08 июля 2014 г. |
Дело N А56-47321/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Фирма Медполимер" Кирилловой Ю.Е. (доверенность от 18.02.2014 N 7), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Покровская больница" Аслахановой Т.Х. (доверенность от 29.10.2012 N Д-2270) и Галкиной Е.Д. (доверенность от 30.06.2014 N 41),
рассмотрев 01.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Покровская больница" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А56-47321/2013 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Фирма Медполимер", место нахождения: 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 69, ИНН 7806008745, ОГРН 1027804177961 (далее - Общество, ОАО "Фирма Медполимер"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13 лит. "А", ИНН 7825413361, ОГРН 1027809242933 (далее - Управление, УФАС), от 16.05.2013 по делу N 94-741/13 о нарушении законодательства о размещении заказов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская Покровская больница", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 85, ИНН 7801001369, ОГРН 1027800528359 (далее - Учреждение, ГБУЗ "Городская Покровская больница"), а также закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", место нахождения: 115184, Москва, Большая Татарская ул., д. 9, ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441 (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ").
Решением суда первой инстанции от 11.12.2013 (судья Анисимова О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.03.2014 решение от 11.12.2013 оставлено без изменения. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что вторая часть заявки ОАО "Фирма Медполимер" правомерно признана заказчиком не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме по причине отсутствия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, и пришел к выводу о том, что лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств достаточно для поставки лекарственных средств медицинской организации.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Городская Покровская больница", ссылаясь на ошибочность вышеизложенных выводов суда апелляционной инстанции, просит исключить из мотивировочной части постановления апелляционного суда слова о признании ошибочным вывода суда первой инстанции о недостаточности лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств для поставки лекарственных средств медицинской организации и необходимости получения для осуществления такой деятельности лицензии на фармацевтическую деятельность. По мнению подателя жалобы, для перевозки лекарственных средств/препаратов необходимо иметь лицензию, дающую на это право, и таким правом обладает только лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с нормами части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность постановления от 31.03.2014 в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждением 16.04.2013 на электронной площадке в сети Интернет на сайте www.sberbank-ast.ru за номером 0372200262213000095 опубликована информация о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку раствора натрия хлорида для нужд ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Аукцион).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, комиссия заказчика признала вторую часть заявки ОАО "Фирма Медполимер" не соответствующей требованиям и условиям, установленным в пункте 20 раздела III документации об Аукционе, ввиду непредставления данным участником копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
ОАО "Фирма Медполимер" 07.05.2013 обратилось в УФАС с жалобой на решение комиссии заказчика, полагая, что признание второй части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе неправомерно ввиду представления им лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных препаратов, являющихся предметом Аукциона.
Решением УФАС от 16.05.2013 по делу N 94-741/13 жалоба ОАО "Фирма Медполимер" признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, признал, что имеющаяся у ОАО "Фирма Медполимер" лицензия на производство лекарственных средств не предоставляет ему права на перевозку лекарственных средств, в связи с чем вторая часть заявки Общества была правомерно признана заказчиком не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по причине отсутствия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Апелляционный суд не согласился с указанными выводами, посчитав, что производители лекарственных средств в рамках лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств могут осуществлять поставку (реализацию) этих лекарственных препаратов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального права, считает жалобу ГБУЗ "Городская Покровская больница" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона N 61-ФЗ под производством лекарственных средств понимается деятельность по производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств, а фармацевтической деятельностью является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно части 2 статьи 45 Закона N 61-ФЗ производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств.
Аналогичные нормы об обязательности лицензирования фармацевтической деятельности содержатся в части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ.
Частью 8 статьи 45 Закона N 61-ФЗ установлено, что производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств; организациям оптовой торговли лекарственными средствами; аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; медицинским организациям и ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно статье 53 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; медицинским организациям, ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Анализ указанных норм позволил суду апелляционной инстанции сделать правомерный вывод о том, что организации-производители лекарственных средств и организации оптовой торговли лекарственными средствами имеют право продавать или передавать лекарственные средства в распоряжение одному и тому же кругу лиц.
Материалами дела подтверждается, что в составе заявки на участие в Аукционе ОАО "Фирма Медполимер" представило лицензию на осуществление деятельности про производству лекарственных средств (том дела 1, листы 62 - 64), в связи с чем Общество, как производитель лекарственных средств, соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), предъявляемым к участникам размещения заказа.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что из содержания письма Федеральной антимонопольной службы от 14.02.2011 N АЦ/4619 "О разъяснении Закона N 94-ФЗ в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения" следует, что поставку лекарственных средств (изделий медицинского назначения) могут осуществлять как аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, так и производители лекарственных средств и организации оптовой торговли.
Также суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" утверждено Положение о лицензировании производства лекарственных средств, которым установлен порядок лицензирования деятельности по производству лекарственных средств, осуществляемой юридическими лицами в соответствии с Законом N 61-ФЗ.
Деятельность по производству лекарственных средств включает в себя работы, приведенные в Перечне работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств, который является приложением к Положению о лицензировании производства лекарственных средств. В указанный перечень входят в том числе производство, хранение и реализация лекарственных средств.
В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары как на возмездной основе (в том числе обмен товарами), так и на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи отнесены в том числе поставка товаров и поставка товаров для государственных нужд.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
Порядок поставки товаров установлен статьей 509 ГК РФ, в соответствии с пунктом первым которой поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
Таким образом, реализация лекарственных средств включает в себя и их поставку (перевозку).
Следовательно, исходя из предмета Аукциона - права на поставку лекарственного препарата, производителем которого является ОАО "Фирма Медполимер", - заказчик неправомерно отклонил заявку указанного участника при наличии у него лицензии на производство лекарственных средств.
Нормы материального права в обжалуемой части применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А56-47321/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Покровская больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.