Приказ МЧС России от 16 сентября 2024 г. N 777
"Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"
В соответствии с частями второй и четвертой статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", абзацем двадцать третьим подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2. Признать утратившими силу:
приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100);
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты МЧС России в области пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 28 февраля 2031 г.
Министр |
А.В. Куренков |
Зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2024 г.
Регистрационный N 80117
Утвержден
приказом МЧС России
от 16 сентября 2024 г. N 777
Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
I. Общие положения
1. Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Боевой устав), регламентирует порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной (далее - АСР), на территории Российской Федерации, за исключением:
тушения лесных пожаров 1;
организации тушения пожаров на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.
2. Положения Боевого устава распространяются на органы управления, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены тушение пожаров, а также проведение АСР (далее - подразделения пожарной охраны).
3. Организация тушения пожаров и проведения АСР на особорежимных объектах, а также взаимодействие подразделений ведомственной пожарной охраны, расположенных на указанных объектах, с подразделениями Государственной противопожарной службы, должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
4. Действия по тушению пожаров и проведению АСР (далее - боевые действия) осуществляются посредством применения сил и средств подразделений пожарной охраны, включающего:
1) прием сообщения о пожаре и (или) необходимости проведения АСР;
2) сбор, выезд и следование к месту вызова;
3) прибытие к месту вызова;
4) спасение людей, тушение пожара, проведение АСР.
5. Привлечение подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий осуществляется в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности 2.
II. Боевые действия
6. В боевых действиях должен участвовать личный состав подразделений пожарной охраны.
7. Сообщения о пожаре и (или) необходимости проведения АСР принимаются:
1) по телефону;
2) по радиосвязи;
3) при личном обращении физического лица;
4) с использованием системы передачи извещений о пожаре 3.
8. Силы и средства подразделений пожарной охраны направляются к месту вызова по первому сообщению о пожаре и (или) необходимости проведения АСР.
9. Отсутствие сведений об адресе места вызова и (или) данных физического лица, сообщившего о пожаре и (или) необходимости проведения АСР, не является препятствием для направления сил и средств подразделения пожарной охраны и осуществляется в безусловном порядке 4.
10. При поступлении сообщения о пожаре и (или) необходимости проведения АСР в подразделении пожарной охраны осуществляются следующие действия:
1) диспетчер (радиотелефонист) подразделения пожарной охраны должен:
подать личному составу подразделения пожарной охраны команду на выезд и зафиксировать в журнале пункта связи подразделения пожарной охраны информацию о вызове (время поступления вызова, адрес, обстоятельства происшествия, информацию о способе получения сообщения, номер телефона и фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, сообщившего о пожаре и (или) необходимости проведения АСР);
после выезда сил и средств подразделения пожарной охраны к месту вызова довести информацию о выезде диспетчеру пожарно-спасательного гарнизона (далее - ПСГ) по средствам (каналам) связи, имеющимся в подразделении пожарной охраны.
2) начальник караула (начальник дежурной смены, командир отделения) должен выезжать в составе отделения на пожарном автомобиле (далее - ПА), ином мобильном средстве пожаротушения.
11. При следовании сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова используются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства подразделений пожарной охраны.
12. Следование к месту вызова может быть приостановлено по указанию оперативного дежурного или диспетчера местного (территориального) ПСГ.
13. По прибытии к месту вызова руководитель тушения пожара (далее - РТП) по радиосвязи (телефону) должен доложить диспетчеру ПСГ (диспетчеру (радиотелефонисту) подразделения пожарной охраны) информацию:
1) о подтверждении (снижении, повышении) номера (ранга) пожара, установленного при высылке сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова;
2) о выбранном направлении тушения пожара (проведения АСР) (далее - решающее направление).
14. Оперативные должностные лица пожарной охраны и старшие должностные лица подразделений пожарной охраны по прибытии к месту вызова должны лично доводить информацию о прибытии РТП (начальнику оперативного штаба).
15. С момента сообщения о пожаре и (или) необходимости проведения АСР и до ликвидации пожара (завершения проведения АСР) участники боевых действий ведут сбор и анализ информации об обстановке на месте пожара (проведения АСР). Информация об изменении обстановки лично или по радиосвязи (телефону) доводится до РТП (начальника оперативного штаба, своего непосредственного руководителя).
