Решение Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2024 г. по делу N СИП-634/2024
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2024 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Деменьковой Е.В.,
судей Голофаева В.В., Щербатых Е.Ю.;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дараселия А.Д. -
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Найчука Олега Николаевича (г. Керчь, Республика Крым, ОГРНИП 321911200039575) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, к. 1, Москва, 121059, ОГРН 1047730015200) от 07.03.2024, принятого по результатам рассмотрения поступившего 27.10.2023 возражения на решение об отказе в регистрации товарного знака Российской Федерации по заявке N 2022716448.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Найчука Олега Николаевича - Зиатдинова Р.Р. (по доверенности от 09.07.2024),
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Ковалева О.А. (по доверенности от 15.01.2024 N 01/4-32-69/41и).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Найчук Олег Николаевич обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) от 07.03.2024, принятого по результатам рассмотрения поступившего 27.10.2023 возражения на решение об отказе в регистрации товарного знака "" по заявке N 2022716448.
Роспатент представил отзыв, в котором указал на необоснованность доводов заявителя, их несоответствие нормам действующего законодательства в области правовой охраны товарных знаков, в связи с чем просил в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании приняли участие представители Найчука О.Н. и Роспатента посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
В судебном заседании объявлен перерыв до 14.30 17 октября 2024 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дараселия А.Д.
Представитель Найчука О.Н. поддержал заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель Роспатента возражал против удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, Найчук О.Н. 17.03.2022 обратился в Роспатент с заявкой N 2022716448 на регистрацию товарного знака "" в отношении следующих товаров 3-го класса и услуг 35-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ):
товаров 3-го класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вазелин косметический; вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода жавелевая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; воск для удаления волос; воск для усов; воск обувной; воск портновский; воски для кожи; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; глянец-крахмал для стирки; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; камни шлифовальные; карандаши для бровей; карандаши косметические; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; красители для бороды и усов; красители для воды в туалете; красители косметические; краски для тела косметические; крахмал для стирки; крем для обуви; кремы для кожи; кремы для полирования; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масла, используемые как очищающие средства; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла для оживления оттенков тканей; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; наждак; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты для ремней для заточки бритв; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для обесцвечивания; препараты для осветления кожи; препараты для полирования; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; препараты для удаления макияжа; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты для чистки зубных протезов; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; продукты для наведения блеска [для полировки]; пудра для макияжа; пыль алмазная [абразив]; пятновыводители; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; растворы для очистки; ресницы искусственные; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; составы для предохранения кожи [полировальные]; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для придания блеска белью; средства для ресниц косметические; средства для стирки; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства отбеливающие для стирки; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; таблетки для очистки кофемашин; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; ткань наждачная; тоники для косметических целей; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; шкурка стеклянная; штампы косметические, заполненные; щелок содовый; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]";
услуг 35-го класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса".
По результатам экспертизы спорного обозначения Роспатент принял решение от 27.06.2023 об отказе в регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 3-го класса и услуг 35-го класса МКТУ ввиду несоответствия обозначения требованиям пунктов 1, 6 и 7 статьи 1483 ГК РФ.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что заявленное обозначение включает в свой состав словесный элемент "Крым". Крым (Республика Крым) - субъект Российской Федерации, расположен на Крымском полуострове, омывается водами Чёрного (на западе и юге) и Азовского (на северо-востоке) морей, длина береговой линии свыше 1000 км (интернет-словарь Большой российской энциклопедии https://bigenc.ru/domestic_history/text/5682887).
Включение слова "Крым" в обозначение, заявленного на регистрацию, по мнению административного органа, указывает на местонахождение изготовителя товаров (лица, оказывающего услуги), а также на место производства товаров (оказания услуг) (подпункт 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ).
Кроме того в решении экспертизы указано, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком "" по свидетельству Российской Федерации N 557694 (дата приоритета 21.07.2006), зарегистрированного в отношении однородных услуг 35-го класса МКТУ (подпункт 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ).
Роспатентом также установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее заявленным на регистрацию в качестве наименования места происхождения товаров обозначением "КРЫМСКОЕ МЫЛО", по заявке N 2021700598 с приоритетом от 09.07.2021, поданной на имя общества с ограниченной ответственностью "Мануфактура Дом Природы", в отношении товаров "мыло ручное", а также с наименованием места происхождения товаров по свидетельству Российской Федерации N 240 "КРЫМСКАЯ", зарегистрированным в отношении товара "вода минеральная природная питьевая лечебностоловая" (пункт 7 статьи 1483 ГК РФ).
