Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 ноября 2024 г. N 614
Методические рекомендации по осуществлению специальных мероприятий при предоставлении инвалидам мер государственной поддержки
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности мер, направленных на содействие занятости инвалидов, их профессиональную адаптацию и интеграцию в трудовые коллективы.
2. Порядок осуществления специальных мероприятий при предоставлении инвалидам мер государственной поддержки в сфере занятости населения устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
3. Инвалидам предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения, в том числе путем осуществления следующих специальных мероприятий:
3.1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
3.2. Стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
3.3. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов.
3.4. Сопровождение при содействии занятости инвалидов.
3.5. Создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности.
3.6. Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Индивидуальная помощь оказывается инвалидам I и II групп, в том числе по месту жительства или месту пребывания, в подаче заявления и иных сведений в целях получения мер государственной поддержки в сфере занятости населения, а также по иным вопросам в сфере занятости населения.
5. В части содействия в трудоустройстве инвалидам органы службы занятости осуществляют следующие специальные мероприятия:
5.1. Анализ потребности инвалидов в трудоустройстве.
5.2. Учет квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, подбор работников из числа инвалидов для трудоустройства на такие рабочие места.
5.3. Содействие работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в том числе содействие в подборе работников из числа инвалидов, информирование и консультирование работодателей по вопросам организации рабочего места для трудоустройства инвалида.
5.4. Сбор и предоставление работодателям информации об организациях, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, предусмотренным пунктом 2 части 6 статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ).
5.5. Информационное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, в том числе представление им сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5.6. Мониторинг трудоустройства инвалидов и продолжительности их работы, в том числе на специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
5.7. Содействие в трудоустройстве инвалидов в государственные и муниципальные учреждения, на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в юридические лица, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет более 50 процентов;
5.8. Иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом N 565-ФЗ.
6. Ключевые аспекты трудоустройства инвалидов включают взаимодействие с работодателями, предоставляющими информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также с общественными организациями и непосредственно с инвалидами в целях выявления проблем и потребностей инвалидов при трудоустройстве, взаимодействия в части оказания мер поддержки, сервисов и иных мероприятий.
7. Содействие работодателям включает в том числе информационно-консультационную поддержку и помощь в подборе сотрудников. Важным аспектом является сбор и предоставление информации об организациях, готовых трудоустроить инвалидов по соглашениям, и установление взаимодействия с общественными объединениями инвалидов.
8. Органы службы занятости имеют право стимулировать создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, предоставляя финансовые и нефинансовые меры поддержки работодателям.
9. Для обеспечения доступности качественного профессионального обучения инвалидам органы службы занятости осуществляют взаимодействие с образовательными организациями, подбирают подходящие образовательные программы инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) и оказывают содействие в трудоустройстве после окончания процесса обучения.
10. Важным направлением является также поддержка инвалидов в предпринимательской деятельности, предоставление им в этих целях консультационной и финансовой помощи.
II. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
11. Требования по установлению квоты для приема на работу инвалидов установлены статьей 38 Федерального закона N 565-ФЗ.
Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.
12. Субъект Российской Федерации вправе дифференцировать размер квоты для приема на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работодателей с различной среднесписочной численностью работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 августа 2024 г. N 399.
13. Органы службы занятости получают ежемесячную информацию от работодателей о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - отчет) посредством единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" или иных информационных ресурсов, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
14. Отчет представляется работодателями в соответствии с правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов", и по форме согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости".
15. В целях содействия работодателям в установлении в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов органы службы занятости населения могут проводить:
15.1. Консультирование работодателей, проведение разъяснительных встреч и семинаров о требованиях законодательства, порядке установления квоты для приема на работу инвалидов и возможностях взаимодействия с органами службы занятости по данному вопросу.
15.2. Разработку методических материалов для работодателей по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов и оснащению специальных рабочих мест.
15.3. Информирование работодателей о требованиях законодательства.
