На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Совета депутатов города Мончегорска от 29.02.2016 N 272 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном округе город Мончегорск с подведомственной территорией Мурманской области", руководствуясь указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 07.05.2024 N 309, Основными направлениями бюджетной политики Мурманской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 31.10.2024 N 726-ПП, Основными направлениями налоговой политики Мурманской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 29.10.2024 N 720-ПП и в целях составления проекта решения Совета депутатов города Мончегорска "О бюджете города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Органам местного самоуправления города Мончегорска, отраслевым (функциональным) органам администрации города Мончегорска, осуществляющим функции и полномочия учредителя, субъектам бюджетного планирования в своей деятельности руководствоваться основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Мончегорский рабочий" и размещению на официальном сайте органов местного самоуправления города Мончегорска.
4. Признать утратившим силу постановление администрации города Мончегорска от 07.11.2023 N 2070 "Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов".
5. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города Мончегорска |
А.В. Рудаков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Мончегорска
от 11.11.2024 N 1924
Основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
При подготовке основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов учтены положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 07.05.2024 N 309 (далее - указы Президента Российской Федерации), Основные направления бюджетной политики Мурманской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 31.10.2024 N 726-ПП, Основные направления налоговой политики Мурманской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 29.10.2024 N 720-ПП, мероприятия в рамках
реализации муниципальных программ города Мончегорска, а также ряд мер, предусмотренных Планом мероприятий по консолидации бюджетных средств города Мончегорска в целях оздоровления муниципальных финансов до 2027 года, утвержденным распоряжением администрации города Мончегорска от 28.03.2023 N 100-р.
1. Основные направления налоговой политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления налоговой политики в трехлетней перспективе 2025 - 2027 годов определены с учетом преемственности ранее поставленных задач по укреплению налогового потенциала и обеспечению роста доходной части бюджета города Мончегорска (далее - бюджет города), развитию налогового потенциала города Мончегорска.
В части реализации поставленных задач будет продолжена работа по:
- выявлению негативных тенденций изменения доходов бюджета города, проведению мероприятий по наращиванию налогооблагаемой базы для пополнения бюджета города и определению дополнительных источников налоговых поступлений;
- реализации комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности на территории города Мончегорска, поддержку предпринимательской инициативы и содействие вовлечению новых лиц в малое и среднее предпринимательство;
- созданию условий, способствующих развитию предпринимательской активности в приоритетных направлениях развития малого и среднего бизнеса;
- осуществлению оценки налоговых расходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, включая оценку их целесообразности и результативности, принятие мер по недопущению неэффективных налоговых расходов;
- установлению определенного срока действия при введении новых муниципальных налоговых льгот и иных налоговых преимуществ;
- инвентаризации и оптимизации имущества муниципальной собственности, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
- расширению налоговой базы по имущественным налогам путем выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе акциями, находящимися в муниципальной собственности;
- укреплению доходной базы бюджета города за счет неналоговых платежей местного уровня, в том числе за счет пересмотра ставок и повышения эффективности работы по сокращению дебиторской задолженности;
- укреплению доходной базы бюджета города по налоговым платежам за счет введения на территории города Мончегорска туристического налога;
- созданию условий для привлечения инвестиций в целях реализации инвестиционных проектов на условиях муниципально-частного партнерства и концессий;
- обеспечению контроля главными распорядителями средств бюджета города, в ведомственной подчиненности которых находятся муниципальные учреждения, за своевременным и полным перечислением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществлению межведомственного взаимодействия для повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых платежей и погашения задолженности по этим платежам в рамках проведения рабочих групп по налогам и сборам и по противодействию нелегальной занятости на территории города Мончегорска, деятельность которых направлена на работу с нерентабельными организациями, недоимщиками и предприятиями-банкротами для выявления причин убыточности и наличия задолженности по налогам и сборам организаций города Мончегорска, выработки мер по сокращению количества убыточных организаций и снижению образовавшейся задолженности и по обеспечению поступления неналоговых платежей и повышению эффективности использования земельных участков.