Не согласившись с решением экспертизы, Найчук О.Н. 27.10.2023 обратился в Роспатент с возражением, доводы которого сводились к следующему:
не возражая против неохраноспособности слова "КРЫМ", заявитель просил принять во внимание, что заявленное обозначение "Чистый Крым" представляет собой словосочетание, в состав которого входит два слова, словосочетание "Чистый Крым" представляет собой яркий красочный образ, вызывающий у потребителя определенные ассоциации и эмоции, обозначение в целом может являться охраноспособным;
словесный элемент "КРЫМ" противопоставленного товарного знака является неохраноспособным;
заявленное обозначение не является сходным до степени смешения с наименованием места происхождения товара "КРЫМСКАЯ" и обозначением, заявленным на регистрацию в качестве наименования места происхождения товара "КРЫМСКОЕ МЫЛО" на основании фонетического, графического и семантического критериев.
В результате рассмотрения возражения Роспатент принял решение от 07.03.2024, которым признал обоснованными выводы экспертизы о несоответствии спорного обозначения положениям подпункта 3 пункта 1, подпункта 2 пункта 6 и пункта 7 статьи 1483 ГК РФ.
При рассмотрении возражения Роспатент установил, что заявленное обозначение "" является комбинированным, состоит из стилизованного изображения капли голубого и синего цветов, на фоне которой расположены полосы различной формы серого цвета. Ниже расположено стилизованное изображение листьев зеленого и светло-зеленого цветов, под которым расположен словесный элемент "Чистый Крым", выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Обозначение заявлено в сером, голубом, синем, зеленом, светло-зеленом цветовом сочетании.
Словесный элемент заявленного обозначения "Чистый Крым", состоит из слова "Чистый" - прилагательное, обозначающее то, на чём нет грязи, мусора, пыли и т. п. и слова "Крым" - субъект Российской Федерации, расположен на Крымском полуострове, омывается водами Чёрного (на западе и юге) и Азовского (на северо-востоке) морей, длина береговой линии свыше 1000 км (интернет-словарь Большой российской энциклопедии https://bigenc.ru/domestic_history/text/5682887).
Административный орган указал, что географический объект Крым известен российскому потребителю, поскольку имеются многочисленные публикации на русском языке в сети Интернет с информацией о данном географическом объекте (https://ru.wikipedia.org, https://www.culture.ru/s/crimea/, https://www.kp.ru/russia/krym/, https://vmeste-rf.tv/regions/republic-of-crimea/, http://orv.gov.ru/Regions/Details/2, https://zapovedcrimea.ru/ и т.д.).
Исходя из указанного Роспатент счел, что Крым известен среди российских потребителей производством натуральных косметических средств, основа крымской косметики - целебные травы, растительные и эфирные масла, натуральные экстракты и минералы (https://крымская-косметика.рф/, https://kosmetika-krym.ru/, https://lavanda.ru/company, https://crimskaya-cosmetica.ru/ и т.д.).
При этом административный орган пришел к выводу о том, что в силу своего семантического значения "Крым" воспринимается как указание на место происхождения всех товаров 3-го и услуг 35-го классов МКТУ, заявленных на регистрацию (подпункт 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ).
В отношении слова "чистый" Роспатент указал, что оно является качественной характеристикой заявленных товаров и связанных с ними услуг. Прибавление данного слова к слову "Крым" не придает словосочетанию оригинальности.
Административный орган счел, что оснований для признания словосочетания "Чистый Крым" устойчивым не имеется.
Роспатент усмотрел то, что все ассоциативные образы обозначения "Чистый Крым" связаны с названием географического региона, именно слово "Крым" акцентирует на себе внимание при восприятии обозначения "Чистый Крым", влияя на создание ассоциативных образов. Кроме того, понятие "Крым" в сознании потребителя имеет стойкую ассоциацию с полуостровом в северной части Чёрного моря.
Относительно наличия у спорного обозначения приобретенной различительной способности Роспатент указал, что заявитель не представил соответствующих доказательств.
С учетом изложенного Роспатент пришел к выводу о том, что словесный элемент "Крым" не обладает различительной способностью, указывает на место производства товаров и услуг, местонахождение заявителя, а также на вид товаров и услуг, в связи с чем, является неохраняемым на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
Признавая законными выводы решения экспертизы относительно несоответствия спорного обозначения требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ, Роспатент указал, что спорное обозначение и противопоставленный товарный знак ввиду совпадения в них словесных элементов "Крым" ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на отдельные отличия, а сравниваемые услуги 35-го класса МКТУ являются однородными, поскольку относятся к одному виду услуг, имеют сходные характерные особенности, одинаковый круг потребителей и условия реализации, а также имеют одинаковое назначение и область применения, то есть являются сопутствующими, ввиду чего имеет место вероятность смешения сравниваемых обозначений.
