настройки" в другие дни ПУ поддерживало ставки денежного рынка в ситуациях, когда на поведение заемщиков и кредиторов оказывали влияние их стратегии выполнения НКЛ. Так, к примеру, при уменьшении доступной величины БКЛ в течение ПУ банки могут менять свои стратегии усреднения ОР. Снижение спроса на денежном рынке под влиянием этого фактора не всегда может быть оперативно урегулировано рыночными методами. В этом случае проведение депозитных аукционов "тонкой настройки" позволяет поддержать ставки денежного рынка при временном сокращении спроса на ликвидность со стороны крупных заемщиков.
В начале 2024 года по мере поступления бюджетных средств банки оперативно снизили задолженность по кредитам Банка России. В январе - феврале средняя дневная задолженность по кредитам в рамках ОМ и ДМ предоставления ликвидности составила 0,5 трлн рублей. Однако с марта после отмены послаблений по НКЛ спрос на кредиты под залог нерыночных активов вырос. Преобладающая их часть пришлась на операции ОМ. Сложившаяся структура распределения предоставления ликвидности в рамках ОМ и ДМ отвечает целям трансформации механизма предоставления ликвидности.
Банк России в 2024 году не проводил аукционы репо на сроки 1 месяц и 1 год. При этом банки до середины июля постепенно, согласно графику, возвращали ранее привлеченные средства по годовым операциям. Аукционы длинного репо остаются в перечне инструментов денежно-кредитной политики Банка России и в случае необходимости могут быть использованы для предоставления кредитным организациям средств на длительный период.
Другие операции Банка России
Помимо операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности для управления ставками денежного рынка, Банк России предоставляет кредиты для оказания помощи приоритетным секторам экономики. Речь идет о предоставлении кредитов по ставкам ниже ключевой ставки для поддержки инвестиционных проектов, малого и среднего бизнеса, а также предприятий, экспортирующих несырьевые товары. Однако объем предоставления средств по льготным ставкам ограничен, и зачастую такие механизмы носят временный характер. Это позволяет сохранить действенность процентной политики Банка России.
Банк России в 2024 году продолжил проводить сделки "валютный своп" по продаже юаней за рубли. Цель этих операций - ограничить волатильность процентных ставок в рыночном сегменте валютных свопов при формировании временного дисбаланса в спросе и предложении ликвидности в юанях. В этой связи с 25 марта Банк России временно увеличил максимальный дневной объем операций "валютный своп" до 20 млрд юаней только в два первых и два последних рабочих дня каждого месяца. С 14 июня, после введения санкций в отношении Группы "Московская Биржа", Банк России ежедневно был готов предоставлять банкам до 20 млрд юаней, а в августе до 30 млрд юаней, что превышало спрос банков.
Согласно прогнозу, в 2024 году банковский сектор останется в профиците ликвидности. На трехлетнем горизонте произойдет переход к дефициту, который будет постепенно увеличиваться
Профицит ликвидности в среднем за декабрьский ПУ 6 в 2023 году составил 0,7 трлн рублей.
Это немного выше прогноза Банка России, который был опубликован в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов и представлял собой диапазон от профицита 0,4 трлн рублей до дефицита 0,5 трлн рублей.
Основным фактором отклонения был меньший, чем ожидалось, рост спроса на наличные деньги. В ноябре-декабре 2023 года на фоне притока средств граждан во вклады продолжился возврат наличных в банки. Величина этого возврата превысила прогнозные значения. Такая динамика частично компенсирует повышенные оттоки наличных денег из банков в предыдущие годы.
Приток ликвидности за счет бюджетных операций в целом соответствовал прогнозу. Влияние операций бюджета и источников финансирования бюджетного дефицита Банк России учитывает в прогнозе инфляции и решениях по денежно-кредитной политике. Поэтому дополнительных рисков для роста инфляции этот фактор не несет. При этом часть средств, которые были зачислены на бюджетные счета в Банке России в декабре, поступила в кредитные организации через бюджетные расходы, депозиты и репо ФК в начале января 2024 года. Этот календарный эффект повлиял на значение профицита на конец года, но не отразился на среднедневном значении баланса ликвидности за ПУ. Данный показатель является более информативным для отражения долгосрочной ситуации с ликвидностью банковского сектора и меньше зависит от влияния краткосрочных и календарных факторов.
