25 июня 2014 г. |
Дело N А56-30241/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан" Кузнецова Е.И. (доверенность от 14.02.2013), Цыпкуновой В.В. (доверенность от 20.01.2014), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 14.04.2014), от закрытого акционерного общества "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" Новиковой О.В. (доверенность от 20.05.2014),
рассмотрев 25.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 по делу N А56-30241/2013 (судьи Орлова Е.А., Швецова Н.П., Чекунов Н.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан", место нахождения: 196626, Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Поселковая, д. 12, лит. "В", ОГРН 1027809006268 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. "А", ОГРН 1037851017973 (далее - Комитет), о признании недействующим распоряжения Комитета от 30.11.2012 N 421-р "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков закрытого акционерного общества "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжение N 421-р) как не соответствующего Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) и приказу Федеральной службы по тарифам от 25.10.2012 N 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" (далее - Приказ ФСТ N 250-э/2).
К участию в деле привлечены закрытое акционерное общество "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 20 (далее - Агентство), и Федеральная службы по тарифам, место нахождения: 109074, Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.
Решением суда от 26.11.2013 Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 26.11.2013 и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает, что рост тарифов, установленных Агентству на второе полугодие 2013 года, значительно превысил величину, установленную в приказе ФСТ N 250-э/2, что является нарушением этого приказа. Суду следовало истребовать первичные документы, послужившие основанием для установления Агентству тарифа и назначить по делу экспертизу.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Агентство просят оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Комитета и Агентства с ними не согласились.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Агентство является организацией, оказывающей на территории Санкт-Петербурга услуги по водоснабжению, водоотведению и транспортированию сточных вод.
Общество является абонентом Агентства.
Комитет принял Распоряжение N 421-р, которым установил Агентству на 2013 год тарифы на холодную воду, водоотведение и транспортирование стоков, с календарной разбивкой:
- с 01.01.2013 по 30.06.2013 на холодную воду 33,81 руб./куб.м, на водоотведение 42,11 руб./куб.м, на водоотведение (услуги по транспортированию стоков) - 19,87 руб./куб.м без учета налога на добавленную стоимость;
- с 01.07.2013 по 31.12.2013 на холодную воду - 50,86 руб./куб.м, на водоотведение - 45,81 руб./куб.м, на водоотведение (услуги по транспортированию стоков) - 19,87 руб./куб.м без учета налога на добавленную стоимость.
Полагая, что Распоряжение N 421-р не соответствует Закону N 210-ФЗ, Основам ценообразования и Приказу ФСТ N 250-э/2, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось с арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ в соответствии с названным Законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоотведения и очистки сточных вод.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации.
Одним из методов регулирования тарифов в силу пункта 1 части 1 статьи 8 Закона N 210-ФЗ является метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса.
Названные Правила определяют порядок и условия установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил Агентство представило в Комитет заявления от 26.09.2012 и от 05.10.2012 с просьбой утвердить на 2013 год тарифы.
Из протокола заседания Правления Комитета от 30.11.2012 N 1158 следует, что эксперты Комитета провели экспертизу представленных Агентством расчетных и обосновывающих материалов, по результатам обсуждения которой Правление утвердило Агентству тарифы в указанных выше размерах, согласовав производственную программу на 2013 год.
Оценив материалы дела, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Комитет при установлении тарифов не нарушил действующее законодательство. Данные о том, что тарифы не отвечают критерию экономической обоснованности, в материалы дела не представлены. Следовательно, у суда отсутствовали основания для истребования дополнительных документов и назначения по делу экспертизы.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, подготовленному Минэкономразвития России и одобренному на заседании Правительства Российской Федерации 28.09.2012, пересмотр тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет осуществляться с 01.07.2013 и должен составить 10%.
Пунктом 29 Приказа ФСТ N 250-э/2 для Санкт-Петербурга установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013, в размере 109,9%.
Данный показатель установлен в среднем по субъекту, в этой связи изменение тарифов по отдельным организациям может составлять величину отличную от предельного максимального уровня в большую или меньшую сторону при условии, что совокупный рост соответствующих тарифов на территории Санкт-Петербурга не превысит установленного предела.
С учетом изложенного превышение предельного индекса в отношении Агентства при отсутствии данных о том, что рост тарифов в среднем по Санкт-Петербургу не превысил данного показателя, не может влечь признание оспариваемого Распоряжения недействующим.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 по делу N А56-30241/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.