16. В соответствии с положениями Федерального закона N 565-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
17. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 25 "О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, представления инвалидам государственных услуг в сфере занятости, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов" ежемесячно направляют в Федеральную службу по труду и занятости сведения:
17.1. О выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
17.2. Об осуществлении контрольной деятельности по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
III. Стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов
18. Органам службы занятости рекомендуется применять комплексный подход к стимулированию создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных), включающий финансовые и нефинансовые меры поддержки, консультационную и информационную помощь, а также обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, общественными объединениями инвалидов и другими заинтересованными сторонами.
19. Возможные меры финансового стимулирования создания работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
19.1. Субсидирование расходов на оборудование (оснащение) рабочих мест, которое может включать закупку специализированного оборудования, обучение сотрудников, а также развитие инфраструктуры, необходимой для трудоустройства инвалидов.
19.2. Субсидирование расходов на оплату труда инвалидов, уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также дополнительных выплат работникам организации за наставничество.
19.3. Предоставление преференций при оказании региональных мер государственной поддержки.
19.4. Предоставление региональных мер стимулирования в форме премий и наград для работодателей, активно участвующих в трудоустройстве инвалидов, в том числе за счет привлечения партнеров органов службы занятости.
20. Возможные меры стимулирования создания работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов без выделения финансирования:
20.1. Популяризация практики заключения соглашений о трудоустройстве инвалидов с общественными организациями.
20.2. Формирование рейтингов и публикация информации о работодателях, достигших успеха в сфере содействия занятости инвалидов, для повышения их репутации и привлечения внимания к вопросам трудоустройства инвалидов.
20.3. Проведение конкурсов и мероприятий, направленных на выявление и распространение лучших практик трудоустройства инвалидов.
IV. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов
21. Органы службы занятости в целях содействия инвалидам в трудоустройстве на вакансии в соответствии с ИПРА могут осуществлять:
21.1. Профессиональную ориентацию инвалидов, в том числе путем проведения профессиональных тестов и диагностики с использованием разнообразных методик, инструментов для оценки профессиональных интересов, способностей и склонностей инвалидов (например, тесты на определение профиля личности, оценки мотивации и предпочтений, а также диагностику профессиональных компетенций).
21.2. Индивидуальные консультации инвалидов с назначением персональных консультантов, которые работают с инвалидами в целях разработки индивидуальных карьерных планов. Консультанты помогают определить сильные стороны, потенциальные карьерные пути и шаги для их достижения, а также дают рекомендации по повышению квалификации.
21.3. Проведение групповых тренингов, направленных на развитие навыков самопрезентации, составления резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям (использование различных форматов тренингов, например, ролевые игры, моделирование собеседований и обратную связь по результатам тренингов).
21.4. Ознакомление инвалидов с информационными ресурсами: соответствующим разделом на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", региональными сайтами и мобильными приложениями, предоставляющими инвалидам информацию о доступных вакансиях, образовательных возможностях, программах социальной поддержки и правовых аспектах трудоустройства.
21.5. Организацию тренингов по развитию гибких навыков, таких как коммуникация, управление временем, работа в команде, и специальных навыков, необходимых для конкретных профессий.
21.6. Организацию сообществ и (или) клубов в целях поддержки инвалидов, где они могут делиться своим опытом, обсуждать проблемы и получать помощь от специалистов и участников сообществ (клубов).
21.7. Реализацию или участие в социальных проектах, в том числе межведомственных, направленных на интеграцию инвалидов в общественную жизнь, включая участие в волонтерских инициативах, культурных и спортивных мероприятиях.
22. Органы службы занятости в целях содействия работодателям в создании условий труда в соответствии с ИПРА могут осуществлять:
22.1. Консультирование работодателей, в том числе с привлечением компетентных по отдельным вопросам партнеров службы занятости (по оценке условий труда, по медицинским вопросам и т.д.), в части создания и организации процесса по адаптации рабочих мест в соответствии с потребностью инвалидов, включая установку специализированного оборудования, изменение рабочего графика, организацию безбарьерной среды.