При проверке соответствия спорного обозначения требованием пункта 7 статьи 1483 ГК РФ в отношении заявленных товаров 3-го класса и услуг 35-го класса МКТУ административный орган установил, что как спорное обозначение, так и обозначение "КРЫМСКОЕ МЫЛО" по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара N 2021700598 и наименование места происхождения товара "КРЫМСКАЯ" по свидетельству Российской Федерации N 240, включают сходные словесные элементы "КРЫМ" / "КРЫМСКОЕ" / "КРЫМСКАЯ", образованные от одного слова "Крым", что свидетельствует о подобии заложенных в обозначении понятий и обуславливает вывод об их сходстве по семантическому критерию. Фонетическое сходство сравниваемых словесных элементов обусловлено совпадением большинством звуков, входящих в их состав, одинаковым количеством слогов и ударением.
Роспатент указал, что решающее значение при их восприятии в целом имеют именно фонетический и семантический факторы, на основе которых и установлено сходство соответствующих слов, а некоторые отличия сравниваемых обозначений (разное цветовое и шрифтовое исполнение, разное количество слов, слогов, звуков и букв, наличие иных слов и разная внешняя форма изобразительных элементов) играют лишь второстепенную роль при восприятии данных знаков в целом.
Роспатент также провел сравнительный анализ товаров 3-го класса МКТУ и услуг 35-го класса МКТУ, для которых испрашивалась регистрация спорному обозначению, и товара "вода минеральная природная питьевая лечебно-столовая", в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара "КРЫМСКАЯ", и установил, что они не является однородными, в связи с чем снижается опасность их смешения в гражданском обороте. Вместе с тем, правовая охрана обозначению "КРЫМСКОЕ МЫЛО" по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара N 2021700598 испрашивается в отношении товара "мыло ручное", являющегося однородным товарам 3-го класса МКТУ и связанным с ним услуг 35-го класса МКТУ, в связи с чем, усиливается возможность ассоциирования сравниваемых обозначений в целом, и, следовательно, повышается опасность смешения заявленного на регистрацию обозначения и противопоставленного обозначения "КРЫМСКОЕ МЫЛО".
Исходя из указанного административный орган заключил о несоответствии спорного обозначения требованиям пункта 7 статьи 1483 ГК РФ в отношении следующих товаров 3-го класса МКТУ "абразивы; амбра [парфюмерия]; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; ароматизаторы [эфирные масла]; ароматизаторы воздуха; ароматизаторы для кондитерских изделий из сдобного теста [эфирные масла]; ароматизаторы для напитков [эфирные масла]; ароматизаторы пищевые [эфирные масла]; аэрозоль для освежения полости рта; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бальзамы, за исключением используемых для медицинских целей; басма [краситель косметический]; блески для губ; блестки для ногтей; блестки для тела; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вазелин косметический; вакса, гуталин для обуви; вар сапожный; вата для косметических целей; вата, пропитанная препаратами для удаления макияжа; вещества ароматические для отдушивания белья; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; вещества клейкие для косметических целей; вода ароматическая; вода жавелевая; вода лавандовая; вода мицеллярная; вода туалетная; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; воск для удаления волос; воск для усов; воск обувной; воск портновский; воски для кожи; воски для полирования мебели и полов; воски обувные; воски полировочные; гели для массажа, за исключением используемых для медицинских целей; гелиотропин; гель для отбеливания зубов; гераниол; глиттеры для ногтей; глянец-крахмал для стирки; грим; дезодоранты для домашних животных; дезодоранты для человека или животных; депилятории; диффузоры с палочками ароматические; древесина ароматическая; духи; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; жиры для косметических целей; зола вулканическая для чистки; изделия парфюмерные; изображения переводные декоративные для косметических целей; ионон [парфюмерный]; камень квасцовый для бритья [вяжущее средство]; камни шлифовальные; карандаши для бровей; карандаши косметические; карбид кремния [абразивный материал]; карбиды металлов [абразивные материалы]; квасцы алюминиевые [вяжущее средство]; кизельгур для полирования; клеи для прикрепления искусственных ресниц; клеи для прикрепления накладных волос; кондиционеры для волос; кора мыльного дерева для стирки; корунд [абразив]; красители для бороды и усов; красители для воды в туалете; красители косметические; краски для тела косметические; крахмал для стирки; крем для обуви; кремы для кожи; кремы для полирования; кремы косметические; кремы косметические отбеливающие; кремы на основе эфирных масел для использования в ароматерапии; крокус красный для полирования; ладан; лаки для волос; лаки для ногтей; латекс жидкий для окрашивания тела косметический; лосьоны для волос; лосьоны для косметических целей; лосьоны после бритья; маски косметические; маски листовые для косметических целей; маски с паровым нагревом одноразовые, не для медицинских целей; масла для парфюмерии; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла эфирные для использования в ароматерапии; масла эфирные из кедра; масла эфирные из лимона; масла эфирные из цитрона; масла, используемые как очищающие средства; масло бергамотовое; масло гаультериевое; масло жасминное; масло лавандовое; масло миндальное; масло розовое; масло терпентинное для обезжиривания; мел для побелки; мел для чистки; молоко миндальное для косметических целей; молочко туалетное; мускус [парфюмерия]; мыла; мыла дезодорирующие; мыла для бритья; мыла для оживления оттенков тканей; мыла кусковые туалетные; мыла против потения; мыла против потения ног; мыло миндальное; мята для парфюмерии; наборы косметические; наждак; накладки для глаз гелевые косметические; наклейки для ногтей; наклейки для создания двойного века; ногти искусственные; одеколон; палочки фимиамные; пасты для ремней для заточки бритв; пасты зубные; патчи для глаз гелевые косметические; пемза; пеналы для губной помады; пероксид водорода для косметических целей; повязки для восстановления ногтей; полоски для освежения дыхания; полоски отбеливающие для зубов; полотно абразивное; полотно наждачное со стеклянным абразивом; помада губная; помады для косметических целей; препараты для бритья; препараты для ванн косметические; препараты для ванн, не для медицинских целей; препараты для выпрямления волос; препараты для завивки волос; препараты для замачивания белья; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для обесцвечивания; препараты для осветления кожи; препараты для полирования; препараты для полирования зубных протезов; препараты для полоскания рта, за исключением используемых в медицинских целях; препараты для похудения косметические; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для промывания глаз, не для медицинских целей; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления лаков; препараты для удаления макияжа; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; препараты для ухода за ногтями; препараты для чистки; препараты для чистки зубных протезов; препараты для чистки обоев; препараты для чистки сточных труб; препараты для чистки химические бытовые; препараты коллагеновые для косметических целей; препараты отбеливающие [обесцвечивающие] для бытовых целей; препараты с алоэ вера для косметических целей; препараты солнцезащитные; препараты химические бытовые для оживления красок при стирке белья; препараты, освежающие дыхание для личной гигиены; продукты для наведения блеска [для полировки]; пудра для макияжа; пыль алмазная [абразив]; пятновыводители; расплавы восковые [ароматизирующие препараты]; растворители лаков для ногтей; растворы вагинальные для интимной гигиены или в качестве дезодоранта; растворы для очистки; ресницы искусственные; салфетки антистатические для сушильных машин; салфетки детские, пропитанные очищающими средствами; салфетки, предотвращающие окраску при стирке; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; салфетки, пропитанные препаратами для удаления макияжа; сафрол; свечи массажные для косметических целей; синька для обработки белья; скипидар для обезжиривания; смеси ароматические из цветов и трав; сода для отбеливания; сода стиральная для чистки; соли для ванн, за исключением используемых для медицинских целей; соли для отбеливания; составы для окуривания ароматическими веществами [парфюмерные изделия]; составы для предохранения кожи [полировальные]; спирт нашатырный [моющее, очищающее средство]; спреи охлаждающие для косметических целей; средства вяжущие для косметических целей; средства для бровей косметические; средства для гримирования; средства для загара косметические; средства для окрашивания волос; средства для перманентной завивки нейтрализующие; средства для придания блеска белью; средства для ресниц косметические; средства для стирки; средства для ухода за кожей косметические; средства для чистки зубов; средства косметические; средства косметические для детей; средства косметические для животных; средства косметические для окрашивания ресниц и бровей; средства моющие для интимной гигиены немедицинские; средства моющие для личной гигиены дезинфицирующие или дезодорирующие; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей; средства обезжиривающие, за исключением используемых в промышленных целях; средства обесцвечивающие [деколораторы] для косметических целей; средства отбеливающие для стирки; средства туалетные; средства туалетные против потения [туалетные принадлежности]; средства фитокосметические; таблетки для очистки кофемашин; тальк туалетный; тампоны ватные для косметических целей; терпены [эфирные масла]; ткань наждачная; тоники для косметических целей; тряпки для уборки, пропитанные моющими средствами; хна [краситель косметический]; чай для ванн для косметических целей; шампуни; шампуни для животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни для комнатных животных [средства гигиенические немедикаментозные]; шампуни сухие; шкурка стеклянная; штампы косметические, заполненные; щелок содовый; экстракты растительные для косметических целей; экстракты цветочные [парфюмерия]; эссенции эфирные; эссенция из бадьяна; эссенция мятная [эфирное масло]".
Полагая, что решение Роспатента от 07.03.2024 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Найчук О.Н. обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании данного решения недействительным.
По мнению заявителя, словосочетание "Чистый Крым" создает фантазийный образ, а выводы Роспатента о несоответствии обозначения в целом положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ сделаны при ошибочном анализе спорного обозначения.
Относительно выводов административного органа о вероятности смешения спорного обозначения и противопоставленного товарного знака "" по свидетельству Российской Федерации N 557694, заявитель указывает, что такое противопоставление может быть снято ввиду получения от правообладателя противопоставленного знака - акционерного общества "Пивобезалкогольный комбинат "Крым" согласия на регистрацию спорного обозначения в отношении всех товаров 3-го и услуг 35-го классов МКТУ.