Прогноз структурного профицита ликвидности в среднем за декабрьский ПУ 2024 года оценивается в диапазоне от 0,2 до 1,0 трлн рублей. В зависимости от проводимой бюджетной политики и решений Банка России о зеркалировании операций со средствами ФНБ эта величина может существенно меняться. Банк России в своих оценках исходит из актуальных бюджетных проектировок Минфина России и собственных макроэкономических предпосылок (см. врезку 7 "Бюджетная политика в 2024-2027 годах в базовом сценарии и ее влияние на экономику"). Предполагается, что бюджетные операции в 2024 году приведут к притоку ликвидности в банки. Это произойдет в том числе за счет использования средств ФНБ сверх бюджетного правила для финансирования части бюджетных расходов текущего года, а также за счет поступления в январе 2024 года средств, которые не успели прийти в банки в декабре прошлого года. При этом проведение в 2024 году Банком России операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств ФНБ, в том числе с учетом всех операций, осуществленных со средствами ФНБ в 2023 году, будет компенсировать этот бюджетный приток.
Изменение объема наличных денег в обращении по итогам 2024 года прогнозируется в диапазоне от -0,2 до 0,2 трлн рублей. Ожидается, что во втором полугодии повышенный по сравнению с сезонной динамикой возврат наличных денег в банки снизится, но продолжит влиять на динамику показателя в 2024 году.
На трехлетнем горизонте произойдет переход от профицита к дефициту ликвидности и его постепенный рост. В 2025-2027 годах продолжится постепенная нормализация бюджетной политики с возвратом с 2025 года к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила 7. Проведение в 2025-2027 годах на внутреннем валютном рынке регулярных операций по покупке и продаже иностранной валюты в рамках бюджетного правила, зеркалирование операций в связи с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы внутри экономики России и зеркалирование операций сверх бюджетного правила, осуществленных в 2024 году, снизят влияние бюджетных операций на ликвидность банковского сектора.
Оттоку ликвидности из банков в 2025-2027 годах будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении. Базовый прогноз Банка России предполагает постепенное снижение доли наличных денег в объеме денежной массы, в том числе за счет дальнейшего расширения практики использования безналичных расчетов. Кроме того, обязательные резервы банков будут расти в соответствии с общим увеличением широкой денежной массы.
------------------------------
1 Подробнее см. Яцык О. и др. "Операционная процедура денежно-кредитной политики". Аналитическая записка, 2023 год.
2 Здесь и далее под ликвидностью понимаются средства, размещенные банками на корсчетах в Банке России.
3 Механизм усреднения предполагает, что кредитные организации должны поддерживать нормативный объем средств на корреспондентских счетах не каждый вечер, а только в среднем за период усреднения (4-5 недель). Подробнее см. Яцык О. и др. "Обязательные резервы в Банке России". Аналитическая записка, 2023 год.
4 Январский ПУ - с 17.01.2024 по 23.02.2024.
5 Декабрьский ПУ 2023 года - с 13.12.2023 по 16.01.2024.
6 Декабрьский ПУ 2023 года - с 13.12.2023 по 16.01.2024.
7 В соответствии с бюджетным правилом предельный объем расходов федерального бюджета определяется при базовых нефтегазовых доходах, рассчитанных на равновесных ценах на нефть 60 долларов США за баррель и газ 250 долларов США за тысячу куб. м.
------------------------------
Врезка 9. Влияние НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке
Отмена регуляторных послаблений и прогрессивное ужесточение требований по НКЛ призваны стимулировать банки улучшать структуру своих балансов и действует как дополнительный автономный фактор ужесточения денежно-кредитных условий
Норматив краткосрочной ликвидности (норматив Н26 (Н27), или НКЛ) - обязательный для системно значимых кредитных организаций (СЗКО) норматив Банка России, который характеризует способность банков выдерживать стрессовые оттоки денежных средств в ближайшие 30 дней 1. НКЛ без учета дополнительных опций соблюдения норматива 2 рассчитывается как отношение высоколиквидных активов (ВЛА) к чистым ожидаемым оттокам денежных средств (ЧООДС) в течение 30 календарных дней.
,
где:
ОПДС - ожидаемые притоки денежных средств;
ООДС - ожидаемые оттоки денежных средств.
К ВЛА относятся средства банков в Банке России до востребования и на 1 день, средства в кассах и необремененные высококачественные и ликвидные ценные бумаги. Эти активы банки довольно быстро могут использовать для привлечения необходимой ликвидности, проведения платежей и расчетов. К ЧООДС в основном относятся средства клиентов и обязательства условного характера.
В результате НКЛ на уровне от 100% и выше показывает, что у банков достаточно высоколиквидных активов, чтобы максимально оперативно покрыть возможные оттоки клиентских средств.