16. Основной задачей подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий является спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи 5 (далее - основная боевая задача).
17. При проведении боевых действий спасение людей осуществляется следующими способами:
1) вывод (вынос) спасаемых на свежий воздух по путям спасения (эвакуации);
2) спуск спасаемых с высот при применении канатно-спусковых устройств (при наличии), спасательной веревки, высотной пожарной техники, ручных пожарных лестниц.
18. Спасение людей из зон с непригодной для дыхания средой 6 осуществляется с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных (далее - СИЗОД), используемых личным составом подразделений пожарной охраны.
19. При возникновении в ходе боевых действий угрозы жизни и здоровью личного состава подразделений пожарной охраны и при отсутствии угрозы жизни и здоровью спасаемых личный состав подразделений пожарной охраны отводится на минимально возможное расстояние, при котором нивелируются угрозы жизни и здоровью личному составу подразделений пожарной охраны (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в особо важных и режимных организациях 7).
20. В случае если участникам боевых действий угрожает опасность и их самостоятельное спасение невозможно, лицо, возглавляющее попавших в опасность участников боевых действий, по средствам связи должно повторить три раза установленный в ПСГ сигнал бедствия, назвать свой позывной или фамилию, место положения, наличие и остаток воздуха в СИЗОД, иную информацию, которая может способствовать их спасению.
21. В целях спасения имущества личным составом подразделений пожарной охраны осуществляются действия, направленные на локализацию пожара, прекращение горения и исключение возможности его повторного возникновения (далее - ликвидация пожара), а также проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной.
22. В целях локализации и ликвидации пожара осуществляются следующие мероприятия:
1) сосредоточение сил и средств, привлекаемых к проведению боевых действий, в соответствии с расписаниями выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР и планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР;
2) прекращение горения веществ и материалов следующими способами:
охлаждение зоны горения огнетушащими веществами 8 или посредством перемешивания горючего;
разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;
изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;
химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.
23. При проведении боевых действий локализация пожара достигается при одновременном выполнении следующих условий:
1) предотвращена возможность дальнейшего распространения горения;
2) созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.
24. При проведении боевых действий ликвидация открытого горения достигается при одновременном выполнении следующих условий:
1) в очаге (очагах) пожара визуально не наблюдается факел пламени;
2) пожар характеризуется догоранием (тлением) горючих материалов.
25. При проведении боевых действий пожар считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия:
1) прекращено горение;
2) исключена возможность повторного возникновения горения.
26. Условия и последовательность убытия сил и средств подразделений пожарной охраны в места постоянной дислокации с места вызова определяются РТП.
27. Сбор имущества и оборудования производится подразделениями пожарной охраны по команде РТП после ликвидации пожара (завершения проведения АСР) или сокращения объема работ на пожаре (проведения АСР).
28. Следование в место постоянной дислокации осуществляется после указания РТП.
29. При следовании в место постоянной дислокации осуществляется заправка ПА водой от источников наружного противопожарного водоснабжения.
30. Следование в место постоянной дислокации прекращается по указанию оперативного дежурного или диспетчера ПСГ.
III. Организация управления боевыми действиями
31. Для решения основной боевой задачи осуществляется сосредоточение сил и средств подразделений пожарной охраны на направлении, определяемом РТП (далее - решающее направление) исходя из следующих условий:
1) наличие угрозы жизни и здоровью людей (в том числе участников боевых действий) - применение сил и средств для спасения людей, оказания им первой помощи;
2) наличие угрозы взрыва (обрушения конструкций) - применение сил и средств для предотвращения данной угрозы;
3) охват огнем части объекта пожара и возможности его дальнейшего распространения - применение сил и средств для ограничения дальнейшего распространения пожара;
4) полный охват огнем объекта пожара и возможность распространения пожара за его пределы - применение сил и средств на защиту соседних объектов;
5) полный охват огнем объекта пожара и отсутствие угрозы распространения пожара на соседние объекты - применение сил и средств в местах наиболее интенсивного горения объекта пожара.
32. При проведении боевых действий определяется одно решающее направление, которое может меняться в ходе проведения боевых действий при выполнении поставленных задач в зависимости от оперативно-тактической обстановки на пожаре и условий тушения.
33. Руководство боевыми действиями на принципах единоначалия осуществляется прибывшим на пожар (к месту проведения АСР) старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны.