2. Основные направления бюджетной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Целью разработки основных направлений бюджетной политики в городе Мончегорске на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета города на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Основные направления бюджетной политики на 2025 - 2027 годы направлены на обеспечение социальной и финансовой стабильности в городе Мончегорске, создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Мончегорска.
Основные направления бюджетной политики на 2025 - 2027 годы сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов по обеспечению долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета города.
Безусловным приоритетом бюджетной политики остается выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Основными инструментами достижения целей бюджетной политики, обеспечивающими повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей муниципальной политики, остаются муниципальные программы города Мончегорска.
Основными задачами бюджетной политики на 2025 - 2027 годы являются:
- повышение качества управления муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
- приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение соответствия объема расходных обязательств города Мончегорска имеющимся финансовым источникам;
- финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов;
- повышение качества бюджетного процесса города Мончегорска, в том числе за счет проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
- осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с утвержденными федеральными стандартами;
- осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам города Мончегорска;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- мониторинг динамики дебиторской задолженности;
- повышение качества претензионно-исковой работы в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженности по доходам;
- сохранение на безопасном уровне объема муниципального долга, поддержание параметров дефицита бюджета города в переделах установленных ограничений;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетных данных.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами предполагается:
- мониторинг исполнения бюджета города на постоянной основе для принятия своевременных решений по перераспределению средств бюджета города и освоению бюджетных средств в полном объеме;
- осуществление казначейского сопровождения бюджетных средств, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации;
- реализация мер по повышению эффективности результативности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- совершенствование методологии разработки и реализации муниципальных программ, повышение качества их планирования и эффективности реализации;
- учет результатов рассмотрения оценки налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ города Мончегорска.
2.1. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов бюджета города на 2025 - 2027 годы
Прогноз доходов бюджета города на 2025 - 2027 годы основан на базовом варианте прогноза социально-экономического развития города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, принятых или планируемых к введению с 1 января 2025 года.
При формировании прогноза доходов бюджета города были учтены:
- увеличение налога на доходы физических лиц в связи с ежегодным ростом оплаты труда;
- установление и введение в действие с 1 января 2025 года на территории города Мончегорска туристического налога;
- изменение объемов поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с учетом положений проекта закона Мурманской области "О внесении изменений в Закон Мурманской области "О межбюджетных отношениях в Мурманской области" и Закона Мурманской области от 01.11.2024 N 3040-01-ЗМО "О внесении изменений в Закон Мурманской области "Об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения";
- установление с 1 февраля 2025 года норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов, в размере 68,5%. Распределение доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем порядке:
в 2025 и 2026 годах: 77,7% указанных доходов распределяются в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации; 22,3% указанных доходов распределяются по дополнительным нормативам в бюджеты субъектов Российской Федерации;
в 2027 году: 100% указанных доходов распределяются в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
- увеличение доходов, полученных в виде арендной платы за земельные участки в соответствии с разработанной в 2024 году Методикой расчета арендной платы за землю;
- предоставление налоговых преференций, направленных на стимулирование инвестиционной активности в городе Мончегорске, в том числе резидентам Арктической зоны Российской Федерации;
- данные прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
2.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета города на 2025 - 2027 годы
Бюджетная политика на 2025 - 2027 годы в части расходов направлена на сохранение преемственности целей и задач предыдущего планового периода и базируется на принципе обеспечения сбалансированности бюджета города с учетом прогноза социально-экономического развития города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов по базовому варианту.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также в целях исполнения условий соглашения, предусматривающего меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов города Мончегорска, соглашения о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из областного бюджета бюджету города Мончегорска, условий договоров о предоставлении бюджету города Мончегорска из областного бюджета бюджетных кредитов на финансирование дефицита бюджета города и погашение долговых обязательств (далее - Соглашения, договоры), общий объем расходов бюджета города предлагается определить исходя из соблюдения следующих положений:
- объем дефицита бюджета города, объем муниципального долга города Мончегорска сформированы с учетом соблюдения условий Соглашений, договоров, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, а также с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга за счет сохранения практики привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, привлечения остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений с соответствующих казначейских счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет бюджета города в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города;
- соблюдение установленных Правительством Мурманской области нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- недопущение индексации (централизованного увеличения) денежного содержания муниципальных служащих сверх предусмотренных на соответствующий финансовый год размеров индексации (централизованного увеличения) денежного содержания государственных служащих Мурманской области;
- исполнение принятых обязательств по поддержанию достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации;
- неувеличение общей численности работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления города Мончегорска без согласования с Министерством финансов Мурманской области;
- неустановление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Мурманской области к полномочиям органов местного самоуправления, снижение действующих расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Мурманской области к полномочиям органов местного самоуправления;
- обеспечение реализации плана мероприятий по консолидации бюджетных средств города Мончегорска, принятого в целях оздоровления муниципальных финансов.
