Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом департамента
потребительской сферы
и регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 19.11.2024 N 168
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2025 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора)
В соответствии с Положением о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент), утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2015 г. N 1346, департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При осуществлении департаментом вышеуказанного вида государственного контроля (надзора) проведение мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания (далее - подконтрольные субъекты).
По состоянию на 1 сентября 2024 г. на территории Краснодарского края осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции 2 973 организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и 8 415 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих декларирование розничной продажи пива пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Всего на территории Краснодарского края действует 3 767 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в 12 469 объектах, в том числе:
9 272 объекта розничной торговли;
3 197 объектов общественного питания.
Количество организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2023 года уменьшилось на 4,13% (на 01.09.2023 - 3 101), количество объектов общественного питания сократилось на 2,56% (на 01.09.2023 - 3 281), при этом количество объектов розничной торговли выросло на 4,41% (на 01.09.2023 -8 880).
Объем розничной продажи алкогольной продукции в регионе за истекший период 2024 года составил 270 970,85 тыс. литров, в том числе объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе составил 25,4% (68 845,53 тыс. литров).
Розничная продажа алкогольной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выросла на 16,9% (в январе - августе 2023 года объем розничной реализации алкогольной продукции составил 231 723,02 тыс. литров), объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе увеличился на 6,6% (в январе - июле 2023 года объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе составил 64 558,02 тыс. литров).
Потребление алкогольной продукции в пересчете на безводный спирт на человека за январь - август 2024 года в регионе составило 4,21 л/чел, что на 10,7% больше чем за аналогичный период 2023 года (на 01.09.2023 - 3,8 л/чел).
Объем потребления алкогольной продукции в Краснодарском крае за истекший период 2024 года составил 46,45 л/чел, что на 15,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (40,19 л/чел). Наибольшее количество потребления приходится на пиво, напитки изготовленные на основе пива (34,57 л/чел) 74,4% от общего объема потребления. На втором месте по объему потребления находятся вина тихие - 3,56 л/чел (7,6% от общего объема потребления), потребление водки в январе - августе 2024 года составило 2,84 л/чел (6,1% от общего объема потребления).
Рост потребления алкогольной продукции, по данным Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), в первую очередь связан с легализацией рынка розничной продажи алкогольной продукции и повышением исполнительской дисциплины участников рынка по отражению легальных оборотов алкогольной продукции в системе ЕГАИС.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется департаментом на основании Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 декабря 2021 г. N 866 (далее - Положение N 866).
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом за январь - август 2024 года (далее - 2024 год) проведено 47 внеплановых контрольных закупки, в том числе 32 контрольные закупки без согласования с прокуратурой краснодарского края, в порядке предусмотренном пунктом 11(9) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", также проведено 1636 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них:
1460 наблюдений за соблюдением обязательных требований;
176 выездных обследования.
По результатам выявленных нарушений департаментом составлено 45 протоколов об административных правонарушениях в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:
по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (без документов) - 10;
по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований) - 19;
по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований) - 7;
по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (ЮЛ без лицензии) - 1;
по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (ИП без лицензии) - 2;
по статье 14.19 (нарушение ЕГАИС) - 6.
Из незаконного оборота изъято 2138,82 литров алкогольной продукции.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях департаментом вынесено 18 постановлений о назначении административного наказания, в том числе:
по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ - 12;
по статье 14.19 КоАП РФ - 6.
В ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции в объектах розничной торговли (далее - ИАН), осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, был обследовано 262 объекта, выявлены следующие нарушения: реализация алкогольной продукции без лицензии;
розничная продажа алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований;
розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;
розничная продажа алкогольной продукции с нарушением особых требований и правил.
Работа по пресечению нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции также проводится и путем применения механизма приостановления и аннулирования лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Департаментом за истекший период 2024 г. вынесено 5 решений о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В Арбитражный суд Краснодарского края подано 1 заявление об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынкам подано 3 заявления на аннулирование лицензий во внесудебном порядке.
I.I. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Департаментом активно проводится работа по предупреждению нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции. На 2024 г. разработана и утверждена приказом департамента от 7 ноября 2023 г. N 296 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2024 год" Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики), целями и задачами которой являются укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента, формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности, повышение прозрачности осуществляемой деятельности, повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), департаментом проводится работа по направлению в адрес хозяйствующих субъектов предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять соответствующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
За 2024 г. организациям и индивидуальным предпринимателям объявлено 1739 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции (за аналогичный период 2023 г. объявлено 2358 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявлялись департаментом при наличии информации о следующих готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований:
а) оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ;
б) розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, без маркировки и без документов, в нарушение подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ;
в) искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ.
Департаментом также активно применяется новая форма профилактического мероприятия в виде проведения обязательных профилактических визитов, предусмотренных статей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в отношении организаций, впервые приступивших к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края. Всего проведено 130 профилактических визитов, в рамках которых предпринимателям разъяснены обязательные требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции и, в том числе, дополнительные требования, установленные на территории Краснодарского края законом Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков".
В 2024 году на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
перечень обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе с нормативно-правовыми актами Краснодарского края;
обзор правоприменительной практики осуществления департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2023 году.
В разделе "Государственный контроль" на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" кроме того опубликованы:
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности департамента за 2017 - 2023 годы и ежегодные доклады об осуществлении департаментом контроля за розничной продажей алкогольной продукции за 2016 - 2023 годы и об эффективности такого контроля.
С целью повышения эффективности мероприятий по профилактике нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции департаментом проводится активная работа по информированию населения о нарушениях, выявленных в сфере розничной продажи алкогольной продукции, об обязательных требованиях и мерах по их соблюдению путем размещения информации в СМИ, на официальном сайте департамента и в социальных сетях.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики) являются:
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами, обязательных требований, соблюдение которых оценивается департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачами Программы профилактики являются:
Укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента.
Формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.
Повышение прозрачности осуществляемой департаментом контрольно-надзорной деятельности.
Повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
III. Перечень профилактических мероприятий
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
III.I. Информирование
Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется департаментом посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты подконтрольных субъектов на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/cabinet и в иных формах информации, предусмотренной пунктами 1 - 10, 12 - 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется в течении года, по мере необходимости, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом правового обеспечения, профилактики коррупции и государственной службы и кадров департамента.
III.II. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится департаментом один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ответственные за подготовку и опубликование доклада о правоприменительной практике отдел государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
III.III. Объявление предостережений
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляются и направляются подконтрольным субъектам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований направляются в течении года следующими должностными лицами департамента:
руководитель департамента;
заместитель руководителя департамента;
начальник отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
заместитель начальника отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
главный консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
ведущий консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
старший специалист 1 разряда отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в департамент либо в виде электронного документа, оформляемого в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля.
Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается Положением N 866.
Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
III.IV. Консультирование
Должностные лица департамента осуществляют консультирование:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита;
2) посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом контроля;
о порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц органа контроля.
Консультирование осуществляется в течении года, по мере обращения подконтрольных субъектов и иных лиц, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом правового обеспечения, профилактики коррупции и государственной службы и кадров департамента.
III.V. Профилактический визит
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольных субъектов либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится в обязательном порядке в отношении организаций впервые приступающих к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности, с 1 по 12 месяцы 2025 года.
Сроки проведения обязательных профилактических визитов в 2024 году и перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение обязательных профилактических визитов, указаны в приложении 2 к данной программе.
Ответственные за проведение профилактических визитов должностные лица отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
В целях оценки результативности и эффективности программы профилактики применяются показатели согласно приложению 1 к данной программе.
Заместитель руководителя |
Д.И. Юшкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.