34. Начальники территориальных и местных ПСГ являются старшими оперативными должностными лицами пожарной охраны соответствующих ПСГ.
35. Перечень и старшинство иных оперативных должностных лиц пожарной охраны ПСГ, а также очередность их прибытия к месту пожара (проведения АСР) для руководства боевыми действиями определяются начальником территориального ПСГ по занимаемым штатными должностям и необходимости реализации возложенной на федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы задачи по координации деятельности других видов пожарной охраны при тушении пожаров 9.
36. По прибытии к месту вызова первого отделения на ПА (аварийно-спасательном автомобиле) старшее оперативное должностное лицо ПСГ, находящееся на месте вызова, становится первым РТП.
37. РТП осуществляют свои полномочия с момента прибытия первого отделения на основном ПА к месту вызова и до ликвидации пожара (завершения проведения АСР).
38. Сменившийся РТП должен доложить действующему РТП (лично или по радиосвязи (телефону) об обстановке на месте пожара (проведения АСР) и осуществляемых боевых действиях.
39. Информация о смене РТП фиксируется в журнале центрального пункта пожарной связи ПСГ (журнале пункта связи подразделения пожарной охраны).
40. В целях организации боевых действий РТП имеет право ставить задачи участникам боевых действий, создавать оперативный штаб, а также назначать:
1) начальника оперативного штаба;
2) начальника тыла;
3) помощников начальника оперативного штаба;
4) начальников боевых участков (далее - БУ);
5) начальников секторов тушения пожара (проведения АСР) (далее - СТП);
6) начальника контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы (далее - ГДЗС);
7) командиров звеньев ГДЗС;
8) связных.
41. При проведении боевых действий оперативный штаб в обязательном порядке создается в случаях:
1) объявления повышенного номера (ранга) пожара (с "N 2" по "N 5");
2) организации на месте пожара трех и более БУ.
42. В состав оперативного штаба включается начальствующий состав подразделений пожарной охраны, при этом в состав оперативного штаба по согласованию могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации организаций, в ведении которых находятся объекты защиты 10, на которых произошел пожар (далее - объекты пожара) (проводится АСР), собственники объектов пожара (проведения АСР) и их представители, а также представители органов управления территориальными и функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 11.
43. Начальником оперативного штаба выполняются задачи, поставленные РТП, составляются планы-схемы расстановки сил и средств на различных этапах проведения боевых действий с использованием основных знаков и условных графических обозначений (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Боевому уставу), распределяются полученные задачи между личным составом, входящим в состав оперативного штаба, а также иными участниками боевых действий.
44. Оперативный штаб обозначается:
1) днем - красным флагом с надписью "ШТАБ";
2) ночью - световым указателем красного цвета.
45. Силы и средства подразделений пожарной охраны, сосредоточенные на части территории, на которой осуществляются боевые действия, по решению РТП могут объединяться в БУ, которые могут создаваться по месту проведения боевых действий или по видам проводимых боевых действий.
46. При создании трех и более БУ по решению РТП организуются СТП, объединяющие несколько БУ.
47. БУ и СТП возглавляются начальниками, назначаемыми РТП. Непосредственным руководителем начальников БУ, включенных в СТП, является начальник СТП.
48. При проведении боевых действий РТП, участники боевых действий должны иметь нарукавные повязки для руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба, начальника тыла, помощников начальника оперативного штаба, начальников боевых участков, начальников секторов тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной), начальника контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы и связных (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Боевому уставу). Нарукавная повязку изготавливается из материала красного цвета, на который наносится надпись белого цвета.
49. Для согласованного взаимодействия участвующего в боевых действиях личного состава подразделений пожарной охраны наносятся знаки различия на касках по принадлежности к виду пожарной охраны, подразделению пожарной охраны и занимаемой штатной должности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Боевому уставу).
50. При введении режима чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) подразделения пожарной охраны и оперативные должностные лица ПСГ, за исключением специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, должны поступать в распоряжение руководителя ликвидации ЧС и осуществлять АСР в соответствии с возложенными на них задачами.
51. До назначения руководителя ликвидации ЧС руководство проведением АСР в зоне ЧС осуществляется оперативными должностными лицами ПСГ в соответствии с пунктами 33 - 47 Боевого устава.