Найчук О.Н. указывает на необоснованность выводов Роспатента, сделанных при сравнении заявленного им на регистрацию обозначения и противопоставленного наименования места происхождения товара "КРЫМСКАЯ" и заявленного на регистрацию обозначения в качестве наименования места происхождения товара "КРЫМСКОЕ МЫЛО". Заявитель обращает внимание на различия обозначений (Чистый Крым и Крымская; Чистый Крым и Крымское мыло) по графическому, фонетическому и семантическому критериям, различное общее впечатление, которое производят сравниваемые обозначения, а также на отсутствие необходимости оценки однородности товаров (услуг) при определении вероятности смешения сравниваемых обозначений.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, выслушав мнение явившихся в судебное заседание представителей заявителя и Роспатента, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок на оспаривание решения административного органа заявителем соблюден, что Роспатент не оспаривает.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента по рассмотрению возражения на отказ в регистрации товарного знака и принятие по его результатам решения установлены частью четвертой ГК РФ и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218, и заявителем не оспариваются.
С учетом даты подачи заявки N 2022716448 на регистрацию спорного обозначения в качестве товарного знака (17.03.2022) и правовой позицией, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), законодательство, применимое для оценки его охраноспособности, включает в себя ГК РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482).
На основании изложенного судебная коллегия отмечает, что Роспатент верно определили правовую базу для оценки охраноспособности спорного товарного знака.
При проверке оспариваемого решения Роспатента на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам Судом по интеллектуальным правам установлено следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Согласно пункту 34 Правил N 482 к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, общепринятые наименования. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Согласно пункту 35 Правил N 482 вышеуказанные элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 ГК РФ.
Согласно подходу, изложенному в пункте 2.2 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 23.03.2001 N 39 (далее - Рекомендации N 39), заявляемые на регистрацию обозначения могут включать описательные элементы или состоять из них.
Описательные элементы - это обозначения, используемые для указания вида товара, описания характеристик товара и сведений об изготовителе.
Заявленным обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, так как у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар. Такие обозначения называются описательными.
Следует, однако, различать обозначения описательные и обозначения, вызывающие в сознании потребителя представление о производимых товарах через ассоциации. Последним может быть предоставлена правовая охрана.
Если в процессе экспертизы возникает вопрос - является ли элемент описательным, целесообразно исходить из следующего.
В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать, что анализируемый элемент не является описательным.
Подтверждением описательности могут быть положительные ответы на следующие вопросы:
1) Понятен ли рядовому потребителю смысл элемента без дополнительных рассуждений и домысливания?
2) Воспринимается ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации) описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе?
При этом для установления (подтверждения) того, что элемент является описательным, можно использовать любую информацию, касающуюся семантики анализируемого словесного элемента: энциклопедии, справочники, в том числе и специальную, в частности техническую, литературу, толковые и другие словари, сведения, полученные из баз данных, сети Интернет.
На основании пункта 2.4 Рекомендаций N 39 географические названия могут заявляться в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением. В этом случае географическое название указывает на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя.
При оценке обозначения с точки зрения среднего потребителя главную роль играет восприятие потребителем такого обозначения в отношении конкретных товаров и услуг, для индивидуализации которых предоставлена или испрашивается охрана.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 06.07.2020 по делу N СИП-972/2019.
При этом суд отмечает, что многие географические названия (но не все) могут быть восприняты как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя.
Географические названия, которые не воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, составляют наименее представительную группу обозначений. Такие географические названия воспринимаются как фантазийные практически в отношении любых товаров.
К другой группе можно отнести те географические названия, которые в отношении одних товаров воспринимаются как фантазийные, а в отношении других - как указывающие на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя.
Третью группу составляют географические названия, которые часто воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. К их числу, в первую очередь, можно отнести названия городов.
Способность названия географического объекта восприниматься рядовым, средним потребителем как место производства конкретного товара, оказания конкретных услуг зависит от того, возникают ли какие-либо ассоциативные связи у потребителей между конкретным товаром (услугой) и конкретным обозначением.
При отсутствии сведений о восприятии спорного обозначения потребителями товаров (услуг), для которых испрашивается правовая охрана, как топонима, указывающего именно на место происхождения товара или на место нахождения его производителя, обозначение может восприниматься потребителем как имеющее фантазийное происхождение, что не препятствует его охране.
Аналогичный подход приведен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 15.07.2016 по делу N СИП-47/2016, от 24.01.2022 по делу N СИП-762/2021.
Упомянутый методологический подход отвечает правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 31.10.2019 по делу N 300-ЭС19-12932: оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ производится исходя из восприятия этого обозначения рядовыми, средними потребителями - адресатами товаров (услуг), для индивидуализации которых испрашивается правовая охрана обозначения, в отношении конкретных товаров (услуг).
