02 июля 2014 г. |
Дело N А21-426/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Михайловской Е.А. и Родина Ю.А.,
с участием от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" Хасиева Д.Н. (доверенность от 01.01.2014),
рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.11.2013 по делу N А21-426/2013 (судья Зинченко С.А.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго", место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, ОГРН 1023900764832 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: 236000, г. Калининград, Советский пр., д. 13, ОГРН 1023900773192, об оспаривании приказа от 19.12.2012 N 123-03э/12 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2013 год" (далее - Приказ).
К участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество "Оборонэнерго"), открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ).
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), решением суда от 13.11.2013 в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением от 13.11.2013, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на него.
Определением апелляционного суда от 07.04.2014 производство по апелляционной жалобе прекращено ввиду того, что оспариваемый Приказ обладает признаками нормативного правового акта, а потому решение суда по проверке его законности может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 13.11.2013, дело направить на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемым Приказом установлен завышенный тариф, а потому Приказ не может не нарушать права заявителя, вынужденного рассчитываться по этому тарифу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
В данном случае Приказом утверждены индивидуальные тарифы для расчетов между Обществом и обществом "Оборонэнерго" за услуги по передаче электрической энергии.
Судом не учтено, что акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 14, 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, по форме, предусмотренной приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного акты регулирующих органов об утверждении единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов. Данная позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 6256/13.
В соответствии с частью 1 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными главой 23.
В силу части 1 и пункта 2 части 2 статьи 17, а также части 1 статьи 194 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в первой инстанции арбитражного суда коллегиально тремя судьями.
В данном случае дело в суде первой инстанции рассмотрено судьей единолично, в связи с чем решение от 13.11.2013 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.11.2013 по делу N А21-426/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.