Банки могут улучшить значение НКЛ путем изменения структуры своих балансов. Для этого они могут увеличить объем ВЛА или сократить ЧООДС за счет привлечения более стабильного и долгосрочного фондирования. Отдельные операции, регулярно используемые банками для привлечения ликвидности, нейтральны для НКЛ (табл. 9.1). Например, привлечение средств в сегменте необеспеченного межбанковского кредитования (МБК) улучшает НКЛ, только если до погашения сделки остается более 30 дней, а операции репо под обеспечение ОФЗ практически нейтральны для норматива вне зависимости от срочности сделки. Кроме того, для выполнения норматива банк может ограничить темпы роста баланса, увеличивая долю ВЛА в структуре активов за счет сокращения кредитного портфеля, или принять меры по привлечению средств физических и юридических лиц.
Табл. 9.1
Вид операций |
Влияние на НКЛ |
Оценка влияния на ВЛА (скорректированная на изменение ЧООДС) |
|
Привлечение средств (в объеме Х) и размещение в ВЛА-1 (корсчет в Банке России) |
|
|
|
МБК |
Срочность до 30 дней |
|
- |
Срочность более 30 дней |
|
|
|
Репо |
Под обеспечение ВЛА-1 на любой срок |
|
- |
Под обеспечение не ВЛА-1 до 30 дней |
|
|
|
Под обеспечение не ВЛА более 30 дней |
|
|
|
Средства государственных органов |
Обеспеченные ВЛА операции (репо ФК) |
|
-* |
Операции без обеспечения (депозиты субъектов, ФК) до 30 дней/более 30 дней |
|
|
|
Средства ЮЛ/ФЛ |
ЮЛ до 30 дней/более 30 дней |
|
|
ФЛ |
|
|
|
Операции с Банком России |
Кредиты Банка России на любой срок |
|
|
Репо Банка России на любой срок |
|
- |
------------------------------
* Влияние на ВЛА небольшое, поскольку основная часть операций репо с ФК осуществляется под обеспечение ОФЗ. Операции под обеспечение прочими ценными бумагами проводятся в небольшом объеме.
------------------------------
Начиная с 1 марта 2024 года Банк России завершил действовавшие с 2022 года послабления по соблюдению НКЛ. В связи с ростом волатильности на финансовых рынках, резким оттоком средств клиентов и сокращением срочности их депозитов весной 2022 года значения НКЛ ряда банков ухудшились, и Банк России временно ввел послабление в отношении этого норматива. Однако к 2024 году банки существенно повысили свою финансовую устойчивость и прибыльность. Послабления по НКЛ выполнили свою поддерживающую функцию, поэтому Банк России отказался от их продления в начале 2024 года. Возврат к соблюдению НКЛ стимулирует СЗКО к формированию буфера ВЛА и улучшению структуры своих обязательств.
Изменение структуры клиентской части баланса банка может занять достаточно продолжительное время. Чтобы дать СЗКО возможность бесшовно отказаться от послаблений, Банк России заблаговременно, в декабре 2023 года, уточнил существовавший ранее механизм БКЛ так, чтобы стимулировать банки самостоятельно поддерживать НКЛ на уровне 80% 3. С этой целью Банк России установил дифференцированную плату за право пользования БКЛ. Часть лимита БКЛ, позволяющая кредитной организации увеличить НКЛ с 80 до 100% оплачивается по ставке 0,1% годовых. Оставшаяся часть лимита - по ставке 1,5% годовых. В итоге в 2024 году большинство СЗКО использовали БКЛ в основном для повышения НКЛ свыше 80%. Величина доступной БКЛ для повышения НКЛ до уровня 100% планомерно сокращается раз в полугодие 4.
С начала 2024 года СЗКО стремились улучшить НКЛ в первую очередь за счет мер, которые требуют меньше времени на их реализацию и затрагивают небольшую часть баланса банка. Во-первых, СЗКО значительно увеличили объем привлечений на денежном рынке на сроки свыше 30 дней. Сделки совершались как в сегменте МБК, так и при помощи операций репо под обеспечение активами, не входящими в состав ВЛА. Во-вторых, отмена послаблений по НКЛ повлияла на спрос кредитных организаций на депозиты и репо с Федеральным казначейством (ФК). Банки существенно сократили свой спрос на операции репо под залог ОФЗ. В результате основной объем средств ФК размещало через депозитные аукционы. Наиболее востребованы у СЗКО были депозиты на сроки свыше 30 дней. Спрос на таких отборах заявок в 1,5-2 раза превышал предложение, что способствовало повышению ставок по их итогам. В-третьих, аналогично депозитам ФК системно значимые кредитные организации увеличили спрос на средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, ставки размещения средств на депозитных аукционах Департамента финансов г. Москвы существенно выросли в первом полугодии 2024 года.
СЗКО используют кредиты Банка России под залог нерыночных активов в качестве балансирующей статьи для компенсации недостатка ВЛА, который был не полностью покрыт за счет других источников. С марта 2024 года спрос на кредиты вырос, и в среднем в день в период с марта по середину октября задолженность банков по этим операциям составила 2,8 трлн рублей. Преобладающая ее часть пришлась на ОМ. При наличии достаточного объема обеспечения кредиты Банка России доступны банкам на постоянной основе, но из-за высокой стоимости СЗКО стараются их привлекать в последнюю очередь.