Приложение N 1
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом
МЧС России
от 16 сентября 2024 г. N 777
Рекомендуемый образец
Основные знаки и условные графические обозначения
1. Мобильные средства пожаротушения и иная техника
2. Пожарно-техническое вооружение, иной инструмент
3. Символы огнетушащих веществ, используемые при построении конкретизированных символов мобильных средств пожаротушения
4. Обозначение кратности растворов огнетушащих средств
5. Пункты управления и средства связи
6. Обстановка в зоне ведения боевых действий
7. Сооружения, коммуникации источники противопожарного водоснабжения
8. Условные обозначения, используемые при составлении графической части планов и карточек тушения пожаров
9. Условные обозначения ликвидации чрезвычайных ситуаций
10. Огнетушители и установки пожаротушения
11. Устройства дымоудаления
12. Беспилотные авиационные системы
Приложение N 2
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом
МЧС России
от 16 сентября 2024 г. N 777
Рекомендуемый образец
Нарукавные повязки для руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба, начальника тыла, помощников начальника оперативного штаба, начальников боевых участков, начальников секторов тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной), начальника контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы и связных
Условное обозначение "РТП" - руководитель тушения пожара.
Приложение N 3
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом
МЧС России
от 16 сентября 2024 г. N 777
Рекомендуемый образец
Знаки различия на касках по принадлежности к виду пожарной охраны, подразделению пожарной охраны и занимаемой штатной должности
1. Рядовой состав (пожарные, спасатели). |
|
2. Начальник пожарно-спасательного (аварийно-спасательного) расчета (командир отделения, помощник начальника караула). |
|
3. Начальник караула (дежурной смены). |
|
4. Заместитель начальника пожарно-спасательной части (начальник отдельного поста). |
|
5. Начальник пожарно-спасательной части. |
|
6. Руководащий состав пожарно-спасательного отряда. |
|
7. Руководящий состав главных управлений (отделов) МЧС России субъектов Российской Федерации (красный фон). |
|
8. Сотрудники главных управлений (отделов) МЧС России субъектов Российской Федерации (красный фон, внутри указывается сокращенное наименование управления (отдела). |
|
9. Сотрудники центрального аппарата МЧС России (красный фон). |
|
10. Сотрудники структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной (красный фон). |
|
11. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы. |
|
12. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации. |
|
13. Муниципальная пожарная охрана. |
|
14. Ведомственная пожарная охрана. |
|
15. Частная пожарная охрана. |
|
16. Добровольная пожарная охрана. |
|
------------------------------
1Часть вторая статьи 22.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
2Часть четвертая статьи 22 Федерального закона N 69-ФЗ.
3Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре, утвержденные приказом МЧС России от 24 ноября 2022 г. N 1173 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2022 г., регистрационный N 71239). Согласно пункту 2 приказа МЧС России от 24 ноября 2022 г. N 1173 "Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре" данный акт действует до 28 февраля 2029 г.
4Часть пятая статьи 22 Федерального закона N 69-ФЗ.
5Абзац третий части второй статьи 4 Федерального закона N 69-ФЗ.
6Пункт 1 Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденных приказом МЧС России от 27 июня 2022 г. N 640 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2023 г., регистрационный N 72945).
7Абзац седьмой части третьей статьи 5 Федерального закона N 69-ФЗ.
8Абзац десятый пункта 6 технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (TP ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" и вступившим в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.
9 Часть третья статьи 22 Федерального закона N 69-ФЗ.
10 Пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
11Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
12Статья 8 Федерального закона N 123-ФЗ.
Утвержден новый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок тушения пожаров и выполнения аварийно-спасательных работ (АСР), кроме тушения лесных пожаров и пожаров на опасных производственных объектах, где ведутся горные работы.
Документ распространяется на органы управления, подразделения, организации и учреждения, к функциям которых отнесено тушение пожаров и проведение АСР. Боевые действия проводят посредством применения сил и средств подразделений пожарной охраны, включающего прием сообщения о пожаре и (или) необходимости проведения АСР; сбор, выезд, следование и прибытие к месту вызова; спасение людей, тушение пожара, проведение АСР.
Ранее действовавший Боевой устав признан утратившим силу.
Приказ МЧС России от 16 сентября 2024 г. N 777 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"
Зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2024 г.
Регистрационный N 80117
Вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 28 февраля 2031 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 12 ноября 2024 г. N 0001202411120039