Как следует из оспариваемого решения, Роспатент, признавая спорное обозначение, не соответствующим требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, указал, что в силу своего семантического значения слова "Крым" спорное обозначение воспринимается как указание на место происхождения всех товаров и услуг 3-го и 35-го классов МКТУ, все ассоциативные образы обозначения "Чистый Крым" связаны с названием упомянутого географического региона.
Однако Роспатент должен мотивировать отказ в регистрации товарного знака в отношении каждой товарной позиции исходя из ассоциативных связей потребителей каждого соответствующего товара.
Это не означает, что административный орган не вправе объединять некоторые товары (услуги) и некоторых потребителей в группы (с одинаковыми ассоциациями), но отнесение того или иного товара (услуги), тех или иных потребителей к группе должно быть мотивировано.
Аналогичный подход отражен в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 02.04.2021 по делу N СИП-181/2020.
С учетом приведенных норм права и подходов к их применению Суд по интеллектуальным правам исходит из того, что географическое название, известное потребителю, но не воспринимающееся в отношении заявленных товаров или услуг в качестве места их производства или оказания, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Делая общий вывод по всем позициям, административный орган не учел, что правовая охрана спорному обозначению испрашивалась в отношении широкого перечня товаров 3-го класса и услуг 35-го класса МКТУ.
При этом Роспатент не привел каких-либо доводов и доказательств в отношение того, что Крым широко известен производством, например, таких товаров 3-го класса МКТУ "абразивы; антинакипины бытовые; антистатики бытовые; баллоны со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли; бруски для полирования; бумага абразивная; бумага наждачная; бумага полировальная; вещества влагопоглощающие для посудомоечных машин; воск для паркетных полов; воск для пола; воск для пола, предохраняющий от скольжения; глянец-крахмал для стирки; грим; жидкости для пола, предохраняющие от скольжения; жидкости для чистки стекол, в том числе ветровых; препараты для заточки инструментов; препараты для лощения [подкрахмаливания]; препараты для полирования зубных протезов; препараты для придания блеска листьям растений; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для сухой чистки; препараты для удаления красок; препараты для удаления паркетного воска [очищающие препараты]; препараты для удаления политуры; препараты для удаления ржавчины; растворы для очистки; салфетки антистатические для сушильных машин; средства для стирки", а также местом оказания услуг 35-го класса МКТУ из широкого перечня, приведенного в заявке на регистрацию спорного обозначения.
Таким образом, Роспатенту следовало установить вероятность восприятия потребителями словесного элемента спорного обозначение "Чистый Крым" как описательного применительно к каждой группе заявленных товаров и услуг, однако соответствующий анализ в оспариваемом ненормативном правовом акте отсутствует, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения положениям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что заявитель соглашается с выводом о неохраноспособности слова "Крым", однако для исключения этого элемента из правовой охраны на стадии рассмотрения возражения Найчуком О.Н. должно быть заявлено соответствующее ходатайство применительно к конкретным товарам (услугам), при условии, что данное слово не занимает доминирующее положение.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Абзацем пятым пункта 6 статьи 1483 ГК РФ установлено, что регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1 и 2 этого пункта статьи 1483 названного Кодекса, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения потребителя в заблуждение. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 482 согласие правообладателя составляется в письменной произвольной форме и представляется в подлиннике для приобщения к документам заявки.
При рассмотрении письма-согласия проверяется наличие в нем следующих сведений:
1) о лице, дающем согласие, которые позволяют его идентифицировать в качестве правообладателя ранее зарегистрированного сходного товарного знака (для юридических лиц - наименование, место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства);
2) о лице, которому выдается письмо-согласие, которые позволяют его идентифицировать в качестве заявителя по заявке (для юридических лиц - наименование, место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства);
3) согласие на регистрацию заявленного обозначения с приведением регистрационного номера заявки, если он присвоен, и описания заявленного обозначения, в отношении которого выдается письмо-согласие с воспроизведением обозначения;
4) конкретный перечень товаров, в отношении которых правообладатель не возражает против регистрации сходного товарного знака;
5) дата составления письма-согласия и подпись уполномоченного лица.
В Суд по интеллектуальным правам представлена копия письма-согласия от 16.04.2024, выданного правообладателем товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 557694 (акционерным обществом "Пивобезалькогольный комбинат "Крым") на имя Найчука О.Н. в отношении приведенного в письме-согласии перечня товаров 3-го и услуг 35-го класса МКТУ.
Указанное письмо-согласие не было представлено при рассмотрении возражения заявителя в Роспатенте, последний не проводил его анализ на соответствие требованиям законодательства.
Исследовав копию письма-согласия, суд пришел к выводу о соответствии его содержания изложенным выше требованиям.
Представитель Роспатента не заявил возражений в отношении правильности оформления письма-согласия.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 138.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результатом примирения лиц, участвующих в деле, может быть, в частности, подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.