Банк России с помощью своих аукционов регулирует общий объем ликвидности в банковском секторе. При этом перетоки средств между банками (например, в результате клиентских операций) могут повлиять на НКЛ отдельных СЗКО и, следовательно, на их спрос на кредиты Банка России постоянного действия. Объем этих операций может меняться непредсказуемо для Банка России, влияя на предложение ликвидности. Это может снизить эффективность управления ликвидностью Банком России. Однако механизм усреднения обязательных резервов в значительной степени компенсирует такие временные дисбалансы ликвидности в банковском секторе и минимизирует их влияние на ставки денежного рынка.
Рис. 9.1
Объем и стоимость привлечения средств овернайт (среднее по ПУ)
В случае если потребность СЗКО в нормативной (для соблюдения НКЛ) и физической (для выполнения обязательных резервных требований) ликвидности совпадает, они могут быть менее заинтересованы привлекать средства в сегменте МБК на сроки до 30 дней, поскольку такие операции не позволяют улучшить НКЛ. Это может приводить к снижению ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Подобная ситуация наблюдалась в отдельные периоды в марте и в июне текущего года, когда ставка RUONIA отклонялась вниз от ключевой ставки (рис. 9.1). Однако это не говорит о снижении стоимости привлечения краткосрочной ликвидности для банков: эффективная стоимость коротких денег (то есть с учетом стоимости привлечения средств за счет стандартных операций Банка России) даже при сохранении отрицательного спреда к RUONIA остается высокой. С марта этот показатель формировался в основном с премией 20-40 б.п. к ключевой ставке.
Необходимость для СЗКО соблюдать НКЛ оказывает влияние на ценообразование активов, включаемых в состав ВЛА, поскольку они становятся для банков более привлекательными по сравнению с прочими активами. Так, в конце 2023 года и начале 2024 года банки предъявляли повышенный спрос на ОФЗ. При этом предложение гособлигаций со стороны банков и со стороны Минфина России было ограничено. Поскольку банки являются одними из крупнейших участников рынка гособлигаций, это послужило фактором отставания роста доходности ОФЗ от повышения ключевой ставки и роста ставок по активам, не входящим в состав ВЛА.
Таким образом, прекращение действия послаблений по НКЛ влияет не только на ценообразование на денежном рынке, но и на денежно-кредитные условия в целом. С одной стороны, потребность СЗКО привлекать более стабильное и долгосрочное фондирование приводит к удорожанию их пассивов. С другой стороны, стремление увеличить долю ВЛА в структуре активов может ограничить темпы прироста кредитования. Наблюдаемый рост стоимости коротких денег и потенциальное влияние на балансы банков говорят о том, что прекращение действия послаблений по НКЛ явилось разовым фактором ужесточения денежно-кредитных условий. Но этот эффект ограничен благодаря БКЛ и возможности СЗКО привлекать кредиты постоянного действия Банка России.
На горизонте 2024-2025 годов требования к соблюдению банками минимального уровня НКЛ без использования БКЛ продолжат постепенно повышаться. Это потребует от банков дополнительных усилий по перестройке срочной структуры их балансов. По мере адаптации банков к изменившимся регуляторным условиям влияние НКЛ на стоимость привлечения краткосрочной ликвидности будет ослабевать. Для совершенствования регулирования риска краткосрочной ликвидности Банк России разработал порядок расчета нового (национального) норматива краткосрочной ликвидности, который вступит в действие с начала 2026 года взамен НКЛ.
------------------------------
1 Подробнее о методологии расчета норматива см. положения Банка России N 421-П, N 510-П.
2 Безотзывная кредитная линия Банка России и активы СЗКО и участников группы, номинированные в отдельных иностранных валютах в части, превышающей отток в этих валютах.
3 Банк России допускает включение в расчет НКЛ дополнительных активов (требований). В частности, СЗКО могут включать в числитель НКЛ безотзывную кредитную линию, открытую Банком России в соответствии с заключенным договором. БКЛ дает банкам право привлечь ликвидность у Банка России в соответствии с условиями ОМ и ДМ, при этом в момент открытия БКЛ не требует предварительного внесения обеспечения. Плата за лимит БКЛ должна стимулировать СЗКО улучшать структуру своих балансов.
4 СЗКО самостоятельно (без БКЛ) должны обеспечивать соблюдение НКЛ на следующем уровне: не менее 40% с 01.03.2024; не менее 50% с 01.07.2024; не менее 60% с 01.01.2025; не менее 70% с 01.07.2025; не менее 80% с 01.01.2026.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.