В соответствии с проектом Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" значительно снижен объем запланированных межбюджетных трансфертов,
предоставляемых городу Мончегорску из областного бюджета в рамках государственной программы Мурманской области "Финансы", в сравнении с 2024 годом, в том числе на 2025 год:
- не предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета (в 2024 году - 322 564 362,00 руб.);
- уменьшен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов на 18 185 151,00 руб.;
- уменьшен объем субсидий на софинансирование расходов, направляемых на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работникам муниципальных учреждений на 131 859 457,00 руб.
Таким образом, в целях сбалансированности бюджета города, а также с учетом недостаточности объема доходной базы бюджета города и необходимости соблюдения условий Соглашений, договоров, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, планируемые предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета города на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, на 2025 - 2027 годы сформированы на основе следующих основных подходов:
1. В качестве планируемых предельных объемов бюджетных ассигнований бюджета города на 2025 - 2027 годы (предварительных) приняты бюджетные ассигнования, утвержденные решением Совета депутатов города Мончегорска от 14.12.2023 N 26 "О бюджете города Мончегорска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" (в редакции решений Совета депутатов города Мончегорска от 23.05.2024 N 75, от 22.08.2024 N 95), с учетом изменений показателей сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.09.2024.
Планируемые предельные объемы бюджетных ассигнований на 2025 - 2027 годы (предварительные) сформированы в размере лимитов бюджетных обязательств на 2024 год (по состоянию на 01.09.2024), за исключением:
- объемов бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;
- объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию плана природоохранных мероприятий, утвержденного Правительством Мурманской области, и сформированных за счет денежных средств от фактически поступивших доходов бюджета города, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1, пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- объемов бюджетных ассигнований на прекращающиеся расходные обязательства ограниченного срока действия;
- объемов бюджетных ассигнований на реализацию нерегулярных ("разовых") мероприятий.
2. Планируемые предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета города на 2025 - 2027 годы (предварительные) сформированы с учетом:
- поддержания достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации с учетом допустимого отклонения уровня средней заработной платы соответствующей категории работников бюджетной сферы от целевого ориентира по итогам года не более 5%. Реализация указов Президента
Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы осуществляется с использованием внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и привлечения средств от приносящей доход деятельности;
- уточнения объемов бюджетных ассигнований на оплату труда работников органов местного самоуправления, муниципальных служащих, исходя из утвержденной штатной численности и нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования фонда оплаты труда соответствующих категорий работников на уровне 2024 года;
- обеспечения расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 01.01.2025 (исходя из размера минимального размера оплаты труда в Мурманской области в сумме 51 612,00 руб.);
- объемов бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;
- объемов бюджетных ассигнований на реализацию плана природоохранных мероприятий в целях исполнения статей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- сохранения в составе расходов приоритета финансирования работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов;
- обеспечения размера бюджетных ассигнований за счет средств бюджета города в размере 15%, необходимых для выполнения условий софинансирования субсидий областного бюджета;
- уменьшения (исключения) объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия, в том числе в связи с уменьшением контингента получателей;
- обеспечения объемов бюджетных ассигнований на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета 25 000,00 руб. на человека (включая членов семей);
- формирования бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций на основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 1-3 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций", а также с учетом применения коэффициента платной деятельности при расчете бюджетных ассигнований на 2025 - 2027 годы;
- формирования бюджетных ассигнований на уплату земельного налога муниципальными казенными, бюджетными и автономными учреждениями с учетом положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом возможного изменения (увеличения, уменьшения) кадастровой стоимости земельных участков;
- осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с учетом необходимости завершения ранее начатых проектов, а также проектов, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников.