В связи с этим Суд по интеллектуальным правам считает, что в рассматриваемом случае может быть применено разъяснение, содержащееся в пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", в соответствии с которым с учетом принципов диспозитивности и добровольности примирения при рассмотрении дела арбитражным судом результатом примирения могут быть и иные соглашения между отдельными лицами, если такие соглашения фактически приводят к урегулированию спора.
Так, при рассмотрении дел об оспаривании решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности об удовлетворении возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку на том основании, что правовая охрана товарному знаку предоставлена с нарушением требований гражданского законодательства в связи с отсутствием согласия органа либо лица, согласие которого требуется в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 6, подпунктами 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее.
Если указанное согласие соответствующего лица (в том числе привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора) получено в ходе рассмотрения спора судом, в том числе путем заключения соглашения между стороной спора и этим лицом, такое согласие (соглашение) не может быть квалифицировано судом как мировое соглашение, поскольку заключено не между сторонами судебного спора.
Вместе с тем данное согласие (соглашение) является применительно к положениям статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результатом примирения стороны по делу и лица, согласие которого на предоставление правовой охраны товарному знаку необходимо в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Такое согласие (соглашение) является основанием для отмены решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и обязания его рассмотреть повторно возражение, послужившее основанием принятия этим органом оспоренного в суде решения.
В отношении оценки Роспатентом спорного обозначения на соответствие требованиям пункта 7 статьи 1483 ГК РФ, Суд по интеллектуальным правам отмечает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 1483 ГК РФ (в редакции, действовавшей на дату подачи спорной заявки) не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, охраняемыми в соответствии с названным Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое наименование либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара.
Методология определения вероятности смешения заявленного на регистрацию обозначения и наименования места происхождения товара в гражданском обороте приведена в пункте 47 Правил N 482 и в пункте 162 Постановления N 10.
Как установлено в абзаце третьем пункта 47 Правил N 482, при определении вероятности смешения заявленного на регистрацию обозначения и наименования места происхождения товара используются признаки, указанные в пункте 42 упомянутых Правил. При этом вопрос однородности товаров не исследуется.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в приведенном пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Если словесное обозначение состоит из двух и более слов, экспертиза проводится как отдельно по каждому слову, так и по всему обозначению в целом. Исключение составляют устойчивые словосочетания, при экспертизе которых анализируется сходство всего обозначения, а не его отдельных элементов.
С учетом изложенного для целей пункта 7 статьи 1483 ГК РФ сравнению подлежит заявленное на регистрацию обозначение с учетом его сильных и слабых элементов и наименование места происхождения товара в целом, как единое обозначение.
Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.07.2022 по делу N СИП-1042/2021, от 24.11.2023 по делу N СИП-233/2023, от 03.04.2024 по делу N СИП-716/2023.
Применительно к разъяснениям, изложенным в абзаце пятом пункта 162 Постановления N 10, установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения обозначений (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
Суд по интеллектуальным правам принимает во внимание то обстоятельство, что президиум Суда по интеллектуальным правам неоднократно критически оценивал позицию Роспатента, состоящую в том, что сходство (и последующий вывод о смешении) элемента, указывающего лишь на географический объект (в данном случае полуостров Крым), и обоснование сходства сравниваемых обозначений только использованием в них этого элемента, по сути, приводит к "монополизации" названия географического объекта и произведенных от него слов лицами, которые первыми получили исключительное право на содержащее такой элемент средство индивидуализации.
Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 06.07.2020 по делу N СИП-645/2019, от 01.03.2021 по делу N СИП-551/2020, от 24.11.2023 по делу N СИП-233/2023, от 03.04.2024 по делу N СИП-716/2023.
Проанализировав спорное обозначение "" судебная коллегия установила, что оно является комбинированным, состоит из изобразительного элемента оригинального стилизованного изображения капли голубого и синего цветов, на фоне которой расположены полосы различной формы серого цвета в виде графического изображения моста. Ниже расположено стилизованное изображение листьев зеленого и светло-зеленого цветов, под которым расположен словесный элемент "Чистый Крым", выполненный курсивным шрифтом буквами русского алфавита. Обозначение заявлено в сером, голубом, синем, зеленом, светло-зеленом цветовом сочетании.
Как указывалось выше, заявитель не возражает против неохраноспособности слова "Крым" в составе спорного обозначения, данный элемент не является доминирующим, что в совокупности свидетельствует по сути о слабости такого элемента.
Исходя из указанного сравнение спорного обозначения и противопоставленного наименования места происхождения товара и спорного обозначения с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве наименования места происхождения товара, только исходя из тождества/сходства слов КРЫМ/КРЫМСКАЯ и КРЫМ/КРЫМСКОЕ методологически неверно.