22.2. Индивидуальные консультации по вопросам подбора кадров из числа незанятых инвалидов.
22.3. Разработку по запросам работодателей, принимающих на работу инвалида, индивидуального плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида при оформлении его трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формирования пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
22.4. Содействие в организации программ наставничества, в рамках которых опытные сотрудники помогают инвалидам адаптироваться к новым условиям работы, освоить профессиональные задачи и интегрироваться в коллектив.
22.5. Проведение тренингов и семинаров для работодателей по вопросам организации рабочего места для инвалидов, их адаптации и эффективного взаимодействия, в том числе в части разъяснений требований законодательства и обмена лучшими практиками.
22.6. Формирование, ведение и публикация реестров организаций (специалистов), осуществляющих оказание инвалидам индивидуальной помощи по сопровождению при оформлении трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формировании пути передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
23. Органы службы занятости оказывают содействие работодателям в разработке системы мониторинга условий труда, которая включает в себя:
23.1. Использование опросников и анкет для получения обратной связи от сотрудников с инвалидностью в целях выявления их потребностей, проблем, удовлетворенности условиями труда, социальной адаптации, а также уровнем профессионального развития.
23.2. Внесение изменений и корректировку условий труда и адаптации рабочих мест на основе результатов мониторинга и обратной связи (корректировка может включать замену оборудования, изменение рабочего графика, дополнительное обучение и другие меры).
24. Органы службы занятости организуют взаимодействие работодателей с общественными организациями в части предоставления информации о потребностях инвалидов различных нозологий, участия в мониторинге условий труда, оказания поддержки в обучении работников, проведении тренингов и семинаров.
V. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
25. Сопровождение при содействии занятости инвалида - это оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
26. Органы службы занятости оказывают индивидуальную помощь инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности.
27. Сопровождение при содействии занятости инвалидов осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 174н "Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов".
28. При обращении инвалида в центр занятости населения за ним закрепляется персональный карьерный консультант, который сопровождает инвалида на всех этапах поиска подходящей работы, получения государственных мер поддержки и сервисов в сфере занятости населения, дополнительных услуг, предоставляемых центрами занятости населения.
29. Организацию предоставления инвалидам государственных мер поддержки и сервисов в сфере занятости населения, государственных, муниципальных услуг в других сферах и иных услуг рекомендуется осуществлять по принципу "одного окна" посредством взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, негосударственными организациями, в том числе осуществляющими оказание инвалидам индивидуальной помощи.
30. Помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно, а также иные мероприятия по сопровождению, при наличии такой потребности, может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения, включая общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения инвалидов, на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости населения.
Организации, осуществляющей сопровождение, могут предоставляться средства из бюджета субъекта Российской Федерации.
31. В целях повышения качества услуг (мероприятий) инвалидам, оказываемых в ходе их трудоустройства, органами службы занятости осуществляется работа по привлечению негосударственных организаций, указанных в пункте 30 настоящих Методических рекомендаций, к сотрудничеству, заключению с ними соглашений и договоров, пополнению реестра указанных организаций на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
32. Органами службы занятости обеспечивается проведение оценки качества предоставленных негосударственными организациями, указанными в пункте 30 настоящих Методических рекомендаций, инвалидам услуг (мероприятий).
VI. Создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности
33. Предпринимательская деятельность предоставляет инвалидам возможность самореализации, достижения финансовой независимости и активного участия в экономической жизни общества.
С целью создания условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности могут осуществляться следующие мероприятия:
33.1. Проведение специализированных семинаров и тренингов, в том числе с привлечением партнеров - организаций и учреждений, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации "Мой бизнес"), направленных на обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности, финансовому менеджменту, маркетингу и правовым аспектам ведения бизнеса.
33.2. Проведение специализированных семинаров и тренингов, в том числе с привлечением организаций "Мой бизнес", для действующих предпринимателей в целях адаптации к изменениям на рынке и закрепления статуса занятости.