3. Ввиду уменьшения в 2025 - 2027 годах объема межбюджетных трансфертов в рамках государственной программы Мурманской области "Финансы", сокращен объем бюджетных ассигнований по расходам на выполнение собственных полномочий: на оплату труда и начислений на оплату труда в размере одного календарного месяца, по прочим расходам на 50%. При увеличении доходной части бюджета города расходы бюджета города будут уточнены путем внесения изменений в решение Совета депутатов города Мончегорска о бюджете города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
3. Основные направления долговой политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления долговой политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика) разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом города Мончегорска (далее - муниципальный долг), определяют цели, а также основные задачи, риски и направления деятельности по управлению муниципальным долгом на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Долговая политика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в городе Мончегорске на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов и муниципальной программой "Управление муниципальными финансами города Мончегорска".
Реализация долговой политики направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности бюджета города, обеспечению потребностей в заемном финансировании, своевременного и полного исполнения муниципальных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание муниципального долга, поддержания объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне с учетом необходимости соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Долговую политику города Мончегорска реализует управление финансов администрации города Мончегорска.
Информация о долговой политике города Мончегорска является открытой и общедоступной. Сведения об обязательствах и информация о муниципальном долге размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления города Мончегорска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.1. Итоги реализации долговой политики за 2023 год и анализ текущего состояния муниципального долга
По итогам исполнения бюджета города за 2023 год ограничения по уровню дефицита, расходов на обслуживание муниципального долга, параметры предельного объема муниципального долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2024 составил 249 291 850,00 руб. или 19,0% к исполнению по собственным доходам за 2023 год без учета объема безвозмездных поступлений. Относительно 2022 года муниципальный долг уменьшился на 29 022 000,00 руб.
Привлечение заемных средств осуществлялось для погашения долговых обязательств. Муниципальный долг в 2023 году представлен бюджетными кредитами, полученным из областного бюджета.
В 2023 году Правительством Мурманской области реструктуризация бюджетных кредитов не проводилась.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2023 году составили 276 331,89 руб. или 0,01% в общем объеме расходов бюджета города (за исключением расходов, осуществленных за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Объем расходов на обслуживание муниципального долга в 2023 году не превысил ограничения, установленного статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Погашение и обслуживание долговых обязательств города Мончегорска осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.
За девять месяцев 2024 года муниципальный долг уменьшился на сумму 2 382 000,00 руб., составляет 246 909 850,00 руб. и представлен на 100% бюджетными кредитами.
В 2024 году Правительством Мурманской области не планируется проведение реструктуризации бюджетных кредитов.
Показатели города Мончегорска соответствуют группе заемщиков со средней долговой устойчивостью. В 2024 году планируется сохранить достигнутый уровень долговой устойчивости города Мончегорска.
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики города Мончегорска
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, являются:
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влияющие на доходы и расходы бюджета города;
- нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;
- соблюдение условий дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности к соглашениям о предоставлении бюджету города из областного бюджета бюджетного кредита на частичное финансирование дефицита бюджета города и для погашения долговых обязательств, заключенных с Министерством финансов Мурманской области (далее - дополнительные соглашения о реструктуризации);
- возможное снижение показателей прогноза социально-экономического развития города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов;
- необходимость финансового обеспечения расходных обязательств, принимаемых с учетом реализации указов Президента Российской Федерации;
- увеличение расходов бюджета города на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы;
- сохранение позиции в группе муниципальных образований Мурманской области со средним уровнем долговой устойчивости в соответствии с установленной системой оценки.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита бюджета города и необходимость его финансирования путем осуществления заимствований в экономически обоснованных объемах, не превышающих ограничения, установленные дополнительными соглашениями о реструктуризации.