Необходимо принимать во внимание, что в заявленном на регистрацию обозначении "" в композиции присутствует яркий изобразительный элемент в виде стилизованной капли воды в синем и голубом цвете, разделенной полосами в виде графического изображения моста, выполненного в сером цвете, изображение листьев зеленого и светло-зеленого цветов). В словосочетании присутствует также слово "чистый". Кроме того, словесный элемент, в отличие от изобразительного, меньше по размеру.
Исходя из изложенного судебная коллегия считает, что индивидуализирующим (доминирующим) и сильным элементом выступает именно изобразительный элемент.
Спорное обозначение отличается от наименования места происхождения товара "КРЫМСКАЯ" по свидетельству Российской Федерации N 240 и заявленного на регистрацию наименования места происхождения товара "КРЫМСКОЕ МЫЛО" по фонетическому и семантическому (за счет наличия иных словесных элементов и различных смысловых ассоциаций), а также графическому (за счет изобразительных элементов, разного общего зрительного впечатления) критериям за счет наличия в составе заявленного обозначения иных словесных и графических элементов.
Суд по интеллектуальным правам отмечает также, что исходя из подлежащей применению редакции пункта 7 статьи 1483 ГК РФ однородность товаров не учитывается, принимается во внимание известность обозначения как такового, а также то, возникают ли в отношении самого обозначения у потребителей какие-либо очевидные ассоциации.
С учетом изложенного Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу о том, что выводы, содержащиеся в оспариваемом ненормативном правовом акте о применении положений пункта 7 статьи 1483 ГК РФ, не соответствуют указанной норме.
Таким образом, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает, что Роспатент не исполнил возложенную на него обязанность по обеспечению условий для полного и объективного рассмотрения дела.
Процедура рассмотрения и разрешения споров в административном порядке должна обеспечивать реальную возможность защиты каждому, чьи права на результат интеллектуальной деятельности оспариваются. Только в этом случае достигается основная цель деятельности федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности - обеспечение охраняемых законом прав и интересов заявителей и обладателей охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, а также законных интересов иных физических и юридических лиц при принятии решений в административном порядке.
Судебная коллегия полагает, что допущенные Роспатентом при принятии оспариваемого решения нарушения носят существенный характер, поскольку решение принято без учета и оценки всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем подлежит удовлетворению требование о признании недействительным оспариваемого решения.
Как разъяснено в пункте 138 Постановления N 10, если по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения Роспатента, принятого по результатам рассмотрения возражения, Судом по интеллектуальным правам установлено, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, то суд согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании этого акта недействительным и в резолютивной части на основании пункта 3 части 4 статьи 201 названного Кодекса указывает на обязанность Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в разумный срок.
При отмене решения Роспатента в связи с существенным нарушением процедуры его принятия или при наличии обстоятельств, которые не могут быть устранены на стадии судебного обжалования решения Роспатента, суд вправе обязать Роспатент рассмотреть соответствующий вопрос повторно, с учетом решения суда.
Принимая во внимание то, что в спорной ситуации административным органом при рассмотрении возражения неправильно применены нормы положений пунктов 1 и 7 статьи 1483 ГК РФ, а в отношении примененного пункта 6 статьи 1483 ГК РФ достигнуто примирение заявителя и правообладателя противопоставленного товарного знака, судом установлено наличии обстоятельств, которые не могут быть устранены на стадии судебного обжалования решения Роспатента, судебная коллегия считает необходимым обязать Роспатент повторно рассмотреть поданное 27.10.2023 возражение на решение Роспатента от 27.06.2023 об отказе в государственной регистрации обозначения по заявке N 2022716448 в качестве товарного знака с учетом настоящего судебного решения.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на Роспатент.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
заявление индивидуального предпринимателя Найчука Олега Николаевича удовлетворить.
Признать недействительным решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 07.03.2024, принятое по результатам рассмотрения возражения, поступившего 27.10.2023, на решение об отказе в регистрации товарного знака Российской Федерации по заявке N 2022716448 как не соответствующее пунктам 1 и 7 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности повторно рассмотреть возражение от 27.10.2023 на решение от 27.06.2023 об отказе в государственной регистрации обозначения по заявке N 2022716448 в качестве товарного знака.
Взыскать с Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ОГРН 1047730015200) в пользу индивидуального предпринимателя Найчука Олега Николаевича (ОГРНИП 321911200039575) 300 (триста) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче заявления.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Деменькова |
Судья |
В.В. Голофаев |
Судья |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным решение об отказе в регистрации товарного знака, указав на недостатки в оценке охраноспособности обозначения. Суд отметил, что Роспатент не учел все фактические обстоятельства и не провел должный анализ ассоциативных связей с товарами, что нарушило права заявителя. Обязанность повторного рассмотрения возражения возложена на Роспатент.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2024 г. по делу N СИП-634/2024
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-634/2024
09.09.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-634/2024
22.07.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-634/2024
28.06.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-634/2024
13.06.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-634/2024