33.3. Предоставление инвалидам консультационных услуг по вопросам регистрации бизнеса, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга и других аспектов предпринимательской деятельности, в том числе с привлечением организаций "Мой бизнес" и других партнеров службы занятости населения.
33.4. Создание сети консультантов и экспертов, готовых оказывать профессиональную помощь на всех этапах создания и развития бизнеса, информирование инвалидов о такой сети.
33.5. Развитие менторских программ, в рамках которых опытные предприниматели будут наставниками для инвалидов. Менторы могут предоставить советы, поделиться опытом и помочь избежать распространенных ошибок в сфере ведения собственного дела.
34. Информационная поддержка осуществления инвалидами предпринимательской деятельности, в том числе в части создания отдельных информационных ресурсов или размещения соответствующей информации на имеющихся Интернет-ресурсах, проведения информационных кампаний, направленных на повышение осведомленности инвалидов о возможностях предпринимательской деятельности и доступных ресурсах.
35. Финансовая поддержка в части реализации региональных программ субсидирования (например, компенсация затрат на оборудование и аренду помещений) в размерах, сопоставимых с оборудованием рабочего места для инвалида, предоставления грантов для инвалидов на развитие предпринимательской деятельности, включая гранты на реализацию социальных проектов и инновационных идей.
36. Развитие технопарков и коворкингов, адаптированных для нужд инвалидов, с целью предоставления им возможностей для совместной работы, обмена опытом и сотрудничества с другими предпринимателями. Эти пространства могут включать специальные зоны для встреч, презентаций и работы над совместными проектами.
37. Психологическая поддержка и мотивация в части:
37.1. Предоставления психологической помощи и консультаций инвалидам, занимающимся предпринимательской деятельностью в целях преодоления стресса и эмоциональных трудностей, связанных с ведением бизнеса, привлечение профессиональных коучей на волонтерских, социальных началах в целях повышения уверенности и мотивации инвалидов.
37.2. Организация мотивационных программ и мероприятий, направленных на повышение уверенности инвалидов в своих силах и мотивации к ведению предпринимательской деятельности (например, конкурсы, конференции и форумы, где инвалиды смогут обмениваться опытом и вдохновляться успехами других).
38. Регулярный сбор обратной связи от инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью, которая поможет выявить успешные практики и проблемы, требующие решения. Обратная связь от участников программ и мероприятий должна использоваться для постоянного улучшения и адаптации к фактическим потребностям инвалидов.
VII. Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации
39. Основной целью профессионального обучения инвалидов является повышение их конкурентоспособности на рынке труда, реализация экономической независимости и интеграции в общество.
Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. N 81н "Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 апреля 2022 г. N 271н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность", нормативными правовыми актами, регулирующими организацию мероприятий по профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования отдельными категориями граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
40. Дополнительные мероприятия в части организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования могут включать:
41.1. Проведение регулярного анализа рынка труда для выявления наиболее востребованных профессий и навыков в целях составления регионального перечня наиболее востребованных профессий.
41.2. Выделение отдельного перечня наиболее востребованных профессий с удаленным режимом работы.
41.3. Проведение анкетирования, интервью и консультаций с инвалидами для определения их профессиональных интересов и потребностей в обучении.
41.4. Создание планов обучения инвалидов с учетом рекомендаций ИПРА (как долгосрочных, так и краткосрочных).
41.5. Содействие в оформлении документов и направлении их в образовательные учреждения.
41.6. Разработка совместно с партнерами - образовательными организациями специализированных учебных программ с учетом специфических потребностей инвалидов.
41.7. Организация оплачиваемых стажировок инвалидов в организациях-партнерах для получения практического опыта и повышения шансов на трудоустройство.
41.8. Создание системы регулярного мониторинга и оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению инвалидов в части их дальнейшего трудоустройства по полученной профессии и закрепляемости на рабочем месте.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 ноября 2024 г. N 614 "Об утверждении методических... |