24 июня 2014 г. |
Дело N А42-6143/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2013 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А42-6143/2012,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района, место нахождения: 184381, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., д. 50, ОГРН 1025100587049 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с тремя самостоятельными исками к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049 (далее - Теруправление Росимущества), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на три земельных участка с кадастровыми номерами 51:01:1101002:0014, 51:01:1101002:0031, 51:01:1101002:0012; признании права неразграниченной собственности на указанные земельные участки (дела N А42-6143/2012, А42-6145/2012, А42-6144/2012 соответственно).
Определением от 15.01.2013 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А42-6143/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Нефтяной терминал "Лавна", место нахождения: 183052, Мурманская обл., г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1117746471864 (далее - Терминал), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, место нахождения: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22, ОГРН 1045100220285, федеральное государственное учреждение "Администрация Морского порта Мурманск", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Портовый пр., д. 1, ОГРН 1025100841435.
Решением от 06.11.2013 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается, что на спорных земельных участках находятся принадлежащие Российской Федерации объекты недвижимости; нахождение двух спорных земельных участков в границах морского порта не является основанием для отнесения этих участков к федеральной собственности.
Теруправление Росимущества в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права выводы судов о расположении на земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, нахождении двух спорных участков в границах территории морского порта и наличии оснований для отнесения всех трех участков к собственности Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распорядительных актов администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области Отдел муниципальной собственности и земельных отношений администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области (далее - Отдел) и закрытое акционерное общество "Синтез Петролеум" (далее - ЗАО "Синтез Петролеум") заключили договор от 10.07.2007 N 616 аренды земельных участков площадью 113 159 кв. м и 47 241 кв. м с кадастровыми номерами 51:01:1101002:0012 и 51:01:1101002:0014 соответственно, расположенных за пределами участка, занятого зданиями и сооружениями Комплексной производственной базы по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 19 км автодороги Мурманск - Печенга, для строительства нефтеперегрузочного комплекса "Лавна" на срок с 26.12.2006 по 26.12.2011.
Дополнительным соглашением от 07.11.2011 N 1 арендатор в связи с реорганизацией заменен на Терминал; срок аренды продлен с 27.12.2011 на пять лет.
Кроме того, Отдел и ЗАО "Синтез Петролеум" заключили договор от 17.02.2009 N 1296 аренды земельного участка площадью 113 995 кв. м с кадастровым номером 51:01:1101002:0031, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, юго-восточная часть кадастрового квартала, для использования под промышленные объекты (строительство нефтеперегрузочного комплекса "Лавна") на срок с 11.02.2009 по 11.02.2014.
01.03.2012 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:01:1101002:12, 17.03.2012 - на земельный участок с кадастровым номером 51:01:1101002:31, 19.03.2012 - на земельный участок с кадастровым номером 51:01:1101002:0014.
Комитет, считая, что не имелось оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, относящиеся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочиями по распоряжению которыми наделен Комитет, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
На момент обращения Российской Федерации в лице уполномоченного органа за государственной регистрацией права собственности на спорные земельные участки разграничение государственной собственности на землю производилось в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно пункту 1 названной статьи к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из материалов дела усматривается, что 10.02.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на два объекта недвижимости, именуемых "образование территории нижней террасы", общей площадью 77 167 кв. м каждый, расположенных по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 19 км автодороги Мурманск - Печенга. Как установлено судами по результатам исследования собранных по делу доказательств, указанные объекты расположены на нескольких земельных участках, в том числе спорных.
Кроме того, суды также установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:01:1101002:0012 и 51:01:1101002:0014 входят в состав территории морского порта Мурманск. Данное обстоятельство исходя из положений статей 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в совокупности также не позволяет считать, что в отношении названных участков, относящихся к землям транспорта, предназначенных для использования и используемых для строительства объектов инфраструктуры морского порта, государственная собственность не разграничена.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и правомерно отказали Комитету в иске.
Доводы подателя жалобы о недоказанности нахождения на спорных участках объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, и включения двух участков в границы территории морского порта Мурманск подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследовавшихся судами доказательств и выводов судов об установленных ими обстоятельствах. Однако по таким мотивам в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт не может быть отменен или изменен при проверке его в кассационном порядке. К установленным в процессе рассмотрения спора обстоятельствам нормы права суды применили верно.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А42-6143/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.