11 июля 2014 г. |
Дело N А05-13836/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Копышевой Ю.В. (доверенность от 23.09.2013 N 74-Д),
рассмотрев 07.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2014 (судья Дмитревская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (судьи Холминов А.А., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А05-13836/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (место нахождения: 107078, Москва, улица Маши Порываевой, дом 34, ОГРН 1097746772738; далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, помещение 142, ОГРН 1022900530696; далее - Управление) от 16.08.2013 по делу N 15-13 о нарушении заявителем пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Туристическая компания "Трэвел Клуб" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 52, ОГРН 1022900548824; далее - Компания) и первичную профсоюзную организацию открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" Российского профсоюза работников морского транспорта (место нахождения: 163061, город Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 26, ОГРН 1022900005116; далее - Организация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила N 30), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление, Компания и Организация о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании обращений Компании и Организации в антимонопольный орган в отношении Общества проведена проверка осуществления в летний период 2013 года перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом из города Архангельска к месту отдыха и обратно (в детские оздоровительные лагеря и санатории), в частности в Адлеровском, Анапском, Новороссийском и Ростовском железнодорожных направлениях.
В ходе проверки Управление установило, что Компания направила в Общество заявки на резервирование мест и оформление проездных документов от 21.01.2013 N 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, в ответ на которые Общество в письме от 19.02.2013 N ФКПФО-29/26 сообщило, что поезда, обеспечивающие перевозку организованных детских групп в одном направлении, являются убыточными. Кроме того, выявлен дефицит подвижного состава по сети дорог, необходимого для перевозки детей. Перевозка групп детей в 2013 году специальными составами будет возможна только при возмещении расходов со стороны заказчика на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно) независимо от направления следования группы. Для сокращения расходов Обществом предложено осуществить перевозку с организацией прибытия и отправления детских групп в одни сутки, то есть одним специализированным составом, при этом компенсация расходов необходима только за первый (завоз) и последний (вывоз) рейс. Для организации перевозки другими возможными вариантами Общество предложило обратиться к другим перевозчикам.
Организация также направила в Общество предварительные заявки на резервирование мест для перевозки организованной группы детей от 16.01.2013 N 33/09, 33/08, 33/06 и 33/07 (впоследствии уточненные), в ответ на которые Общество в письме от 19.02.2013 N ФКПФО-29/27 сообщило, что поезда, обеспечивающие перевозку организованных детских групп в одном направлении, являются убыточными. Кроме того, выявлен дефицит подвижного состава по сети дорог, необходимого для перевозки детей. Перевозка групп детей в 2013 году специальными составами будет возможна только при возмещении расходов со стороны заказчика на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно) независимо от направления следования группы. Для сокращения расходов Обществом предложено осуществить перевозку детей в составах графиковых поездов. Для организации перевозки другими возможными вариантами Общество предложило обратиться к другим перевозчикам или в ООО "РЖД ТУР".
Впоследствии в письме от 11.04.2013 N 416 Общество уведомило Организацию, что по Положению о порядке организации продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования от 08.07.2011, резервирование мест для перевозки организованных групп детей производится в регулярных поездах в объеме не более 50% мест в вагонах одного типа (плацкартный вагон или купе). Условия перевозки специализированными детскими составами Обществом не объявлены, заявки Организации в Москве не утверждены, в связи с чем предложено откорректировать даты выезда или заменить места в плацкартном вагоне на места в купейном вагоне.
В порядке статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" Управление выдало заявителю предупреждение от 10.06.2013 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем удовлетворения заявок Компании и Организации на резервирование мест и оформления проездных документов при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом из города Архангельска к месту отдыха и обратно, а также совершения необходимых юридических действий, в том числе направления проектов соответствующих договоров в адрес заказчиков, подписанных со стороны исполнителя. Срок исполнения предупреждения - до 28.06.2013.
Учитывая, что к названому сроку информация об исполнении предупреждения не поступила в антимонопольный орган, определением от 08.07.2013 N 236 Управление возбудило дело N 15-13 в отношении Общества по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
15.07.2013 в Управление поступило письмо Общества от 01.07.2013 N ФПКЮсуд19/188 из которого следует, что все плановые заявки на резервирование мест и оформление проездных документов для организации перевозки групп детей в оздоровительные учреждения к месту отдыха приняты к исполнению, а потому, по мнению Общества, признаков нарушения антимонопольного законодательства в его действиях не имеется.
В заседании комиссии антимонопольного органа Компания и Организация подтвердили информацию о выполнении всех плановых заявок, а также об отсутствии претензий к Обществу.
Решением от 16.08.2013 по делу N 15-13 Управление признало в действиях Общества, выразившихся в выставлении необоснованных требований о получении дополнительных финансовых средств на возмещение со стороны заказчиков расходов на перевозку железнодорожным транспортом, а именно на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно), независимо от направления следования групп, нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
При этом, приняв во внимание выполнение Обществом плановых заявок Компании и Организации на перевозку детских групп к месту отдыха, а также отсутствие претензий к Обществу, Управление прекратило рассмотрение дела N 15-13 в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 решения от 16.08.2013).
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявления Общества, сделав вывод об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушений запретов, установленных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции").
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество включено в реестр субъектов естественной монополии на транспорте в раздел I "Железнодорожные перевозки", регистрационный номер 77/1/4.
Из пункта 8 Правила N 30 следует, что продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" и по ручной технологии осуществляется в срок от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота поезда.
В соответствии с пунктом 23 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111 (далее - Правила N 111), порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Перевозчик может осуществлять продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров в поездах дальнего следования по заявкам организаций. Порядок и сроки приема от организаций заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров, а также порядок их оформления, возврата неиспользованных проездных документов (билетов) и выплаты стоимости возвращенных проездных документов (билетов) устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (пункт 24 Правил N 111).
Согласно пункту 29 Правил N 30 железные дороги осуществляют по предварительным заявкам юридических лиц продажу проездных документов (билетов) для перевозок организованных групп пассажиров (не менее 10 человек) на поезда дальнего и местного следования. В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прикладывается в двух экземплярах пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что обращения Компании и Организации в Общество для резервирования мест для перевозок организованных групп детей не являются предварительными заявками на продажу проездных документов по смыслу пункта 29 Правил N 30, поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым к таким заявкам. Указанные обращения Компании и Организации представляют собой предварительную информацию о необходимости перевозок детских групп и не являются резервированием мест, под которым понимается выделение мест в соответствии с заявкой согласно именно пункту 29 Правил N 30. Общество производило сбор таких обращений в качестве дополнительных мероприятий по планированию перевозок.
Кроме того, письма Общества от 19.02.2013 N ФКПФО-29/26 и ФКПФО-29/27 не содержат отказ или уклонение заявителя от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), а на момент возбуждения дела антимонопольным органом все заявки Компании и Организации удовлетворены и по большей части заявок осуществлена перевозка организованных групп детей.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о том, что обращения Компании и Организации и ответные письма Общества представляют собой преддоговорную переписку и не являются отказом от продажи билетов по заявкам, а потому действия Общества неправомерно квалифицированы Управлением как нарушение антимонопольного законодательства применительно к пункту 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А05-13836/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.