Долговая политика направлена на:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- обеспечение обоснованного объема и структуры муниципального долга;
- своевременное обслуживание и погашение муниципальных долговых обязательств;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет города, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета города;
- привлечение временно неиспользуемых остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений для покрытия кассовых разрывов;
- выполнение условий дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;
- соблюдение значений показателей, обеспечивающих средний уровень долговой устойчивости муниципального образования.
Долговая нагрузка на бюджет города будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по снижению муниципального долга, его объем сохранится на безопасном уровне.
3.3. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
- обеспечение сбалансированности бюджета города при поддержании объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающим возможность гарантированного выполнения городом Мончегорском обязательств по его погашению и обслуживанию;
- недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета города;
- своевременное исполнение долговых обязательств города Мончегорска.
Задачами долговой политики являются:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и дополнительными соглашениями о реструктуризации;
- своевременное обслуживание и погашение муниципальных долговых обязательств, сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- осуществление учета долговых обязательств, ведение муниципальной долговой книги;
- контроль за показателями долговой устойчивости бюджета города (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);
- информационная открытость проводимой долговой политики и доступность информации о муниципальном долге.
3.4. Инструменты реализации долговой политики
Обеспечение сбалансированности бюджета города при обеспечении непревышения установленных показателей по объему муниципального долга и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:
1. Привлечение заемных средств в форме:
- бюджетных кредитов из областного бюджета;
- краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города;
- кредитов от кредитных организаций.
2. Привлечение остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств бюджета города с соответствующих казначейских счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет бюджета города в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города.
3. Долговая политика в отношении предоставления муниципальных гарантий носит сдержанный характер. Решение об использовании этого инструмента будет приниматься с учетом основных параметров бюджета города.
3.5. Анализ рисков для бюджета города, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
- риск недостижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города;
- процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета города на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов от кредитных организаций для выполнения расходных обязательств;
- риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований - неполучение денежных средств на финансирование дефицита бюджета города и погашение муниципальных долговых обязательств, связанное с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
- риск ликвидности - отсутствие в бюджете города средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств в срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
- риск изменения федерального и областного законодательства;
- вероятность воздействия геополитической ситуации макроэкономических рисков по ухудшению экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков.
Мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
- осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета города и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города;
- мониторинг состояния муниципального долга;
- принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств города Мончегорска.
3.6. Иные положения в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения
Реализация долговой политики направлена на сохранение следующих значений показателей долговой устойчивости бюджета города:
- соблюдение требований к предельным значениям дефицита бюджета города, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- соблюдение требований к предельному объему заимствований города Мончегорска, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- соблюдение требований, установленных пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- выполнение условий дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
Реализация долговой политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов позволит:
- обеспечить сбалансированность бюджета города;
- поддерживать объем муниципального долга на оптимальном уровне, минимизировать стоимость его обслуживания, что позволит перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики города Мончегорска;
- распределять во времени платежи, связанные с погашением и обслуживанием муниципального долга;
- обеспечить доступность информации о муниципальном долге;
- поддерживать средний уровень долговой устойчивости города Мончегорска;
- достигнуть показателей результативности выполнения основного мероприятия "Повышение гибкости долговой политики города Мончегорска" в рамках реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Мончегорска".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Мончегорска Мурманской области от 11 ноября 2024 г. N 1924 "Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики города Мончегорска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 11 ноября 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт органов местного самоуправления г. Мончегорска (www.monchegorsk.gov-murman.ru) 11 ноября 2024 г.