В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства юстиции Республики Алтай требованиям антимонопольного законодательства, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве юстиции Республики Алтай (далее - Министерство) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. Признать утратившим силу приказ Комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Республики Алтай от 8 февраля 2019 г. N 19 "Об организации в Комитете по делам записи актов гражданского состояния и архивов Республики Алтай системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства".
3. Системному администратору разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Н.П. Антарадонова |
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
юстиции Республики Алтай
от 27.11.2024 г. N П-12-01/0060
Положение
об организации в Министерстве юстиции Республики Алтай системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1. Положение об организации в Министерстве юстиции Республики Алтай (далее - Министерство) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение и контроль исполнения в Министерстве антимонопольного комплаенса.
3. Задачи антимонопольного комплаенса в Министерстве:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) информационная открытость функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и его функционирования, осуществляется министром юстиции Республики Алтай (далее - министр юстиции), который:
а) вводит в действие Положение об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками Министерства антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
6. В целях организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса министром юстиции назначается должностное лицо, к компетенции которого относятся следующие функции:
а) подготовка и представление министру юстиции на утверждение Положения об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в Положение об антимонопольном комплаенсе), а также внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) выявление конфликта интересов в деятельности работников Министерства, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) взаимодействие с территориальным антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
ж) информирование министра юстиции о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
з) подготовка и внесение на утверждение министра юстиции карты комплаенс-рисков Министерства;
и) подготовка и внесение на утверждение министра юстиции плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
к) определение и внесение на утверждение министра юстиции ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
л) подготовка для подписания министром юстиции и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
м) организация обучения работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
н) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на работу в Министерство;
о) координация взаимодействия с коллегиальным органом;
п) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства.
7. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган), возлагаются на комиссию, утвержденную приказом министра юстиции.
8. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
9. Выявление и оценка комплаенс-рисков Министерства осуществляется уполномоченным должностным лицом.
10. В целях выявление комплаенс-рисков уполномоченным должностным лицом в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
11. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 10 Положения, уполномоченное должностное лицо:
а) осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях Министерства о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составляет перечень нарушений антимонопольного законодательства (при их выявлении) в Министерстве с кратким изложением сути нарушения по сферам деятельности, возможных последствий нарушения антимонопольного законодательства и мер по устранению выявленных нарушений.
12. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 10 Положения, уполномоченное подразделение (должностное лицо) в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс-рисков Министерства, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
13. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным должностным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушениях (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию ФАС России, сведения о мерах по устранению нарушения.
14. При проведении уполномоченным должностным лицом Министерства анализа нормативных правовых актов Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте Министерства (в срок не позднее 1 мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с 1 мая по 1 августа отчетного года);
г) представление министру юстиции сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства (в срок не позднее сентября отчетного года).
15. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным должностным лицом реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте Министерства (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным должностным лицом реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве.
17. Комплаенс-риски отражаются уполномоченным должностным лицом в карте комплаенс-рисков Министерства согласно разделу IV Положения.
18. При выявлении комплаенс-рисков уполномоченным должностным лицом проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
19. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
20. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Министерства в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
21. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Министерства
22. В карту комплаенс-рисков Министерства включаются:
выявленные риски (их описание);
описание причин возникновения рисков;
описание условий возникновения рисков.
23. Карта комплаенс-риска Министерства утверждается министром юстиции и размещается на официальном сайте Министерстве в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 мая отчетного года.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства
24. В целях снижения комплаенс-рисков уполномоченным должностным лицом ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Министерства.
25. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Министерства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
26. В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Министерства в обязательном порядке должны быть указаны:
а) общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков Министерства);
б) описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
в) ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
г) срок исполнения мероприятия.
27. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства утверждается министром юстиции. Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства обеспечивается уполномоченным должностным лицом.
28. Уполномоченное должностное лицо на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства.
29. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
30. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляет собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода.
31. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным должностным лицом и утверждаются министром юстиции на отчетный год ежегодно.
32. Уполномоченное должностное лицо ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
33. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
34. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков Министерства, утвержденную министром юстиции на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные министром юстиции на отчетный период;
в) план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства, утвержденный министром юстиции на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
35. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным должностным лицом на подпись министру юстиции, а подписанный министром юстиции проект доклада представляется на утверждение коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись министру юстиции не позднее 1 марта года следующего за отчетным.
Уполномоченное должностное лицо обеспечивает подписание проекта доклада министром юстиции в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.
Уполномоченное должностное лицо обеспечивает представление подписанного министром юстиции доклада в коллегиальный орган в течение 10 дней с момента его подписания.
36. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
37. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
38. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
IX. Ответственность
39. Уполномоченное должностное лицо несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. Работники Министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Республики Алтай от 27 ноября 2024 г. N П-12-01/0060 "Об организации в Министерстве юстиции Республики Алтай системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Вступает в силу с 28 ноября 2024 г.
Опубликование:
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 28 ноября 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2024 г. N 0401202411290006